Тема: Россия в первой половине XIX века.

Кризис самодержавно-крепостнической системы.

План:

1. Социально-экономическое и политическое положение России в начале века.

2. Александр I и М.М. Сперанский: реформаторские идеи и их реализация.

3. Отечественная война 1812 года.

4. Декабристы: планы преобразований России и оппозиционная деятельность.

5. Николаевская Россия: внутриполитический курс и внешняя политика.

Научная литература

Богданов, Л.П. Военные поселения в России.- / Л.П. Богданов, - М: АИО «Принт», 1992. - 88 с.

Ильин, П.В. Новое о декабристах: прощеные, оправданные и необнаруженные следствием участники тайных обществ и военных выступлений. / П.В. Ильин.- СПб.: Нестор-История: СПб ИИ РАН, 2004. - 663 с.

Крымская война: 1853-1856 (неизвестные страницы) // Родина. - 1995. №3. - С. 12-155.

Российские самодержцы. 1801-1917. - М.: Международные отношения, 1994. - 397 с.

Чибиряев, С.А. Великий русский реформатор: Жизнь, деятельность, политические взгляды М.М. Сперанского. / С.А. Чибиряев. АН СССР. - М.: Наука, 1989. - 213 с.

Публицистика и историко-художественная литература

Державный сфинкс. / Е.Ф. Комаровский [и др.] - М.: Фонд С. Дуброва. 1999. - 603 с.

Кюстин, А. де. Россия в 1839 году: в 2 т. / А. де Кюстин. - М.: Терра, 2000.

Т. 1 - С. 640.

Т. 2-С. 592.

Русские мемуары. 1800-1825 / сост. И.Н. Подольский. - М.: Правда, 1989. - 619 с.

Толстой, Лев. Севастопольские рассказы. / Лев Толстой. - М.: Вагриус, 2004. - 175 с.

Исторические термины и понятия:

Альтернатива- каждая из исключающих друг друга возможностей. Обусловленная потребность выбора одного из двух.

«Аракчеевщина»- консервативная тенденция в политике, нацеленная на упрочнение абсолютизма и крепостного права.

Кодификация- систематизация и объединение законов страны по отдельным отраслям права в единую согласованную систему.

Рентабельный- прибыльный, доходный; оправдывающий с хозяйственной точки зрения.

Персоналии.

Барклай де Толли Михаил Богданович (1761-1818)- С 15 лет служил вахмистром, а затем корнетом в Псковском кирасирском полку, принимал активное участие в штурме Очакова, во взятии Аккермана во время русско-турецкой войны.

С 1809г. главнокомандующий финляндской армией и генерал-губернатор Финляндии. Перед войной с Наполеоном занимал пост военного министра, являлся членом Государственного совета и сенатором. При нём армия была увеличена почти вдвое, подготовлены к обороне новые крепости, наполнены арсеналы.

В начале Отечественной войны 1812г. являлся главнокомандующим. Его план военных действий состоял в том, чтобы завлечь неприятеля в недра отечества, истощить его силы, а затем нанести врагу «удар решительный». Он не был понят, командующим был назначен М.И. Кутузов, который последовал плану своего предшественника.

В битвах проявлял себя геройски, в Бородинском сражении лично водил полки в атаку. В заграничном походе командовал союзными войсками в «битве народов» под Лейпцигом, участвовал во взятии Парижа. Произведён в генерал-фельдмаршалы. Умер в мае 1818 года.

Нахимов Павел Степанович (1802-1855)- флотоводец, адмирал. Окончил морской кадетский корпус, служил на Балтийском флоте. На фрегате «Крейсер» совершил кругосветное плавание. Во время Крымской войны командующий эскадрой черноморского флота, разгромил главные силы турецкого флота в Синопском сражении. Во время Севастопольской обороны возглавлял героический гарнизон защитников крепости, подавая пример храбрости и выдержки. Был смертельно ранен в голову на Малаховом кургане. Похоронен в Севастополе во Владимирском соборе.

Пестель Павел Иванович (1793-1826)- декабрист, полковник. Образование получил дома, в Германии. Блестяще окончил Пажеский корпус. Участник Отечественной войны 1812г. и заграничных походов. В 1816г. вступил в тайное политическое общество «Союз спасения». Позднее возглавлял Южное общество декабристов. Разработал проект социально - экономических и политических преобразований в России, названных «Русской правдой». По доносу был арестован 13 декабря в 1825г. в Тульчине. Повешен вместе с четырьмя другими декабристами в Петропавловской крепости.

Сперанский Михаил Михайлович (1772-1839)– великий реформатор, философ и правовед. Сын бедного священника он достиг энциклопедических знаний самообразованием и стал выдающимся государственным деятелем. Подготовил программу реформ, которая намного опередила его время.

Заслуга Сперанского состоит в его деятельности по кодификации законов, систематизированных в 45 томах «Полного Собрания Законов Российской Империи».

Его проекты по реформам местного самоуправления, предложения по созданию Государственной Думы, убеждения, что за «за древом политики» нужен контроль, показали обществу смелость и прозорливость идей реформатора. Не всем его замыслам суждено было осуществиться, однако, государственно-правовые идеи Сперанского оказали значительное влияние на преобразовательные процессы русского общества.

Методические указания

Данная тема включает сложные, многоплановые проблемы, требует изучения большого фактологического материала. Характеризуя социально - политический строй, развитие капиталистического уклада в хозяйственной структуре страны, следует определить причины, сдерживающие их модернизацию. В процессе решения этих задач, отмечал В.О. Ключевский, большую роль играла личность самого императора. Сложная и противоречивая натура Александра I и определяла политику первой четверти XIX века - от либеральной к консервативной.

Нижеследующие тезисы, раскрывающие сущность данного исторического периода, помогут усвоению материала.

1. Деятельность Негласного комитета, реформатора М.М. Сперанского в проведение преобразований в системе государственного управления, образования, в крестьянском вопросе. В качестве домашнего задания рекомендуется составить таблицу «Система центрального государственного управления России в первой половине XIX века».

2. Уяснить причины прекращения активной реформаторской деятельности руководства, связанных с экспансионистской политикой Наполеона и мощным сопротивлением консервативных сил. См. записку Н.М.Карамзина « О древней и новой России».

3. В материалах, касающихся Отечественной войны 1812г. - одной из патриотических тем курса, необходимо кроме знаний военных действий, остановиться на характеристиках участников войны - М.И. Кутузова, Барклая де Толли, П.И. Багратиона, Н.Н. Раевского, П.В. Ермолова, А.П. Тормасова и др. Героизм, мужество и беззаветную любовь всех слоев общества к родине можно проиллюстрировать, подготовив отрывки из романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

4. В явлении движения декабристов необходим анализ идей, программ и, естественно, событий 14 декабря 1825г. С жестокого подавления восстания началось правление Николая I. Реакционный курс его внутренней политики следует аргументировать фактами. Следствием явилось углубление экономического и социально-политического кризиса.

5. Расплата за отставание в развитии от европейского сообщества не замедлило сказаться во внешней политике Николая I. Её характеризовали две цели: повсеместное подавление революционного движения и борьба с Османской империей (Турцией). Для глубокого усвоения событий Крымской войны (1853-1856гг.) следует подготовить таблицу, которую студент может воспроизвести на доске.

Табл. №1

Наши рекомендации