В Совет Народных Комисаров СССР.

… Сейчас, хотя раньше часто о выезде из отечества подумывал и даже иногда, заявлял, я решительно не могу расстаться с родиной и прерывать здешнюю работу, которую считаю очень важной, способной не только хорошо послужить репутации русской науки, но и толкнуть человеческую мысль вообще. Но мне тяжело, по временам очень тяжело жить здесь – и это есть причина моего письма в Совет.

Вы напрасно верите в мировую пролетарскую революцию… Вы сеете по культурному миру не революцию, а с огромным успехом фашизм. До Вашей революции фашизма не было…

Мы жили и живем под неослабевающим режимом террора и насилия. Если бы нашу обывательскую действительность воспроизвести целиком, без пропусков, со всеми ежедневными подробностями – это была бы ужасающая картина… Я всего более вижу сходства нашей жизни с жизнью древних азиатских деспотий. А у нас это называется республиками… Тем, которые злобно приговаривают к смерти массы себе подобных и с удовлетворением приводят это в исполнение, как и тем, насильственно приучаемым участвовать в этом, едва ли возможно оставаться существами чувствующими и думающими человечно…

Когда я встречаюсь с новыми случаями из отрицательной полосы нашей жизни (а их легион), я терзаюсь ядовитым укором, что оставался и среди неа.

Не один же я чувствую и думаю?!

Пощадите же родину и их.

Академик Иван Павлов.

Ленинград 21 декабря 1934 г.

Вопросы:

1. Приведите примеры сопротивления тоталитарному режиму в 30-е гг.

Тесты:

1. Переход к новой экономической политике начался в …

а) 1921 г.

б) 1918 г.

в) 1929 г.

г) 1941 г.

2. Новой экономической политике предшествовала (о) …

а) политика «военного коммунизма»;

б) коллективизация;

в) индустриализация;

г) образование СССР.

3. Переход к новой экономической политике начался с …

а) введение продналога;

б) введение продразвёрстки;

в) национализации собственности;

г) введение золотого рубля.

4. Новую экономическую политику характеризует понятие …

а) продналог;

б) милитаризация труда;

в) продотряд;

г) жёсткая централизация.

5. Сплошная коллективизация сельского хозяйства завершилась …

а) учреждением колхозного строя;

б) переходом к фермерским хозяйствам;

в) укреплением единоличного крестьянского хозяйства;

г) введением рыночных отношений в сельском хозяйстве.

6. Сплошная коллективизация сельского хозяйства завершилась …

а) ликвидацией индивидуального крестьянского хозяйства;

б) допуском частной собственности на землю;

в) переходом к политике «военного коммунизма»;

г) резким подъёмом жизненного уровня крестьянства.

7. Сплошная коллективизация сельского хозяйства привела к …

а) сокращению производства зерна и поголовья скота;

б) резкому подъёму жизненного уровня крестьянства;

в) переходу к новой экономической политике;

г) введению рыночных отношений в сельском хозяйстве.

8. Первый пятилетний план был разработан на:

а) 1928 – 1932 гг.

б) 1933 – 1937 гг.

в) 1938 – 1942 гг.

г) 1943 – 1947 гг.

9. С началом индустриализации был выдвинут лозунг:

а) Кадры решают всё!

б) Догоним и перегоним Америку!

в) Долой неграмотность!

г) Кто не работает, тот не ест!

10. Политические процессы и репрессии 1928 – 1930-х гг:

а) «Шахтинский процесс»;

б) «Дело авиаторов»;

в) «Ленинградское дело»;

г) «Дело врачей».

Тематика докладов:

1. Сталинская модернизация России: 1928 – 1938 гг.

2. Создание колхозов и раскулачивание.

3. Партия – ядро тоталитарной системы.

4. Репрессии против партийно-государственного аппарата.

5. Террор в Красной Армии.

6. Сталин: путь к власти.

7. Сопротивление сталинизму в СССР.

8. Экономика ГУЛАГа и её роль в развитии страны (1930 –е годы).

Хронология

1920, март – Х съезд РКП (б), переход к нэпу.

1922, 30 декабря – образование СССР.

1925, декабрь – XIV съезд ВКП (б). Курс на индустриализацию.

1927, декабрь – XV съезд ВКП (б). Курс на коллективизацию сельского хозяйства.

1929 – начало сплошной коллективизации.

Тема: СССР накануне и в начальный период

Второй мировой войны.

Великая Отечественная война.

План

1. Внешняя политика Советского государства в 30-е годы: достижения и просчёты советской дипломатии.

2. Нападение гитлеровской Германии на СССР. Причины неудач Красной Армии в первый период войны.

3. Фронт и тыл в 1942 – 1945 гг.

4. Антигитлеровская коалиция и её роль в разгроме Германии.

5. Источники и цена победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Научная литература

Барятинский, М.Б.Битва за Сталинград / М.Б. Барятинский. – М., 2007.

Борисов, А. СССР – США: союзники в годы войны / А. Борисов. – М., 1983.

Вторая мировая война. Актуальные проблемы. – М., 1995.

История Отечества в документах. Хрестоматия. – М., 1995. Ч.3. 1939 – 1945.

Мощанский, И.Б.Смоленское сражение / И.Б. Мощанский. – М., 2007.

Публицистика и историко-художественная литература

Жуков, Г.К.Воспоминания и размышления. В 3 т. 11-е изд./ Г.К. Жуков. – М., 1992.

Иванов, Р.Сталин и союзники. 1941 – 1945 / Р. Иванов. – М., 2000.

Самсонов, А.М.Москва 1941: от трагедии к великой победе / А.М. Самсонов. – М., 1991.

Симонов, К.М.Живые и мёртвые / К.М. Симонов. – М., 1997.

Статюк, И.Контрнаступление под Москвой 1941 – 1942 / И. Статюк. – М., 2007.

Исторические термины и понятия:

Антигитлеровская коалиция – союз государств и народов, боровшихся во Второй мировой войне (1939 – 1945) против агрессивного блока Германии, Италии, Японии и их сателлитов. Создана в 1941 г. Ведущей силой антигитлеровской коалиции был СССР, сыгравший решающую роль в достижении победы над фашизмом.

Второй фронт – фронт против фашистской Германии на Западе во Второй мировой войне. Открыт США и Великобританией (после длительного затягивания) в июне 1944 г. высадкой десанта на северо-запад Франции. Сыграл определённую роль в войне, но существенно уступал по значению Восточному фронту.

Гвардия – отборная часть войск. В XV в. появилась во Франции, затем в других странах. В России создана Петром I в 1687 г. В СССР с ноября 1941 г. части, корабли, соединения и объединения советских Вооружённых сил, отличившиеся в боях во время Великой Отечественной войны, удостаивались звания гвардейских.

Ленд-лиз – система передачи (взаймы или в аренду) вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия и других материалов. Поставки по ленд-лизу осуществлялись США и Великобританией в страны – союзницы по антигитлеровской коалиции в период Второй мировой войны. В СССР поставки по ленд-лизу проводились с ноября 1941 г.

Фашизм – реакционное политическое течение, возникшее в ряде стран после Первой мировой войны. Форма тоталитаризма, открыто террористическая диктатура, уничтожающая демократические права и свободы, опирающаяся на прямое насилие, шовинизм и расизм.

Персоналии

Гастелло Николай Францевич (1908 – 1941) – лётчик, Герой Советского Союза (1941, посмертно), капитан (1940). В начале Великой Отечественной войны, 26 июня, геройски погиб, направив свой подбитый самолёт в скопление машин и танков противника.

Голиков Лёня (Леонид Александрович) (1926 – 1943)– юный партизан Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1944, посмертно). Пионером вступил в партизанский отряд; разведчик. Погиб в бою.

Жуков Георгий Константинович (1896 – 1974)– выдающийся полководец, общественно-политический деятель, Маршал Советского Союза (1943), четырежды Герой Советского Союза (1939, 1944, 1945, 1956). Был участником сражения на реке Халхин-Гол (1939). С 1940 г. командующий войсками Киевского военного округа. В январе – июле 1941 г. начальник Генштаба – заместитель наркома обороны СССР. В годы Великой Отечественной войны командовал войсками в битве под Москвой (1941 – 1942), при прорыве блокады Ленинграда, в Сталинградской и Курской битвах (1942 – 1943), при наступлении на Правобережной Украине и в Белорусской операции (1943 – 1944), в Висло-Одерской и Берлинской операциях (1944 – 1945). С августа 1942 г. являлся заместителем наркома обороны СССР и заместителем Верховного главнокомандующего (И.В. Сталина). В 1945 – 1946 гг. – главнокомандующий Группой советских войск и глава Советской военной администрации в Германии. С 1953 г. – 1-й заместитель министра, с 1955 г. министр обороны СССР. В октябре 1957 г. освобождён от обязанностей министра обороны, в 1958 г. уволен из Вооружённых сил.

Ковпак Сидор Артемьевич (1887 – 1967)– командир партизанского соединения в Великую Отечественную войну, дважды Герой Советского Союза (1942, 1944), генерал – майор (1943). В 1941 – 1945 гг. провёл пять рейдов по тылам германской армии (свыше 10 тыс. км). Автор книги «От Путивля до Карпат».

Космодемьянская Зоя Анатольевна (Таня) (1923 – 1941) – партизанка Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1942, посмертно). Добровольно ушла в партизанский отряд, разведчица. Повешена гитлеровцами в деревне Петрищево (Московская область).

Матросов Александр Матвеевич (1924 – 1943)– гвардии рядовой, Герой Советского Союза (1943, посмертно). 27 февраля 1943 г. в бою за деревню Чернушки (Псковская область) закрыл телом амбразуру пулемётного дзота гитлеровцев, препятствовавшего продвижению подразделения Красной армии.

«Молодая гвардия» - подпольная комсомольская организация в Великую Отечественную войну в городе Краснодон Ворошиловградской области (Украинская ССР) (1942, около 100 человек). Руководили: О.В. Кошевой, У.М. Громова, И.А. Земнухов, С.Г. Тюленин, Л.Г. Швецова (все удостоены звания Героя Советского Союза, посмертно), И.В. Туркенич.

Методические указания.

Приступая к рассмотрению вопросов данной темы необходимо отметить, что неуклонное нарастание международной напряжённости привело в 1939 г. к началу Второй мировой войны, составной частью которой стала Великая Отечественная война. Серьёзные просчёты советского руководства были причиной крупных поражений на первом этапе войны, значительных жертв в ходе боевых действий. В то же время централизованная, ориентированная на военные потребности экономика СССР смогла выдержать удар гитлеровской Германии, а угроза национального уничтожения обусловила единство советского общества в борьбе против захватчиков. Победа в войне способствовала огромному росту международного авторитета СССР, в то же время практически сразу после завершения войны он вступил в эпоху противостояния с недавними союзниками – западными странами во главе с США.

Тема борьбы советского народа против фашистской агрессии является одной из центральных тем курса. Прежде всего, предстоит разобраться в событиях предвоенного периода и выяснить роль тех или иных действий правительств ведущих западных держав, СССР, их последствия, определивших судьбу мировой и отечественной истории. Среди факторов, в значительной мере определивших последующие события, необходимо обратить внимание на военно-политические переговоры СССР, Франции и Англии (1939 г.) о системе коллективной безопасности против фашистской агрессии. Важно уяснить причины, ход и результаты этих переговоров. Во-вторых, необходимо знать содержание, и быть в состоянии дать правовую и нравственную оценку договоров СССР и Германии от 23 августа и 28 сентября 1939 г. В-третьих, обратить внимание на действия советского руководства по укреплению границ СССР. В том числе – знать причины, ход и результаты войны СССР с Финляндией (1939 – 1940 гг.), присоединение к СССР Прибалтики и Западной Украины, Западной Белоруссии, Бессарабии, Северной Буковины.

Далее необходимо рассмотреть и отметить причины нападения Германии на Советский Союз. Важно проанализировать факторы, приведшие в первые месяцы войны к тяжёлым поражениям Красной Армии. Уясните причины неудач и мероприятия советского руководства по мобилизации всех средств для отпора врагу.

Студент должен чётко представлять все основные победоносные сражения Красной Армии – битву под Москвой, Сталинградское сражение, Курскую дугу, битву за Днепр, деблокирование Ленинграда и сражения, обеспечившие выход советским войскам к границе СССР. Далее – Европа и Берлин…

Следует знать источники этих побед – от работы советского тыла, партизанского движения и т.д.

Большую роль в разгроме германского фашизма сыграла антигитлеровская коалиция, что предполагает знание процесса её формирования и действия. Студент должен знать основные факты, связанные с открытием второго фронта и его значение в разгроме 3-го рейха.

(Студентам можно организовать тематический показ фрагментов из кинофильмов: «Освобождение», «Чистое небо», «Фронт в тылу врага» и др.

Рекомендуется дать студентам практические задания: подобрать из просмотренных ранее кинофильмов, прочитанных произведений художественной литературы примеры героизма, взаимопомощи воинов и дружбы народов СССР.).

Итоги и значение Великой Отечественной войны.Победа в Великой Отечественной войне стала важнейшей страницей истории СССР: она спасла народы Советского Союза от порабощения и уничтожения, резко возвысила международный вес СССР. Именно Советский Союз сыграл главную роль в разгроме Германии и её союзников. В то же время война сопровождалась для СССР колоссальными материальными и людскими потерями (27 млн. погибших), что наложило глубокую печать на дальнейшую историю Советского государства. Новая геополитическая ситуация (необходимость соперничества с мощными в экономическом отношении США) обусловила тяжёлую нагрузку на разрушенное войной хозяйство Советского Союза во второй половине 40-х и начале 50-х гг.

Работа с документами.

Документ 1.

Наши рекомендации