Тема 1. Антитеррористическое законодательство РФ: источники, их значение и соотношение.
В настоящее время терроризм для мирового сообщества является одним из самых опасных социальных явлений. История ХХ века изобилует случаями, когда террор, устрашение выступали в качестве основного способа разрешения социальных конфликтов, возникавших на основе экономических, социальных, национальных, этнических, религиозных и иных противоречий между обществом с одной стороны и отдельными лицами либо группами лиц - с другой.
Степень общественной опасности терроризма чрезвычайно высока, ибо он не просто отражает культ насилия, но и способствует его развитию, формирует и усиливает в обществе чувство страха, обесценивает человеческую жизнь, приводит к свертыванию государственных гарантий свободы личности, ибо вызывает со стороны государства ответные меры, которые не всегда согласуются с нормами правового государства.
Взрывы в московском метро и троллейбусах, волгоградских поездах, события в Буденовске, взрыв на вокзале Пятигорска, жилого дома в Каспийске, события в театральном центре на Таганке и другие подобные им действия приводят к тому, что по разным социологическим опросам общественного мнения более 90 % граждан испытывают острое чувство тревоги либо за свою безопасность, либо за безопасность своих близких. Несмотря на незначительное количество преступлений террористической направленности (по данным МВД РФ в 2007 г. их было совершено 759, в том числе 48 террористических актов и 18 случаев захвата заложников, в январе-сентябре 2008 г. – 509, в том числе 7 террористических акта и 12 случаев захвата заложников), они представляют серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации. Более того, в Концепции национальной безопасности Российской Федерации прямо сказано: «Международным терроризмом развязана открытая кампания в целях дестабилизации ситуации в России».
В современных условиях опасность терроризма усиливается по сравнению с 40 - 60 годами не только вследствие его более значительной распространенности, но также и потому, что человечество получило доступ к оружию массового поражения: ядерному, химическому, биологическому, лазерному и т. д., которое обладает огромной разрушительной силой.
Определение стратегии борьбы с терроризмом невозможно без учета двух важнейших факторов. Во-первых, деятельность по его предупреждению, выявлению и пресечению требует объединения усилий всего международного сообщества. Во вторых, терроризм многолик, обусловлен различными причинами, поэтому противодействие ему должно носить системный комплексный характер и включать в себя совокупность социальных, экономических, политических, организационных и других мер. Существенное значение в этом комплексе принадлежит и мерам правового характера.
До недавних пор юридическая база борьбы с терроризмом была ограничена лишь нормами Уголовного кодекса РФ, что не отражало потребностей современного общества. Затем последовало принятие Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ "О борьбе с терроризмом", который был заменен в 2006 г. Федеральным законом «О противодействии терроризму» от 06.03.2006. Впоследствии были приняты также Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08. 2001, Указ Президента РФ «О мерах по противодействию терроризму» от 15.02.2006, Указ Президента РФ «Об утверждении концепции национальной безопасности Российской Федерации» от 17. 12. 1997, Положение о Национальном антитеррористическом комитете, утвержденное Указом Президента РФ от 15.02.2006. Таким образом. вопросы законодательной основы борьбы с терроризмом как опасным социальным явлением были разрешены по существу.
Как сказано в преамбуле Федерального закона «О противодействии терроризму» он "определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих борьбу с терроризмом федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом".
В самом законе можно выделить несколько структурных блоков, регулирующих ряд крупных взаимосвязанных вопросов.
В первом блоке (ст. 1-5) содержатся общие положения, характеризующие правовые основы борьбы с терроризмом и ее основные принципы, международные обязательства России по сотрудничеству с иностранными государствами, организационные основы противодействия терроризму, а также определяются основные понятия, используемые в законе.
Правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, базовый Федеральный закон «О противодействии терроризму» и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.
Достижение эффективных результатов в преодолении антисоциальных явлений предполагает определение основных начал, принципиальных идей, отражающих задачи, цели, средства и методы деятельности. Борьба с терроризмом в Российской Федерации основывается как на общих принципах борьбы с преступностью, к которым относятся обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, законность, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности, системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма, так и на специальных принципах, обусловленных спецификой терроризма: единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций, сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму, конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников, недопустимость политических уступок террористам, минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма, соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
Обобщенное понятие терроризма как социального явления дается в ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г.: «терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий».
Основными формами проявления терроризма в реальной жизни являются: а) террористическая деятельность и б) террористический акт. Террористическая деятельность включает в себе организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; подстрекательство к террористическому акту; организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре; вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности. В свою очередь террористический акт определяется как совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
Особенностью понятия террористического акта является то, что оно формулируется в двух аспектах: а) как внутригосударственное преступление, причиняющее ущерб интересам личности, общества и государства и б) как преступление, причиняющее ущерб не только национальным интересам, но и стабильности международных отношений (мирному сотрудничеству и нормальному осуществлению межгосударственных отношений), в силу чего оно становится преступлением международного характера. Следует отметить, что и террористическая деятельность, и террористический акт описываются не только в упомянутом Федеральном законе, но и прямо запрещены Уголовным кодексом Российской Федерации 1996 г., о чем речь пойдет ниже.
Второй блок (ст. 6-10) Федерального закона от 6 марта 2006 г.: регулирует порядок применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом. В частности в ст. 6 Федерального закона очерчивается круг функций, в которых Вооруженные Силы Российской Федерации могут применяться в борьбе с терроризмом. К ним относятся:
пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами;
пресечения террористических актов во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации, на объектах морской производственной деятельности, расположенных на континентальном шельфе Российской Федерации, а также для обеспечения безопасности национального морского судоходства;
участия в проведении контртеррористической операции в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом;
пресечения международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации.
Согласно положениям данного закона в целях устранения угрозы террористического акта в воздушной среде, во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе Российской Федерации и при обеспечении безопасности национального морского судоходства или в целях пресечения такого террористического акта Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если воздушное судно не реагирует на радиокоманды наземных пунктов управления прекратить нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации и (или) на радиокоманды и визуальные сигналы поднятых на его перехват летательных аппаратов Вооруженных Сил Российской Федерации либо отказывается подчиниться радиокомандам и визуальным сигналам без объяснения причин, либо морские или речные суда и корабли (плавательные средства) не реагируют на команды и (или) сигналы прекратить нарушение правил использования водного пространства Российской Федерации (подводной среды) либо отказываются подчиниться требованиям об остановке, Вооруженные Силы Российской Федерации применяют оружие и боевую технику для пресечения полета воздушного судна путем принуждения его к посадке либо для принуждения к остановке плавательного средства.
В тех же случаях, когда воздушное судно не подчиняется требованиям о посадке, а плавательное средство не подчиняется требованиям об остановке и (или) невозможно принудить его к остановке и при этом были исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его остановки и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы, оружие и боевая техника применяются для пресечения полета воздушного судна или для пресечения движения плавательного средства путем его уничтожения.
Соответствующие действия со стороны Вооруженных сил Российской Федерации носят правомерный характер, поскольку они базируются на положениях ст. 22 Федерального закона, которая устанавливает, что лишение жизни лица, совершающего террористический акт, а также причинение вреда здоровью или имуществу такого лица либо иным охраняемым законом интересам личности, общества или государства при пресечении террористического акта либо осуществлении иных мероприятий по борьбе с терроризмом действиями, предписываемыми или разрешенными законодательством Российской Федерации, являются правомерными. С уголовно-правовой точки зрения такими правовыми основаниями, в частности, являются состояние необходимой обороны или крайней необходимости, а также задержание лица, совершившего преступление, обоснованный риск и исполнение приказа или распоряжения. Данные обстоятельства регулируются Уголовным кодексом РФ (ст. 37-42) и свидетельствуют об отсутствии общественно опасного характера и, следовательно, преступности деяния со стороны лиц, их применяющих.
Более того, согласно положениям ст. 10 Федерального закона от 6 марта 2006 г. Вооруженные Силы Российской Федерации могут использоваться в соответствии с международными договорами Российской Федерации, данным Федеральным законом и другими федеральными законами для осуществления пресечения международной террористической деятельности и за пределами территории Российской Федерации. Такого рода действия могут осуществляться путем: применения вооружения с территории Российской Федерации против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз, либо использования формирований Вооруженных Сил Российской Федерации для выполнения задач по пресечению международной террористической деятельности за пределами территории Российской Федерации. Решение о применении Вооруженными Силами Российской Федерации вооружения с территории Российской Федерации против находящихся за ее пределами террористов и (или) их баз принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Применение всего комплекса мер противодействия терроризму в Российской Федерации преследует как цель защиты уголовно-правовыми средствами личности, общества и государства от терроризма, так и предупреждение, выявление и пресечение террористической деятельности. Не менее важной является и достижение профилактической цели по выявлению и устранению причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.
Основным субъектом по руководству борьбой с терроризмом и обеспечению ее необходимыми силами, средствами и ресурсами является Президент Российской Федерации, который определяет основные направления государственной политики в области противодействия терроризму, устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, по борьбе с терроризмом, принимает решение в установленном порядке об использовании за пределами территории Российской Федерации формирований Вооруженных Сил Российской Федерации и подразделений специального назначения для борьбы с террористической деятельностью, осуществляемой против Российской Федерации либо граждан Российской Федерации или лиц без гражданства, постоянно проживающих в Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации определяет компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, в области противодействия терроризму, организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявлений терроризма, организует обеспечение деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму необходимыми силами, средствами и ресурсами.
Для координации деятельности субъектов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по противодействию терроризму, а также осуществления подготовки соответствующих предложений Президенту Российской Федерации создан Национальный антитеррористический комитет. На региональных уровнях могут создаваться антитеррористические комиссии. Национальный антитеррористический комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, антитеррористическими комиссиями в субъектах Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также с общественными объединениями и организациями. Его основными задачами являются:
а) подготовка предложений Президенту Российской Федерации по формированию государственной политики в области противодействия терроризму, а также по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой области;
б) координация деятельности по противодействию терроризму федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями;
в) разработка мер по противодействию терроризму, устранению способствующих ему причин и условий, в том числе мер по обеспечению защищенности потенциальных объектов террористических посягательств;
г) участие в международном сотрудничестве в области противодействия терроризму, в том числе в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации в этой области;
д) подготовка предложений по обеспечению социальной защиты лиц, осуществляющих борьбу с терроризмом и (или) привлекаемых к этой деятельности, а также по социальной реабилитации лиц, пострадавших от террористических актов;
е) решение иных задач, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по противодействию терроризму.
Непосредственное осуществление борьбы с терроризмом осуществляют Федеральная служба безопасности РФ, Министерство внутренних дел РФ, Служба внешней разведки РФ служба охраны РФ, Министерство обороны РФ, Федеральная пограничная служба РФ. Перечисленные федеральные органы и их территориальные органы в субъектах Российской Федерации участвуют в борьбе с терроризмом в пределах своей компетенции. В предупреждении, выявлении и пресечении террористической деятельности могут участвовать и другие федеральные органы исполнительной власти.
Вместе с тем это не означает, что иные органы, общественные организации и отдельные граждане не участвуют в борьбе с терроризмом. Органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения и организации независимо от форм собственности, должностные лица должны оказывать содействие органам, осуществляющим борьбу с терроризмом. Более того, сообщение граждан правоохранительным органам о ставших известными им сведениях о террористической деятельности и о любых других обстоятельствах, информация о которых может способствовать предупреждению, выявлению и пресечению террористической деятельности, является гражданским долгом каждого. Лицам, оказывающим содействие в выявлении, предупреждении, пресечении, раскрытии и расследовании террористического акта, выявлении и задержании лиц, подготавливающих, совершающих или совершивших такой акт, из средств федерального бюджета может выплачиваться денежное вознаграждение.
Третий блок (ст. 11-17) посвящен регламентации проведения контртеррористических операций.
Контртеррористическая операция представляет собой специальное мероприятие, направленное на пресечение террористической акции, обеспечение безопасности физических лиц, обезвреживание террористов. Для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями образован Федеральный оперативный штаб. В субъектах Российской Федерации и регионах Российской Федерации с учетом местных условий по такому же принципу созданы оперативные штабы. Руководителю оперативного штаба подчиняются все военнослужащие, сотрудники и специалисты, привлекаемые к проведению контртеррористической операции. Он имеет право привлекать необходимые силы и средства федеральных органов исполнительной власти, которые принимают участие в борьбе с терроризмом. Вмешательство любого другого лица независимо от занимаемой должности в оперативное руководство контртеррористической операцией не допускается.
В зоне проведения контртеррористической операции, представляющей собой отдельные участки местности или акватории, транспортное средство, здание, строение, сооружение, помещение и прилегающие к ним территории или акватории, в пределах которых проводится указанная операция, устанавливается особый правовой режим. В частности, лица, проводящие указанную операцию, имеют право проводить:
1) проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов - доставление указанных лиц в органы внутренних дел Российской Федерации (иные компетентные органы) для установления личности;
2) удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;
3) усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;
4) ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;
5) использование транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей. Порядок возмещения расходов, связанных с таким использованием транспортных средств, определяется Правительством Российской Федерации;
6) приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;
7) приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;
8) временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;
9) введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий;
10) ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;
11) беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;
12) проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;
13) ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Соответствующие ограничения на отдельных участках территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, могут устанавливаться как в полном объеме и на все время, а могут устанавливаться отдельные меры и временные ограничения.
Четвертый блок Федерального закона (ст. 18-23) регулирует вопросы связанные с возмещением вреда, причиненного в результате террористической акции, социальной реабилитации лиц, принимающих участие в контртеррористической операции и их социальной защите.
Возмещение вреда, причиненного в результате террористической акции, производится в зависимости от территориальности совершения акции и материальных возможностей за счет средств бюджета либо субъекта Российской Федерации, либо федерального бюджета с последующим взысканием сумм этого возмещения с причинителя вреда в порядке, установленном гражданско-процессуальным законодательством.
Возмещение вреда, причиненного иностранным гражданам в результате террористической акции, совершенной на территории Российской Федерации, производится за счет средств федерального бюджета с последующим взысканием сумм этого возмещения с причинителя вреда.
Возмещение вреда, причиненного организации в результате террористической акции, производится в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористической акции, проводится в целях их возвращения к нормальной жизни и включает в себя правовую помощь указанным лицам, их психологическую, медицинскую, профессиональную реабилитацию, трудоустройство вплоть до восстановления на работе, предоставление им жилья.
Социальная реабилитация лиц, пострадавших в результате террористической акции, а также лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, производится за счет средств федерального бюджета и средств бюджета субъекта Российской Федерации, на территории которого совершена эта террористическая акция.
Особое внимание уделено правовой и социальной защите военнослужащих, сотрудников и специалистов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, непосредственно участвующих (участвовавших) в борьбе с терроризмом; лицам, содействующим на постоянной или временной основе государственным органам, осуществляющим борьбу с преступностью, в предупреждении, выявлении, пресечении террористической деятельности и минимизации ее последствий; членам семей вышеперечисленных лиц, если необходимость в обеспечении их защиты вызвана участием перечисленных лиц в борьбе с терроризмом.
При причинении вреда здоровью или имуществу лиц, участвующим в борьбе с терроризмом, он возмещается в порядке, определяемом законодательством РФ.
В частности, в случае гибели лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, выплачивается единовременное пособие в размере шестисот тысяч рублей, а также гарантируется сохранение очереди на получение жилья, компенсаций по оплате жилья и жилищно-коммунальных услуг, если имелось право на получение таких компенсаций. Нетрудоспособным членам семьи погибшего и лицам, находившимся на его иждивении, назначается пенсия по случаю потери кормильца. Если лицо, принимавшее участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, получило увечье, повлекшее за собой наступление инвалидности, этому лицу за счет средств федерального бюджета выплачивается единовременное пособие в размере трехсот тысяч рублей и назначается пенсия в соответствии с законодательством Российской Федерации. При повреждении имущества лица, принимавшего участие в осуществлении мероприятия по борьбе с терроризмом, утрачено или повреждено, это лицо имеет право на возмещение его стоимости в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В результате проведения контртеррористической операции вынуждено нередко причиняется физический и материальный вред посторонним гражданам и организациям, а также причинение вреда жизни, здоровью и имуществу террористов и иным правоохраняемым интересам. При этом военнослужащие, специалисты и другие лица, участвующие в борьбе с терроризмом, освобождаются от ответственности за вред, причиненный при проведении контртеррористической операции, в соответствии с законодательством РФ. Такими правовыми основаниями, в частности, являются состояние необходимой обороны или крайней необходимости, а также задержание лица, совершившего преступление, обоснованный риск и исполнение приказа или распоряжения. Данные обстоятельства регулируются Уголовным кодексом РФ (ст. 37-42) и свидетельствуют об отсутствии общественно опасного характера и, следовательно, преступности деяния со стороны лиц, их применяющих.
Пятый блок (ст. 24) регулирует вопросы ответственности организаций за участие в террористической деятельности.
В Российской Федерации запрещаются создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных статьями 205 – 206 (соответственно террористический акт, содействие террористической деятельности, публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма, захват заложника), 208 (организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем), 211 (угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава), 277 – 280 (соответственно посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, насильственный захват власти или насильственное удержание власти, вооруженный мятеж, публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности), 282.1, 282.2 (организация экстремистского сообщества, организация деятельности экстремистской организации) и 360 (нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой) Уголовного кодекса Российской Федерации.
Лица, виновные в террористической деятельности, несут ответственность либо в уголовно-правовом порядке, либо в порядке гражданско-правовой ответственности. В первом случае виновное лицо привлекается к ответственности по УК РФ. По данным статьям предусматриваются достаточно суровые наказание в виде лишения свободы на срок до двадцати лет, а за террористический акт и посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля кроме того возможно наказание в виде пожизненного лишения свободы. Такое же наказание возможно в случаях совершения убийства в процессе террористического акта.
В гражданско-правовом порядке рассматриваются вопросы, связанные с возмещением причиненного гражданам или организациям вреда и возмещения средств, затраченных на лечение пострадавших в процессе террористической акции.
Некоторые особенности имеет производство по делам об организациях, осуществляющих террористическую деятельность. Поскольку по УК РФ юридические лица (организации) к уголовной ответственности привлекаться не могут, постольку террористические организации могут отвечать только в гражданско-правовом порядке.
Организация признается террористической и подлежит ликвидации, а ее деятельность запрещению по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему прокурора в случае, если от имени или в интересах организации осуществляются организация, подготовка и совершение преступлений, предусмотренных статьями 205 - 206, 208, 211, 277 - 280, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также в случае, если указанные действия осуществляет лицо, которое контролирует реализацию организацией ее прав и обязанностей. Решение суда о ликвидации организации (запрете ее деятельности) распространяется на региональные и другие структурные подразделения организации.
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2003 г. деятельность 15 организаций признана террористической и запрещена на территории РФ, в том числе таких как «База» («Аль-Каида»). «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана», «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»), «Движение Талибан» и другие.
Контрольные вопросы
1. Какие принципы лежат в основе борьбы с терроризмом в РФ?
2. Как соотносятся между собой понятия «терроризм» и «террористический акт»?
3. В каких случаях воздушное или морское судно, используемое для совершения террористического акта, может быть уничтожено Вооруженными силами РФ?
4. Каковые основные функции и структура Национального антитеррористического комитета РФ?
5. Какие ограничения прав и свобод граждан допускаются законодательством при проведении контртеррористической операции?
Тема 2 Уголовная ответственность за совершение террористического акта. Доктор юридических наук, профессор В. С. Комиссаров
Ответственность за террористический акт предусмотрена ст. 205 Уголовного кодекса РФ. Это деяние относится к числу наиболее опасных преступлений международного характера, получивших в последние годы значительную распространенность в мире[130]. Из всех преступлений против общественной безопасности он является наиболее тяжким преступлением.Несмотря на небольшое количество террористических актов (в 2006 г. в России было зарегистрировано 112 случаев, в 2007 г. - 48 террористических актов, в январе-сентябре 2008 г. – 7 террористических акта) акты терроризма, как правило, сопровождаются значительным количеством человеческих жертв, огромным материальным ущербом и социально-психологической дезорганизацией общества. По данным ФСБ РФ в январе-октябре 2008 г. было предотвращено 69 террористических актов. Социально-деструктивная функция терроризма выражается во внедрении в жизнедеятельность общества насильственных методов разрешения социальных конфликтов, порождении социально-психологической атмосферы страха и беспокойства[131]. В условиях доступа человечества к оружию массового поражения (ядерному, химическому, биологическому, лазерному и т.д.), обладающему огромной разрушительной силой общественная опасность терроризма неизмеримо возрастает.
Мотивационное разнообразие конфликтных ситуаций социальной жизни (политические, религиозные, националистические, общеуголовные и т.д.) порождают и различные формы проявления терроризма. Однако с точки зрения уголовно-правовой характеристики терроризм в силу формализованности права и необходимости установления достаточных оснований для привлечения к уголовной ответственности должен иметь определенный характер и четкие границы. Как известно, в уголовном праве таким основанием является совокупность признаков состава преступления, которая однозначно и недвусмысленно должна характеризовать конкретное общественно опасное явление жизни как преступление. Однако юридическому оформлению понятия терроризма в современных усло