Методология управления человеческими ресурсами организации
МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ ОРГАНИЗАЦИИ
Концепции управления: от УП (управление персоналом) к УЧР(управление человеческими ресурсами)
Философия УЧР
Кадровая политика организации
Закономерности и принципы управления персоналом
Методы управления персоналом
Подход к рабочей силе как к ресурсу означает признание ограниченности источников отдельных категорий квалифицированных специалистов, управляющих, рабочих по сравнению с потребностями производства, что приводит к конкуренции за обладание наиболее важными и дефицитными ее категориями, за рабочую силу высокого качества.
Отличие концепции «человеческих ресурсов» от концепций управления персоналом, лежащих в основе школ «научного управления» или «человеческих отношений», состоит в признании экономической целесообразности капиталовложений, связанных с привлечением рабочей силы, поддержанием ее в трудоспособном состоянии, обучением и даже созданием условий для более полного выявления возможностей и способностей, заложенных в личности.
В конце XX века с развитием социальных и гуманитарных аспектов в менеджменте сформировалась система управления человеческими ресурсами, где люди представляют главный ресурс и социальную ценность организации.
Если управление персоналом базировалось на представлении о работниках как о некой совокупности профессиональных способностей, то современная концепция управления человеческими ресурсами рассматривает людей как ключевой ресурс и социальную ценность и обосновывает целесообразность стратегического, инвестиционного подхода к их формированию, использованию и развитию подобно другим видам ресурсов. Работник считается не просто позицией в штатном расписании, а выступает в единстве трех взаимосвязанных компонентов: трудовой функции, социальных отношений и личности.
Отражением резкого возрастания роли персонала в современном производстве явились теории человеческого и социального капитала. Эти теории обосновывают особое место работника среди различных видов капиталов, используемых на производстве: финансовый капитал - деньги; физический капитал - оборудование, сырье, производство в целом; личностный капитал - человеческий и социальный капиталы. Человеческий капитал - это знания, навыки и профессиональные способности работника. Понятие «социальный капитал» отражает характер отношений между работниками, способы и культуру их общения, развитость межличностных коммуникаций. Теория человеческого капитала утверждает, что увеличение и оптимальное использование социального и человеческого капиталов в современных условиях зависит в первую очередь от управления персоналом.
Рассмотренные выше подходы не отрицают иных точек зрения на эволюцию кадрового менеджмента. В частности Евенко Л.И. предлагает оригинальный подход к исследованию роли кадров в производстве на основе рассмотренных концепций.
Анализируя изложенные концепции, можно обобщить подходы к управлению персоналом, выделив два полюса роли человека в общественном производстве:
человек как ресурс производственной системы (трудовой, людской, человеческой) — важный элемент процесса производства и управления;
человек как личность с потребностями, мотивами, ценностями, отношениями — главный субъект управления.
Учитывая все перечисленные подходы к анализу роли человека в производстве, можно следующим образом классифицировать известные концепции в виде квадрата (рис. 2).
Рис.1.1. Матрица концепций управления персоналом
Основными положениями концепции управления человеческими ресурсами являются:
1. Люди - решающий фактор эффективности и конкурентоспособности организации, основной источник добавленной стоимости.
2. Ориентация на стратегический подход к управлению человеческими ресурсами.
3. Признание экономической целесообразности инвестиций в формирование и развитие человеческих ресурсов.
4. Социальное партнерство и демократизация управления.
5. Обогащение труда и повышение качества трудовой жизни.
Таблица 2.1
Таблица 2.3.
И механизм их выполнения
№ | Составные элементы кадровой политики | Механизм их выполнения |
Политика занятости - обеспечение высококвалифицированным персоналом и создание привлекательных условий труда , обеспечение его безопасности, а также возможностей для продвижения работников с целью повышения степени их удовлетворенности работой. | Анализ рабочих мест, методы найма, способы отбора, продвижения по службе, отпуска, увольнения и т.д. | |
Политика обучения - формирование соответствующей базы обучения, чтобы работники могли повысить квалификационный уровень и тем самым получить возможность своего профессионального продвижения. | Проверка новых работников, практическое обучение, развитие | |
Политика оплаты труда - предоставление более высокой заработной платы, чем в других фирмах, в соответствии со способностями, опытом, ответственностью работника. | Оценка работ, льготные схемы, скользящие ставки, учет различий в жизненном уровне и т.д. | |
Политика благосостояния - обеспечение более широкого набора услуг и льгот, чем у других нанимателей; социальные условия должны быть привлекательны для работников и взаимовыгодны для фирмы | Пенсии, пособия по болезни и нетрудоспособности, медицинские, транспортные услуги, жилье, питание, спорт, общественная деятельность, помощь в личных проблемах. | |
Политика трудовых отношений - установление определенных процедур для разрешения трудовых конфликтов | Меры по установлению лучшего стиля руководства, отношения с профсоюзами и т.д. |
Основными направлениями кадровой политики организации являются: проведение маркетинговой деятельности в области персонала, планирование потребности организации в персонале; прогнозирование создания новых рабочих мест с учетом внедрения новых технологий; организация привлечения, отбора, оценки и аттестации кадров, профориентация и трудовая адаптация персонала; подбор и расстановка персонала; разработка систем стимулирования и мотивационных механизмов повышения заинтересованности и удовлетворенности трудом, оплаты труда; рационализация затрат на персонал организации; разработка программ развития персонала с целью решения не только сегодняшних, но и будущих задач организации на основе совершенствования систем обучения, служебного продвижения работников и подготовки резерва для выдвижения на руководящие должности; организация труда и рабочего места; разработка программ занятости и социальных программ; эффективное распределение и использование занятых в организации работников, рационализация их численности; управление нововведениями в кадровой работе; обеспечение безопасности и охраны здоровья персонала; анализ причин высвобождения персонала и выбор наиболее рациональных его вариантов; обеспечение высокого уровня качества труда, трудовой жизни и результатов труда; разработка проектов совершенствования управления персоналом организации и оценка социальной и экономической эффективности.
Читать
Учебник Кибанова, глава 2
Базаров, главы 3,4,5
http://sbiblio.com/biblio/archive/uprperson/7.aspx
http://hrm.ru/chast-ii-koncepcii-upravlenija-personalom-glava-3-osnovnye-podkhody-k-upravleniju-personalom
http://www.coolreferat.com/Современные_концепции_управления_персоналом
http://managment-study.ru/koncepcii-upravleniya-personalom.html
http://www.webarhimed.ru/page-129.html
http://library.tuit.uz/skanir_knigi/book/uprav_person/uprav_personal_1.htm
http://www.hr-portal.ru/article/istoriya-razvitiya-upravleniya-personalom
http://www.refi.su/ypravlenie_personalom_book4.html
http://www.syntone.ru/library/books/content/1163.html?current_book_page=all (Базаров, Ерёмина)
http://dps.smrtlc.ru/Od_PM/Od_03_1.htm
МЕТОДОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ ОРГАНИЗАЦИИ