Научно-практическая конференция

Научно-практическая конференция проводится, как правило, после прослушивания лекций и проведения семинарских занятий в конце семестра. Цель конференции - обобщение и систематизация теоретических знаний, увязывание их с современной действительностью, получение практических навыков выступлений перед массовой аудиторией. Проводится по отдельному плану.

РЕФЕРАТЫ

Важной формой учебной работы студентов является написание рефератов. Начинать работу следует с изучения предлагаемой и выбранной студентом литературы. При раскрытии вопросов темы следует обращаться к энциклопедиям, энциклопедическим словарям, использовать произведения классиков мировой и русской культуры.

Объем реферата установлен в приделах 20-25 страниц. На первой странице указывается полное название темы, план работы. Каждый раздел плана выделяется в тексте самостоятельной рубрикой, страницы работы нумеруются. На обложке реферата указывается название министерства, вуза, кафедры, фамилия, инициалы, шифр группы студента, название темы, фамилия и инициалы руководителя-преподавателя, место и дата написания реферата. В конце работы прилагается список использованной литературы не менее 4-5 наименований по теме работы, который дается с нумерацией, в алфавитном порядке, с указанием фамилии автора, его инициалов, полного названия работы, места издания, издательства, года издания, количества страниц. Например: История внешней политики России, 1917-1985, т. 2: 1945‑1985 гг. — М.: Простор, 1998. — 281 с.

Если в работе приводится цитируемый текст, его следует заключить в кавычки и сопроводить ссылкой в конце цитаты. Например: “Цитата [3, с. 15], где первая цифра означает указание на номер источника, под которым он помещен в списке используемой литературы данным в конце реферата, а вторая цифра — указание на страницу.

Если при написании реферата (контрольной работы) возникают трудности, необходимо обратиться за консультацией к преподавателю.

Можно выделить типичные недостатки, связанные с раскрытием темы реферата (контрольной работы):

• не полностью раскрыта тема, теоретические положения изложены поверхностно, в отрыве от конкретно-исторической обстановки;

• не вскрыты причинно-следственные связи рассматриваемых явлений;

• отсутствует обоснование закономерностей анализируемых событий;

• не отражены общественно-исторические закономерности;

• отсутствует самостоятельный анализ проблемы: реферат представляет собой набор отрывков из текстов опубликованных лекций, учебников, брошюр, статей и т. д., т. е. является несистематизированным набором фактического материала;

• работа чрезмерно перегружена цитатами или отличается их полным отсутствием;

• оценка событий дана без учёта новых научных взглядов и трактовок.

Оценка работы зависит и от ее оформления.

Характерными недостатками оформления реферата являются:

• небрежное его написание, с ошибками;

• отсутствие ссылок на цитируемый источник;

• отсутствие списка используемой литературы;

• отсутствие внутритекстовой разбивки материала в соответствии с предложенными в плане вопросами.

Если реферат отвечает предъявленным к нему требованиям, то студент допускается к собеседованию. При этом он должен учесть замечание преподавателя, устранить отмеченные недостатки, подготовить ответы на вопросы. При положительной оценке реферата студент допускается к экзамену или зачету.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ

По теме 1. Введение. Восточные славяне в древности. Образование и развитие Древнерусского государства в IX — начале XII веков

1. Восточные славяне в древности: районы расселения, обычаи, занятия.

2. Образование древнерусской народности,

3. Древнерусское государство в IX-начале XII вв.

4. “Русская правда ”— первый свод законов древнерусского государства

5. Язычество и христианство в Киевской Руси.

По теме 2. Период феодальной раздробленности на Руси. Борьба русичей с восточной и западной экспансией в XIII веке

1. Феодальная раздробленность на Руси в XI-XII вв.: причины и последствия.

2. Владимиро-Суздальское княжество — крупнейший центр северо- восточной Руси.

3. Новгородская феодальная республика.

4. Монголо-татарское нашествие: суть ордынского ига, его последствия и влияние на судьбу Руси.

5. Борьба русского народа с немецко-шведскими феодалами в XIII в.

По теме 3. Образование и развитие русского централизованного государства в XIV-XVI веках

1. Возвышение Московского княжества и его роль в объединении рус­ских земель.

2. Формирование системы управления русского централизованного государства (конец XV‑начало XVI вв.).

3. Московское царство в годы правления Ивана IV.

4. Опричнина и ее последствия.

5. Особенности развития русской культуры в XIV-XVI вв.

По теме 4. Российское государство в XVII веке

1. Смутное время в начале XVII в.: истоки, пути выхода из кризиса, исторические уроки.

2. Борьба русского народа с польско-шведской интервенцией в начале XVII в.

3. Церковная реформа и церковный раскол во второй половине XVII в.

4. Народные движения в XVII в. Степан Разин.

5. Русская культура в XVII в.

По теме 5. Образование Российской империи

1. Реформы Петра I.

2. Внешняя политика Петра I.

3. Личность Петра Великого.

4. Северная война. Рождение империи.

5. Культура и быт России в первой половине XVIII в.

По теме 6. Российская империя во второй половине XVIII века

1. Россия в середине XVIII века: эпоха дворцовых переворотов.

2. Екатерина II и политика “просвещенного абсолютизма”.

3. Внешняя политика России на южном и западном направлениях во второй половине XVIII в.

4. Русские полководцы XVIII в.

5. Просветители России XVIII в. и достижения российской культуры.

По теме 7. Россия в первой половине XIX века

1. Попытки реформирование политического строя страны при Александре I.

2. Декабристы и общественно-политическая мысль России.

3. Политика Александра I и Николая I по крестьянскому вопросу.

4. Отечественная война 1812 г.

5. Основные тенденции и явления культурной жизни страны в первой половине XIX в.

По теме 8. Россия в период буржуазных реформ и пореформенного развития

1. История подготовки крестьянской реформы и отмена крепостного права в России в 1861 г.

2. Буржуазные реформы в России в 60-70-е годы XIX века.

3. Реформы С.Ю.Витте — попытка модернизации России.

4. Внешняя политика России в конце XIX-начале XX вв.

5. Русская культура во второй половине XIX века.

По теме 9. Россия в эпоху буржуазно-демократических революций

1. Революция 1905-1907 гг. в России и ее влияние на процесс модернизации страны.

2. Возникновение парламентаризма в России: структура, место в системе органов власти, историческая оценка.

3. Возникновение политических партий в России и их роль в процессе модернизации страны.

4. П.А.Столыпин — реформатор России.

5. Февральская буржуазная революция 1917 года в России. Свержение самодержавия.

По теме 10. Россия в годы общенационального кризиса и гражданской войны (1917‑20 годы)

1. Россия в 1917 году: выборы пути исторического развития.

2. Октябрьская 1917 года революция в России и ее значение для судеб страны.

3. Гражданская война — трагедия народа.

4. Политика "военного коммунизма”: ее сущность и значение.

5. “Серебряный век” русской поэзии (конец XIX‑начало XX века).

По теме 11. Образование и развитие СССР в 1920-30-х годах

1. Социально-экономическая и политическая ситуация в стране в начале 1920-х гг.

2. НЭП: его сущность и значение.

3. Образование СССР.

4. Внутрипартийная борьба в середине-второй половине 1920-х годов.

5. Возникновение тоталитарной системы в СССР.

По теме 12. СССР в 1930-х годах. Утверждение тоталитаризма

1. Осуществление индустриализации в СССР в годы первых пятилеток. Ее итоги.

2. Курс на сплошную коллективизацию; методы ее проведения и итоги.

3. Сталинизм. Политическая система в СССР в 30-е годы.

4. Внешняя политика СССР в 1920‑1930-е годы.

5. Культура, духовная жизнь советского общества в 20‑30-е годы.

По теме 13. Советский Союз в годы второй мировой и Великой Отечественной войн

1. СССР в преддверии войны.

2. Нападение Германии на СССР. Причины поражения Красной Армии в начальный период войны.

3. Организация коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.

4. Заключительные операции Великой Отечественной и второй мировой войн. Капитуляция Германии. Разгром Японии.

5. Причины победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Всемирно-историческое значение победы.

По теме 14. Альтернативы послевоенного развития СССР. Попытки реформирования страны в 1950-1960-х годах

1. Экономическое развитие СССР в середине 1940-х-начале 1950-х гг.

2. Общественно-политическая и духовная жизнь в СССР в середине 1940-х-начале 1950-х.

3. Хрущевская “оттепель ” и ее влияние на жизнь страны.

4. Внешняя политика СССР в послевоенные годы.

5. Новые подходы к народно-хозяйственным и социальным проблемам в середине 1950‑начале 1960-х годов.

По теме 15. СССР в годы “застоя” и перестройки 1970-91-х годов

1. Трансформация политического режима СССР в середине 1960‑начале 1980-х годов.

2. Духовная и культурная жизнь СССР в середине 1960‑начале 1980-х годов.

3. Внешняя политика СССР в середине 1960-х‑начале 1980-х годов.

4. Перестройка в СССР (1985-1991 гг.).

5. Распад СССР: причины, последствия.

По теме 16‑18. Российская Федерация в 1990‑2000-х гг.

1. Социально-экономическая политика руководства страны 1990-х гг.

2. Истоки октябрьского политического кризиса 1993 г., его последствия.

3. Культурное развитие страны в 1980‑90-х гг.: достижения и утраты.

4. Новая Россия и мировое сообщество в постперестроечный период.

5. Россия на международной арене в 2000-е гг.

6. Исторический портрет. (Б.Ельцин, В.Путин и др.).

Наши рекомендации