Тема: Общественная мысль и особенности общественно-политического движения России (XIX – начало XX в.)

План

1. Культурно – историческая концепция развития России:

а) консервативная

б) либеральная

в) радикальная

2. Социалистическая мысль в Европе и идеи «русского общинного социализма».

3. Теория и практика российской социал-демократии на рубеже XIX-начала ХХ.

Научная литература

Аникин, А.В. Путь исканий. Социально-экономические идеи в России до марксизма. / А.В. Аникин. М.: Политиздат, 1990. - 415 с.

Бердяев, Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. / Н.А. Бердяев. М.: Наука, 1990.-220 с.

Будницкий, О.В. Терроризм в российском освободительном движении: идеология, этика, психология (вторая половина XIX - начало XX в) / О.В.

Будницкий. М: РОССПЭН, 2000.- 396 с.

Добровольский, В.Ю. П.Я. Чаадаев: феномен общественного интереса / В.Ю. Добровольский. // Отечественная история. - 2007. - № 5. - С. 187-192.

Леонтович, В.В. История либерализма в России, 1762-1914 / В.В. Леонтович. М.: Русский путь: Полиграф-ресурсы, 1995. - 548 с.

Публицистика и историко-художественная литература

Алексеевский равелин: Секретная государственная тюрьма России в XIX в [Сборник: в 2 т. / сост., авт. предисл. и примеч. А.А. Матышев]. Л.: Лениздат, 1990. –

Кн. 1.-446 с.

Кн. 2.-446 с.

Достоевский, Ф.М. Бесы: роман в 3 ч. / Ф.М. Достоевский. Л.: Художественная литература, 1989. - 669 с.

Краснов, П.Н. Цареубийцы. /1-го марта 1881 года/: роман / П.Н. Краснов. М.: Прозерпина, 1994. - 319 с.

Кропоткин, П.А. Записки революционера. / П.А. Кропоткин. М.: Московский рабочий, 1988. - 543 с.

Лобанов, М.П. Сергей Трофимович Аскаков. / М.П. Лобанов. М.: Молодая гвардия, 1987. - 366 с.

Исторические термины и понятия:

Анархизм- учение об обществе, в основу которого положена идея безгосударственного устройства и проповеди свободы личности

Либерализм — система политических и экономических взглядов, направленных на признание важнейших прав и свобод человека, демократизацию общества при отрицании революционного пути преобразований.

Консерватизм- приверженность к защите традиционных устоев государственного устройства, к сохранению старых традиций, враждебность к нововведениям.

Народничество- общественно-политическое движение российской интеллигенции, основанием которого была теория особого некапиталистического развития России и перехода к социализму при опоре на крестьянскую общину.

Радикализм- политическое движение, основой которого является стремление к коренному переустройству жизни, часто методом насильственных преобразований.

Персоналии

Бакунин Михаил Александрович (1814-1876)- политический мыслитель, один из основателей и теоретиков анархизма. Из дворян, в Москве познакомился с В. Белинским, А. Герценом и Н. Огаревым. За границей изучал классическую философию, а затем перешел к общественно-политической деятельности. За участие в революции 40-х годов во Франции, Австрии, Саксонии был дважды приговорен к смертной казни. Выданный российскому правительству, был посажен в Петропавловскую крепость, а затем сослан в Сибирь. Бежал через Японию в США, а затем в Лондон. Участвовал в деятельности I Интернационала. Последние годы жизни провел в Италии, Швейцарии, где пытался воплотить свою теорию в жизнь.

Плеханов Георгий Валентинович (1856-1918)- энциклопедически образованный ученый, «отец русского марксизма». В его трудах освещены вопросы истории, философии, социологии, экономики, эстетики и др. В связи с преследованием за революционную деятельность - участие в народническом движении - эмигрировал за границу, где создал марксистскую организацию «Освобождение труда». В Россию вернулся в апреле 1917 года. Взгляды большевиков на революционную тактику, вопросы власти не разделял и октябрьский переворот не принял.

Хомяков Алексей Степанович (1804-1850)- русский писатель, публицист, богослов, философ и общественный деятель, один из идеологов славянофилов. Службу начал офицером в 18 лет, участвовал в русско-турецкой войне (1826). Вышел в отставку и жил в Тульском (с. Богучарово) и Рязанских имениях, где занимался общественно - литературной деятельностью. Его творческое наследие составляет восемь томов, в которых он анализирует проблемы народа и революции, демократии и самодержавия, освобождения крестьян и просвещения народа. Основным вопросом, который занимал автора, был вопрос о государстве, являющимся главным злом и требующем искоренения.

Чаадаев Петр Яковлевич (1794-1856)— русский философ и политический мыслитель. Дворянин, учился в Московском университете, где познакомился с А.С. Грибоедовым и будущими декабристами. Участник войны 1812 г. Философские взгляды Чаадаева раскрывают оригинальную картину путей мировой цивилизации. Его произведения, особенно «Философические письма» способствовали формированию двух основных взглядов в обществе на русскую историю и будущее России - славянофильство и западничество.

Методические указания.

Данная тема предполагает знания обширного теоретического материала. При подготовке к занятиям рекомендуется выделить социально - экономические и политические факторы, обусловившие активизацию идейной борьбы и оппозиционных процессов в общественной жизни страны.

Центральное место в этом круге проблем должно занять определение целей, социального состава и деятельности представителей политических направлений. Заслуживают внимания характеристики идеологов как консерватизма - К.П. Победоносцева, М.Н. Каткова, С.С. Уварова, так и либерализма - К.Д. Кавелина, Б.Н. Чичерина, Д.И. Шаховского и радикализма - А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Серно-Соловьевича и др. Естественно, из поля зрения в общественном движении нельзя упустить имена П.Я. Чаадаева, К.С. Аксакова, А.С. Хомякова, СМ. Соловьева, М.В. Петрашевского.

Анализируя дискуссию славянофилов и западников о путях развития России, студент может изложить собственную точку зрения относительно современной российской цивилизации.

Появление марксизма на европейской арене способствовало распространению и в России социалистических взглядов. Социалистическая идея приняла в России форму «крестьянского общинного социализма». Следует раскрыть сущность данного понятия и остановиться на носителях этой теории - народниках.

Анализируя программы, тактику и деятельность народников, важно сосредоточить внимание на особенностях их освободительного движения, дать сущностную характеристику групп - лавровцев, бакунистов, ткачевцев, нечаевцев и др. Желательно остановиться на биографических данных руководителей организаций, в частности, на легендарной фигуре М.А. Бакунина.

Неэффективность пропагандистских и террористических методов борьбы привела к расколу движения, к появлению либерального народничества и первых марксистских и рабочих организаций. На конкретном историческом материале следует подвергнуть анализу деятельность группы «Освобождение труда» и «Союза борьбы за освобождение рабочего класса». Важно подчеркнуть, что многообразие течений и взглядов по идейно-теоретическим и тактическим вопросам отражало сложность и остроту социальных противоречий пореформенной России.

Изучение теории и начальных этапов борьбы за реализацию социалистических постулатов заслуживает особого внимания, ибо в России (в СССР) более 70 лет строили «социализм». Знание теории и практики социализма позволит студенту правильно оценить исторический опыт этого строительства.

Работа с документами

Документ 1

Славянофилы и западники.

Нас всех и в особенности Хомякова и К. Аксакова прозвали «славянофилами»; но это прозвище вовсе не выражает сущности нашего направления. Правда, мы всегда были расположены к славянам, старались быть с ними в сношениях, изучали их историю и нынешнее их положение, помогали им, чем могли, но это вовсе не составляло главного, существенного отличия нашего кружка от противоположного кружка западников. Между нами и ими были разногласия несравненно более существенные...

Они ожидали света только с Запада, превозносили все там существующее, старались подражать всему там установившемуся и забывали, что у нас свой ум, свои местные, временные, духовные и физические особенности и потребности. Мы вовсе не отвергали великих открытий и усовершенствований, сделанных на Западе, считали необходимым узнавать все там выработанное, пользоваться от него весьма многим; но мы находили все пропускать через критику нашего собственного разума и развивать себя с помощью, а не посредством позаимствовании от народов, опередивших нас на пути образования...

Мы признаем первою, самою существенной нашею задачей - изучение самих себя в истории и в настоящем быте... Мы вовсе не желали воскресить древнюю Русь, не ставили на пьедестал крестьянина, не поклонялись ему и отнюдь не имели в виду себя и других в него преобразовывать...

Мы стояли не за обветшалое, не за мертвящее, а за то, в чем сохранялась жизнь действительная... Не мы ли были самыми усердными поборниками освобождения крестьян, и притом с наделением их в больших по возможности размерах землею? Не мы ли оказались самыми ревностными деятелями в земских учреждениях? Подняли, одушевили, двинули вперед Россию не доктрины французские, английские или немецкие, а те чувства и мысли, которые живут в русском православном человеке и которые теперь почти противоположны западноевропейским стремлениям и понятиям.

Записки А.И. Кошелева//Русское

общество 40-х - 50-х годов XIX в.

ч.1-М.: 1991. С. 90-92.

Вопросы:

1. Укажите сходство и различия во взглядах славянофилов и западников на пути развития России.

2. В чем состоит сущность высказывания Н.А. Бердяева, что славянофилы и западники «враги - друзья»?

Документ2.

Наши рекомендации