Тема 5. Современный медийный дискурс и терроризм

Понятия медиадискурса и массовой коммуникации. Причины обращения террористов к возможностям СМИ. Модель массовой коммуникации Лассуэла. Основные компоненты акта массовой коммуникации и возможность их использования террористами. Источник, сообщения, процесс коммуникации (канала СМИ, кодирования и декодирования, метасообщения), адресат, возможные шумы и помехи, обратная связь и контекст.

Двадцатый век в корне изменил отношение общества к вопросам коммуникации. В современном мире СМИ становятся все более эффективным и все более широко применяемым орудием социального управления.

Активное использование пропагандистского воздействия и появление так называемых “информационных войн” привело к осознанию роли «четвертой власти» и необходимости исследования как особенностей массовой коммуникации в целом, так и отдельных механизмов ее воздействия. Многие исследователи справедливо отмечают, что из всех средств воздействия на общественное сознание, средства массовой коммуникации являются наиболее легко управляемыми и наиболее массовыми.

Медиадискурс - это совокупность процессов и продуктов речевой деятельности в сфере массовой коммуникации во всем богатстве и сложности их взаимодействия. Таким образом, отправной точкой является понятие массовой коммуникации и тех свойств, которые данный вид коммуникации накладывает на процесс и сам медиатекст.

В общем, массовая коммуникация определяется как дистанционная (опосредованная) коммуникация с помощью систематического распространения текстов особого рода словесности, где общающиеся социальные субъекты разделены пространством и временем, а сам акт общения опосредуется особыми социальными институтами - СМИ и массовой аудиторией (в случае прямого вещания на телевидении и по радио дистанция может быть лишь пространственной)[58]. Другими словами, “массовая коммуникация - это систематическое распространение сообщений средствами массовой информации среди численно больших аудиторий с целью информирования и оказания воздействия на оценки, мнения и поведение людей”[59].

Понятно, что эти свойства медиадискурса не могли не быть использованы с целью устрашения больших масс общественности, оправдания террористической деятельности и пропаганды идей терроризма. Отличительные признаки терроризма, среди которых выделяются: 1) порождение общей опасности; 2) публичный характер исполнения действий; 3) преднамеренное создание на социальном уровне обстановки напряженности, страха и подавленности; 4) воздействие на определенных лиц в целях удовлетворения каких-либо требований, заставляет террористов вполне сознательно обращаться к СМИ как инструменты распространения информации и воздействия на массовую аудиторию.

Несмотря на различия в мотивации, террористические группы имеют одну общую черту: ни одна из них не совершает случайных или необдуманных действий. Терроризм немыслим без информационной подпитки. Каждая группа желает заполучить максимальную огласку для своих акций и, более того, добиться запугивания и подчинения ради выполнения своих замыслов. Таким образом, без информационного обеспечения СМИ современный терроризм невозможен, ему необходимы каналы передачи информации, ведь одна из целей террористов – запугивание, которое должно вести к подчинению и установлению контроля.

Для того чтобы глубже проникнуть в механизм использования медиадискурса в целях терроризма, обратимся к анализу сущностных характеристик массовой коммуникации.

Многообразию предлагаемых определений массовой коммуникации соответствует разнообразие выделяемых компонентов коммуникации, особенно в плане их количественного и детального описания. Однако в основе многих схем лежит общепринятая модель Лассуэла (1948). Он считал, что для понимания процессов массовой коммуникации необходимо изучение следующих компонентов или этапов: Кто? (источник); Говорит что? (сообщение/медиатекст); Посредством какого канала?; Кому? (адресат); Зачем? С каким результатом? Не претендуя на всеобъемлемость, модель представляет основу процесса, позволяя выделить не частные и детализированные, а более общие, универсальные блоки. Последующие исследования привнесли еще несколько компонентов, акцентировав важность контекста, возможных преград на пути восприятия сообщения, учета культурологической специфики и метасообщения.

Любой текст несет на себе отражение свойств процесса коммуникации, поскольку он всегда создается в определенном контексте для определенной аудитории, исходя из поставленных определенным источником определенных целей с учетом особенностей канала передачи и возможности обратной связи.

Контекст

Кодирование

Источник Û канал Û сообщение Û Адресат

+ метасообщение

Декодирование

Обратная реакция

Таким образом, каждый из компонентов процесса массовой коммуникации вносит свои черты в формирование специфики языка массовой коммуникации, а с другой стороны несет на себе отпечаток неких общих свойств. Наиболее удобным нам представляется краткое, поэтапное рассмотрение этих особенностей, постепенно переходя от одного компонента массовой коммуникации к другому в плане их отражения в языке, т.е. в самом сообщении и в плане содержания и в плане выражения.

1. Во-первых, источник.

Начинается процесс коммуникации с источника сообщения, которым в случае массовой коммуникации является организация или некий социальный институт, который ставит своей задачей создать и передать некие сообщения аудитории. Однако здесь важно иметь в виду, что речь идет не просто о передаче информации, но о ее интерпретации и трансформации в связи с поставленными целями.

Как процесс распространения информации, коммуникация в СМИ носит социальный характер. Социальный характер выражается в том, что сообщение принадлежит не конкретному автору и составителю, но также редакции, определенной общественной группе, организации, чье мнение выражает газета. Любой источник массовой коммуникации – это, в итоге, социальный институт. Принцип социальной оценочности определяет во многом отбор речевых средств, призванных выражать не индивидуальную, а социальную оценку фактов, явлений и событий. Это предполагает использование общеоценочной лексики, социально значимых и социально закрепленных речевых средств и клише, общественно-политической терминологии.

В текстах МК функция информирования в конечном счете подчинена функции воздействия. Зависимый характер информирования проявляется уже при отборе фактов и способов их связи в сообщениях. Фундаментальной целью создателей медиатекстов является формирование или изменение образа мыслей, чувств, действий другого социального субъекта – аудитории.

Анализ террористических акций свидетельствует об особой заинтересованности их организаторов и исполнителей в средствах массовой информации. Не случайно одним из первых требований экстремистов, в частности при захвате заложников, является обычно немедленная доставка к месту события журналистов известных СМИ. Более того, если теракт через телевидение и прессу освещен недостаточно, преступники зачастую считают его как бы и «несостоявшимся».

В случаях состоявшихся террористических актов журналисты сами по себе выступают источниками сообщения. Но террористы имеют и собственные информационные ресурсы для реализации своих целей. Особое значение здесь придается возможностям всемирной сети. Так, многие экстремистские организации имеют собственные Интернет-сайты, что дает возможность террористам обращаться к широкой аудитории и обмениваться информацией со своими сторонниками.

2. Сообщение

Основными чертами сообщения в массовой коммуникации являются:

· актуальность

· оперативность

Сообщение направляется адресату, как только оно получено СМИ. Быстрота и оперативность представляют наибольший интерес для аудитории, наряду с объективностью. Новость вчерашнего дня никого не интересует в современном электронном мире.

· массированность воздействия

Свойство массированности отвечает самому названию СМИ - средства массовой информации. Их аудитория прежде всего по количественному признаку и общему масштабу одновременно оказанного воздействия отличается от других видов коммуникации.

· общедоступность и наличие совместного опыта

Понятие "общедоступность" включает два различных аспекта и два значения. С одной стороны, это территориальная доступность, физическая возможность пользоваться СМИ.

С другой стороны, общедоступность подразумевает и то, что информация будет интеллектуально усвоена, понята получателями. В теории массовой коммуникации в качестве одной из характеристик процесса передачи информации и передаваемого материала выделяют публичность. "Признак публичности выражается в том, что передаваемое в ходе массовой коммуникации содержание доступно всем членам общества без каких-либо ограничений"[60]. Таким образом, в прессе преобладает тенденция к исключению средств, находящихся на периферии языка и не обладающих качеством коммуникативной значимости.

· периодическая повторяемость

Это качество массовой коммуникации обеспечивает постоянство и длительность воздействия на аудиторию. С одной стороны, это обеспечивает последовательность политики редакции или любого социального института. С другой стороны, психологами давно установлено, что для того, чтобы информация была не просто воспринята, но и усвоена, необходимо многократное (как минимум трехкратное) повторение. Для этого, будучи не в состоянии рассчитывать на немедленную обратную связь, авторы прибегают к разного рода выделениям, повторениям своего сообщения, стараясь предотвратить непонимание. Во многих статьях это повторение присутствует (на лексическом, стилистическом, синтаксическом уровнях), однако оно зачастую проходит незамеченным читателем, что только увеличивает его эффективность. С точки зрения психологии, повторение задействует бессознательную сферу человеческой психики и является по своей сути внушением. Кроме того, повторение помогает минимизировать потери от различного рода помех и шумов в процессе восприятия сообщения. В случае же некоего общезначимого события, особенно носящего драматический и скандальный характер (теракта, в частности), повторение осуществляется и в рамках одного текста (использование вербальных средств, фотографий, различных композиционных средств), одного канала на протяжении нескольких дней (определенного периода) и разных каналов СМИ одновременно.

· вторичный характер обращающейся информации

Общественное мнение складывается под воздействием различных потоков информации, и для эффективного функционирования ему необходим постоянный приток новой информации. В процессе МК речь идет, прежде всего, о так называемой вторичной информации, т.е. преобразованной, подготовленной к практическому употреблению, которая поступает в качестве готового продукта, не требующего дополнительной переработки для того, чтобы войти в круг понятий и представлений читателя. По сравнению с первичной информацией, которая возникает в непосредственном опыте индивида и не отягощена какими-либо привходящими обстоятельствами, вторичная информация обычно содержит заданные нормы, оценки и мотивации. “Специфика прессы как социального средства связи управления в том, что она не столько канал трансляции, сколько преобразователь одного потока специфически социальной информации под воздействием второго (от политической силы к печати) для последующего распространения единого потока вторичной информации, как к управляемой, так и к управляющей подсистемам.”[61]

Вторичность информации, обращающейся в средствах массовой информации, определяется во многом тем, что формирование и развитие общественного мнения часто происходит не стихийно (под непосредственным влиянием жизненных обстоятельств, социального опыта и традиций), а целенаправленно. Воздействие СМИ определяется политическими организациями, социальными институтами и учреждениями, а в частности редакциями средств массовой информации. Как отмечает Т.Г. Добросклонская, «невозможно понять сущность и объяснить особенности функционирования масс медиа без учета того, что это в высшей степени идеологизированный организм в том смысле, что его развитие тесно связано с развитием и изменением данного конкретного общества»[62].

Массовая коммуникация выступает как сила, стабилизирующая или модифицирующая то или иное состояние общественного сознания путем активизации восприятия одних потоков информации и подавления других. Активизация восприятия одних потоков информации и подавление других являются одним из наиболее эффективных приемов коммуникационного менеджмента для управления коммуникацией и формирования общественного мнения в нужном направлении.

Часть статей носит таким образом аналитический характер, где комментарий и оценки представляются аудитории в уже готовом виде, а на вопросы предлагаются готовые ответы. “Современный терроризм – это не только взрывы или компьютерные вирусы. Это еще и шоу. Как и у других эстрадных номеров, у этих шоу есть свои продюсеры, имиджмейкеры, пиар-агенты и т.д. … Воспринимаем ли мы это как шоу? Само собой”. (Никодим Монгров, “Пауки в паутине. Терроризм: хлеб, зрелище и интернет”. – Живая газета, 4.07.2008)

· оценочность

СМИ функционально ориентированы воздействовать на общественное сознание. В каждом акте социально-политической деятельности присутствует оценка, т.е. суждение о полезности или вредности того или иного действия для общества.

При выражении оценки используется максимально широкий спектр: использование общеязыковой оценочной лексики, фразеологизмов, стилистических приемов и т.п. В любой статье про террористический акт присутствует большое количество ингерентно-коннотативной лексики с большим негативным потенциалом. Так, в пределах даже одной небольшой статьи выстраивается следующий эмоционально-образный ряд: самый кровавый теракт, взрывы, крушение, жертвы, травмы различной тяжести, покушение на убийство, погибло, ранения получили, и т.п. (Лина Панченко,“Невскому экспрессу” нашли террориста. – МК, 14.08.2008)

Говоря о компоненте «сообщение» с некоторыми допущениями можно констатировать, что в известной мере терроризм и СМИ связаны между собой «взаимовыгодными отношениями» в том смысле, что, используя друг друга по мере своих возможностей и та, и другая стороны получает определенные выгоды.

Любой террористический акт отвечает всем основным требованиям, предъявляемым к новостному сообщению/медиатексту в СМИ: он всегда актуален, освещается максимально оперативно, затрагивает самую широкую аудиторию и обладает признаком публичности. В силу своей сенсационности и актуальности, информация периодически повторяется и не просто преподносится в первоначальном виде (первичная информация), но и обрастает необходимым комментарием СМИ, экспертов, вовлеченной общественности (т.е. приобретает вторичный характер). Данные сообщения СМИ всегда носят оценочный характер, а драматизм событий, заложенный в основу любого террористического акта, обеспечивает внимание массовой аудитории и рейтинги медиа корпораций.

Следовательно, проблема заключается не столько во внимании, уделяемому терроризму СМИ, сколько в том, что терроризм и является «новостями», зачастую как в международном, так и в национальном контексте. Терроризму присущ неотъемлемый элемент драматизма, который позволяет ему выйти за границы привычного и вызывать у аудитории почти ненасытный интерес, который поощряется и подпитывается прессой.

Таким образом, если СМИ может быть и виновны в постоянной и временами даже унизительной погоне за новостями, дабы заполнить информационный вакуум, образовавшийся в результате появления круглосуточных новостных каналов, популярных новостных шоу и жесткой конкуренции, но они существуют и действуют не в вакууме, поскольку, как и любой другой бизнес, зависят от «потребительского спроса».

3. Процесс

Спецификой массовой коммуникации считается тот факт, что в создании и распространении сообщений массовой коммуникации обязательно принимают участие новейшие технические средства и устройства (печатные машины, компьютеры и т.п.), а осуществляется этот процесс с помощью средств массовой информации.

В процессе передачи сообщения обычно выделяют несколько аспектов: кодирование посредством выбранного кода, размещение сообщения на определенном (или нескольких) канале коммуникации и декодирование.

Кодирование представляет собой операцию превращения информации в сообщение, причем в структуру кода входят и полиграфические, и логические, и языковые средства оформления газетного материала и фактическое содержание.

Кодированием обозначают процессы разнообразной трансформации исходного текста, т.е. представление идеи, которую стремится донести до получателя источник, в кодах, или символах. Кодирование должно обеспечить интерпретацию сообщения получателем в соответствии с целью коммуникации, поставленной отправителем. В качестве кодов могут использоваться слова устной или письменной речи (лексика, темп и стиль речи), визуальные образы, движение, звуки и интонация, жесты и т.п. Один и тот же текст можно по-разному подать аудитории и, следовательно, добиться разного эффекта. В неком смысле кодирование - это способ передачи и техника воздействия.

Канал передачи – это некая среда (механизм), с помощью которой сообщение передается получателю. Канал может включать чисто акустические характеристики, звуковую волну при межличностном контакте, органы обоняния или осязания. В массовой коммуникации СМИ подразделяются на 3 группы: электронные, печатные и фотографические: к электронным относятся телевидение, радио, Интернет; к печатным – пресса, журналы, книги; к фотографическим – кино.

Каждое из СМИ имеет свои коды, т.е. свою знаковую систему. Печать, или пресса, задействует письменное слово и визуальный образ. Радио использует устную речь и музыку. Телевидение синтезирует устное слово, движущееся изображение и музыку. Интернет – относительно новое информационное средство, постепенно обретающее черты СМИ. Коммуникации через Интернет используют письменную речь в интерактивном режиме, гипертекст (систему текстовых, звуковых и видеодокументов, связанных взаимными ссылками), звук речи и музыку, анимацию – движущиеся цветные образы.

Таким образом, большинство каналов массовой информации имеют смешанный семиотический характер. Специфика изучения текстов массовой коммуникации во многом заключается в том, мы имеем дело, прежде всего, с комплексным текстом, включающим помимо языка даже в простейших случаях газет и радио (не говоря о телевидении или Интернете) различные знаковые системы – рисунок и фотографии, звучание, цвет и музыку. При этом вербальный компонент текста не отграничен от невербального, составляя единое целое. “Материалы, созданные на естественном языке, соседствуют с текстами, для создания которых используются графические языки – рисунками, фотографиями, карикатурами”.[63] Важно помнить, что невербальная информация – более сложное явление, чем просто визуальная информация.

При освещении террористических актов многие газеты используют фотографии самого разного рода, от откровенно пугающих, кровавых и скандальных до достаточно лаконичных по сути, в зависимости от характера газеты, ее направленности и политики редакции. При этом даже одна фотография может создать и в корне изменить эмоциональный фон самого сообщения (текста).

Не только фотографии, рисунки и карикатуры составляют дополнительную к вербальной многоплановую другую семиотическую информацию. Так, использование различных гарнитур и кеглей шрифтов представляет собой один из аспектов отношения человека к знакам (т.е. прагматический аспект семиотики), и он не может не учитываться при семиотической характеристике прессы как специфического канала массовой коммуникации.[64]

Например, в статье “Почему теракты будут продолжаться” (Анна Политковская - Новая газета, 4.08.2003) автор для привлечения внимания аудитории и акцентировании важной информации, создания визуального образа «крика» использует заглавные буквы: “Конечно, можно в который раз прокричать, что власть (президент, правительство) уже просто ОБЯЗАНА, А НЕ ДОЛЖНА изменить свою политику по Чечне — совершенно тупую, смертельно опасную и безответственную”.

Выбор канала и носителя информации откладывает неизгладимый отпечаток на саму информацию, на сообщение. Совершенно очевидно, что любой вид информации претерпевает определенные изменения и адаптируется к специфике канала передачи.

Террористы цинично используют практически все мировые информационные ресурсы для пропаганды своих целей и идеологии. На это обстоятельство обратил внимание в беседе с обозревателем РИА ”Новости” специальный представитель президента РФ по вопросам сотрудничества в борьбе с терроризмом и транснациональной организованной преступностью Анатолий Сафонов: «На ведущих телеканалах показывают отснятые ими пленки с казнями заложников, взрывами гостиниц и т.д. Террористы умело используют объективный интерес средств массовой информации к своим преступным акциям. А по сути, легально ретранслируют на весь мир ужасы и человеческие страдания, достигая тем самым своих целей – посеять панику и дестабилизировать общество. Наконец, Интернет стал для них информационным и связующим средством».

Современные СМИ, являясь главным каналом передачи информации о подобных инцидентах, играют крайне важную роль в расчетах террористов. Без информационного прикрытия СМИ, освещающих то или иное событие, эффект от теракта будет невелик, достигнув лишь непосредственных жертв нападения, вместо того, чтобы оказать влияние на более широкую «целевую аудиторию», на которую направлены действия террористов. В этой связи следует подчеркнуть и чрезвычайную силу воздействия каналов СМИ на целевую аудиторию. Они не только придают документальность описываемым событиям, заставляя поверить в ужас происходящего и многократно увеличивают устрашающий эффект благодаря фиксации внимания на событии и укрупнении его деталей, визуализации самого теракта.

Лишь распространив террор и насилие на как можно большую аудиторию, добившись общественного и политического резонанса, террористы имеют возможность заполучить максимально эффективное средство для достижения крупных политических изменений. Следовательно, терроризм можно рассматривать как акт насилия, задуманный с целью привлечения внимания и последующей передачи послания посредством огласки, которую он получает.

Декодирование - это процесс перевода сообщения на язык получателя. Оно определяется во многом личностным восприятием, способностью распознавать и интерпретировать коды, и в целом носит субъективный характер. Адекватность восприятия может варьироваться от 0 до 100% (отсутствие понимания может зависеть от такой простой причины как незнание иностранного языка). Наличие сходного профессионального или жизненного опыта резко увеличивает эффективность коммуникации.

Задачей автора с самого начала является обеспечение всех «условий» для наиболее полного понимания выраженного содержания, построение сообщения таким образом, чтобы в тончайших оттенках донести его до получателя (не только буквальное значение, но и подразумеваемое или субъективное). И вторая цель, тесно связанная и почти неотделимая от первой, - это задача минимизировать возможные шумы, семантические помехи и барьеры на пути восприятия. Для этого, прежде всего, необходимо осознавать какие средства являются наиболее эффективными с точки зрения аудитории и с учетом этого строить наиболее полноценную стратегию достижения поставленных целей.

Метасообщение. В процессе передачи информации важно обратить внимание на понятие метасообщения, которое относится ко всей цепочке: и к кодированию, и к декодированию, и к кодам. Под метасообщением мы понимаем 2 аспекта: с одной стороны, в плане содержания мы рассматриваем метасообщение как интерпретацию авторского намерения при восприятии текста, позволяющую получателю отнести основное сообщение к определенному классу по истинности и ложности, иронии, важности и т.п. В основе метасообщения лежат 3 основных компонента: субъективная авторская позиция, оценка содержания высказывания (истинность/ложность) и выделение по важности.

С другой стороны, в плане выражения метасообщение предстает как комплекс лингво-коммуникативных средств (как вербальных, так и невербальных), которые помогают читателю правильно интерпретировать авторское намерение, т.е. своего рода ключей и подсказок к пониманию и декодированию сообщения. Успешная коммуникация во многом зависит от адекватности системы средств выражения и правильного конструирования контекста автором.

Так, в следующем примере автор не только использует иронию, изменяя номинативные значения слов, но и с помощью кавычек четко показывает аудитории, что слова употреблены в другом значении или цитируются.

Последователи “героя” решили продолжить его дело. Причем обычные нападения на “иноземцев” их уже не прельщали. Решили “давить на власть”, которая “навыпускала непопулярные решения по регулированию межнациональных отношений”. А “давить” на власть можно только терактами. (Елена Гамаюн, “Суд объявит террор неонацистам.” - МК, 01.08.2008)

4. Аудитория (адресат)

Аудитория массовой коммуникации всегда отделена пространством и/или временем, что обуславливает отсутствие непосредственного контакта с аудиторией и отсроченность обратной связи.

Для МК характерен особый вид аудитории, который обладает следующими характеристиками:

- массовость (от сотен до тысяч и миллионов людей),

- рассредоточенность (очень большая по численности, но раздробленная на небольшие группы и географически разнесенная аудитория),

- относительная анонимность (коммуникатору неизвестны те люди, к которым он обращается, а также во время самого процесса общения отсутствует непосредственный контакт с аудиторией),

- разнородность по многим признакам - разные люди, разный жизненный опыт, возраст, профессии.

В последнее время в средствах массовой информации (и особенно в прессе) все сильнее выражается тенденция к сегментации аудитории, что позволяет направить сообщение именно той целевой аудитории, в которой заинтересован тот или иной социальный институт. Вследствие этого, информация, предлагаемая СМИ, становится в высшей степени дифференцированной. Так, газеты и журналы подразделяются на огромное число четко отграниченных друг от друга категорий, типов и видов. Сегментация позволяет оказывать влияние наиболее действенным способом на различные слои населения, исходя из социального положения, профессии, пола, вероисповедания, политических взглядов и других факторов.

Таким образом, определение источником, даже в общих чертах, своей целевой аудитории по количественным и качественным характеристикам позволяет значительно повысить эффективность своего сообщение и желаемого эффекта.

В случае сообщений о проявлениях терроризма информация СМИ, информационных служб и агентств, чаще всего, естественно, негативного содержания, попадая на благодатную почву крайне низкой политической и правовой культуры населения, в очень короткий срок разрастается и оседает в умах неподготовленных людей в ее крайних формах понимания. А в случаях трансляции непосредственно с места события реакция аудитории может быть самой разнообразной: от помощи террористам, среди которых оказались родственники или друзья, до паники среди населения.

Поэтому со стороны государства, Национальным антитеррористическим комитетом был сформулированы ряд рекомендаций СМИ:

1) регулирование поведение представителей СМИ в момент совершении терактов или в период проведения контртеррористической операции (см., например, статью 4 закона «О средствах массовой информации»);

2) разработка этических норм саморегулирования рынка СМИ, таких как Положение «Об этических принципах профессионального поведения журналистов», принятое Союзом журналистов России в октябре 2001, Антитеррористическая конвенция, принятая Индустриальным комитетом Медиасоюза в апреле 2003.

Российские журналисты прошли первый этап осознания собственной роли среди этих проблем, когда в Москве произошел теракт во время представления мюзикла «Норд-Ост» в 2002 году. Это был первый опыт телетрансляции с места трагических событий. Вскоре самими журналистами была принята антитеррористическая конвенция о правилах поведения СМИ при контртеррористической операции. Среди ее положений есть, в частности, рекомендации не брать у террористов интервью и не предоставлять им возможности выхода в прямой эфир без предварительных консультаций с Оперативным Штабом.

Журналистское сообщество стало корпоративно договариваться, как регулировать свою работу в зоне теракта. Один из очевидных выводов: необходим полный запрет на героизацию терроризма, даже на так называемые «объективистские» рассказы о том, что толкнуло экстремистов на их действия. Более того, внедрение СМИ в общественное сознание положительных установок, дискредитация в обществе террористических и экстремистских организаций и их дегероизация, создание обстановки нетерпимости к любым проявлениям терроризма должно стать нормой работы СМИ.

Помехи и шумы (искажения).

В процессе коммуникации часто возникают самого разного рода помехи, так называемые шумы, которые мешают при восприятии и понимании. Шумы осложняют передачу информации на пути от источника к получателю, в особенности до того, как сообщение получено целевой аудиторией. В массовой коммуникации, деятельность которой зависит от исправности сложного электронного и механического оборудования, вероятность шумов разного рода не ограничена. Выделяются 3 категории шумов: технические помехи канала передачи информации, семантические помехи (явления, приводящие к непониманию и двусмысленности сообщений) и помехи окружения.

Во многих случаях наиболее частотным средством минимизации потери информации является повторение, однако, существует еще одна категория барьеров восприятия, называемая фильтрами. В отличие от шумов, фильтры – помехи индивидуального плана, которые источник не в состоянии контролировать и предвидеть (фильтры личного характера, монологичность коммуникации, идеолого-политические, языковые и социо-культурные фильтры и пр.).

5. Контекст

Контекст является неотъемлемым компонентом коммуникации, а знание и учет контекста обязательны для результативности коммуникативного акта. Массовая коммуникация всегда реализуется в контексте общества; СМИ одновременно оказывают влияние на общество и оказываются под влиянием общества.

Одним из внешних факторов, влияющих на СМИ и имеющих первостепенное значение для телевизионных новостных СМИ, выступившее на передний план в последние годы, - это финансовые затраты. Небольшое ранее число частных и государственных телерадиовещательных корпораций теперь столкнулось с растущей конкуренцией не только со стороны своих давних соперников, но и почти неограниченного количества новых кабельных и спутниковых каналов. Более того, помимо этих традиционных каналов, новости теперь передаются посредством иных СМИ, таких как Интернет, электронная почта и факс, а также местных телефонных серверов. Из-за все более увеличивающихся бюджетов новостных программ (рост их начался более десятилетия назад), сегодняшние затраты на освещение событий за рубежом должны оправдываться большим числом телезрителей. Среди исполнительных директоров вещательных компаний есть заметная склонность смотреть на итоговую черту в финансовом отчете, а не на приоритеты журналистики и таким образом ставить развлекательные достоинства выше качественного репортажа. Непосредственность, исключительность и трагедия (чем больше жестокости и опасности для жизни, тем лучше) стали, таким образом, необходимой наживкой для получения аудитории и поддержания потока доходов от рекламы.

Случаи терактов, являющиеся по своей сути драматическими, изобилуют человеческими историями и продолжительны по времени и занимают центральную позицию в расчетах корпораций, сочетая в себе новости, и развлечение. Такой подход к подаче информации зачастую используется и прессой.

Особую значимость для газетной публицистики приобретают вертикальный контекст и фоновые знания. Выход за рамки читательского тезауруса (в том числе культурного и языкового) может оказаться серьезной помехой в восприятии и воздействии предлагаемого текста. Имплицитная оценочная информация, актуализированная в речи газетной лексики, может декодироваться только в широком коммуникативно-прагматическом контексте, состоящем из тесно взаимодействующих между собой лингвистических и экстралингвистических компонентов.

Контекст включает, прежде всего, знание происходящего в обществе - психологически, экономически, культурно. В контекст включаются и все аспекты межкультурной коммуникации, которые играют немаловажную роль в современном межнациональном обществе. Таким образом, значимость контекста обусловлена тематической составляющей СМИ и их задачами, непосредственно связанными с жизнью общества.

6. Обратная связь

Обратная связь в массовой коммуникации необычайно важна, поскольку позволяет оценить результативность сообщения и всего акта коммуникации. При этом она отсрочена по времени и исключительно ограничена по количеству задействованных получателей исходного сообщения (по сравнению со всей целевой аудиторией).

Надо отметить, что среди исследователей нет единого мнения по поводу сущности и форм обратной связи в сфере массовой коммуникации. Нам кажется справедливым деление форм обратной связи А.А. Леонтьевым на два уровня:

· скрытая обратная связь, т.е. внутренняя мера коммуникатора, позволяющая строить форму сообщения с учетом предполагаемых и возможных реакций аудитории,

· специальные каналы (звонки, письма, опросы).

СМИ в принципе обладают достаточно многочисленными и интенсивно действующими каналами получения информации от аудитории для того, чтобы соответствовать своей роли средств прямой и обратной связи в обществе, раскрывая роль СМИ как социального средства выражения общественного мнения.

Как становится понятно, все выделенные компоненты коммуникации вносят свой вклад в специфику языка МК и характер построения текста. При этом их влияние не ограничивается каким-то единичным проявлением, а определяет целый спектр свойств и характеристик, главным из которых является максимальное использования ресурсов языка для борьбы за аудиторию, ее расширение и влияние на нее (вопросы построения медиатекста будут рассмотрены ниже в теме 6).

Принимая во внимание все вышеизложенное и исходя из понимания того, что СМИ представляют собой сильное оружие психологического воздействия на массовое сознание аудитории, эффективная медиа-стратегия, направленная на противодействие терроризму, должна стать составной частью государственной информационной политики.

Контрольные вопросы

  1. Какое определение можно дать понятию «медиадискурс»?
  2. Какие черты определяют массовую коммуникацию?
  3. Какую взаимосвязь между отличительными признаками терроризма и массовой коммуни

Наши рекомендации