Тайные общества и общественно-политическое движение в Беларуси в первой половине XIX в. Восстание 1830-1831 гг.
Ликвидация Речи Посполитой, идеи французской революции, события войны 1812 г. оказали большое влияние на развитие общественно-политического движения на землях Беларуси. Шляхетская интеллигенция, учащаяся молодежь, недовольные разделами Речи Посполитой, объединялись в кружки и товарищества для выработки и осуществления своих социальных и национальных идеалов. Идейно и, частично, организационно они были связаны с польским общественным движением, контактировали с передовыми людьми России.
Одним из первых тайных обществ была «Виленская ассоциация», разработавшая в 1797 г. документ – «Акт виленского восстания», в котором ставилась цель восстановления Речи Посполитой на основе конституции 3 мая 1791 г. Она имела свои отделения в Бресте, Кобрине. Гродно, Минске и других городах. Члены этой организации были арестованы, судимы, лишены шляхетского звания и отправлены в Сибирь.
В 1817 г. в Виленском университете по инициативе студентов Адама Мицкевича, Томаша Зана, Яна Чечота было создано «Товарищество филоматов», которое имело свои отделения в Свислочской гимназии, Полоцком пиярском училище и других учебных заведениях. Они пропагандировали идеи равенства и свободы. Будущее Беларуси видели в ликвидации крепостничества, введении конституционной формы правления. В 1825 г. эти общества были раскрыты, сто человек арестовано, многие были посажены в тюрьму и сосланы в Сибирь.
В Беларуси получило определенный отклик и поддержку движение декабристов. Декабристы, в свою очередь, следили за развитием польского национально-освободительного движения и пытались установить связь с возникшим в 1821 г. польским «Патриотическим товариществом», которое имело свои отделения в Беларуси. Правое крыло «Товарищества» шло на союз с декабристами при условии, что Польше будут возвращены все земли в границах 1772 г. Летом 1823 г. «Южное общество» декабристов вновь попыталось установить связь с отделениями «Товарищества» в Беларуси. Рассчитывая на их помощь, декабристы разрабатывали план восстания в Бобруйске и ареста царя во время смотра воинских частей, но из-за неподготовленности и разногласий в руководстве этот план не был осуществлен.
В 1823 г. филомат М. Рукевич создал в местечке Брянск Белостокского уезда тайное общество декабристского типа «Военные друзья», в котором одну из главных ролей играл капитан К. Игельстром. Оно объединяло офицеров литовского корпуса, местных чиновников, шляхтичей, учащуюся молодежь. Состояло общество из трех ступеней. В первую («Военные друзья») входили руководители общества и офицеры, во вторую («Согласие») – гражданские лица, в третью («Заряне») – учащиеся Свислочской и Белостокской гимназий. 24 декабря 1825 г. общество «Военных друзей» сорвало церемонию присяги на верность Николаю I. Попытка восстания была пресечена, а ее организаторы арестованы. В феврале 1826 г. в Бобруйске во время смотра полка прапорщик С. Трусов, обнажив шпагу перед солдатским строем, «поносил государя императора и всю августейшую фамилию» и призвал с оружием в руках выступить за свободу, против царя-тирана. Однако поднять солдат на восстание не удалось.
В ответ на эти события в Беларуси царское правительство Николая I начало проводить репрессивную политику. У всех чиновников стали брать подписку о политической благонадежности и не принадлежности к тайным обществам. Ряд охранно-полицейских мер был предпринят по отношению к учебным заведениям. Однако общественно-политическое движение подавить не удалось.
В ноябре 1830 г. в Варшаве началось шляхетское восстание, руководители которого ставили основной целью восстановление Речи Посполитой в границах 1772 г. Подготовку восстания в Беларуси осуществляли польская и ополяченная шляхта, польская интеллигенция, студенты, чиновники, офицеры-поляки, католическое и униатское духовенство, эмиссары Королевства Польского. В начале 1831 г. для подготовки восстания в Беларуси был создан Виленский Центральный повстанческий комитет, который оказался малодейственным и нерешительным. Общего руководства восстанием в Беларуси не было, оно проходило раздробленно, по поветам. Крестьяне и мещане не желали идти в повстанческие отряды, так как и речи не шло о решении их социальных проблем, к тому же активную пропагандистскую деятельность вели царские власти, которые обещали освобождение из-под власти помещиков-повстанцев. Всего в северо-западных поветах Беларуси насчитывалось около 10 тысяч повстанцев.
На территории Беларуси значительных военных действий не было, хотя российским войскам и пришлось отбивать у повстанцев Свентяны, Дисну, Вилейку, Ошмяны, Лепель. В конце мая повстанческие отряды в Виленской и Минской губерниях были разгромлены. Военные действия вели только отряды, прибывшие из Польши под командованием Хлоповского и Гелгуда. Объединенные силы восставших 19 июня 1831 г. попытались захватить Вильно, но вынуждены были отступить. Летом 1831 г. отдельные выступления произошли в южных районах Беларуси, но в целом восстание пошло на спад и в августе практически было подавлено. Разгром восстания привел к отмене автономии Польши и Конституции 1815 г. Многие его участники были преданы суду. Имения шляхтичей конфисковывались. Многих участников восстания отдали в солдаты, выслали в Сибирь на поселение. На территории Беларуси (в современных границах) в 1837 г. были конфискованы 115 имений с 38544 крестьянами мужского пола.
Подавление восстания не смогло остановить общественно-политическое движение в Беларуси. Все более активную роль стали играть представители революционных демократов, выражавших интересы крестьянства и трудящихся города. Общественное движение приобретает социальную направленность, ставит задачи личного освобождения крестьян, свержение царизма. Новое поколение революционеров формировалось из разночинцев. Многие уроженцы Беларуси учились в Петербурге и других российских городах, участвовали там в тайных обществах и кружках, что оказывало влияние на их политическое сознание. С другой стороны, на политическую ситуацию в Беларуси продолжало оказывать влияние польское национально-освободительное движение.
Польская эмиграция не теряла надежды на возобновление вооруженной борьбы, как они считали, в «Русской Польше», т.е. в Беларуси. В 1833 г. представитель польских эмигрантов, уроженец имения Поречье Слонимского уезда М. Волович перешел границу с Россией и сформировал партизанский отряд из крестьян своей деревни. М. Волович был схвачен и приговорен к повешению. В 1838 г. публично был расстрелян еще один эмигрант Ш. Канарский, создатель и руководитель общества «Молодая Польша».
Студент Виленской медико-хирургической академии, уроженец Пинщины, Франц Савич основал в 1836 г. в Вильно «Демократическое товарищество», члены которого пропагандировали идеи солидарности народов в борьбе против самодержавия, выступали за освобождение крестьян и наделение их землей. Идеалом политического строя для Савича и его единомышленников было общество равных возможностей. В 1838 г. «Демократическое общество» было разгромлено. В 1846 – 1849 гг. в Вильно, Минске, Гродно, Лиде, Новогрудке, Ошмянах и других городах действовала тайная организация «Союз свободных братьев», насчитывавшая двести человек. Велась пропаганда среди солдат и офицеров минского гарнизона.
Наряду с репрессиями российское правительство провело в Беларуси ряд политических и административных мероприятий, направленных на укрепление здесь своей власти, быстрейшее слияние западных губерний с собственно русскими губерниями под знаменем православия и единой русской народности. Конфискованные и казенные имения раздавались русским дворянам и чиновникам. В 1831 г. в Витебской и Могилевской губерниях было прекращено действие Статута Великого княжества Литовского 1588 г, а в 1840 г. он был отменен в Виленской, Гродненской и Минской губерниях. Под руководством М. Сперанского вскоре была завершена подготовка «Сбора местных законов», который стал основой усиления российского влияния. Царь утвердил также постановление о переселении в Беларусь «выходцев из внутренних губерний, которые принесут с собой в сей край, чуждающийся России, наш язык, обычаи, приверженность русскому престолу». В населении Беларуси правительство видело только «поляков», пренебрегало белорусским крестьянством и белорусской культурой. Такому подходу способствовала позиция М. Муравьева, который сумел убедить правительство в необходимости борьбы с польским «духом края» и превращении его в русский дух. Хотя основанный в Петербурге из высших сановников Комитет по делам Западных губерний был ориентирован «уравнять западный край во всех отношениях с внутренними российскими губерниями», его деятельность носила административно-полицейский характер.
В целях предупреждения возможных шляхетских волнений был проведен так называемый «разбор шляхты», эта процедура представляла тотальную проверку документальных свидетельств о шляхетском происхождении. Те, кто не мог подтвердить свое происхождение, лишался дворянского звания и переводился в непривилегированные сословия: однодворцев – в сельской местности, граждан – в городах. Значительное число этих семейств было переселено в южные районы России.
Одним из важнейших направлений политики царизма была борьба против католической церкви. Власти пошли по пути уменьшения количества духовенства и подрыва его экономической базы. В 1832 г. был издан указ о ликвидации некомплектных (малочисленных) католических монастырей и передачи их имений в казну. В 1841 г, ссылаясь на то «как непристойно духовной особе отрываться от ее прямых священнических обязанностей», появился ряд указов о приеме в казну собственности всех имений высшего православного и иноверческого духовенства западных губерний. В 40-е годы секуляризация церковных владений была в основном завершена, в результате чего около 100 тыс. ревизских душ пополнили ряды государственных крестьян. Таким образом, церковь ставилась в большую зависимость от государства.
Важным элементом политической стабильности в регионе власти считали консолидацию белорусского населения под эгидой православия – опоры самодержавия. В 30-е годы власти склоняют на свою сторону высшее униатское духовенство во главе с епископом Иосифом Семашко. 12 февраля 1839 г. на соборе в Полоцке принимается решение о присоединении униатской церкви к русской православной. Ликвидация униатской церкви сопровождалась уничтожением ее литературы и других религиозно-культовых ценностей. На белорусских землях устанавливается господство русского православия. В 1840 г. царь распорядился не употреблять в деловых бумагах термины «белорусские» и «литовские» губернии, а перечислять их по названию. Вводилось название «Северо-Западный край».