Формы и методы изучения интересов аудитории как фактор повышения эффективности журналистики
Перед любым изданием возникает вопрос о мере соответствия публикаций и интересам аудитории. Авторы книги «Основы творческой деятельности журналиста» считают, что в современной журналистике нет универсальных эталонов общения с читателями, слушателями, зрителями. Все рекомендации - это только ориентиры в поиске стимулов, побуждающих аудиторию высказывать свои суждения, а редакции изучать обратную связь. Традиционно методами сотрудничества населения с прессой являются экспертиза (что думаете о нас?), диалог (что думаете по предложенной теме?), и соавторство (вместе создаем текст).
Потенциальная аудитория для всей системы СМИ - все население страны, а с учетом масштабов действия данного органа информации - население данного региона.
Реальная аудитория - те, кто регулярно обращается к данному источнику информации. Наиболее реальная аудитория, например, у газеты - это ее подписчики.
Отдельные рубрики, передачи, издания могут быть специально направлены на отдельную группу населения - целевую аудиторию. Например, рубрики «Для тех, кому за 30», радиопередача «Для тех, кто не спит», журналы «За рулем» предназначены для определенной целевой аудитории.
Расчетная аудитория - составляет часть реальной - те, на кого рассчитан данный орган. Существует, так называемая молодежная аудитория, женская, детская и Т.Д., которая легко может быть вычислена из реальной аудитории.
При анализе аудитории следует учитывать некоторые проблемы:
1. Интересы, оценки, запросы аудитории обусловлены не только ее собственными характеристиками, но и особенностями содержания и формы материалов и передач. Устойчивые характеристики средств массовой информации формирует последующие ожидания аудитории.
2. Реальные интересы (выбор) материалов, передач обусловлен спецификой отношения аудитории к разным средствам средств массовой информации. Если материалы на данную тему не популярны в данном издании, то они могут оказаться популярными для той аудитории в другом. Если передачи на какаю-то тему плохо смотрят телезрители, то это не значит, что материал на эту тему люли не читают в газетах. Нельзя делать широких обобщений по результатам КСИ, ограниченных рамках отношения аудитории к отдельным органам информации.
3. На содержание интересов и запросов влияет конкретная ситуация, внутренняя и международная «злоба дня».
4. Выбор данного источника информации, материалов и передач - только исходное условие для достижения эффективности информации(или начальный этап этого процесса). Более глубокие эффекты информированность, согласие с точки зрения, изложенной в материале, претворение предлагаемого решения в жизнь, принятие идеи - можно предсказать на этой основе только с некоторой долей вероятности.
5. Основный принцип использования полученны~x данных - их учет при проведение информационной политики на основе объективность социальных интересов аудитории, которые могут и не совпадать с информационными. Для определения линии информационной политики необходимо как знание объективны~x интересов масс, вытекающих из общего направления социального развития, тек и знание ее сегодняшних интересов опора на них.
6. Популярность различных материалов, передач нельзя сравнивать, не учитывая их целевой аудитории (ее объем может быть различен) /1/.
Существует немало испытанных методов изучения аудитории, однако наиболее популярным остается социологический опрос аудитории. В Казахстане еще не сложилась практика тесного взаимодействия средств массовой информации с центрами изучения общественного мнения, однако, бесспорно, будущее за масштабными социологическими исследованиями, которые будут планироваться, и проводиться совместно с профессиональными социологами и журналистами.
Качество труда журналиста во многом зависит от многообразия используемых им источников социальной информации. Умение подключаться к этим источникам, творчески варьировать их профессиональная необходимость для журналиста. Oтсюда еще один резерв эффективности - углубление общения журналиста с представителями самых разных слоев населения, умение преодолевать предметно-логические, социально-психологические и психологические барьеры общения. На телевидении в связи с возросшей популярностью многочисленных многоэлементных программ, включая ток-шоу, важно умение создать максимально благоприятные условия для откровенного обмена мнениями, для привлечения телезрителей в обсуждении интересных тем.
Эффективность публицистики в значительной степени определяется единством творческого содержания и совершенной формы произведения. Принцип единства содержания и формы означает необходимость поиска совершенной аргументации, оптимальной системы выразительных средств, динамичной и впечатляющей организации сюжета и композиции, приемов стиля, богатство языка. Публицистика, как известно, синтезирует методы социального исследования со средствами документального отображения действительности. Между тем, в последнее время наблюдается ограниченное применение художественно-публицистических средств выразительности. Публицистика подчинена ритму жизни, продиктованному внедрением техники, новейших технологий, высоких скоростей. Отсюда и краткость подачи информации, и предельная обнаженность сущности происходящего, и высокая информативность.
1. Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. М.: МГУ,- 2000. - С.248-258.
2. Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. - М., 2000.
3. Крикунов Ю. Сила газетного слова. Алма-Ата: Казахстан, -1980. С.10-12, 32-33.
4. Пшеничный Б. Журналистское воздействие и поведение аудитории. М., 1970. с.26.
Тестовые вопросы для закрепления темы
1. Что такое эффективность журналистики?
степень воздействия на общественные движения и партии;
степень влияния в определенном регионе;
степень воздействия на массовую аудиторию;
степень влияния на формирование личности;
степень влияния на криминогенную ситуацию в городе.
2. Что такое действенность журналистики?
степень воздействия на аудигорию в определенном регионе;
степень влияния на социальные институты и должностных лиц;
степень влияния на общественные движения и партии;
степень влияния на ход экономических реформ.
3. Как оценить журналистскую деятельность?
любой результат дает эффективность и действенность;
определить, все ли средства были использованы для получения нужного результата;
сравнить поставленную цель с полученным результатом; оценить журналистскую деятельность невозможно;
оценить можно только по прошествии неопределенного времени.
4. К какой аудитории относятся те, кто ищет в издании специальную рубрику «Для тех, кому за 30»?
реальная;
целевая;
расчетная;
потенциальная;
не имеет названия,
5, В словосочетании «средства массовой информации» имеется в виду:
соответствие нуждам огромной массы людей в информации;
потребительский характер информации, рассчитанной на потребителя самого
низкого уровня;
непрерывность и стабильность потребления информации за счет учредителя;
четкое соответствие информации Закону РК;
разнообразие содержания информации.
6. Какую группу параметров можно отнести к специфике современной аудитории?
массовость, мононациональность, многоязычие;
массовость, анонимность, сплоченность;
анонимность, односторонность, интернационалъностъ;
анонимность, разносторонность, разобщенность;
анонимность, мононациональность, многоязычие,
7. В словосочетании «средства массовой информации» заложено понятие:
регулярность появления изданий в определенные дни, регулярность появления телепередач, рубрик, циклов;
нерегулярность появления рубрик и блоков программ;
отсутствие секретов в средствах массовой информации;
невозможность утаивания объективной информации;
регулярное появление объективной и правдивой информации.
8. Под воздействием какой информации происходит преобразование, систематизация, развитие сложившихся представлений, взглядов?
любой;
любой, но при определенных условиях;
потенциальной;
принятой;
- реальной,
9.Назовите основной фактор возникновения независимой печати?
ликвидация руководящей роли коммунистической партии;
коммерциализация журналистики;
возникновение независимых социальных институтов;
потребность общества в коммерческих услугах;
потребность общества в информации,
10. Какая система отношений раскрывает связь журналистики с аудиторией?
журналист - СМИ - результат;
журналист - текст - аудитория;
журналист - аудитория - информация;
журналист - аудитория - текст;
журналист - текст - результат,
11.Что такое журналистская олигархия?
творческий союз журналистов;
мафиозная криминальная структура;
союз журналистов и коммерсантов;
коммерческая структура;
сосредоточение в одних руках нескольких крупных изданий,
Литература
Прохоров Е. Введение в теорию журналистики, М,: МГУ, 2000,
Ворошилов В, Журналистика: Учебник, СПб,: Изд-во В. Михайлова, 2000,
Орлова Т. Введение в журналистику. Организация работы редакции. Минск: Университетское, 1989.
Вестник КазГу, Серия журналистика, Алматы: Казак университeтi, 1997-2000,
Из истории отечественной журналистики, Республиканский научно- исследовательский журнал, Алматы: Казак университeтi, ,1997-2000, Вестник МГУ. Серия журналистика, М.: МГУ, ,2000 г,
Типология СМИ Казахстана