Современные международные отношения и мировая политика. Под ред. А.В. Торкунова М., 2005.

8. По материалам статьи Чарльза Бикерса, "Combat on The Web",

9. Журнал "Far Eastern Economic Review", 16 августа 2001 г.

10. 25.02.2008http://www.washprofile.org/?q=ru/node/7422

11. Иcточник: Crypto-Gram Newsletter, January 15, 2005 (http://www.schneier.com/crypto-gram-0501.html#10)

12. Кибервойна – методы противодействия Дата: 18 февраля 2003

13. Источник публикации: http://www.cyberinfo.ru/1/1653_1.htm

14. http://www.securitylab.ru

15. http://www.newsru.com/world/27may2005/electronic_attacks.html

Тема 8. Информационная война: концепция безопасности государства, общества и личности в информационную эпоху.

Информационные войны как вызов национальной и глобальной безопасности в современном мире. Теоретические подходы к инфовойнам. Элементы информационных войн. Психологические войны: понятие, структура, цели, способы противодействия. Субъекты и объекты инфовойн. Национальные модели обеспечения информационной безопасности (США, РФ).

Развитие информационых технологий ведет к глобальным переменам во всех сферах жизни общества. Современному информационному этапу развития присущи такие черты, как трансграничность, высокая общественная мобильность, высокая коммуникабельность, открытый доступ к широкому спектру информационных источников, высокая зависимость от информации.

Информационное противостояние было и остается обязательным элементом межгосударственных взаимоотношений, а события конца 1990-ых гг. прошлого и начала нового века продемонстрировали масштабность и серьезность войн современного информационного общества.

Активно термин «информационная война» вошел в общемировую практику в начале 90-ых гг.

В широком смысле он применяется для обозначения противоборства в иносфере и СМИ для достижения различных политических целей. В узком – для военного противостояния, т. е. борьбы в военной иносфере для достижения односторонних преимуществ в получении, сборе, обработке и использовании информации на поле боя.

Информационная война включает в себя:

· подавление элементов инфраструктуры государственного и военного управления, электромагнитное воздействие на элементы информационных и коммуникационных систем;

· получение разведывательной информации путем перехвата и дешифровкиинфопотоков, передаваемых по каналам связи, а также по побочным излучениямза счет специально внедренных технических устройств перехвата информации;

· осуществление несанкционированного доступа к информационным ресурсам с использованием программно-аппаратных стредств с последующим уничтожением, искажением, нарушением нормального функционирования этих систем («хакерная война»);

· формирование и массовое распространение по инфоканалам противника или глобальным сетям дезинформации («психологическая война»).

Причем последняя составляющая представляет наисерьезнейшую угрозу. Одним из возможных способов построения модели тайной информационно-психологической операции может быть выделение шести разновидностей информационно-психологического воздействия — дезинформирования, манипулирования, пропаганды, лоббирования, управления кризисами и шантажа — в отдельную группу основных составляющих тайных операций информационно-психологической войны и принятие в качестве постулата утверждения о том, что все тайные операции информационно-психологического воздействия представляют собой различные комбинации этих шести основных элементов, объединенных общим замыслом, целями, задачами и идеологией.

Противодействие операциям информационно-психологической войны и иным враждебным акциям может включать в себя не только прямую борьбу с силами и средствами агрессора, но и уничтожение, подавление, нейтрализацию или локализацию источников информационно-психологической агрессии.

В отношении правового обеспечения деятельности государства по организации системы противодействия акциям информационно-психологической агрессии и операциям информационно-психологической войны совершенно неразработанной остается проблема уголовно-правовой и криминологической характеристики операций информационно-психологической войны — как сложных операций, к которым относятся, например, некоторые пиар-компании или некоторые компании по организации и проведению выборов, так и относительно простых и условно неделимых основных составляющих этих операций, таких, например, как дезинформирование, манипулирование, лоббирование, пропаганда или управление кризисами. Отсутствие юридической квалификации этих деяний не позволяет использовать в полной мере действующее уголовное законодательство в целях пресечения агрессивного информационно-психологического воздействия.

Признаками информационно-психологической войны являются:

– деятельность с целью нанесения ущерба государственным интересам;

– тайные информационно-психологические операции как организационная форма такой деятельности;

– применение информационного оружия.

Рассматривая войну как вооруженную форму агрессии, можно считать, что в информационно-психологической сфере агрессия перерастает в войну в том случае, если одна из сторон конфликта начинает применять против своих противников информационное оружие. Этот критерий может оказаться простым и надежным способом выделения из всего многообразия происходящих в информационном обществе процессов и явлений представляющих для него и его нормального (мирного) развития наибольшую опасность.

Таким образом, информационная война представляет собой комплекс мероприятий, в ходе которых информация становится одновременно оружием, ресурсом и целью. Она нацелена на все возможности и факторы уязвимости, неизбежно возникающие при возрастающей зависимости от информации, а также на использование информации в конфликтах. Можно выделить следующие сферы информационного противостояния: политическая, дипломатическая, финансово-экономическая, военная, технологическая, социальная, идеологическая.

Примечательно, что технологии информационного века сравняли индустриальные, постиндустриальные и доиндустриальные страны, так как все они имеют доступ к инструментарию, необходимому для ведения информационной войны. Таким образом, информационное противоборство меняет представление о том, что такое супердержава.

Война в зоне Персидского залива может быть определена как первая крупномасштабная война нового этапа в функционировании вооруженных сил в условиях глобального информационного пространства.

Во время операции «Буря в пустыне» американские военные, использкя «мягкую цензуру», фактически убрали из информационного поля сообщения, оправдывающие противоположную сторону. Более того, эта операция стала первой в истории войной в прямой телетрансляции.

В ходе агрессии стран НАТО против Югославии информационные операции блока привели к фактической капитуляции сербских вооруженных сил.

Недавние события в конфликте Грузия-Южная Осетия также продемонстрировали огромные возможности использования инструментария информационной войны, которая велась западными СМИ против России.

Тенденция информационного противостояния между Россией и США, присущая еще холодной войне, актуальна и в настоящее время. США активно готовились к современному информационному противоборству. 21 декабря 1992 г. появилась директива Министерства Обороны США Т 3600.1 под названием «Информационная война», в 1993 в директиве начальников Комитета начальников штабов № 30 были изложены основные принципы ведения информационных войн. С 1994 г. в США регулярно проводятся научные конференции по «информационным войнам» с участием военно-политического руководства страны. С этой целью создан Центр информационной стратегии и политики, задачей которого является изучение возможностей использования информационных технологий в военных конфликтах XXI века.

В 1998 г. в США был принят закон «Об авторских правах в цифровом тысячелетии», который на практике препятствует развитию криптографии. В этом же году была издана Доктрина информационных операций, в которой подтверждался факт подготовки США к наступательным информационным мероприятиям как в военное, так и в мирное время. В документе выделены четыре основные категории использования информации:

· операции против воли нации,

· операции против командования противника,

· операции против вражеских войск,

· операции против национальных культур.

Документ от 2000 г. «Международная публичная дипломатия» ориентирован уже не только на отстаивание национальных интересов США вовне, но и на внутригосударственном уровне, где также активно ведется пропаганда проправительственного курса.

Однако, как уже было замечено, США не обезопасили себя от информационного воздействия, в первую очередь, со стороны международных терористических сетей.

Можно выделить две стратегические цели информационной войны: контроль над информационным пространством и над механизмом принятия решений в государстве. Эта концепция применима и к группе государств.

Стратегия ведения информационной войны должна учитывать механизмы принятия решений, первичные и альтернативные методы коммуникации, психологию ключевых лидеров общественного мнения.

В целом,на практикепри наличии определенных признаков можно говорить о том, что в отношении данного государства готовится информационно-психологическая война, а именно:

° укрупнение геополитических субъектов, создание новых союзов и коалиций, в которых основной связующей целью объединения субъектов геополитической конкуренции является совместная конкурентная борьба за право преимущественного влияния на определенные части информационно-психологического пространства и протекающие в них процессы. При этом основной задачей государства, обнаружившего неожиданное появление у своих границ такой коалиции, является определение истинных целей создания такой коалиции и причин, побудивших разнородных геополитических субъектов к такому объединению. Если коалиция создана для достижения одной или нескольких конкретных целей, которые прямо противоречат государственным интересам, а их реализация нанесет ущерб безопасности государства и его геополитической мощи, то можно предполагать, что такой союз создан для ведения агрессии (войны), а сам процесс объединения геополитических субъектов в коалиционные структуры по направлениям деятельности и специализации носит характер создания ударной группировки, концентрации и распределения сил и средств агрессора вблизи жизненно важных объектов информационно-психологической инфраструктуры противника перед нападением на него;

° создание благоприятных условий для возникновения внутри государства и на его границах новых квазисамостоятельных субъектов геополитической конкуренции, способных самостоятельно выходить с собственными инициативами на международный уровень, геополитические интересы которых не совпадают интересам государства в лице образующих его ядро субъектов и территорий; инициирование и поддержка информационно-психологического и геополитического сепаратизма;

° наращивание своего присутствия и влияния — финансового, технологического, информационного, идеологического — над национальными СМИ с целью установления полного или частичного внешнего контроля над национальными информационными ресурсами и психологической сферой общества;

° введение действие комплекса мер информационной (информационно-психологической) блокады — информационная изоляция, отсечение государства от международных информационных ресурсов (или введение внешней цензуры на поступающую в государство информацию), блокирование деятельности на территории данного государства субъектов информационно-психологического пространства, являющихся по отношению к данному государству донорами информационных ресурсов;

° создание негативного психологического фона (например, методом постоянной трансляции по подконтрольным СМИ и массовым коммуникациям специально подобранных материалов, подробно иллюстрирующих и комментирующих какую-либо деятельность, явление в жизни общества или социальный процесс в определенном, как правило, негативном, ключе) в отношении деятельности (или отдельных ее направлений) системы органов государственной власти и местного самоуправления, создавая почву для мгновенной инициации (в нужный момент) бурной негативной и деструктивной реакции общества, направленной на государственную власть, которую можно вызвать разовым выбросом концентрированной информации, психологически побуждающей к немедленным спонтанным действиям и носящей характер искры, попадающей в бочку с порохом;

° целенаправленные действия по формированию внутри общества атмосферы психологической напряженности.

На международном уровне, безусловно, предпринятые меры должны сопрягаться с национальными интересами, которые в реальной жизни могут расходиться с интересами мирового сообщества.

Более того, в силу отсутствия международных и национальных правовых норм, позволяющих в мирное время (при отсутствии официального объявления войны со стороны агрессора) юридически квалифицировать враждебные действия иностранного государства в информационно-психологической сфере, сопровождающиеся нанесением ущерба информационной, психологической или иной безопасности, как акции информационно-психологической агрессии (информационно-психологической войны), что позволило бы поступать с агрессором по законам военного времени, а также отсутствие четких, однозначных, закрепленных юридически критериев оценки материального, морального, иного ущерба, наносимого агрессивными действиями противника, позволяет и в мирное время активно использовать наиболее опасное и агрессивное средство воздействия на субъекты и отношения между субъектами современного информационного общества — арсенал сил и средств информационно-психологической войны — в качестве основного средства достижения политических целей. Информационно-психологическая война является наиболее агрессивным средством достижения государствами-участниками информационного противоборства безусловного лидерства в информационно-психологической сфере — т. н. информационного доминирования.

В силу повышенной опасности поражающей способности арсенала сил, средств и методов информационной войны для государства, общества и граждан акции информационно-психологической агрессии и операции информационно-психологической войны необходимо выявлять и пресекать на ранних стадиях подготовки условий для реализации агрессии и развертывания сил и средств информационно-психологического нападения, к которым, в первую очередь, относятся специальные силы информационно-психологических операций вооруженных сил и спецслужб иностранных государств и находящееся в их распоряжении информационное оружие.

Для современного российского государства информационная безопасность является одной из приоритетных задач. В Доктрине информационной безопасности от 9 сентября 2000 г. и Концепции Национально Безопасности от 10 января 2000 г. выделены три уровня выявления угроз и обеспечения безопасности: государственный, общественный и уровень личности.

Сразу же следует отметить, что в рамках политики информационной безопасности достижение баланса равноправия и законности между тремя выделенными субъектами невозможно. Государству принадлежит доминирующая позиция в определении стратегии информационной безопасности и ее практической реализации.

Одной из стратегических целей является построение в России «гармоничного информационного общества», которе определяется совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства в информационной сфере, основанных на саморегуляции информационного пространства. Однако сложностью является ограничение доступа российских граждан к информации, вмешательство государства в самостоятельность деятельности СМИ (причем современные российские СМИ практически все являются прогосударственными), деятельность иностранных СМИ на территории России.

Информационная безопасность РФ призвана обеспечитьв техническом аспекте защиту информационно-технических систем, в психологическом – защиту населения и института формирования массового сознания и процесса принятия решений от негативного информационного воздействия.

Доктрина информационной безопасности включает в себя следующие задачи:

– повысить эффективность использования информационной инфраструктуры в интересах общественного развития, консолидации российского общества;

– усовершенствовать систему формирования, сохранения и рационалного использования информационных ресурсов, составляющих основв научно-технического и духовного потенциала РФ;

– обеспечить конституционные права и свободы человека на свободный поиск, получение и передачу достоверной информации;

– обеспечить конституционные права и свободы человека на личную и семейную тайну, тайну переписки и других средств коммуникации;

– укрепить механизмы правового регулирования отношений в области охраны интеллектуальной собственности;

– гарантировать свободу массовой информации и запрет цензуры;

– не допускать пропаганду и агитацию, способствующую разжиганию социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды;

– обеспечить запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, а также информации, доступ к которойограничен федеральным законодательством.

Следующая составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере включает информационное обеспечение государственной политики, связанное с доведениемдо российской и международной общественности достоверной информации о политике российского государства, ее официальной позиции по социально-значимымсобытиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.

К национальным интересам относятся и развитие современных инфоормационных технологий, отечественной индустрии информации, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов.

Важной областью является защита информации по таким направлениям, как:

– повышение безопасности информационных систем, прежде всего первичных сетей и информационных сетей органов государственной власти, а также финансово-кредитной и банковской сфер, сферы хозяйственной деятельности, систем и средств информатизации вооружения и воеенгой техники, систем управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами.

– интенсифицировать развитие отечественного производства аппаратных и программных средств защиты информаци и методов контроля за их эффективностью;

– обеспечить защиту сведений, составляющих государственную тайну;

– расширить международное сотрудничество в области развития и безопасного использования информационных ресурсов, противодействиеугрозе развязывания противоборства в информационной сфере.

Стратегия обеспечения информационно-психологического аспекта безопасности России представляет собой долгосрочную программу действий во внутренней и внешней среде, предполагающей работу со СМИ, а также против скрытого информационного воздействия (нейролингвистическое программирование) и включает в себя.

° предупреждение акций информационно-психологической агрессии и операций информационно-психологической войны;

° выявление акций информационно-психологической агрессии и операций информационно-психологической войны;

° пресечение акций информационно-психологической агрессии и операций информационно-психологической войны. Предупреждение акций информационно-психологической агрессии и операций информационно-психологической войны включает в себя:

° склонение возможных противников к отказу от реализации собственных агрессивных планов и намерений в отношении государства с помощью арсенала сил и средств информационно-психологической войны;

° дискредитация в глазах потенциальных противников наиболее опасных для безопасности государства направлений информационно-психологической агрессии;

° непрерывный поиск и устранение уязвимостей в государственной системе информационного противоборства и обеспечения информационно-психологической безопасности (мониторинг состояния информационно-психологической безопасности);

° выявление и ликвидация условий, благоприятных для реализации иностранными государствами своих агрессивных намерений в форме развязывания информационно-психологической агрессии (войны);

° непрерывный поиск новых очагов информационно-психологической напряженности, отслеживание перемещения и разрастания (уменьшения) уже обнаруженных зон информационно-психологических конфликтов (мониторинг распределения конфликтогенного потенциала в информационной сфере), а также их зон влияния и оценка угроз безопасности государства, связанных с возможным вовлечением в один из таких конфликтов;

° мониторинг процессов укрупнения геополитических субъектов, создание новых союзов и коалиций у границ государства, в которых основной связующей целью объединения субъектов геополитической конкуренции является совместная конкурентная борьба за право преимущественного влияния на определенные части информационно-психологического пространства и протекающие в них процессы.

° определение истинных целей создания таких коалиции и причин, побудивших разнородных геополитических субъектов к такому объединению;

° мониторинг пространственного распределения и положения очагов сосредоточения сил и средств потенциальных противников (соперников) из числа иностранных государств и иных субъектов геополитической конкуренции вблизи жизненно важных объектов информационно-психологической инфраструктуры государства;

° выявление и пресечение условий для возникновения внутри государства и на его границах новых квазисамостоятельных субъектов геополитической конкуренции, способных самостоятельно выходить с собственными инициативами на международный уровень, процессов инициирования и поддержки извне информационно-психологического и геополитического сепаратизма;

° оценка и анализ уровня присутствия и влияния — финансового, технологического, информационного, идеологического — иностранных структур над национальными ОТКС и СМИ, целью которого может быть установление полного или частичного внешнего контроля над национальными информационными ресурсами и психологической сферой общества;

° поиск и пресечение попыток создания негативного психологического фона в отношении деятельности (или отдельных ее направлений) системы органов государственной власти и местного самоуправления;

° выявление попыток установления информационной (информационно-психологической) блокады;

° демонстрация (пропаганда) собственной силы (мощи) государства в информационно-психологическом пространстве (в виде, например, оперативно-тактических учений сил специальных информационно-психологических операций с использованием информационного оружия) в целях сдерживания потенциальных агрессоров;

° сосредоточение сил быстрого реагирования (постоянной готовности) в областях информационно-психологического пространства, ставших объектом внимания сил информационно-психологических операций ВС, спецслужб и иных организаций иностранных государств, участвующих в информационном противоборстве; маневрирование силами и средствами, предназначенными для отражения внешней информационно-психологической агрессии, в соответствии с выявленными угрозами и наиболее опасными для информационно-психологических атак противника направлениями ударов;

° противодействие разведывательной и иной деятельности иностранных спецслужб в национальном информационно-психологическом пространстве;

° обеспечение собственной информационно-психологической безопасности;

° информирование Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и органы государственной власти, уполномоченные на ведение информационного противоборства, о выявленных угрозах развязывания информационно-психологической агрессии (информационно-психологической войны) и степени угрозы безопасности государства. Выявление акций информационно-психологической агрессии и операций информационно-психологической войны включает в себя:

° непрерывный поиск (мониторинг) внешних угроз информационно-психологической безопасности государства, возможных признаков, следов и внешних проявлений осуществления акций информационно-психологической агрессии или операций информационно-психологической войны;

° выявление направлений экспансии иностранных государств в информационной (информационно-психологической) сфере, противодействие попыткам иностранных государств с помощью информационно-психологической экспансии создать условия для организации скрытого управления социальными и политическими процессами государства извне;

° выявление иных попыток создания условий для организации скрытого управления системой социальных, экономических, политических отношений государства, системой государственной власти и местного самоуправления — к таким попыткам, например, может относиться создание условий для побуждения государственной власти к совершению тех или иных действий не столько в собственных, сколько — в чужих интересах, а также — информационно-психологические провокации;

° аналитическая реконструкция (по выявленным признакам, следам, внешним проявлениям и логико-структурным связям) акций информационно-психологической агрессии или тайных операций информационно-психологической войны, определение их целей, задач, планов на стратегическом, тактическом и оперативном уровне, последовательности реализации мероприятий, задействованных сил и средств, а также возможные последствия этой агрессии. Как правило, деятельность сил информационно-психологических операций или воздействие на них в той или иной форме проявляются (отражаются) в информационно-психологическом пространстве (например, в материалах СМИ и МК), а значит, могут быть выявлены и идентифицированы прежде всего соответствующими аналитическими методами;

°информирование Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и органов государственной власти, уполномоченных на ведение информационного противоборства, о источниках, целях, масштабах выявленной информационно-психологической агрессии (информационно-психологической войны) и степени угрозы безопасности государства.

Таким образом, информационная война в современных условиях – основная форма противоборства на межгосударственном уровне, между государствами и негосударственными акторами как один из наиболее эффективных инструментов влияния как на локальные и региональные, так и на мировые процессы. В информационном обществе информационно-психологическая война является неотъемлемой составляющей политических отношений и основным инструментом политического принуждения и достижения политических целей. Именно информационно-психологическая война является тем фактором, который может заметно изменить направленность геополитических процессов и отношений в информационном обществе и привести к смещению геополитических центров притяжения национальных интересов субъектов геополитической конкуренции в информационной сфере — стран, лидирующих в разработке информационных и телекоммуникационных технологий, стран, контролирующих стратегически важные «транспортные» магистрали передачи информации и стран, контролирующих (и использующих в собственных интересах) основные потоки информации.

Кроме того, последствия акций и ударов информационно-психологической войны способны изменить саму структуру информационного пространства (в частности, маршруты следования потоков и положение узлов притяжения информационных потоков, а также приоритет и монополию в разработке и внедрении передовых информационных и телекоммуникационных технологий одних субъектов геополитической конкуренции относительно других), а также к отчуждению (экономическому, культурному, юридическому отделению) части территории государства и перераспределению других видов стратегически важных ресурсов.

Контрольные вопросы.

1. Основные черты информационного этапа развития современного общества.

2. Теоретические трактовки понятия “информационная война”.

3. Структура инфовойны.

4. Психологическая война как элемент инфовойн: признаки и разновидности информационно-психологического воздействия.

5. Направления противодействия психологическим войнам: проблемы и перспективы.

6. Изменение подхода к понятию “сверхдержава” в контексте информационных войн.

7. Оцените информационное противостояние Россия-прозападные СМИ на примере Грузино-Юго-Осетинского конфликта.

8. Опыт США по противодействию информационным угрозам.

9. Факторы и критерии развития информационных войн.

10. Субъектв инфовойн.

11. Информационная безопасность личности, общества, государства в РФ.

12. Пути обеспечения информационной безопасности в современной России (обзор нормативных актов по информационной безопасности РФ).

Литература.

1. Вепринцев В. Б., Манойло А. В., Петренко А. И., Фролов Д. Б., 2003 г.: Операции информационно-психологической войны: методы, средства, технологии, краткий энциклопедический словарь — М.: Горячая линия — Телеком, 450 с.: ил.

2. Грачев Г. В. Информационно-психологические операции во внутриполитической борьбе в России в современных условиях// Информационно-психологическая безопасность избирательных кампаний. М.: 1999.

3. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М: ЭКСМО, 2007

4.Манойло А. В., Петренко А. И., Фролов Д. Б., 2003 г.: Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны, монография. — М.: Горячая линия — Телеком, 541 c.

5. Манойло А. В., Фролов Д. Б., Информационно-психологическая война в системе политических отношений информационного общества, 2003 г.: Государственная информационная политика: проблемы и технологии, Сборник статей / Отв. редактор и составитель Е. П. Тавокин — М.: Изд-во РАГС, С. 85-95.

6. Мухин А.А. Информационная война в России. Изд-ва «Центр Политической Информации», «ГНОМ и Д» — 2000.

7. Панарин И. Н. Информационная война и дипломатия. — Издательство «Городец», 2004

8. Панарин И. Технология информационной войны. — Издательство «КСП+», 2003.

9. Панарин И., Панарина Л. Информационная война и мир. — Издательство «Олма-Пресс», 2003.

10. Пирумов В. С., Родионов М. А. Некоторые аспекты информационной борьбы в военных конфликтах // Военная мысль. 1997. N 5. С. 44-47.

11. Почепцов Г. Г. Информационные войны. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» — 2000.

12. Расторгуев С. П. Информационная война. М.: Радио и связь, 1998. С. 35-37.

Наши рекомендации