Разновидности коммуникаций. Система средств массовой коммуникации. Виды коммуникации определяются тем каналом, по которому происходит коммуникация
Виды коммуникации определяются тем каналом, по которому происходит коммуникация. Выделяют словестную и внесловестную коммуникацию.
• Словесная по мере становления человека становится доминирующей.
• Внесловестный язык включает три типа коммуникации:
- Cимптоматические – спонтанные телесные реакции, например, мимика (есть также у животных);
- Интенциональные – язык осознанных жестов;
- Произвольные – язык произвольных жестов.
Формы коммуникации
- Уподобление или подражание (отцу, начальнику, вождю);
- Передача сведений, указаний, команды, информации (предписывающей, предостерегающей, обучающей, развлекательной);
- Общение и диалог между людьми по различным каналам, с использованием разных средств, в разных видах и с разными целями;
- Управляющее воздействие, на основе старшинства, авторитета или главенства.
• Способы восприятия
- Зрительное
- Слуховое
- Чувственное
Система средств массовой коммуникации включают в себя:
1. Медийные СМК – средства массовой информации (СМИ): печатные и электронные.
2. Немедийные СМК: кино, книги, звукозапись, видеозапись, рекламные щиты, онлайновые сообщества.
3. Массовые собрания – концерты, митинги, спортивные состязания.
4. Различные виды и средства связи, способствующие установлению и расширению человеческих контактов – почта, телефон, телеграф, железные дороги, водный транспорт, автомагистрали, авиалинии, спутниковая и мобильная связь.
Понятие СМИ, признаки СМИ.
СМИ понимается как средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую аудиторию и действующее на постоянной основе.
К СМИ относятся:
-Печатные издания (пресса): газеты, журналы
-Электронные СМИ: телевидение, радио, Интернет
-Если рассматривать данное понятие с позиции социологии,
то СМИ являются частью более широкой сферы СМК (средств массовой коммуникации)
СМИ одна из составляющих СМК. «Средства массовой информации», «каналы распространения информации», «медиа», «массмедиа», «масс-медиа» одно и тоже.
Признаки СМИ
- Массовость (1000 и более экземпляров газет, журналов, рассылок)
- Периодичность (более одного раза в год)
- Принудительность (один источник – вещатель, редакция – много слушателей.
Функции СМИ. Типология СМИ.
Функции СМИ (1)
По мере развития СМИ менялись и их функции. Разные исследователи выделяют различные функции СМИ.
Г. Лассуэлл выделяет три основные функции СМИ:
1. Поддержание уровня осведомленностиаудитории о происходящих в обществе событиях посредством наблюдения за внешней средой;
2. Связывание воедино фрагментов внешней средыи формирование целостного представления об окружающем мире;
3. Передача социальных норм, принятых обществомновым поколениям потребителям информации.
Функции СМИ (2)
К.Райт выделяет функцию развлечения, т.е. использование СМИ для удовольствия.
• Обозначают также функцию ухода от реальности, снижения тревоги, погружение в виртуальный мир.
Французские исследователи Катля и Каде рассматривают СМИ как социальный раздражитель и выделяют функции:
• Функция антенны – снабжение общества информацией;
• Функция усилителя – усиливает функцию антенны до тех пор пока не овладеет всем обществом;
• Функция призмы – преломление определенного события.
• Функция эха – отражение обществом информации с целью сохранения определенного социального порядка.
Функции СМИ (3)
Американский исследователь Патерсон предлагает семь функций СМИ:
- Служить политической системе;
- Служить обществу;
- Просвещать публику, сделать её способной к самоуправлению;
- Защищать права и свободы личности от государства;
- Служить экономической системе с помощью средств рекламы;
- Обеспечивать развлечение общества;
- Поддерживать свою собственную финансовую независимость.
Типология СМИ
Существенными признаками для типологии СМИ являются такие как
• Характер аудитории СМИ,
• Предметно-тематическая направленность,
• тип собственности,
• время выхода,
• периодичность.
Типы СМИ
- По характеру аудитории:
• По территории – международные, национальные, региональные, территориальные (локальные), местные
• По полу
• По возрасту
• По социальным группам
• По профессиям
-По предметно-тематической направленности: общественно-политические, публицистические, литературные художественные, культурно-просветительские, развлекательные, учебные, рекламные, образовательные, учебно-методические, научные, научно-популярные, информационные;
-По типу собственности: частные, общественные, государственные, корпоративные, коллективные;
-По времени выхода: утренние, дневные, вечерние, ночные, в определенный час, в определенный день;
-По периодичности выхода: ежедневные, еженедельные, выходящие 1 раз в две недели, раз в месяц, два раза в месяц, поквартально, раз в полгода