Проблемы политической власти легитимности
Легитимность— сущностное свойство власти Термин. государственной «легитимность» исторически возник в XIX Франции в. во начале для характеристики власти государственной власти как законной. С течением объем времени этого содержания термина расширился.стала Легитимность только не означать законность происхождения и установления способа такое, но и власти состояние власти, гражкогдадане (государства) подданные признают (убеждены, согласны) право власти данной предписывать им или тот иной поведения способ [5; c.98].
Большой теоретическую в вклад разработку легитимности понятия внес философ немецкий М. Вебер.разработанной Согласно им и ставклассической шей теории легитимность два характеризуют тальныхфундамен признака: признание власти, институтами реализуемой существующими государства, и обязанность индивидов ей характеристика. подчиняться Сущностная легитимности также состоит в это, том что именно представление (убеждение) власти о граждан государственной, присутствующее в их сознании.
Вебер основных выделял три типа легитимности [7; c.167]:
традиции, легитимность на базирующаяся (традиционная, напри-мер легитимность, монархическая);
власть, основанная на харизме (священном обладает), даре которой лидер, вождь;
легитимность, демократическом на основанная (рациональном) устройстве и процедурах государственной легитимности.
В власти традиционной власти обычно выделяют старейшин (геронтологическую власть), патриархальную (власть вождя власть), племени (патримониальную монарха) и другие разновидности.
это Рациональная — легитимность легитимность государственной власти, при организации и реализации которой строго соблюдаются права человека, общие правовые принципы и правопорядок в целом [6; c.106]. Здесь также выделяются демократическая легитимность (власть соответствует волеизъявлению управляемых) и технократическая легитимность (власть сообразуется со способностями управляющих).
Очевидно, что в чистом виде ни один из указанных типов легитимности не существует. Каждому государству соответствует то или иное сочетание типов легитимности.
Сегодня веберовская типология имеет, скорее, историко-познавательную ценность и не является в полной мере актуальным инстру-ментарием современных исследований государства и политической системы.
Современная рациональная (легальная) легитимность оказывается далеко не однозначным, но многогранным и многоплановым явлением. Обычно в последнем выделяются четыре разновидности [9; c.143]:
плюралистические демократии, которые признаются большинством . граждан как легитимные;
авторитарно-бюрократические режимы, где основные права и сво-боды соблюдаются лишь частично;
тоталитарные режимы, не поддерживаемые большинством граждан государства;
режимы, которых существует не относительно ни признания, ни неприятия тех, принадлежит власть кому. Это беднейшие страны Африки и где, Азии бессмысленно даже ставить легитимности о власти вопрос, поскольку эта отсутствует проблема в людей сознании.
Наряду с типологией выделяются обычно источники (основания) легитимности власти. К относятся ним:
принципы идеологические и убеждения граждан в передовом и справедливом государственной характере власти (политического привязанность);
строя к механизму (структурам) и нормам государственной которая, власти доверии на базируется к традиционной и устоявсистеме шейся власти (традиции, например парламентаризма в кобританииВели);
преданность власти положительной благодаря личных оценке ка-честв субъектов президента (власти, министра-премьер);в отличие от харизматической здесь, легитимности в положен основу рациональный расчет отношении в их граждан к лидеру политическому (президент США обладать должен легитимностью персональной, но при этом не быть обязан вождем харизматическим);
политическое (или принуждение) государственное; существует она при любом режиме политическом, но, чем, очевидно ниже уровень тимности-леги, " сильнее тем принуждение; и то же время граница есть в силы использовании, перейдя которую власть государственная силу обретает не как источник наоборот, а, легитимности, фактор как ее неми-нуемого Можно.
падения степени о говорить (уровне) легитимности Очевидно государственной. власти, что власть не может легитимна быть одинаково для всех слоев своих, во населения всех проявлениях (субъектах, действиях). Причем чем ниже уровень легитимности, тем больше насилия необходимо для удержания власти.
Режим может оставаться легитимным при выраженном недоверии к отдельным институтам или руководителям государства. Самдентпрези может быть непопулярным, но отнюдь означает не это недоверия к институту президентства. президент избран Если в соответствии с закрепленными в Конституции процедурами ализуемая, то ре-демократическими им государственная власть легитимна, степень на доверия несмотря к нему населения. Сказанное необходимость разгра означает-ничения понятий легитимности доверия и политическим к власти (го-сударственным) институтам или руководителей их Легитимность.
популярности обладает свойством изменять интенсивность характер, т.е. свою и степень поддержки власти (и ее поэтому), можно институтов говорить о кризисах легитимности. кризисами понимается Под такое падение реальной органов государственной поддержки власти или правящего целом в которое, режима влияет на качественное изменение их функций и настоящее.
Вролей время не существует однозначного вопрос на есть: ответа ли абсолютные показатели кризиса или это легитимности сугубо ситуативная характеристика процессов? Так политических, ученые, связывающие кризис режима дестабилизацией с легитимности политической власти и правления, качестве в таких называют критериев следующие факторы [8; c.невозможность]:
— органов 152 власти осуществлять свои или присутствие функции в политическом пространстве нелегитимного наличие ;
— военных насилия конфликтов и гражданских войн;
— правительства адаптироваться невозможность к изменяющимся условиям;
— разрушение порядка отсутствие;
— конституционного серьезных структурных изменений снижение эффективности или выполнения правительством своих задач составления — главных бюджета и распределения политических среди элиты функций.
Сторонники ситуативного рассмотрения кризисов легитимности причин чаще всего связывают их с социокультурных черт характеристикой населения, ролью стереотипов и действующих, как традиций среди элиты, так и населения попытками, среди установления количественной границы поддержки оперируя (легитимной при этом цифрами в 20—электората Возможно). 25%, такие подходы в определенной опираются идеи на степени Л. С. Франка, который писал: «строй возникает Всякий из веры в него и держится до пор пока, тех хотя бы в меньшинстве его сохраняется эта участников вера, пока есть относительно бы небольшое хотя число "праведников" (в субъективном этого слова смысле), которые бескорыстно в него самоотверженно и ему веруют служат».
Так, в качестве источников кризиса основных легитимности правящего режима, такового можно, как назвать уровень политического населения направленного, протеста на свержение режима, а также недоверии о режиму свидетельствующие результаты выборов, референдумов, Эти.показатели плебисцитов свидетельствуют о «нижней» границе которой, за следует легитимности распад действующего режима и полной смены даже конституционного порядка. К факторам, верхнюю ее «границу» определяющим, т.е. текущее, динамичное изменение антипатий и властям к симпатий, можно отнести: функциональную государства ограниченность и перегруженность ресурсов властей, резкое деятельности оппозиционных усиление сил, постоянное нарушение установленных правил режимом политической игры, неумение объяснить населению властей суть проводимой им политики, распространение таких широкое социальных болезней, как преступности падение, рост уровня жизни и т.д.
В целом же кризисов легитимности урегулирование должно строиться с учетом причин снижения конкретных поддержки политического режима в или его целом конкретного института, а также источника и поддержки типа. В качестве основных путей и выхода кризисных из средств ситуаций для государства, ценится мнение где общественности, можно назвать поддержание:
— постоянных следующие контактов с населением;
— проведение работы относительно разъяснительной своих целей;
— усиление правовых методов роли достижения целей и постоянного законодательства уравновешенность;
— обновления ветвей власти;
— соблюдение политической игры правил без ущемления интересов ней в сил участвующих;
— организация контроля со стороны общественности различными за организованной уровнями государственной власти;
— демократических ценностей укрепление в обществе;
— преодоление правового населения Проблемы и т.д.
12 . Понятие и признаки государства. Особенности государственной власти.
Государство – это особенная организация политической власти, управляющая обществом через правовые нормы и специально сформированный аппарат.
Государство имеет признаки, которые отличают его от иных организаций и учреждений общества, это:
1) наличие публичной власти, которая реализуется органами, занимающимися управлением;
2) наличие сложного механизма управления, сформированного в виде системы государственных органов, которые находятся в иерархической зависимости. Так как эти органы занимаются только управлением и ничего не производят, то государство обладает правом сбора денежных средств на их содержание. Это различные налоги, сборы, займы, которые направляются на содержание аппарата государства и обеспечение его экономической политики;
3) объединение на территории государства людей независимо от их принадлежности: расовой, национальной, религиозной и т. д.;
4) ограничение своей территории государственными границами, обозначающими пределы реализации государственной власти;
5) наличие суверенитета. Суверенитет – категория, которая выражается в верховенстве власти внутри страны, а также независимости в международных отношениях. Суверенная власть является властью верховной, независимой, неотчуждаемой, всеобщей. Суверенитет государства предполагает ее самостоятельность в принятии решений как в области внутренней, так и внешней политики, общеобязательность решений органов государственной власти для всех, кого они касаются. В юридической сфере суверенитет государства выражается в его исключительном праве издавать законы и другие нормативные акты;
6) возможность издавать законы и другие нормативные акты, которые имеют силу на территории всего государства, содержат нормы права, обязательные для исполнения;
7) наличие государственных символов: флага, гимна, герба;
8) обеспечение соблюдения законов и порядка с помощью специальных карательных и правоохранительных органов – суда, прокуратуры, милиции и др.;
9) распоряжение национальными ресурсами;
10) наличие собственной финансовой и налоговой системы;
11) наличие связи с правом, так как только государство обладает правом и одновременно обязанностью издавать в пределах своей территории законы и подзаконные нормативные акты;
12) в распоряжении государства имеются вооруженные силы и органы безопасности, которые обеспечивают оборону, суверенитет и территориальную целостность.
Понятие государства включает в себя свойство, которое выражает главные, устанавливающие, постоянные и закономерные признаки государства.
К особым свойствам государственной власти можно отнести следующие:
1. Для государственной власти силой, на которой она базируется, является государство: никакая другая власть подобными средствами воздействия не располагает.
2. Государственная власть публична. В широком смысле публичной, то есть общественной, является всякая власть. Однако в теории государства в эту характеристику традиционно вкладывается иной, специфический смысл, а именно то, что государственная власть осуществляется профессиональным аппаратом, отделенным (отчужденным) от общества как объекта власти.
3. Государственная власть суверенна, что означает ее независимость вовне и верховенство внутри страны. Верховенство государственной власти прежде всего состоит в том, что она выше власти всех других организаций и общностей страны, все они должны подчиняться власти государства.
4. Государственная власть универсальна: она распространяет свою силу на всю территорию и на все население страны.
5. Государственная власть обладает прерогативой, то есть исключительным правом на издание общеобязательных правил поведения - юридических норм.
6. Во времени государственная власть действует постоянно и непрерывно.
Гос суверенитет
Государственный суверенитет - это свойство государственной власти, выраженной в верховенстве и независимости данного государства, по отношению к другим властям внутри государства, а также в сфере международных отношений.
• внутренний (полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории. Исключительное право представлять все общество, а не части. Внутренний суверенитет означает, что государственная власть независимо решает все вопросы жизни страны, и эти решения имеют обязательный характер для всего населения)
• внешний (позволяет государству самостоятельно строить свои взаимоотношения с другими государствами, основываясь на своих интересах. В международных отношениях суверенитет выражается в том, что власти данного государства не обязаны юридически подчиняться другим государствам. Внешний суверенитет проявляется в признании данного государства международным сообществом, то есть являться субъектом международных отношений, в осуществлении самостоятельной внешней политики и не вмешательство других государств во внутренние и внешние дела других государств.)
Государственный суверенитет есть самостоятельность государственной власти внутри страны и ее независимость на международной арене. Суверенитет является специфической чертой государственной власти, специфическим признаком государства. Термин «суверенитет» происходит от латинского «верховенство».
К понятию суверенитета вплотную подошел уже Н. Макиавелли, который разработал учение о присущей государю верховной воле, единой и ни от кого не зависящей. Автором термина «государственный суверенитет» считается Жан Боден, который понимал под суверенитетом «абсолютную и постоянную власть». Постепенно теории абсолютного суверенитета в науке уступают место концепциям ограниченного суверенитета. В современном международном праве государственный суверенитет ограничен в отношении развязывания я ведения агрессивной войны, применения репрессий к гражданам, в экологической сфере.
Суверенитет государства имеет свои символы. Таковыми считаются герб, флаг, гимн, а иногда также столица и денежная единица.
Суверенитет государства проявляется в верховенстве государственной власти, ее единстве и независимости. В теории права государственный суверенитет включает следующие аспекты:
1) единство и распространение государственной власти на все население и все общественные объединения страны;
2) право осуществлять внутреннюю н внешнюю политику от имени всего общества;
3) исключительное право государства на издание общеобязательных правил поведения и на применение принуждения в отношении населения;
4) общеобязательность решений государственных органов для всех, кого они касаются;
5) прерогатива, т. е. возможность отмены и признания ничтожным любого проявления другой общественной власти.
Суверенитет государства может быть формальным. Такой суверенитет провозглашается, во реально не осуществляется в силу зависимости, например, экономической, от других государств.
Ограничение суверенитета может быть добровольным и принудительным. Добровольное имеет место при вступлении в федерацию, принудительное — по отношению к государству, побежденному в войне.
Конституция РФ провозглашает Россию суверенным государством. Статья 4 указывает, что «суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию». Такое распространение государственного суверенитета на всю территорию страны в международном праве получило наименование «территориального верховенства». Важную роль в охране суверенитета Конституция РФ отводит Президенту. Так, статья 80 гласит: «Президент Российской Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности*.
Государственный суверенитет следует отличать от суверенитета нации. Под последним понимается право нации самостоятельно определять свою судьбу вплоть до образования независимого государства.
Государственный суверенитет также следует отличать от народного суверенитета. Последний означает, что единственным источником и верховным носителем государственной власти является народ. Принцип народного суверенитета закреплен в законодательстве многих демократических государств, в том числе в Конституции РФ 1993 г.