Конец изоляции: Россия открывается миру

Россия и ее границы двадцать лет спустя после распада советской империи

9 ноября 2009 года, день двадцатой годовщины падения Берлинской стены, предваряет другую памятную дату – падение советской империи, растянувшееся на два года. Действительно, исчезновение с политической карты СССР в декабре 1991 г. стало одним из этапов того политического «землетрясения», которое вызвал ноябрь 1989 г. Падение «стены позора», открывшее дорогу к примирению в Европе, дало начало волновому процессу крушения «народных демократий» и сопровождавшему его выходу данных государств из-под влияния СССР; оно явилось мощнейшим фактором изменений и в самом Советском Союзе.

Грядущий двадцатилетний юбилей заставляет нас пересмотреть наше недавнее прошлое, ведь за невероятным ритмом, с которым сменялись тогда события, не всегда представлялось возможным уловить, а тем более проследить все те парадигмы и параметры, необходимые для понимания этого прошлого.

Предметом нашего исследования, в котором наряду с автором данных строк принимали участие трое его диссертантов, является стремление внести свой вклад в понимание событий недавнего прошлого через отношения постсоветской России с внешним миром на примере вопроса о границах. Начиная с 1991 г., эти отношения изменились: холодная война закончилась, советская империя пала, мир перестал быть биполярным, а сама Россия заключила новые «стратегические» партнерства со вчерашними соперниками, как на Западе (США, ЕС), так и на Востоке (Китай).

Однако, в условиях перехода от биполярного мира и статуса второй сверхдержавы к миру однополярному, а затем многополярному и новому статусу державы средней величины, российским руководителям все же с трудом удается как-то стабилизировать отношения своей страны с остальным миром.

Если им и удалось утвердить идею об определенном весе России на международной арене, влиять на международные события так, как им того хотелось бы, они не могут, как не могут разрешить те многочисленные проблемы, с которыми им приходится сегодня сталкиваться. Им не удается также контролировать этот непростой процесс расставания с имперским прошлым и поиском своего места внутри евро-атлантического сообщества. Возвращаясь же к вопросу о границах, следует сказать, что, с одной стороны, это один из факторов, лежащих в основе глобальных изменений в международном статусе России: открытость российских границ коренным образом изменила отношения России с внешним миром. Но, с другой стороны, этот вопрос привнес в международную политику России массу глубоких противоречий.

Конец изоляции: Россия открывается миру

Открытие советских границ имело грандиозные последствия. В течение целых десятилетий советские граждане были изолированы от остального мира. В 1991 г. они впервые получили право не только выехать из страны, но и вернуться обратно. Границы были закрыты. Их открыли. Они были сверхгерметичными. Их разгерметизировали. Они внушали страх. А стали местом паломничества. Они символизировали изоляцию и разъединение. А превратились в символ встречи, постоянного движения людских потоков, товарообмена и экономического оживления. В отношениях с внешним миром, прежде находившихся под жесточайшим контролем централизованной власти, появилась спонтанность и даже некоторая беспорядочность.

Открытие границ вызвало немедленную реакцию со стороны населения, получившего неожиданно массу новых возможностей по другую сторону демаркационной линии. Начинает развиваться приграничная торговля, практически не существовавшая во времена СССР. Рынки, по большей части стихийные, возникают по всему периметру границ бывшего Советского Союза – идет активная торговля с Польшей, Турцией, Кавказом, Китаем и т.д. Для некоторых так называемая челночная торговля становится основным средством существования. Тяжелые условия и необходимость преодолевать сотни километров тому не помеха. С другой стороны, россияне начинают массово выезжать заграницу, имея разный юридический статус: работать, учиться, стажироваться или же по личным целям вплоть до смены ПМЖ.

Открытие границ дает России новое дополнительное преимущество: приграничные районы становятся инструментом интеграции страны в процесс межрегионального сотрудничества. Со временем этот процесс стал развиваться динамичнее, приобретая постепенно более сложные формы взаимодействия. Анаис Марен подробно описывает данную ситуацию в рамках нашего исследования, затронув тему так называемых «еврорегионов» (на сегодняшний день их насчитывается 11), официально определяемых как «регионы интеграции и сотрудничества», формирование которых началось в России со второй половины 90-х гг. В свою очередь, Сабрина Видаланк развивает тему границ применительно к проблеме Дальнего Востока России. Еще Михаил Горбачев в своей известной речи, которую он произнес в июле 1986 г. во Владивостоке, высказал пожелание, чтобы этот еще недавно закрытый город стал своеобразным «окном в Азию», другими словами, чтобы новый подход и качественная переоценка данного региона позволили советской дипломатии возобновить переговоры в Северо-восточной Азии. Так, граница, поскольку она стала средоточием контактов России с ее соседями, постепенно начинает восприниматься как некое преимущество. Это в полной мере проявилось на примере границы с Китаем, которая действительно позволила упрочить российско-китайское партнерство, что является несомненным успехом российской дипломатии. Чемоданный бизнес, улаживание вопроса о границах и, наконец, появление в 2001 г. Шанхайской Организации Сотрудничества, созданной совместными усилиями двух государств для обеспечения безопасности центрально-азиатских границ, все это способствовало сближению двух государств.

Политика России в современном мире

В конце 1990 года российская внешняя политика потерпела ряд неудач, ослабивших позиции страны. Кризис в экономике и разложение государственной власти, привели к падению международного престижа России. Это стало причиной разрастания блока НАТО, бомбардировок Югославии, агрессии США против Ирака.

В сложной обстановке, когда постоянно меняется баланс сил, у России остаются благоприятные условия для развития. На страну не оказывается внешнеполитического давления и нет признаков подготовки внешней агрессии. У нашего государства имеются перспективы внутреннего развития, возможности интеграции в мировую экономику. Темпы развития страны будут зависеть от того, смогут ли политики и экономисты своевременно отвечать на изменения, происходящие в мире, адаптироваться и интегрироваться в него.

В течение длительного периода, СССР являлся мощнейшим государством. Российская Федерация значительно уступает бывшему союзу в масштабах и уже не является супердержавой. Однако, она сохранит статус второй в мире ядерной державы, ее экономика набирает силу, общество страны имеет высокий интеллектуальный потенциал.

Россия - крупнейшее в мире государство по природным ресурсам и территории, уникальность ее географического положения в том, что она расположена стратегически выгодно и является мостом между Европой и Азией.

Традиционные связи - существенное влияние России в ряде стран и регионов, послужат успеху становления экономики и политического влияния нашего государства.

Немаловажна и политическая воля современного российского правительства, которое отвергло все попытки сделать Россию «ведомой» страной. Наша держава сумела сохранить себя в качестве самостоятельной, политической и экономической величины в современном мире. Этому способствовала правильно выбранная ориентация и активная дипломатическая деятельность руководства.

События 11 сентября 2002 года, отчетливо показали способность нашего руководства к быстрому маневру и переориентации внешней политики, а также подтолкнули Россию и США к партнерству и сотрудничеству, на полях совпадающих интересов. Это привело к доверительности в отношениях. Однако это не означает, что Россия поведет политику полностью идентичную действиям США. У нашего государства есть традиционные приоритеты, экономические интересы и давние отношения с рядом стран.

В 2000 году была принята новая концепция внешней политики РФ, где приоритетом внешнеполитического курса объявлена защита интересов личности, общества и государства. Для обеспечения этой программы были определены основные цели:

· обеспечение безопасности страны;

· сохранение и укрепление суверенитета и территориальной целостности;

· завоевание авторитета в мировом обществе, которые в наибольшей мере отвечают интересам России, как великой державы и одного из влиятельных центров современного мира;

· воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильности, справедливого и демократичного миропорядка на принципах равноправных отношениях между государствами;

· создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики;

· повышения уровня жизни населения;

· проведения демократических преобразований;

· укрепления основ конституционного строя;

· соблюдения прав и свобод человека.

Последовательность внешней политики, создает благоприятные условия для повышения международного престижа России и дальнейшего социально-экономического и культурного развития страны.

Российская внешняя политика способна сделать немало полезного для мира и в этом стремлении нет места имперским амбициям.

Несмотря на нынешние серьезные экономические и социальные трудности, Россия, несомненно, сохранится в качестве одного из центров многополярного мира.


Наши рекомендации