Научно-практическая конференция
Научно-практическая конференция проводится, как правило, после прослушивания лекций и проведения семинарских занятий в конце семестра. Цель конференции - обобщение и систематизация теоретических знаний, увязывание их с современной действительностью, получение практических навыков выступлений перед массовой аудиторией. Проводится по отдельному плану.
РЕФЕРАТЫ
Важной формой учебной работы студентов является написание рефератов. Начинать работу следует с изучения предлагаемой и выбранной студентом литературы. При раскрытии вопросов темы следует обращаться к энциклопедиям, энциклопедическим словарям, использовать произведения классиков мировой и русской культуры.
Объем реферата установлен в приделах 20-25 страниц. На первой странице указывается полное название темы, план работы. Каждый раздел плана выделяется в тексте самостоятельной рубрикой, страницы работы нумеруются. На обложке реферата указывается название министерства, вуза, кафедры, фамилия, инициалы, шифр группы студента, название темы, фамилия и инициалы руководителя-преподавателя, место и дата написания реферата. В конце работы прилагается список использованной литературы не менее 4-5 наименований по теме работы, который дается с нумерацией, в алфавитном порядке, с указанием фамилии автора, его инициалов, полного названия работы, места издания, издательства, года издания, количества страниц. Например: История внешней политики России, 1917-1985, т. 2: 1945‑1985 гг. — М.: Простор, 1998. — 281 с.
Если в работе приводится цитируемый текст, его следует заключить в кавычки и сопроводить ссылкой в конце цитаты. Например: “Цитата [3, с. 15], где первая цифра означает указание на номер источника, под которым он помещен в списке используемой литературы данным в конце реферата, а вторая цифра — указание на страницу.
Если при написании реферата (контрольной работы) возникают трудности, необходимо обратиться за консультацией к преподавателю.
Можно выделить типичные недостатки, связанные с раскрытием темы реферата (контрольной работы):
• не полностью раскрыта тема, теоретические положения изложены поверхностно, в отрыве от конкретно-исторической обстановки;
• не вскрыты причинно-следственные связи рассматриваемых явлений;
• отсутствует обоснование закономерностей анализируемых событий;
• не отражены общественно-исторические закономерности;
• отсутствует самостоятельный анализ проблемы: реферат представляет собой набор отрывков из текстов опубликованных лекций, учебников, брошюр, статей и т. д., т. е. является несистематизированным набором фактического материала;
• работа чрезмерно перегружена цитатами или отличается их полным отсутствием;
• оценка событий дана без учёта новых научных взглядов и трактовок.
Оценка работы зависит и от ее оформления.
Характерными недостатками оформления реферата являются:
• небрежное его написание, с ошибками;
• отсутствие ссылок на цитируемый источник;
• отсутствие списка используемой литературы;
• отсутствие внутритекстовой разбивки материала в соответствии с предложенными в плане вопросами.
Если реферат отвечает предъявленным к нему требованиям, то студент допускается к собеседованию. При этом он должен учесть замечание преподавателя, устранить отмеченные недостатки, подготовить ответы на вопросы. При положительной оценке реферата студент допускается к экзамену или зачету.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ
По теме 1. Введение. Восточные славяне в древности. Образование и развитие Древнерусского государства в IX — начале XII веков
1. Восточные славяне в древности: районы расселения, обычаи, занятия.
2. Образование древнерусской народности,
3. Древнерусское государство в IX-начале XII вв.
4. “Русская правда ”— первый свод законов древнерусского государства
5. Язычество и христианство в Киевской Руси.
По теме 2. Период феодальной раздробленности на Руси. Борьба русичей с восточной и западной экспансией в XIII веке
1. Феодальная раздробленность на Руси в XI-XII вв.: причины и последствия.
2. Владимиро-Суздальское княжество — крупнейший центр северо- восточной Руси.
3. Новгородская феодальная республика.
4. Монголо-татарское нашествие: суть ордынского ига, его последствия и влияние на судьбу Руси.
5. Борьба русского народа с немецко-шведскими феодалами в XIII в.
По теме 3. Образование и развитие русского централизованного государства в XIV-XVI веках
1. Возвышение Московского княжества и его роль в объединении русских земель.
2. Формирование системы управления русского централизованного государства (конец XV‑начало XVI вв.).
3. Московское царство в годы правления Ивана IV.
4. Опричнина и ее последствия.
5. Особенности развития русской культуры в XIV-XVI вв.
По теме 4. Российское государство в XVII веке
1. Смутное время в начале XVII в.: истоки, пути выхода из кризиса, исторические уроки.
2. Борьба русского народа с польско-шведской интервенцией в начале XVII в.
3. Церковная реформа и церковный раскол во второй половине XVII в.
4. Народные движения в XVII в. Степан Разин.
5. Русская культура в XVII в.
По теме 5. Образование Российской империи
1. Реформы Петра I.
2. Внешняя политика Петра I.
3. Личность Петра Великого.
4. Северная война. Рождение империи.
5. Культура и быт России в первой половине XVIII в.
По теме 6. Российская империя во второй половине XVIII века
1. Россия в середине XVIII века: эпоха дворцовых переворотов.
2. Екатерина II и политика “просвещенного абсолютизма”.
3. Внешняя политика России на южном и западном направлениях во второй половине XVIII в.
4. Русские полководцы XVIII в.
5. Просветители России XVIII в. и достижения российской культуры.
По теме 7. Россия в первой половине XIX века
1. Попытки реформирование политического строя страны при Александре I.
2. Декабристы и общественно-политическая мысль России.
3. Политика Александра I и Николая I по крестьянскому вопросу.
4. Отечественная война 1812 г.
5. Основные тенденции и явления культурной жизни страны в первой половине XIX в.
По теме 8. Россия в период буржуазных реформ и пореформенного развития
1. История подготовки крестьянской реформы и отмена крепостного права в России в 1861 г.
2. Буржуазные реформы в России в 60-70-е годы XIX века.
3. Реформы С.Ю.Витте — попытка модернизации России.
4. Внешняя политика России в конце XIX-начале XX вв.
5. Русская культура во второй половине XIX века.
По теме 9. Россия в эпоху буржуазно-демократических революций
1. Революция 1905-1907 гг. в России и ее влияние на процесс модернизации страны.
2. Возникновение парламентаризма в России: структура, место в системе органов власти, историческая оценка.
3. Возникновение политических партий в России и их роль в процессе модернизации страны.
4. П.А.Столыпин — реформатор России.
5. Февральская буржуазная революция 1917 года в России. Свержение самодержавия.
По теме 10. Россия в годы общенационального кризиса и гражданской войны (1917‑20 годы)
1. Россия в 1917 году: выборы пути исторического развития.
2. Октябрьская 1917 года революция в России и ее значение для судеб страны.
3. Гражданская война — трагедия народа.
4. Политика "военного коммунизма”: ее сущность и значение.
5. “Серебряный век” русской поэзии (конец XIX‑начало XX века).
По теме 11. Образование и развитие СССР в 1920-30-х годах
1. Социально-экономическая и политическая ситуация в стране в начале 1920-х гг.
2. НЭП: его сущность и значение.
3. Образование СССР.
4. Внутрипартийная борьба в середине-второй половине 1920-х годов.
5. Возникновение тоталитарной системы в СССР.
По теме 12. СССР в 1930-х годах. Утверждение тоталитаризма
1. Осуществление индустриализации в СССР в годы первых пятилеток. Ее итоги.
2. Курс на сплошную коллективизацию; методы ее проведения и итоги.
3. Сталинизм. Политическая система в СССР в 30-е годы.
4. Внешняя политика СССР в 1920‑1930-е годы.
5. Культура, духовная жизнь советского общества в 20‑30-е годы.
По теме 13. Советский Союз в годы второй мировой и Великой Отечественной войн
1. СССР в преддверии войны.
2. Нападение Германии на СССР. Причины поражения Красной Армии в начальный период войны.
3. Организация коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
4. Заключительные операции Великой Отечественной и второй мировой войн. Капитуляция Германии. Разгром Японии.
5. Причины победы Советского Союза в Великой Отечественной войне. Всемирно-историческое значение победы.
По теме 14. Альтернативы послевоенного развития СССР. Попытки реформирования страны в 1950-1960-х годах
1. Экономическое развитие СССР в середине 1940-х-начале 1950-х гг.
2. Общественно-политическая и духовная жизнь в СССР в середине 1940-х-начале 1950-х.
3. Хрущевская “оттепель ” и ее влияние на жизнь страны.
4. Внешняя политика СССР в послевоенные годы.
5. Новые подходы к народно-хозяйственным и социальным проблемам в середине 1950‑начале 1960-х годов.
По теме 15. СССР в годы “застоя” и перестройки 1970-91-х годов
1. Трансформация политического режима СССР в середине 1960‑начале 1980-х годов.
2. Духовная и культурная жизнь СССР в середине 1960‑начале 1980-х годов.
3. Внешняя политика СССР в середине 1960-х‑начале 1980-х годов.
4. Перестройка в СССР (1985-1991 гг.).
5. Распад СССР: причины, последствия.
По теме 16‑18. Российская Федерация в 1990‑2000-х гг.
1. Социально-экономическая политика руководства страны 1990-х гг.
2. Истоки октябрьского политического кризиса 1993 г., его последствия.
3. Культурное развитие страны в 1980‑90-х гг.: достижения и утраты.
4. Новая Россия и мировое сообщество в постперестроечный период.
5. Россия на международной арене в 2000-е гг.
6. Исторический портрет. (Б.Ельцин, В.Путин и др.).