Критика внутренней и внешней политики России
Указанное стремление влечет за собой то обстоятельство, что по сравнению со взглядами на экономическое взаимодействие гораздо более непримиримые позиции высказываются в странах ЕС по поводу российской внутренней политики. Предметом острой критики со стороны Евросоюза стал «откат России от демократии». Некоторые реформы, касающиеся реструктуризации отношений между федеральным центром и регионами Российской Федерации, закона о регламентации деятельности неправительственных организаций, создание Общественной палаты послужили темой острых дебатов по докладу Парламентской Ассамблеи о соблюдении Российской Федерацией обязательств, принятых в 1996 г. ПАСЕ не перестает обсуждать ситуацию как «явно несовместимую с основным демократическим принципом о разделении власти между законодательными и исполнительными органами».
Резкую критику вызывает позиция России по вопросу о смертной казни. Как известно, после введенного моратория Россия еще не ратифицировала шестой протокол Европейской конвенции об отмене смертной казни. Основой моратория служил тот факт, что смертная казнь в России не может быть применена в силу недостатков судебной организации — не все субъекты Федерации имели суд присяжных. Сегодня только Чечня остается субъектом, не удовлетворяющим этому условию. Мораторий может быть отменен, как только суд присяжных там будет действовать. Но надо сказать, что большинство россиян высказываются за сохранение смертной казни и считают, что Россия совершила ошибку, введя мораторий на смертную казнь в 1996 г. В марте 2002 г. более 100 деятелей культуры и науки (среди которых Нобелевский лауреат Ж. Алферов и академик JI. Абалкин) обратились с письмом к В.В. Путину, в котором просили его отменить мораторий для некоторых особо тяжких преступлений, указывая, что он был введен «против воли народа, под политическим давлением Запада».
Неприятие Запада вызывает и российский закон о выборах. В качестве примера приведем ситуацию с оценкой выборов в Государственную Думу в 2007 г. Как известно, по рекомендации госдепартамента США Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) отказалось прислать в Россию наблюдателей на эти выборы. Целью такой акции являлась делеги- тимизация выборов в России. Несамостоятельность европейских политиков здесь налицо, хотя и для них понятно, что подобные действия не дадут результата. Резкую критику в Евросоюзе вызвали и президентские выборы 2012 г., на которых одержал победу В. Путин. В западных СМИ они подавались в основном как наступление антинародной диктатуры и попрание волеизъявления граждан. Но были и объективные комментарии. Так, например, комментатор французского сайта Agora Vox подчеркивал, что в России «в соответствии с реформой от 4 апреля 2012 года отныне для регистрации движения требуется всего 500 членов, а не 40 000, как раньше. В результате заявки подали 143 политических объединения. Таким образом, остается только признать, что такая тенденция укрепит демократию в России, что попросту несовместимо с ее представлением в качестве путинской диктатуры».
Тем не менее Президент России В.В. Путин вызывает особое раздражение европейских СМИ, отзывы о нем нередко выходили за рамки приличий. Как писала обозреватель «Монд дипломатик», «европейцы склонны культивировать мифы. Так, например, считается хорошим тоном предполагать, что правление Путина — это некое недоразумение и что достаточно дождаться его смены, чтобы возобновить партнерство. Однако все свидетельствует о том, что если методы и могут измениться, то генеральное направление останется прежним». Уже упомянутый выше комментатор Agora Vox не без оснований подчеркивает, что создаваемый на Западе образ Путина «прекрасно вписывается в контекст оскорбительной пропаганды, которую ведут западные СМИ против столь ненавистного их "элитам" человека».
Наконец, не меньшее, если не большее, неприятие в Евросоюзе вызывает внешняя политика Российской Федерации. В этой сфере, так же как и во внутренней политике, европейские оппоненты России настаивают на том, что главное расхождение между Евросоюзом и Российской Федерацией лежит в области ценностей. Как пишет научный сотрудник Группы передовых исследований и оценки при Оборонной академии Великобритании Дж. Шерр, «НАТО и ЕС существуют как сообщества, опирающиеся на общие ценности, интересы и приоритеты. Если Россия их не разделяет, она не может претендовать на права и преимущества, имеющиеся у стран, которые под ними подписываются. Она также не может претендовать и на признание ее "зон интересов", если это противоречит интересам государств, попадающих в эти зоны». Вместе с тем Шерр дает понять, что ценности — все же не главное, главное — интересы: «Запад продолжит проявлять законный интерес к государствам, которые твердо намерены присоединиться к его институтам, и не позволит России быть арбитром в данном вопросе либо препятствовать развитию отношений постсоветских стран с Западом».
Иначе говоря, если Запад имеет право отстаивать свои законные интересы, то России в таком праве отказано. При этом Шерр умалчивает о том, что политика Украины, к которой Запад проявляет все более настойчивый интерес, не отражает ценности украинского народа, 60% которого выступают против вступления своей страны в НАТО.
Стоит отметить, что не все европейские исследователи и эксперты столь прямолинейны и агрессивны в своих оценках внешней политики России. Многие из них настаивают на необходимости сотрудничества с Российской Федерацией, подчеркивая при этом потребность в самостоятельной внешней политике ЕС по отношению к США, и одновременно сетуют на трудности ее выработки и осуществления ввиду неоднородности и даже раскола Евросоюза.
Так, например, Т. Гомар говорит о том, что в настоящее время происходит «оттеснение Европейского союза на второй план» мировой политики, в частности по вопросу размещения элементов американской ПРО в странах Восточной Европы, «...с европейцами, — утверждает он, — никто не советуется. Лишь благодаря настойчивости Ангелы Меркель эта проблема начала обсуждаться в многостороннем формате на встрече стран НАТО в августе 2007 г. Ряд государств, в частности Германия, Канада и Норвегия, сдержанно относятся к планам развертывания ПРО, полагая, что это негативно скажется на отношениях Североатлантического альянса с Россией. С точки зрения Вашингтона, подобный обмен мнениями не ставит под сомнение обоснованность американских планов».
Жесткость российской внешней политики он объясняет тремя тесно связанными между собой факторами:
- американской активностью у российских границ, которая после событий на Украине расценивается Кремлем как череда провокаций;
- общим снижением возможностей Соединенных Штатов, завязнувших в Ираке;
- стратегическим ослаблением Евросоюза.
С его точки зрения, «эти обстоятельства открывают перед Россией пространство для маневра, цель которого ясна: использовать вновь обретенную силу для того, чтобы заставить признать существование российских зон влияния».
В свою очередь, патриарх германской и европейской внешней политики Э. Барр полагает, что слабость Евросоюза объясняется тем, что он «слишком долго не определял своих границ». Евросоюз, пишет он, «слишком растянут и бьется над проблемами своей внешней и внутренней управляемости. Установить внутреннее, в определенной степени административное, самоуправление в ЕС — это уже достаточно сложно. Внешняя дееспособность Евросоюза требует самоопределения... Глобализация означает также борьбу за власть и расширение зон влияния». При этом Германия как один из важнейших членов Евросоюза, играющий наряду с Францией роль «мотора ЕС», должна сконцентрировать все свои усилия на том, чтобы Европа стала пятым полюсом многополярного мира.
Для превращения ЕС в глобальную политическую силу, считают европейские эксперты, есть главные предпосылки — экономические и ценностные. Не хватает только двух важных условий — единства европейских стран как условия единой политической воли и эмансипации по отношению к Америке. С этой точки зрения очевидно, что выполнение указанных условий и превращение ЕС в глобального игрока могло бы сдержать претензии России на существование зон российского влияния.
Обратим внимание на характеристики Евросоюза, перечисляемые Э. Барром и вполне типичные для европейских политического истеблишмента и СМИ: «Европа никому не угрожает, Европа ориентирована на стабильность, у Европы нет ни врагов, ни территориальных претензий... Большие достижения: свобода, мир, право, благосостояние, многообразие, солидарность, даже если они несовершенны, но тем не менее привлекательны и являются предметом зависти». В. Третьяков характеризует подобный подход к оценке ЕС как «головокружение от успехов», Н. Нарочницкая — как «самообожание», а известный американский международник С. Уолт — как «самовосхваление Запада».
Третьяковвполне обоснованно, на наш взгляд, указывает на геополитический характер европейских внешнеполитических планов, формировавшихся на волне успехов в евростроительстве: «Политическая стабильность в Европе нарастала, экономические показатели тоже росли, — пишет он. — Рухнули советский блок, да и сам Советский Союз — угрозы с Востока, реальной или мифической, больше нет. Практически все члены бывших СЭВ и ОВД просто рвутся в Евросоюз. Европе (Западной) можно, наконец, вывернуться из-под тяжелой длани старшего американского брата. Более того, стать экономически равновесной США и даже превзойти их... Россия наконец-то потеряла своих вассалов — теперь их можно включить в состав своей "неоимперии". Более того, Большая Россия отдала и часть своих земель, — и их надо бы побыстрее оприходовать под свое крыло». Главным препятствием, неожиданно возникшим на пути достижения этой цели, стало само расширение Евросоюза, рассматриваемое как ее средство (или одно из средств). А его преодолению мешает новая российская внешняя политика, все более настойчиво заявляющая о своих национальных интересах.
Основные аргументы сторонников антироссийской политики ЕС как бы резюмированы в докладе «Отношения Россия — ЕС: аудит власти», который накануне «Энергетического конгресса» в Риме в конце 2007 г. был направлен Европейскому совету по внешним отношениям. В докладе предложена новая модель поведения Европейского союза по отношению к России. Авторы доклада — исполнительный директор Европейского совета по внешним отношениям М. Леонард и исследователь совета Н. Попеску. Документ рассылался буквально повсюду без особых пояснений, что это частное мнение нескольких экспертов.
С точки зрения авторов документа, неприемлемость российской внешней политики состоит в том, что она пытается позиционировать себя в качестве модели, альтернативной Западу, по таким вопросам, как суверенитет, сила и мировой порядок. «Россия подписывает двусторонние договоры в области энергетики, внося раздор в евролагерь, она блокирует независимость Косова, она "выдавила" ЕС из Центральной Азии и стран Закавказья, а на Украине и в Молдавии пыталась свести на нет европейские элементы».
Самое печальное, по мнению авторов доклада, это то, что России удается реализовать свои «коварные планы». «И это несмотря на то, — пишут они, — что население ЕС в три раза больше населения России, военные расходы Брюсселя — в десять, а экономика Евросоюза пока еще в пятнадцать раз мощнее российской экономики». Вроде бы все козыри на руках европейцев, не хватает только одного — единства.
В этой связи авторы доклада выделяют в составе Евросоюза пять групп стран.
Во-первых, это «троянские кони» России в ЕС — Кипр и Греция, которые лоббируют интересы Российской Федерации и блокируют невыгодные ей решения.
Во-вторых, это «стратегические партнеры» России в ЕС, к которым относятся Франция, Германия, Италия и Испания. Это страны, которые поддерживают особые партнерские отношения с Россией, часто даже в ущерб общеевропейской политике.
Третью группу составляют «дружелюбные прагматики»: Австрия, Словакия, Бельгия, Болгария, Финляндия, Венгрия, Люксембург, Мальта, Португалия и Словения, которые поддерживают близкие отношения с Россией, но все же ставят свои деловые интересы выше политических.
В четвертую группу вошли «холодные прагматики»: Чехия, Дания, Эстония, Ирландия, Латвия, Голландия, Румыния, Швеция и Великобритания. Для этих государств деловые интересы имеют весомое значение, но они не чураются и резко выступать против России.
Пятая группа состоит из «новых холодных воинов» — Польши и Литвы, — у которых сложились едва ли не откровенно враждебные отношения с Россией. Эти страны блокируют переговоры ЕС с Москвой.
Характерны при этом слова одного из европейских дипломатов, которые цитируют авторы доклада: «По поводу системы ПРО россияне правы по многим моментам, однако они так отвратительно себя вели, что это уже не имеет значения. Мы уже не можем дать им право заблокировать эту тему».
4. Причины создания образа России как «анти-Европы»
Завершая анализ проблем, связанных с антироссийской риторикой Евросоюза, необходимо сказать следующее. Антироссийская риторика ЕС связана с тем, что экономическая стратегия России, ее внутренняя и внешняя политика трактуются представителями Евросоюза в едином дискурсе, призванном сформировать образ России как «анти-Европы» в качестве составной части представления, структурирующего расширяющееся пространство ЕС. «В подходах Евросоюза к отношениям с Россией, — отмечает министр иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавров, — нельзя не отметить известной инерционности, связанной с общей традицией выстраивать связи с соседями исключительно на основе приближения этих стран к стандартам ЕС, их движения в фарватере политики Евросоюза».
Причинами антироссийской риторики можно считать:
- экономический рост России, увеличение ее инвестиционной привлекательности и связанное с этим стремление ЕС к конкурентным преимуществам в экономическом взаимодействии с ней;
- укрепление суверенитета России, оставляющее мало места для воздействия на ее внутреннюю политику с целью получения контроля над ее ресурсами или хотя бы более-менее беспрепятственного доступа к ним;
- наступательность российской внешней политики и рост ее влияния в мире и в своем ближайшем окружении как противовеса попыткам ЕС «нести бремя ответственности за весь ареал европейской цивилизации».
Наконец, в свете стремления стать одним из центров глобальной политики в качестве самоопределившегося единого игрока, с одной стороны, а с другой — внутренних раздоров в Евросоюзе, нельзя сбрасывать со счетов и один из традиционных политических приемов державной политики — попытку внутренней консолидации путем формирования образа внешнего врага.
ЕС нужен «значимый другой», который не принадлежал бы к «Европе» и образ которого, контрастируя с ней, оттенял бы все ее достоинства и стимулировал движение к внутреннему единству. Частично такую роль выполняет Америка, однако США — ближайший союзник Евросоюза по НАТО, с которым ее объединяют общие для всего Запада ценности и представления о цивилизаторской миссии западной «большой культуры». Иное дело — Россия, которая, претендуя на свою принадлежность к Европе, в то же время позволяет себе соглашаться не со всеми западными ценностями[1].
Иначе говоря, причины антироссийской риторики Евросоюза коренятся в экономических и политических интересах европейских экономических и политических кругов, рассматривающих поведение России как препятствие на пути достижения своих целей в регионе и в мире в целом.
Поскольку с расширением ЕС трудности и проблемы на пути реализации его стратегии и взятой им на себя миссии «европейской ответственности» возрастают, постольку усиливается и его антироссийская риторика, основными субъектами которой выступают «младоевропейцы»; такие институты, как европарламент, Совет Европы др.; печатные и электронные СМИ; а также отдельные руководители западноевропейских государств.
Каждый из этих субъектов преследует собственные цели, пытается добиться своей выгоды: «младоевропейцы» стремятся угодить США (незаинтересованным в укреплении единства Евросоюза) и через них увеличить свой вес в европейских и международных делах; малозначительные европейские институты — привлечь к себе внимание и тем самым повысить свой авторитет; СМИ — поднять тиражи и собственный имидж как независимых выразителей общественного мнения, а также и свою финансовую прибыль; политические руководители —получить побольше популярности внутри собственных стран и попытаться выторговать определенные преимущества в международной среде.
В перспективе, по крайней мере среднесрочной, конкуренция и расхождение интересов в отношениях между ЕС и Российской Федерацией сохранятся, поэтому останется и определенная доля антироссийской риторики Евросоюза. Вместе с тем у России и Евросоюза существует немало общих интересов, прежде всего в области экономики и энергоресурсов, но также и в таких сферах, как безопасность (включающая решение проблем противоракетной обороны, нераспространение оружия массового уничтожения, борьбу с международным терроризмом, нелегальной миграцией и наркотрафиком) и международная политика.
Если Россия рассматривает Евросоюз как одно из главных направлений реализации своих внешнеполитических интересов, а также надеется на содействие ЕС в своем стремлении совершить прорыв в развитии новых технологий, то Европа в свою очередь не сможет обойтись без сотрудничества с Россией в снабжении энергоресурсами, как и преодолеть свой «политический маргинализм» на мировой арене. В этом контексте антироссийская риторика ЕС может снижаться по мере адаптации Евросоюза к новой России, способной отстаивать свои интересы, и осознания необходимости выстраивать отношения с ней на равноправной основе. Однако следует учитывать и то, что одним из препятствий для такого снижения стала сложившаяся за последние полтора десятка лет своего рода традиция разделения интересов и ценностей в политике Евросоюза в отношении России.