В Совет Народных Комисаров СССР.
… Сейчас, хотя раньше часто о выезде из отечества подумывал и даже иногда, заявлял, я решительно не могу расстаться с родиной и прерывать здешнюю работу, которую считаю очень важной, способной не только хорошо послужить репутации русской науки, но и толкнуть человеческую мысль вообще. Но мне тяжело, по временам очень тяжело жить здесь – и это есть причина моего письма в Совет.
Вы напрасно верите в мировую пролетарскую революцию… Вы сеете по культурному миру не революцию, а с огромным успехом фашизм. До Вашей революции фашизма не было…
Мы жили и живем под неослабевающим режимом террора и насилия. Если бы нашу обывательскую действительность воспроизвести целиком, без пропусков, со всеми ежедневными подробностями – это была бы ужасающая картина… Я всего более вижу сходства нашей жизни с жизнью древних азиатских деспотий. А у нас это называется республиками… Тем, которые злобно приговаривают к смерти массы себе подобных и с удовлетворением приводят это в исполнение, как и тем, насильственно приучаемым участвовать в этом, едва ли возможно оставаться существами чувствующими и думающими человечно…
Когда я встречаюсь с новыми случаями из отрицательной полосы нашей жизни (а их легион), я терзаюсь ядовитым укором, что оставался и среди неа.
Не один же я чувствую и думаю?!
Пощадите же родину и их.
Академик Иван Павлов.
Ленинград 21 декабря 1934 г.
Вопросы:
1. Приведите примеры сопротивления тоталитарному режиму в 30-е гг.
Тесты:
1. Переход к новой экономической политике начался в …
а) 1921 г.
б) 1918 г.
в) 1929 г.
г) 1941 г.
2. Новой экономической политике предшествовала (о) …
а) политика «военного коммунизма»;
б) коллективизация;
в) индустриализация;
г) образование СССР.
3. Переход к новой экономической политике начался с …
а) введение продналога;
б) введение продразвёрстки;
в) национализации собственности;
г) введение золотого рубля.
4. Новую экономическую политику характеризует понятие …
а) продналог;
б) милитаризация труда;
в) продотряд;
г) жёсткая централизация.
5. Сплошная коллективизация сельского хозяйства завершилась …
а) учреждением колхозного строя;
б) переходом к фермерским хозяйствам;
в) укреплением единоличного крестьянского хозяйства;
г) введением рыночных отношений в сельском хозяйстве.
6. Сплошная коллективизация сельского хозяйства завершилась …
а) ликвидацией индивидуального крестьянского хозяйства;
б) допуском частной собственности на землю;
в) переходом к политике «военного коммунизма»;
г) резким подъёмом жизненного уровня крестьянства.
7. Сплошная коллективизация сельского хозяйства привела к …
а) сокращению производства зерна и поголовья скота;
б) резкому подъёму жизненного уровня крестьянства;
в) переходу к новой экономической политике;
г) введению рыночных отношений в сельском хозяйстве.
8. Первый пятилетний план был разработан на:
а) 1928 – 1932 гг.
б) 1933 – 1937 гг.
в) 1938 – 1942 гг.
г) 1943 – 1947 гг.
9. С началом индустриализации был выдвинут лозунг:
а) Кадры решают всё!
б) Догоним и перегоним Америку!
в) Долой неграмотность!
г) Кто не работает, тот не ест!
10. Политические процессы и репрессии 1928 – 1930-х гг:
а) «Шахтинский процесс»;
б) «Дело авиаторов»;
в) «Ленинградское дело»;
г) «Дело врачей».
Тематика докладов:
1. Сталинская модернизация России: 1928 – 1938 гг.
2. Создание колхозов и раскулачивание.
3. Партия – ядро тоталитарной системы.
4. Репрессии против партийно-государственного аппарата.
5. Террор в Красной Армии.
6. Сталин: путь к власти.
7. Сопротивление сталинизму в СССР.
8. Экономика ГУЛАГа и её роль в развитии страны (1930 –е годы).
Хронология
1920, март – Х съезд РКП (б), переход к нэпу.
1922, 30 декабря – образование СССР.
1925, декабрь – XIV съезд ВКП (б). Курс на индустриализацию.
1927, декабрь – XV съезд ВКП (б). Курс на коллективизацию сельского хозяйства.
1929 – начало сплошной коллективизации.
Тема: СССР накануне и в начальный период
Второй мировой войны.
Великая Отечественная война.
План
1. Внешняя политика Советского государства в 30-е годы: достижения и просчёты советской дипломатии.
2. Нападение гитлеровской Германии на СССР. Причины неудач Красной Армии в первый период войны.
3. Фронт и тыл в 1942 – 1945 гг.
4. Антигитлеровская коалиция и её роль в разгроме Германии.
5. Источники и цена победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Научная литература
Барятинский, М.Б.Битва за Сталинград / М.Б. Барятинский. – М., 2007.
Борисов, А. СССР – США: союзники в годы войны / А. Борисов. – М., 1983.
Вторая мировая война. Актуальные проблемы. – М., 1995.
История Отечества в документах. Хрестоматия. – М., 1995. Ч.3. 1939 – 1945.
Мощанский, И.Б.Смоленское сражение / И.Б. Мощанский. – М., 2007.
Публицистика и историко-художественная литература
Жуков, Г.К.Воспоминания и размышления. В 3 т. 11-е изд./ Г.К. Жуков. – М., 1992.
Иванов, Р.Сталин и союзники. 1941 – 1945 / Р. Иванов. – М., 2000.
Самсонов, А.М.Москва 1941: от трагедии к великой победе / А.М. Самсонов. – М., 1991.
Симонов, К.М.Живые и мёртвые / К.М. Симонов. – М., 1997.
Статюк, И.Контрнаступление под Москвой 1941 – 1942 / И. Статюк. – М., 2007.
Исторические термины и понятия:
Антигитлеровская коалиция – союз государств и народов, боровшихся во Второй мировой войне (1939 – 1945) против агрессивного блока Германии, Италии, Японии и их сателлитов. Создана в 1941 г. Ведущей силой антигитлеровской коалиции был СССР, сыгравший решающую роль в достижении победы над фашизмом.
Второй фронт – фронт против фашистской Германии на Западе во Второй мировой войне. Открыт США и Великобританией (после длительного затягивания) в июне 1944 г. высадкой десанта на северо-запад Франции. Сыграл определённую роль в войне, но существенно уступал по значению Восточному фронту.
Гвардия – отборная часть войск. В XV в. появилась во Франции, затем в других странах. В России создана Петром I в 1687 г. В СССР с ноября 1941 г. части, корабли, соединения и объединения советских Вооружённых сил, отличившиеся в боях во время Великой Отечественной войны, удостаивались звания гвардейских.
Ленд-лиз – система передачи (взаймы или в аренду) вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия и других материалов. Поставки по ленд-лизу осуществлялись США и Великобританией в страны – союзницы по антигитлеровской коалиции в период Второй мировой войны. В СССР поставки по ленд-лизу проводились с ноября 1941 г.
Фашизм – реакционное политическое течение, возникшее в ряде стран после Первой мировой войны. Форма тоталитаризма, открыто террористическая диктатура, уничтожающая демократические права и свободы, опирающаяся на прямое насилие, шовинизм и расизм.
Персоналии
Гастелло Николай Францевич (1908 – 1941) – лётчик, Герой Советского Союза (1941, посмертно), капитан (1940). В начале Великой Отечественной войны, 26 июня, геройски погиб, направив свой подбитый самолёт в скопление машин и танков противника.
Голиков Лёня (Леонид Александрович) (1926 – 1943)– юный партизан Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1944, посмертно). Пионером вступил в партизанский отряд; разведчик. Погиб в бою.
Жуков Георгий Константинович (1896 – 1974)– выдающийся полководец, общественно-политический деятель, Маршал Советского Союза (1943), четырежды Герой Советского Союза (1939, 1944, 1945, 1956). Был участником сражения на реке Халхин-Гол (1939). С 1940 г. командующий войсками Киевского военного округа. В январе – июле 1941 г. начальник Генштаба – заместитель наркома обороны СССР. В годы Великой Отечественной войны командовал войсками в битве под Москвой (1941 – 1942), при прорыве блокады Ленинграда, в Сталинградской и Курской битвах (1942 – 1943), при наступлении на Правобережной Украине и в Белорусской операции (1943 – 1944), в Висло-Одерской и Берлинской операциях (1944 – 1945). С августа 1942 г. являлся заместителем наркома обороны СССР и заместителем Верховного главнокомандующего (И.В. Сталина). В 1945 – 1946 гг. – главнокомандующий Группой советских войск и глава Советской военной администрации в Германии. С 1953 г. – 1-й заместитель министра, с 1955 г. министр обороны СССР. В октябре 1957 г. освобождён от обязанностей министра обороны, в 1958 г. уволен из Вооружённых сил.
Ковпак Сидор Артемьевич (1887 – 1967)– командир партизанского соединения в Великую Отечественную войну, дважды Герой Советского Союза (1942, 1944), генерал – майор (1943). В 1941 – 1945 гг. провёл пять рейдов по тылам германской армии (свыше 10 тыс. км). Автор книги «От Путивля до Карпат».
Космодемьянская Зоя Анатольевна (Таня) (1923 – 1941) – партизанка Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1942, посмертно). Добровольно ушла в партизанский отряд, разведчица. Повешена гитлеровцами в деревне Петрищево (Московская область).
Матросов Александр Матвеевич (1924 – 1943)– гвардии рядовой, Герой Советского Союза (1943, посмертно). 27 февраля 1943 г. в бою за деревню Чернушки (Псковская область) закрыл телом амбразуру пулемётного дзота гитлеровцев, препятствовавшего продвижению подразделения Красной армии.
«Молодая гвардия» - подпольная комсомольская организация в Великую Отечественную войну в городе Краснодон Ворошиловградской области (Украинская ССР) (1942, около 100 человек). Руководили: О.В. Кошевой, У.М. Громова, И.А. Земнухов, С.Г. Тюленин, Л.Г. Швецова (все удостоены звания Героя Советского Союза, посмертно), И.В. Туркенич.
Методические указания.
Приступая к рассмотрению вопросов данной темы необходимо отметить, что неуклонное нарастание международной напряжённости привело в 1939 г. к началу Второй мировой войны, составной частью которой стала Великая Отечественная война. Серьёзные просчёты советского руководства были причиной крупных поражений на первом этапе войны, значительных жертв в ходе боевых действий. В то же время централизованная, ориентированная на военные потребности экономика СССР смогла выдержать удар гитлеровской Германии, а угроза национального уничтожения обусловила единство советского общества в борьбе против захватчиков. Победа в войне способствовала огромному росту международного авторитета СССР, в то же время практически сразу после завершения войны он вступил в эпоху противостояния с недавними союзниками – западными странами во главе с США.
Тема борьбы советского народа против фашистской агрессии является одной из центральных тем курса. Прежде всего, предстоит разобраться в событиях предвоенного периода и выяснить роль тех или иных действий правительств ведущих западных держав, СССР, их последствия, определивших судьбу мировой и отечественной истории. Среди факторов, в значительной мере определивших последующие события, необходимо обратить внимание на военно-политические переговоры СССР, Франции и Англии (1939 г.) о системе коллективной безопасности против фашистской агрессии. Важно уяснить причины, ход и результаты этих переговоров. Во-вторых, необходимо знать содержание, и быть в состоянии дать правовую и нравственную оценку договоров СССР и Германии от 23 августа и 28 сентября 1939 г. В-третьих, обратить внимание на действия советского руководства по укреплению границ СССР. В том числе – знать причины, ход и результаты войны СССР с Финляндией (1939 – 1940 гг.), присоединение к СССР Прибалтики и Западной Украины, Западной Белоруссии, Бессарабии, Северной Буковины.
Далее необходимо рассмотреть и отметить причины нападения Германии на Советский Союз. Важно проанализировать факторы, приведшие в первые месяцы войны к тяжёлым поражениям Красной Армии. Уясните причины неудач и мероприятия советского руководства по мобилизации всех средств для отпора врагу.
Студент должен чётко представлять все основные победоносные сражения Красной Армии – битву под Москвой, Сталинградское сражение, Курскую дугу, битву за Днепр, деблокирование Ленинграда и сражения, обеспечившие выход советским войскам к границе СССР. Далее – Европа и Берлин…
Следует знать источники этих побед – от работы советского тыла, партизанского движения и т.д.
Большую роль в разгроме германского фашизма сыграла антигитлеровская коалиция, что предполагает знание процесса её формирования и действия. Студент должен знать основные факты, связанные с открытием второго фронта и его значение в разгроме 3-го рейха.
(Студентам можно организовать тематический показ фрагментов из кинофильмов: «Освобождение», «Чистое небо», «Фронт в тылу врага» и др.
Рекомендуется дать студентам практические задания: подобрать из просмотренных ранее кинофильмов, прочитанных произведений художественной литературы примеры героизма, взаимопомощи воинов и дружбы народов СССР.).
Итоги и значение Великой Отечественной войны.Победа в Великой Отечественной войне стала важнейшей страницей истории СССР: она спасла народы Советского Союза от порабощения и уничтожения, резко возвысила международный вес СССР. Именно Советский Союз сыграл главную роль в разгроме Германии и её союзников. В то же время война сопровождалась для СССР колоссальными материальными и людскими потерями (27 млн. погибших), что наложило глубокую печать на дальнейшую историю Советского государства. Новая геополитическая ситуация (необходимость соперничества с мощными в экономическом отношении США) обусловила тяжёлую нагрузку на разрушенное войной хозяйство Советского Союза во второй половине 40-х и начале 50-х гг.
Работа с документами.
Документ 1.