Тема 2 Террористические аспекты политической борьбы в традиционном обществе.
Аннотация
Отсутствие базовых условий для выделения терроризма общего потока внеправовых насильственных действий традиционном обществе.
Отдельные признаки террористической активности: политический характер применяемого насилия; единичность и выборочность насильственных действий; временная и пространственная локальность применяемого насилия.
Элементы террористической деятельности в традиционном обществе. Борьба за власть в правящем слое российского государства, в ходе которой применялось: насильственное устранение находящегося у власти лица. Исключение одного или нескольких претендентов на высший пост в переходный период, насильственными методами.
Политика государственного терроризма Ивана VI, в период «опричнины». Применение внеправовых методов насилия: наложение «опалы», убийства отдельных представителей элиты и массовый террор по отношению к населению отдельных территорий.
Элементы террористической деятельности в религиозных конфликтах в периоды: крещения Руси и последующего распространения христианской веры; раскола русской православной церкви в XVII в.
Элементы стихийной террористической борьбы в городских восстаниях XIII в. и массовых крестьянских движениях XVII – XVIII вв.
Борьба с терроризмом в традиционном российском обществе Соборное уложение 1649 г. Приказ тайных дел, Преображенский приказ, Тайная канцелярия, Тайная экспедиция.
Текст лекции
Терроризм – это деятельность насильственная, внеправовая, индивидуальная и, как правило, против заведомо более сильного противника, в качестве которого выступает государственная власть. При этом террористическая деятельность состоит из отдельных, локализированных во времени и пространства насильственных актов: убийств, похищений, уничтожения или захвата собственности, цели которых: вызвать страх перед угрозой последующих насильственных действий, дезорганизовать органы государственного управления и, в конечном счете, заставить государственную власть воплотить в жизнь намерения террористов.
В традиционном обществе отсутствуют базовые условия для выделения терроризма из общего потока внеправовых насильственных действий. Прежде всего, крайне слабо выражено индивидуальное сознание, понятие личности формируется сочетанием семейных, родовых, территориальных, корпоративных и сословных связей. Противостояние личность–власть в этих условиях невозможно. Соответственно нет и индивидуального террора по отношению к власти. Но при возникновении противоречий между властью и коллективом, организованным по родовому, территориальному, социальному или религиозному принципу, со стороны противостоящего власти коллектива возможны действия насильственного характера, имеющие целью воздействовать на власть, показать ей свою силу и нежелания подчиняться. Некоторые из этих действий, обращенные на представителей государства и правящего слоя, могут иметь признаки террористической деятельности. Собственно же отделение индивидуального сознания от коллективного в России произошло во второй половине XVIII в. – в дворянском сословии и не ранее II четверти XIX в. – для выходцев остальных слоев населения – разночинцев.
Еще одно важное условие появления терроризма – наличие развитого права и правового сознания в обществе, которые террорист отрицает, ставя себя и свою волю над правом. При существовании устного права, основанного не на законе, а на обычаях, любое действие, понимаемое в настоящее время как терроризм, было бы рассмотрено в плане соответствия традиционным нормам поведения. А угроза насилием в обществе устного права – естественное действие в отношениях между социальными группами, поколениями и отдельными личностями. Отсюда – принцип талиона («око за око, зуб за зуб») принятый во всех догосударственных и раннегосударственных образованиях. Именно этот принцип, наряду с новым – регулируемыми законом штрафами – провозглашает Правда Ярослава – первый правовой документ на Руси (1015 г). Только появление закона и последующее становление системы права может привести к мысли о возможности нарушения закона с политической целью – воздействовать на власть в своих интересах. Соответственно мы не можем говорить о каких-либо проявлениях терроризма на Руси ранее XI в. Первым же сводом законов, в который были включены преступления, направленные против государственной власти стало Соборное уложение 1649 г.
Наконец, третье важнейшее условие появления терроризма, как самостоятельной формы политической борьбы – это институализация государственной власти. Террористам необходимо иметь объект воздействия – те структуры, которые должны выполнить их требования. Другим словами нужна договаривающаяся сторона, становящаяся таковой под угрозой совершения теракта или входе его исполнения. Этой договаривающейся стороной может быть только государство, обладающее, по Веберу, монополией на санкционированное (легитимное) насилие. Терроризм невозможен, пока право на насилие имеют все те, кто способен его присвоить. До XIII в. государственная власть проявлялась в деятельности только одного института – княжеской (великокняжеской) власти. После установления ордынского ига новыми институтами стали представители ханской власти: баскаки, послы, предводители ордынских ратей. С конца XV в., после обретения самостоятельности, важнейшими институтами российской государственной власти становятся великокняжеская власть с Думой, приказами и воеводским управлением на местах. Соответственно меняется и правящий слой: от князей с боярами и дружинниками к сложной иерархической системе, включающий, помимо великокняжеской (с 1547 г – царской) династии, бояр, окольничих, дьяков, дворян, житьих людей, детей боярских и других категорий «служилого класса», а также государственных служащих (подьячих).
Таким образом, формирование предпосылок появления терроризма, как самостоятельной формы происходило на протяжении XI – XVII вв. и завершилась только к началу XIX в. Тем не менее, на протяжении всей российской истории, начиная с XI в. в насильственных действиях по отношению к институтам государственной власти и представителям правящего слоя (а также в деятельности самих представителей государственной власти), можно заметить некоторые признаки террористической деятельности, к числу которых можно отнести:
а) политический характер применяемого насилия;
б) единичность и выборочность насильственных действий;
в) временная и пространственная локальность применяемого насилия.
Все проявления насилия с признаками террористической деятельности можно распределить по нескольким аспектам, выявляющим цели, причины и содержание элементов терроризма в деятельности противостоящих власти групп населения.