Политические преобразования 60-70-х гг. XIX в.

Александр II не обладал последовательной и продуманной системой политиче­ских взглядов, был весьма консервативен, однако здравый смысл и заветы гуман­ного воспитания подтолкнули его к проведению либеральных реформ.

На осень 1861 — начало 1862 г. приходится целая серия важнейших перестано­вок в правительстве. В министерство финансов назначается М. X. Рейтерн, в во­енное министерство — Д. А. Милютин; министром народного просвещения стал А. В. Головин, министром государственных имуществ — А. А. Зеленый, а юстиции — Д. Н. Замятнин. Эти государственные деятели были сторонниками постепенных реформ, имели репутацию людей с прогрессивными взглядами. Впоследствии они получили у историков наименование «либеральных бюрократов», или «просвещен­ных бюрократов». На эту «команду», которая сумела привлечь к работе широкий круг высококлассных специалистов, экспертов, опирался царь при подготовке и проведении ряда важных преобразований в политической сфере.

В январе 1862 г. российское правительство впервые в истории страны опу­бликовало государственный бюджет, точнее — роспись государственных доходов и расходов. Распоряжение императора о ежегодной публикации бюджета к всеоб­щему сведению было сделано в форме указа 1 января 1862 г. Впервые российские подданные получили возможность знать сумму налоговых поступлений, а также статьи и суммы расходной части.

Университетская реформа была связана с возросшим спросом на образован­ных людей. Введенный в 1863 г. университетский Устав предоставлял широкую автономию университетам: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, предоставлялась свобода в распределении внутренних денежных средств и т. д. Вузы получали литературу из-за границы и издавали свои труды без цензурного контроля. Совет университета стал сам решать все научные, учебные и администра­тивно-хозяйственные вопросы, а представитель правительственной администра­ции — попечитель учебного округа — лишь наблюдал за его работой.

Школьная реформа внесла качественные изменения в систему образования. Гимназический устав 1864 г. ввел равенство в среднем образовании всех сословий и вероисповеданий. Для гимназий устанавливалась плата, но они были бессослов­ными и делились на классические и реальные. В классических глубже изучались гуманитарные, в реальных — естественные и точные науки. В пореформенной России действовали три типа начальных школ: министерские, земские и церковно­приходские, целью которых ставилось начальное образование через преподавание чтения, письма, арифметики и закона Божьего.

С эпохи Александра II началось движение в сторону решения проблем женского образования. В первой половине XIX в. Россия не имела регулярного женского образования. В 1858 г. были открыты в Петербурге и Москве женские училища, причем московское находилось под покровительством императрицы. Позже жен­ские училища стали открываться во всех губернских городах. С 1862 г. вводились женские гимназии, а в 70-х гг. XIX в. были созданы Высшие женские курсы. Бес­тужевские курсы в Петербурге, наиболее известные в стране, давали основательное высшее образование.

Земская реформа вносила серьезные изменения в управление страной. В 1864 г. в России вводились земские учреждения. Распорядительные (уездные и губернские земские собрания) и исполнительные (уездные и губернские земские управы) ор­ганы местного самоуправления избирались на три года. Члены земских собраний получили название «гласных». Их избрание проходило по трем избирательным куриям (категориям) на трех избирательных съездах: крупных землевладельцев, городских собственников и крестьянских общин. Собрания формировали испол­нительные органы — уездные и губернские земские управы.

Политических прав у земств практически не было. Не обладали они и законо­дательной инициативой. В компетенцию земств входили вопросы народного об­разования, здравоохранения, благотворительности, благоустройство дорог, забота о местной торговле и промышленности. Организация земствами школ, больниц, сиротских домов способствовала решению насущных проблем жизни населения. Земства получили право собирать налоги на свои нужды, нанимать служащих. Они не подчинялись местной власти — губернатору, но тот наблюдал за законностью земских решений, правительственная администрация также утверждала предсе­дателей земских управ.

Введение выборности, самоуправления, независимости от администрации и всесословности было большим прогрессом. Однако в организации земств совре­менниками отмечались некоторые изъяны:

+ постоянно поддерживался значительный перевес дворян в земствах;

+ председателями земских собраний были главы сословных дворянских органов — предводители дворянства;

+ вводились земства лишь в 34 губерниях центральной России.

Однако и ограниченные в правах земства показали свою жизнеспособность, а земские учреждения вскоре стали центрами либеральной оппозиции правитель­ству.

Городская реформа в 1870 г. привела к созданию городского выборного самоуправ­ления, которое строилось на таких же принципах, как и земское. В его задачи входи­ли такие же хозяйственные вопросы. Каждые четыре года в 509 городах избирались городские думы, которые формировали городские управы. Руководил и городской думой, и управой городской голова. К выборам допускались все сословия, но вы­сокий имущественный ценз сильно ограничивал круг избирателей. Значимость голоса избирателя зависела от тех налогов, которые он платил в бюджет города.

Судебная реформа, начавшаяся с 1864 г., стала наиболее последовательной из всех буржуазных реформ 60-70-х гг. XIX в.

В стране вводились новые судебные учреждения — коронный и мировой суды. Коронный суд имел две инстанции: окружной суд (в пределах губернии) и судебная палата (несколько судебных округов). Суд стал бессословным, то есть одинаковым и равным для всех сословий. Низшей инстанцией был мировой суд, ему поручались гражданские дела. Важные дела рассматривались в окружном суде коллегией при­сяжных заседателей. Сами присяжные выбирались из дворян, горожан и крестьян, тем самым был определен всесословный принцип суда. Присяжные определяли виновность или непричастность к преступлению, а судья вел заседание и опреде­лял меру пресечения и наказания. В окружном суде обвинение поддерживал про­курор, интересы подсудимого защищал адвокат. Рассмотрение дел было устным, состязательным, публичным, гласным. Следствие проводил судебный следователь. Решения судов могли быть обжалованы и в виде апелляций подавались в судебные палаты, а затем и в высшую судебную инстанцию империи — Сенат. Коронного судью назначал министр юстиции. Назначение было пожизненным, жалованье высоким, что позволяло говорить о независимости коронных судей от админи­стративных органов.

Открытость судебного процесса, приток в ряды прокуратуры и адвокатуры талантливых деятелей постепенно меняли отношение общества к суду в России, прежде всего в городах. Быстро завоевали уважение и мировые судьи, рассматри­вавшие широкий круг дел. Новые порядки сделали судебные заседания заметным общественным явлением. Во многих газетах и журналах создавались разделы судебной хроники.

Реформа печати началась с отмены в 1865 г. предварительной цензуры для книг и столичной прессы. Вводилась карательная цензура: теперь наказывали за уже опубликованные материалы, вплоть до закрытия издания. Для провинциальной печати и массовых народных изданий цензура сохранялась. Осталась и особая духовная цензура. Однако в этот период печать стала более свободной, появилось слово «гласность», которое вновь «воскресло» в период перестройки 1985-1991 гг.

Церковная реформа была направлена на ликвидацию сословной замкнутости православного духовенства. Отныне священниками могли становиться не по на­следству, а по призванию, по личному выбору. Духовные академии и семинарии сближались со светской школой. В церковную организацию вводились начала выборности, самоуправления. Правительство расширило права иноверцев, старо­обрядцев, сектантов.

Военная реформа растянулась на долгие годы. В ходе ее проводилась реор­ганизация военного управления, проходило перевооружение армии, совершен­ствовалась военно-судебная система, улучшалась деятельность военно-учебных заведений. Программу коренного переустройства русской армии представил Д. А. Милютин (1816-1912), который с 1861 г. около 20 лет являлся военным министром.

Страну разделили на пятнадцать военных округов, каждый со своим управле­нием, непосредственно подчиненных военному министру. Было централизовано и упорядочено управление войсками, военные суды и учебные заведения сближа­лись по устройству с гражданскими вузами. В 1874 г. рекрутская повинность была заменена всеобщей воинской обязанностью, распространявшейся на все мужское на­селение империи, достигшее 20 лет, без различия сословий. Для сухопутных войск устанавливался срок службы в шесть лет. Мужчины, отслужившие действительную службу, увольнялись в запас на девять лет. На флоте служили семь лет и три года находились в запасе. Значительные льготы давались с учетом образования: вы­пускник начальной школы служил четыре года, средней — полтора года, высшей — полгода. Причем студенты высших учебных заведений по закону от обязательной воинской службы освобождались вчистую, но обычно проходили полугодовую службу на добровольных началах и назывались вольноопределяющимися.

Армия играла значительную роль в распространении грамотности, так как всех неграмотных во время службы обучали, что стимулировало рост образован­ности в стране. В 60-е гг. XIX в. по настоянию военного министра были построены железные дороги к западным и южным границам России, а в 1870 г. появились железнодорожные войска.

Реформирование России шло в ногу с веком. Для многих стран 1860-1870 гг. были временем всесторонней модернизации. В 1861-1865 гг. в США было ликви­дировано рабство, произошла гражданская война между Севером и Югом, после чего начался быстрый экономический рост. В 1867-1868 гг. началась европеизация Японии, получившая название «революции Мэйдзи». В 1870 г. завершилось объ­единение Италии, А в 1871 г. возникла объединенная Германия. Современники называли проведенные Александром II реформы 60-70-х гг. XIX в. «великими», так как они изменили облик государства, проникая во все сферы жизни общества. Они открыли путь интенсивному экономическому развитию, значительно продви­нули Россию по пути капитализма, изменили социальную и отчасти политическую жизнь страны. Однако политическое преобразование страны не было завершено. Россия по-прежнему оставалась абсолютной монархией.

После того как император едва не погиб от взрыва в Зимнем дворце (февраль 1880), министром внутренних дел был поставлен видный военачальник М. Т. Ло-рис-Меликов (1825-1888). Боевой генерал оказался гибким политиком: ужесточив преследование террористов, он пошел на уступки умеренным слоям общества. «Мягко стелет, жестко спать, Лорис-Меликовым звать», — говорили про его по­литику «волчьей пасти и лисьего хвоста».

М. Т. Лорис-Меликов в конце 70-х гг. XIX в. предлагал императору в ответ на либеральные ожидания образованного общества созвать в столице специальные комиссии из представителей земств, городов, дворянских обществ, которые вме­сте с правительством занялись бы разработкой новых реформ. Увенчаться курс Лорис-Меликова должен был созывом совещательного органа с участием депу­татов от земств и городов. Здесь предполагалось обсудить вопрос о дополнениях к крестьянской реформе, к положениям о земствах и городах. Утром 1 марта 1881 г. Александр II принципиально одобрил проект, но в этот же день погиб от бомбы террориста. Продолжение реформ Александром III могло бы выбить почву из-под ног революционеров. Но, к сожалению, смерть царя-реформатора подорвала вли­яние либералов. Новый император находился под сильным идейным влиянием жесткого консерватора обер-прокурора Синода К. П. Победоносцева, что сделало неизбежным свертывание и пересмотр реформ.

Присоединение Средней Азии. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.

Александр II продолжил политику территориального расширения российской империи. Россия начала продвижение в Среднюю Азию, осуществив туда ряд успешных военных экспедиций. Средняя Азия интересовала Россию и как рынок сбыта промышленной продукции, и как сырьевая база промышленного развития. Торговые связи со Средней Азией, столь выгодные для российской экономи­ки, осложнялись из-за постоянных междоусобных конфликтов в этом регионе. Вызывали беспокойство и попытки английской дипломатии воздействовать на Кокандское и Хивинское ханства, настроить их против России. Стратегическое значение Средней Азии определялось и тем, что она открывала дороги на Иран, Афганистан, Китай, Индию.

В 1864 г. было начато решительное наступление на среднеазиатские ханства. Летом отряды полковников Черняева и Веревкина вступили на территорию Ко-кандского ханства с востока и севера. Вскоре были захвачены города Туркестан и Чимкент. Из занятых земель была образована Туркестанская область во главе с военным губернатором генералом Черняевым.

В июне 1865 г. Черняев но собственной инициативе штурмом взял крупнейший город Средней Азии Ташкент. Весной 1866 г. начались успешные военные действия против бухарского эмира. В 1867 г. на занятых землях было образовано Туркестан­ское генерал-губернаторство с центром в Ташкенте.

В 1868 г. туркестанский генерал-губернатор К. П. Кауфман заключил с Ко-кандским ханством договор, поставивший ханство под контроль России. Бухар­ский эмир в марте 1868 г. объявил войну против русских, но потерпел поражение и в июне был вынужден подписать унизительный договор.

Последним крупным ханством была Хива. Но прежде чем приступить к ее за­воеванию, российское правительство приняло меры к ослаблению напряженности в отношениях с Англией. После длительных переговоров в 1873 г. было заключено русско-английское соглашение о признании Афганистана нейтральной зоной и о предоставлении Хивы попечению России.

В феврале 1873 г. русские войска начали поход на Хивинское ханство, и в мае столица Хивы была окружена и капитулировала. В августе хивинский хан подписал мирный договор и признал вассальную зависимость от России.

После подавления восстания в Коканде (1875-1876) в феврале 1876 г. Россия объявила о включении Коканда в состав Туркестанского генерал-губернаторства. Бухарское и Хивинское ханства, сильно уменьшившись в размерах, сохранили номинальную независимость.

В конце 70-х гг. XIX в. началось наступление России на туркменские племена. Встретив ожесточенное сопротивление, русские войска отступили. В 1880 г. была предпринята новая военная экспедиция в туркестанские степи, которую возглавил генерал М. Д. Скобелев. В результате продолжительных и планомерных военных действий в мае 1881 г. была образована Закаспийская область с центром в Ашхабаде.

В присоединенных среднеазиатских государствах русская администрация про­водила свою политику с учетом местных традиций, не отнимая власть у местных владык и духовенства и в то же время улучшая положение крестьян. Здесь были ликвидированы рабство и работорговля. На Сред­нюю Азию было распространено российское зако­нодательство. Прекратились междоусобные войны. Наличие свободных земель вызывало поток пересе­ленцев из России и других соседних стран. Ежегодно сюда прибывало огромное число людей — крестьян, рабочих, торговцев, инженеров. Расширение посевов хлопка и строительство железных дорог способство­вали включению Средней Азии в товарные отношения с другими регионами.

После Лондонской конференции (1871), отменившей запрет держать России военный флот на Черном море, Россия стала восстанавливать свои позиции в Европе. Это был результат терпеливой, гибкой дипломатии министра иностранных дел А. М. Горчакова.

Самые важные события происходили на Балканах, народы которых с XIV в. находились под турецким игом. Российская общественность выступила в поддержку антитурецких восстаний против жестокой политики турок в отношении балканских народов (сербов, болгар и др.). На Балканы отправлялись добровольцы, поставлялось оружие, лекарства, снаряжались госпитали. Европейские державы потребовали от Турции проведе­ния реформ в пользу христианского населения. В апреле 1877 г, Россия объявила Турции войну. Основным театром военных действий стала Болгария: Шипкинский перевал, города Плевна и Пловдив. В этой русско-турецкой войне с обеих сторон погибло 190 тыс. человек. Потери распределились примерно поровну между Рос­сией и Турцией.

По Сан-Стефанскому договору (февраль 1878 г.) Болгария получила статус автономного княжества. Сербия, Черногория и Румыния получили полную неза­висимость и территориальные приращения. России передавались Южная Бесса­рабия и Карская область на Кавказе. Англия и Австро-Венгрия не признали этого договора, и России на Берлинском конгрессе летом 1878 г. пришлось пойти на серьезные уступки. Южная Болгария осталась под властью Турции. Австро-Вен­грия оккупировала Боснию и Герцеговину, Англия заняла Кипр. Русско-турецкая война подняла международный авторитет России. В Болгарии при участии русских советников была принята конституция. События в Болгарии вызвали рост оппо­зиционного движения внутри самой России.

9. Русская культура в XIX в. Система просвещения

В 1802 г. в числе других было создано министерство просвещения, которое вместе с военным министерством, Синодом, другими ведомствами развивало сеть начальных школ. Среднее образование давали классические и реальные гимназии. В последней трети века появились воскресные школы для взрослых. На протяжении века открылись университеты в Казани, Дерпте (Тарту), Одессе, Томске. Появились технические вузы — Путей сообщения, Технологический, Инженерно-строи­тельный, Лесотехническая академия в Петербурге, Высшее техническое училище в Москве и др. В конце века появились политехнические институты в Киеве, Риге, Харькове, Петербурге, а всего в стране было около 50 вузов. Существовали закры­тые привилегированные заведения — Царскосельский, Нежинский, Демидовский лицеи, Училище правоведения. Вузы были центрами науки, просвещения, подго­товки кадров интеллигенции, они боролись за внутреннюю автономию.

Наука и техника

В «золотой» и «серебряный» века русской культуры российская наука вы­шла на мировой уровень. Булатная сталь П. П. Аносова, неэвклидова геометрия Н. И. Лобачевского, обоснование теории химического строения веществ А. М. Бут­леровым, периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева, учение о высшей нервной деятельности И. П. Павлова, фагоцитарная теория иммунитета И. И. Мечникова, кругосветное путешествие И. Ф. Крузенштерна, открытие Антар­ктиды экспедицией Ф. Ф. Белинсгаузена и М. П. Лазарева, северная экспедиция Ф. П. Врангеля, изобретение радио А. С. Поповым создавали мощный фундамент для развития производительных сил.

Многие в России знают лишь название докторской диссертации Менделе­ева — «О соединении спирта с водой» (1865) и считают его «отцом» русской водки, которая приносила государству российскому огромные доходы. Между тем в де­ятельности Менделеева наука органически соединялась с производством. Он был инициатором устройства нефтепроводов и разностороннего использования нефти как химического сырья, протестовал против использования нефти в качестве топлива (говорил, что топить можно и ассигнация­ми). Распространенной «теории убывающе­го плодородия почвы» Менделеев противо­поставил идею многократного повышения плодородия земли с помощью удобрений. Он выступал за размещение предприятий вблизи запасов сырья и топлива, считал обя­зательным развитие производительных сил Урала, Донбасса, Сибири, Средней Азии, отстаивал важность орошения земель Ниж­него Поволжья, улучшения судоходства, постройки новых железных дорог, освоения Северного морского пути. Менделеев создал проект аэростата, обосновал принцип созда­ния стратостата с герметически закрытой кабиной. Сам во Франции совершил подъем на привязном аэростате Жиффара.

Менделеев ратовал за промышленное развитие и экономическую независимость России, участвовал в разработке покрови­тельственного таможенного тарифа, в обосновании необходимости индустриализации страны. Важный инструмент про­гресса ученый видел в личной заинтересованности, базирующейся на частной собственности, был сторонником мирного, эволюционного развития. Но в Акаде­мию наук его принимать было не велено из-за либеральных взглядов и сочувствия передовому студенчеству.

В стране было немало талантливых инженеров, способных работать быстро и эффективно. Первая тепловая электростанция появилась в Нью-Йорке в 1882 г., а в Петербурге — в 1883-м.

Печать

Первый журнал в России вышел по инициативе М. В. Ломоносова. Это были «Ежемесячные сочинения» — научно-литературный орган Академии наук. Сатири­ческие журналы издавал Н. И. Новиков. Журналы и альманахи декабристов («По­лярная звезда» и др.) критиковали самодержавие, развивали мысль о национальной самобытности России. Критиком, полемистом, редактором был А. С. Пушкин («Литературная газета», журнал «Современник»). В журналах «Телескоп», «Мо­сковский наблюдатель», «Отечественные записки» в 30-40-х гг. XIX в. блистал В. Г. Белинский.

Демократической линии «Современника» и «Отечественных записок» (Н. А. Некрасов, Н. Г. Чернышевский и др.) противостояли такие монархические и верноподданнические издания, как «Северная пчела», «Московитянин», «Мо­сковские ведомости», редактором которых был либерал-монархист и англоман М. Н. Катков.

С 60-х гг. XIX в. ведущую роль играли журналы общественно-политического и литературно-критического направления — «Современник», «Вестник Европы», «Русское слово», «Дело» и др. Они освещали ход буржуазных реформ. Знакомили общественность с сущностью крестьянского и позднее рабочего вопросов. Авторы журналов старались осмыслить пути развития России. Из журналов образованная публика узнавала о разных сторонах жизни за рубежом. Наряду с литературно-художественными изданиями стали появляться и специальные журналы - ме­дицинские, исторические, технические, педагогические и т. п. Так, в начале XX в. в России выходило 120 технических журналов. Ряд журналов продолжали свою деятельность еще с первой половины XIX в. — такими были «Отечественные за­писки», «Библиотека для чтения», «Современник», созданный в 1836 г. Пушки­ным, в 1847 г. он перешел к Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву, и др. Большинство журналов в плане политическом придерживались либерально-монархического направления. Радикально-демократическую позицию занимали такие издания, как «Современник», «Отечественные записки» и сатирические журналы «Искра», «Будильник» и «Гудок».

Литература и искусство

Не менее богатым был XIX в. и для русской литературы. Окончательно офор­мился современный русский литературный язык, что обычно связывают с именем А. С. Пушкина. Журналы, литераторы, издатели принадлежали к разным на­правлениям, идейным течениям. Все обра­зованное общество следило за творчеством таких поэтов и писателей, как К. Ф. Рылеев, В. А. Жуковский, А. А. Дельвиг, Е. А. Бара­тынский, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, Н. А. Некрасов, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, А. И. Гер­цен, Н. Г. Чернышевский.

В сокровищницу мировой музыкальной культуры вошли произведения М. И. Глин­ки, М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова. Оперы, симфонии, балеты, романсы, созданные в XIX в., стали классикой.

В столице империи возводятся величе­ственные архитектурные ансамбли, фор­мируются основные площади, центр города приобрел свой современный вид. С именами архитекторов связаны их творения: Казан­ский собор — А. Н. Воронихин; Алексан­дрийский театр с улицей Росси — К. И. Росси; Исаакиевский собор, Александровская колонна — О. Монферран; Биржа на Стрелке Васильевского острова — Тома де Томон; Адмиралтейство — А. Д. Заха­ров. В Москве были построены Большой и Малый театры, Александровский сад у Кремлевской стены, поставлен памятник Минину и Пожарскому на Красной площади и др.

В живописи получили отражение различные стороны жизни страны в прошлом и настоящем. У Г. И. Угрюмова, К. П. Брюллова и других приверженцев академи­ческой школы — картины на античные и религиозные сюжеты. У А. Г. Венециано­ва — картины крестьянского быта, русской природы. У П. А. Федотова — бытовые сюжеты. Русский реализм в изобразительном искусстве представлен именами И. Е. Репина, В. Г. Перова и др Большую роль для пропаганды русского искусства сыграли Товарищество передвижных художественных выставок, открывшиеся Третьяковская галерея, Русский музей, деятельность выдающегося искусствоведа и критика В. В. Стасова.

Быт города и деревни

На протяжении XIX в. постепенно менялся облик русских городов. Значительную массу жителей Москвы и Петербурга составляли крестьяне, пришедшие на заработ­ки. Они работали на строительстве, на фабриках и заводах, в сфере обслуживания. Жили на окраинах, в переполненных казармах, подвалах, бараках. В более крупных городах наряду с административными зданиями, гостиными дворами появлялись доходные дома, фабричные корпуса. В мелких провинциальных, преимущественно уездных и заштатных городах с числом жителей не более 5 тыс. человек (они со­ставляли более 80% городских поселений) жители занимались сельским хозяйством, мелкими ремеслами и торговлей, жили в одно-, двухэтажных деревянных домах.

Верхи привилегированных сословий летом жили в своих поместьях, а зимой перебирались в Москву, Петербург, другие крупные города, где сосредотачивалась научная, литературная и театральная жизнь, устраивались великосветские при­емы, собрания, балы, литературные вечера. В литературных салонах желанными гостями были деятели литературы и искусства, заезжие иностранцы. Дворяне, если позволяли средства, старались в одежде, интерьере жилищ, в самом образе жизни следовать новейшей европейской моде. Из Европы выписывали книги и журналы. В Европу ездили путешествовать, развлекаться.

В купечестве и духовенстве сохранялись патриархальный быт и нравы с без­граничной властью старшего в семье, с полным бесправием остальных членов, с ограниченностью кругозора и предрассудками.

Обшие достижения и противоречия

За выдающимися фигурами русской культуры первого ряда, которых в XIX в, можно считать десятками, не следует забывать о других десятках и сотнях та­лантливых людей, организаторов, работников и творцов «золотого века». Без их многотрудной деятельности российская культура не смогла бы обрести мощный фундамент в виде научных учреждений, вузов, лабораторий в промышленности, больниц, книгоиздательств, профессиональных театров, газет, журналов.

Мощное культурное развитие отразило зрелость, постоянный духовный подъем русской нации, самоотверженное служение своему народу российской интелли­генции. Правда, большая часть населения страны находилась в неведении отно­сительно культурного богатства России. Три четверти населения к концу XIX в. оставалось неграмотным.

Несмотря на высокие темпы промышленного роста, экономического развития, Россия оставалась «догоняющей» страной, относилась ко «второму эшелону» в мировом модернизациоином процессе. Во-первых, страны-лидеры (США, Гер­мания, Италия, Франция, Англия, Япония) развивались не менее быстро и мощно. Во-вторых, Россия оставалась аграрной страной с отсталым сельским хозяйством, которое тормозило развитие страны. В-третьих, отсталость политической системы, засилье государства, бюрократии не позволяли реализоваться энергии, предпри­имчивости населения в полной мере.


Наши рекомендации