Лекция 3. Московское государство в XVI в.

После смерти в 1533 г. Василия III на великокняжеский престол вступил его трехлетний сын Иван IV. Фактически государством управляла его мать Елена, дочь князя Глинского – выходца из Литвы. И в годы правления Елены, и после ее смерти (1538 г., есть предположения, что она была отравлена) не прекращалась борьба за власть между боярскими группировками Бельских, Шуйских, Глинских. Их ожесточенное столкновение дезорганизовало деятельность неокрепшего госаппарата и во многом предопределило будущий характер Ивана IV Грозного.

В январе 1547 г. Иван IV, достигнув совершеннолетия, официально венчался на царство. Обряд принятия царского титула происходил в Успенском соборе Кремля. Из рук московского митрополита Макария, разработавшего ритуал венчания на царство, Иван IV принял шапку Мономаха и другие знаки царской власти. Отныне великий князь Московский стал называться царем.

Начальный период его правления (конец 40-х – 50-е годы) ознаменован крупными внутри- и внешнеполитическими успехами. Окружением царя – так называемымправительством Избранной рады (1549 – 1560 гг.) были проведены многочисленные реформы центрального и местного управления. Следует отметить, что лица, входившие в Избранную раду (А.Ф. Адашев, священник Сильвестр, митрополит Макарий, А.М. Курбский и др.), пользовались не только поддержкой, но и симпатией Ивана IV.

В 1549 г. был созван первый Земский собор – сословное совещание, состоявшее из Боярской думы, представителей духовенства и феодалов (в дальнейшем – и городских верхов). На нем было намечено проведение некоторых реформ и составление нового Судебника. В 1550 г. новый Судебник был принят. Он упорядочил и дополнил прежний, ограничил права наместников и волостей и впервые ввел наказание за взяточничество.

В 1551 г. на церковном соборе (названном Стоглавым – по количеству глав, в которых были изложены его решения) были приняты меры по унификации пантеона святых и обрядов, носивших еще отпечаток былой раздробленности, а также по улучшению нравов духовенства, вызывавших озабоченность царя.

Серьезные перемены коснулись центрального государственного управления. Вместо двух прежних учреждений – Государевых дворца и казны, обладавших размытыми, переплетавшимися функциями управления, была создана целая система специализированных приказов. В частности, внешней политикой ведал Посольский приказ, феодальным землевладением – Поместный приказ, безопасностью государства, борьбой с преступностью – Разбойный приказ, военными делами – Разрядный и Стрелецкий приказы, жалобами и контролем – Челобитенный приказ (его возглавлял Адашев) и т.д.

В 50-х годах была реорганизована и система местного управления. В результате губной реформы(начатой еще в 30-е годы) из ведения наместников и волостелей были изъяты дела о “разбоях” и переданы губным старостам, которых избирали дворяне уезда. После 1556 г. губные старосты стали главами уездных администраций. Земская реформа, проведенная в основном в черносошных уездах Севера и в городах, привела к появлению выборных (из числа зажиточных крестьян и посадских людей) земских старост, которые стали ведать судом и сбором податей. Наконец, в 1556 г. были отменены кормления. Все эти меры не только повысили эффективность управления, но и означали начало становления сословно-представительной монархии.

Важное значение имели военные реформы. Была упорядочена обязательная для феодалов воинская служба и сбор войск. Теперь с каждых 150 десятин земли каждый феодал под угрозой штрафа обязан был выставить одного конного вооруженного воина. Вместо отрядов пищальников (появившихся в начале XVI в.) было создано стрелецкое войско.

Кроме того, были унифицированы денежная система (рубль стал основной общегосударственной денежной единицей), система мер и весов. Была проведена реформа податного обложения (общее налоговое бремя возросло).

Таким образом, в конце 40-х – 50-х годах была проведена крупнейшая за всю предшествующую историю страны серия реформ. Она повысила централизацию и эффективность управления и знаменовала собой оформление государственного аппарата России, который до этого времени носил черты великокняжеского управления. Внешнеполитические успехи России в 50-х годах XVI в. явились во многом следствием проведенных реформ.

Основными задачами внешней политики России в XVI в. являлись: на западе – борьба за выход к Балтийскому морю, на юго-востоке и востоке – борьба с Казанским и Астраханским ханствами и начало освоения Сибири, на юге – защита страны от набегов крымского хана.

После ряда неудачных дипломатических и военных попыток и в результате длительной осады 150-тысячного войска Ивана IV Казанское ханство в 1552 г. было покорено.

Спустя четыре года после взятия Казани в 1556 г. была присоединена Астрахань. В 1557 г. Чувашия и большая часть Башкирии добровольно вошли в состав России. Зависимость от России признала Ногайская орда (она называлось по имени хана Ногая и охватывала степные пространства от Волги до Иртыша). Таким образом, новые плодородные земли и весь Волжский торговый путь оказались в составе России.

Присоединение Казани и Астрахани открыло возможность для продвижения в Сибирь. Богатые купцы – промышленники Строгановы получили от Ивана IV (Грозного) грамоты на владение землями по реке Тобол. На свои средства они сформировали отряд в 840 (по другим данным 600) человек из вольных казаков во главе с Ермаком Тимофеевичем. В 1581 г. Ермак со своим войском проник на территорию Сибирского ханства, а спустя год разбил войска хана Кучума и взял его столицу Кашлык (Искер). Население присоединенных земель должно было платить натуральный оброк мехом – ясак.

В связи с необходимостью укрепления южных границ от набегов крымского хана в XVI в. началось освоение территории Дикого поля (земель к югу от Тулы). В районе Тулы и Белгорода строились засечные черты – оборонительные линии из завалов леса (засек), в промежутках между которыми ставили деревянные крепости остроги, закрывавшие для татарской конницы проходы в засеках.

Пытаясь выйти к Балтийскому побережью, Иван IV в течение 25 лет вел изнурительную Ливонскую войну (1558 – 1583 гг.). Государственные интересы России требовали установления тесных связей с Западной Европой, а также обеспечения обороны западных границ России, где ее противником выступал Ливонский орден.

Начало Ливонской войны сопровождалось победами русских войск, взявших Нарву и Юрьев (Дерпт). Всего было взято 20 городов. В 1560 г. Орден был разбит. Это повлекло за собой распад Ливонского ордена (1561 г.), земли которого перешли под власть Польши, Дании и Швеции. Война приобретала затяжной характер, в нее оказались втянуты несколько европейских держав.

В 1569 г. Польша и Литва объединились в одно государство – Речь Посполитую (Люблинская уния). Речь Посполитая и Швеция захватили Нарву и вели успешные военные действия против России. Ливонская война завершилась поражением. Россия отдавала Речи Посполитой Ливонию в обмен на возвращение захваченных русских городов, кроме Полоцка. За Швецией оставалось освоенное побережье Балтики, города Корела, Ям, Нарва, Копорье.

В тесной взаимосвязи с Ливонской войной находились внутриполитические события в стране. В 1560 г. Избранная рада была разогнана. Сильвестр был сослан, Адашев – удален из Москвы и затем арестован. Падение правительства обозначило стратегический поворот от политики реформ к мрачной эпохе террора, которая охватила последующее царствование Ивана IV и была связана, прежде всего, с так называемой опричниной.

Современники, да и некоторые историки XVIII – XIX вв. не могли объяснить столь резкий переход иначе, нежели внезапной переменой нрава царя после смерти его первой и любимой жены Анастасии Романовой в 1560 г. А в 1563 г. умер митрополит Макарий, с мнением которого Иван IV всегда считался. Отметим и другие факторы.

Во-первых, разногласия царя с его ближайшим окружением накапливались постепенно как во внутренней политике (Иван IV хотел форсировать централизацию), так и во внешней (видя неблагоприятное соотношение сил, Адашев был против Ливонской войны).

Во-вторых, формирование «нового курса» царя было неразрывно связано с войной. После тяжелых поражений русской армии в 1564 г. на р. Уле (в январе) и под Оршой (в июле) группа воевод попала в опалу, двое из них были сразу казнены царем “за измену”. Ситуацию усугубило и бегство в Литву в апреле того же года А. Курбского – воеводы, руководившего русскими войсками в Ливонии, и человека, близкого Адашеву. Из-за границы он прислал письмо, обвинявшее царя в тирании и бессмысленных убийствах верных слуг. Эпоха террора началась. Иван IV пошел на введение опричнины (1565 – 1572 гг.).

Государство было разделено на две части: “опричнину” (от слова “опричь”, “кроме” остальной “земли”) и “земщину”. В каждой из них существовали свои органы управления, в том числе боярские думы, войска. Опричнина вылилась в перераспределение земельных владений среди господствующего сословия и в массовый террор. Вначале он был обращен против аристократии, а затем – против всех остальных слоев общества, и особенно городских. В результате, из 34 бояр – членов Боярской думы в период опричнины погибли 15 (а трое были насильно пострижены в монахи), из 9 окольничих (более низкий думский чин) было казнено 4. В обиход вошли публичные казни, часто поражавшие своей жестокостью, откровенным садизмом. Людей рубили на куски (“по суставам резали”), поджаривали на медленном огне, обваривали кипятком и т.д. Иногда в казнях принимал участие лично царь и его ближайшее окружение.

Пик террора пришелся на 1569 – 70 гг., когда царь, заподозрив в измене Новгород, устроил там кровавый погром, длившийся более месяца и сопровождавшийся неслыханным грабежом (были разграблены даже церкви и монастыри). По некоторым оценкам, в Новгороде погибло до 10-15 тыс. человек. Во всяком случае, число жертв было гораздо большим, чем в Варфоломеевскую ночь в Париже 24 августа 1572 г.

Общие оценки числа погибших в годы опричного террора существенно разнятся между собой. По-видимому, количество жертв измерялось десятками тысяч. Все население России не превышало тогда 6-8 млн., горожан – 200-300 тыс.

Основу власти Ивана IV составляло опричное войско. Сначала оно насчитывало 1 тыс. служилых людей, затем возросло до 4-6 тыс. Эмблемой опричников была собачья голова и метла, знак того, что они «аки псы» грызут врагов царя и выметают крамолу. В Александровской слободе Иван IV учредил среди них монашеский орден, или братство, где сам был игуменом, а его ближайшие сподвижники – А. Вяземский и М. Скуратов – соответственно келарем и пономарем, остальные опричники – иноками. В перерывах между казнями и дикими оргиями царь вместе с опричниками исступленно замаливал грехи.

Опричное войско оказалось небоеспособным против настоящего неприятеля, в частности крымских татар. В результате в 1572 г. опричнина была отменена, хотя в меньших масштабах террор продолжался и далее (среди прочих казнили опричников).

Разорение и террор, сопровождавшие опричнину, вкупе с последствиями неудачной Ливонской войны 1558 – 1583 гг. и эпидемией чумы начала 70-х годов XVI в. привели к глубокому экономическому кризису. Казалось, страна переживала вражеское нашествие. Необработанными оставались более половины земель.

Разруха ускорила закрепощение крестьян. Причем опричнина способствовала утверждению наиболее жестких форм крепостничества. Становление в результате опричного террора деспотического режима отразилось и на положении дворянства. При Иване Грозном, как писал В.Б. Кобрин, «завершилось превращение русских дворян в холопов самодержавия». Рабская психология, от которой отныне не были свободны даже представители правящей элиты, превратилась в долговременный и трагический фактор русской истории.

В изучении особенностей политического развития Русского государства в XVI в. можно выделить несколько наиболее дискуссионных проблем. К середине XIX в. в российской исторической науке твердо установилось отношение к царю Ивану IV как к жестокому и злобному тирану. Н.М. Карамзин дал яркое и цельное представление об эпохе этого царя. Он взял на вооружение концепцию «двух Иванов», созданную современником и самым последовательным оппонентом грозного царя князем Андреем Курбским. Суть ее состоит в том, что первое время царь был «добрым и нарочитым», а затем погряз в жестокостях и грехах. В новейшей историографии преобладают негативные оценки личности и политики Ивана Грозного. Следует заметить, что поражающая воображение жестокость русского царя была обычным явлением даже для Западной Европы того периода и мало чем отличалась от деспотизма европейских дворов.

В отечественной и зарубежной литературе отсутствует единое мнение относительно формы государственного правления, утвердившейся в России. Одни авторы характеризуют ее как сословно-представительную монархию, другие — как сословную монархию. Некоторые определяют политическую систему России этого времени .как самодержавие, понимая под ним деспотическую форму абсолютизма, приближающуюся к восточному деспотизму.

На позиции исследователей оказывают влияние следующие обстоятельства. Во-первых, негативное отношение к личности и политике Ивана Грозного, начало которой положил Н.М. Карамзин; во-вторых, неясность, несовпадение смыслов, заключающихся в самих понятиях «самодержавие», «абсолютизм», «восточная деспотия». Наиболее авторитетная позиция состоит в том, что самодержавие XVI в. является русской национальной формой сословной государственности, в сознании народа сильны православные традиции по отношению к мирской власти вообще как к явлению, имеющему сверхъестественную силу. Таким образом, организация государственной власти в России не может быть отождествлена ни с разновидностями восточного деспотизма, ни с европейским абсолютизмом, во всяком случае до реформ Петра I.

Следует отметить, что представительные органы в России не имели постоянного состава, четко определенных функций, в отличие от сословно-представительных органов власти европейских стран. Парламент в Англии и Генеральные штаты во Франции возникли как противовес королевской власти и находились, как правило, в оппозиции к ней, а земские соборы никогда не вступали в конфликт с царем. Эти факты дают возможность некоторым исследователям говорить о неразвитости земских соборов.

Споры ведутся о смысле и цели опричнины. Наиболее авторитетным представляется мнение Р.Г. Скрынникова, который отстаивает мысль о том, что опричнина и ее террор не были подчинены единой цели. Начавшись как борьба с прежней правящей элитой — княжатами, опричнина переросла в конфликт между государственной властью и господствующим сословием в целом.

Так чем же в действительности явилась опричнина Ивана Грозного?

По-видимому, опричнину можно рассматривать как форсированную централизацию, предпринятую без достаточных экономических и социальных предпосылок, а потому вылившуюся в массовый террор. В целом это не была антибоярская политика. Скорее, это был конфликт внутри всего господствующего сословия, спровоцированный Иваном IV с целью укрепления своей власти (разделив сословие на две части и натравив их друг на друга). Практически все историки видят в опричнине один из факторов, подготовивших Смуту начала XVII века.

К концу XVI в. в основном оформились специфические черты российского общества. В своей совокупности они означали, что к этому времени страна окончательно вступила на особый путь развития, сформировался российский тип феодализма, качественно отличающийся от западноевропейского. Его характерными признаками стали: гипертрофированная роль государства, самодержавие и крепостное право.

Важнейшей чертой российского типа феодализма явилась огромная роль государства в социально-экономической и политической сферах общества, а отчасти – и в духовной. В жесткой зависимости от государства оказались не только крестьяне и посадский люд, но и представители господствующего сословия. Несмотря на формальную самостоятельность, церковь также теперь зависела от государства.

Потребность в служилых людях в условиях неразвитости товарно-денежных отношений, скудости государственных финансов привела к созданию в конце XV в. поместной системы. Она формировалась путем раздачи государственных земель в условное владение за службу. Такая практика, характерная скорее для раннего феодализма, создавала слой землевладельцев (помещиков), зависимый от государственной власти.

Фактически параллельно с формированием Российского государства складывалось и крепостное право. Со второй половины XV в. начинается постепенное ограничение права крестьян на переход к другому владельцу. Судебник 1497 г. ввел единый срок для этого перехода: неделя до и неделя после Юрьева дня осеннего (26 ноября).

Новый шаг к закрепощению был сделан в 1581 – 82 гг., когда в ответ на разорение и бегство крестьян был объявлен «заповедный» год, т.е. отменен Юрьев день и право перехода крестьян. По-видимому, «заповедными» были и последующие годы, а в 90-х годах появился указ о бессрочном запрете крестьянского «выхода».

Что же двигало процессом закрепощения крестьян?

По-видимому, ведущую роль в формировании крепостного права в России сыграл рост повинностей крестьян, необходимый для ускоренного, не подкрепленного достаточными экономическими предпосылками создания единого государства и его быстрого расширения. При опережающем по отношению к крестьянам росте служилого сословия, вызывавшем неизбежное усиление эксплуатации, и наличии неосвоенных земель (массив которых еще более увеличился с ростом территории государства в XVI в.) для удержания крестьян на землях феодалов неизбежно требовалось их законодательное закрепление.

В XVI в. завершается формирование великорусской народности. В русских землях, вошедших в состав единой державы, все больше общего обнаруживалось в языке, быте, нравах, обычаях и т.п. В XVI в. ощутимее, чем прежде, проявлялись светские элементы в культуре.

В начале XVI в. было создано литературно - публицистическое и историческое сочинение «Сказание о великих князьях Владимирских».

Рассуждения о необходимости создания сильной самодержавной власти, опирающейся на дворянство, содержатся в сочинениях И.С. Пересветова. Вопросы, касающиеся роли и места знати в управлении феодальным государством, нашли отражение в переписке Ивана IV и князя Андрея Курбского.

В XVI в. в русских землях началось книгопечатание. Началом русского книгопечатания принято считать 1564 г., когда первопечатником Иваном Федоровым была издана первая русская датированная книга “Апостол”. Кроме религиозных книг Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец в 1574 г. во Львове выпустили первый русский букварь – «Азбуку». За весь XVI в. в России типографским способом было издано всего 20 книг. Рукописная книга занимала ведущее место и в XVI в., и в XVII в.

В архитектуре все более заметными становятся национальные мотивы. Они были связаны с распространением в XVI столетии шатрового стиля, перешедшего в каменное строительство из деревянной архитектуры. Выдающимися произведениями зодчества стали церковь Вознесения в селе Коломенском (1532 г.) и храм Покрова (собор Василия Блаженного), воздвигнутый на Красной площади в Москве русскими архитекторами Бармой и Постником в честь взятия Казани (1561 г.).

В XVI в. велось широкое строительство каменных кремлей. В 30-е годы XVI в. прилежащая с востока к Московскому Кремлю часть посада была обнесена кирпичной стеной, названной Китайгородской (название произошло либо от итальянского слова – город, либо от тюркского – крепость). Стена Китай-города защищала торг на Красной площади и близлежащие слободы. В самом конце XVI в. архитектором Федором Конем были возведены белокаменные стены 9-километрового Белого города (современное Бульварное кольцо).


Наши рекомендации