Объект и субъект управления человеческими ресурсами
Объект УЧР ---это не человек (персонал), а самауправленческая (административная) деятельность, которая является объектом совершенствования и рационализации; ---человек рассматривается не как непосредственный объект управления, а как необходимый организации ресурс, рациональное использование которого во многом предопределяет эффективность деятельности организации.
Объект УП- это отдельный работник или некая их совокупность, выступающая как трудовой коллектив.
Субъект УЧР - руководители всех уровней, выполняющие функции управления по отношению к своим подчиненным, а также.группа специалистов кадровой службы, выполняющих соответствующие функции.
Те специалисты, которые напрямую связывают суть деятельности УЧР со стратегическим планированием, в качестве субъектов этой деятельности рассматривают именно представителей стратегического управления (топ-менеджеров, совет директоров).
Те, кто считает важнейшей составляющей процесса стратегического развития организации реализацию стратегии, в качестве ключевой фигуры УЧР рассматривают линейных управленцев, сводя представителей служб персонала к деятельности по консультированию линейных руководителей.
Ключевые требования для целей:
¶ реалистичность,
¶ гибкость,
¶ совместимость,
¶ конкретность,
¶ приемлемость для основных субъектоввлияния,
¶ возможность операционализации.
Цели УЧР
þ В основу УЧР положена двойная связка целей, называемых экономической и социальной эффективностью.
þ Под экономической эффективностью в УЧР понимается достижение целей организации путем использования сотрудников по принципу экономичного расходования ограниченных средств.
þ Социальная эффективность означает удовлетворение потребностей сотрудников, исполнение их ожиданий и интересов.
Ключевая экономическая цель организации - получение расчетной величины прибыли от реализации продукции и услуг.
Социальная цель -достижение заданной степени удовлетворения социальных потребностей работников.
Цели администрации по использованию ЧР для достижения общих организационных целей– прибыль организации:Использование ЧР всоответствии со структуройи целями организации,Достижение рациональной степени мобильности ЧР.
Показатель экономической эффективности в управлении ЧР = результат выполненной сотрудниками работы / затраты, которые несет организация в связи с выполнением этих работ
Параметры, влияющие на достижение определенных результатов персоналом:
ü способность работников к результативной работе –оценивается с точки зрения поставленных задач, личности работника;
ü готовность (стремление) выполнять работу –анализируется с позиции соответствия мотивационной структуры персонала и мотивирующей ситуации;
ü организационные условия - организация и координация рабочего процесса, вид и качество применяемой технологии, внешняя среда по отношению к рабочему месту.
Затраты на персонал определяются расходами фирмы, связанными с использованием сотрудников. Затраты на персонал включают:
$ затраты на вознаграждение за труд (заработная плата и премии);
$ дополнительные затраты на персонал (социальные расходы), которые организация осуществляет в законодательном порядке (на основе тарифного договора) или добровольно;
$ затраты организации, связанные с гуманизацией труда и профессиональным развитием персонала;
$ затраты на работу с персоналом, которые складываются из затрат на содержание отдела персонала, создание информационных систем, выпуск печатных органов.
На величину затрат на персонал влияют внешние факторы:
■ минимальный уровень заработной платы, определяемый тарифным соглашением;
■ установленные в законодательном порядке взносы работодателей на социальные нужды;
■ изменения в социальном и тарифном законодательстве.
Затраты на персонал
Согласно исследованиям AXES Monitor, в среднем по российским компаниям расходы на персонал составляют 81% от операционных расходов.