VIII. По вопросам просвещения

Народное просвещение должно быть организовано на нача­лах свободы, демократизации и децентрализации его, понимая под этим осуществление следующих начал:

50. Уничтожение всех стеснений к поступлению в школу, свя­занных с полом, происхождением и религией.

51. Свобода частной и общественной инициативы в открытии и организации учебных заведений всех типов и в области внешколь­ного просвещения; свобода преподавания.

52. Между различными ступенями школ всех разрядов долж­на быть установлена прямая связь для облегчения перехода от низ­шей ступени к высшей.

53. Полная автономия и свобода преподавания в университе­тах и других высших школах, увеличение их числа. Уменьшение платы за слушание лекций. Организация просветительной работы высшей школы для широких кругов населения. Свободная органи­зация студенчества.

54. Количество средних учебных заведений должно быть уве­личено соответственно общественной потребности; плата в них должна быть понижена. Местным общественным учреждениям должно быть предоставлено широкое участие в постановке учеб­но-воспитательного дела.

55. Введение всеобщего, бесплатного и обязательного обуче­ния в начальной школе. Передача начального образования в заведы-вание органов местного самоуправления. Организация органами самоуправления материальной помощи нуждающимся учащимся.

56. Устройство органами местного самоуправления образо­вательных учреждений для взрослого населения, элементарных школ для взрослых, народных библиотек, народных университетов.

57. Развитие профессионального образования.

Сборник программ политических партий в Рос­сии.

С предисловием В.В. Водовозова. С.- Пе-

­тербург, 1905, издание Книжного магазина

" Нашей жизни". Выпуск 3. С. 40-49.

Программа партии "Союз 17 октября"*

ВОЗЗВАНИЕ "СОЮЗА 17 ОКТЯБРЯ"

 
  VIII. По вопросам просвещения - student2.ru

* Партия возникла в ноябре 1905 г., вскоре после принятия царского Манифеста 17 октября. В нее вошли крупные капиталисты и обуржуазив­шиеся помещики. Являлась одной из основных крупных буржуазных пар­тий (кадетов и "октябристов"). Была полностью удовлетворена царским Манифестом и активно поддерживала самодержавие в борьбе с революци­онным движением.

Высочайший манифест 17 октября 1905 года, являющийся даль­нейшим развитием закона 6 августа 1905 года о Государственной Думе, приобщает народ русский к деятельному участию, в согла­сии с Царем, в государственном строительстве. Народному пред­ставительству, прочно опирающемуся на широкие народные мас­сы, черпающему свою силу, силу знания нужд народных и силу своего авторитета из общего избирательного права, манифест предоставляет выдающееся влияние в делах законодательства и управления страной. Как непременное условие для осуществления этих прав политической свободы и для упрочения начал граждан­ской свободы устанавливаются, в качестве основных элементов правового строя, неприкосновенность личности, свобода совести, слова, печати, собраний и союзов. Таким образом, Манифест 17 октября знаменует собою величайший перевороте судьбах нашего отечества: отныне народ наш становится народом политически сво­бодным. наше государство — правовым государством, а в наш государственный строй вводится новое начало — начало конститу­ционной монархии.

Новый порядок, призывая всех русских людей без различия сословий, национальностей и вероисповеданий к свободной поли­тической жизни, открывает перед ними широкую возможность законным путем влиять на судьбу своего отечества и предоставля­ет им на почве права отстаивать свои интересы, мирной и откры­той борьбой добиваться торжества своих идей, своих убеждений. Новый порядок, вместе с тем, налагает на всех, кто искренно желает мирного обновления страны и торжества в ней порядка и закон­ности, кто отвергает одинаково и застой, и революционные потря­сения, священную обязанность в настоящий момент, переживае­мый нашим отечеством, момент торжественный, но полный вели­кой опасности, дружно сплотиться вокруг тех начал, которые про­возглашены в Манифесте 17 октября, настоять на возможно ско­ром, полном и широком осуществлении этих начал правительст­венной властью с прочными гарантиями их незыблемости и оказать содействие правительству, идущему по пути спасительных реформ, направленных к полному и всестороннему обновлению государст­венного и общественного строя России.

Какие бы разногласия ни разъединяли людей в области поли­тических, социальных и экономических вопросов, великая опасность, созданная вековым застоем в развитии наших политических форм и грозящая уже не только процветанию, но и самому существова­нию нашего отечества, призывает всех к единению, к деятельной работе для создания сильной и авторитетной власти, которая най­дет опору в доверии и содействии народа и которая одна только в состоянии путем мирных реформ вывести страну из настоящего общественного хаоса и обеспечить ей внутренний мир и внешнюю безопасность.

С этой целью, на почве признания начал, возвещенных в Вы­сочайшем манифесте, образуется союз, в который приглашаются войти как отдельные лица, так и целые партии, программа коих в основных чертах совпадает с программой союза. Союз этот полу­чает наименование "Союз 17 октября" и провозглашает следую­щие основные положения:

1. Сохранение единства и нераздельности Российского Государства

Положение это обязывает признать, что жизненным услови­ем для укрепления внешней мощи России и для ее внутреннего процветания является ограждение единства ее политического тела, сохранение за ее государственным строем исторически сложив­шегося унитарного характера. Вместе с тем положение это обя­зывает противодействовать всяким предложениям, направленным прямо или косвенно к расчленению Империи и к замене единого государства государством союзным или союзом государств. При широком развитии местного самоуправления на всем пространст­ве Империи, при прочно установленных основных элементах граж­данской свободы, при участии равно всех русских граждан без различия национальности и вероисповедания в создании правитель­ственной власти, при признании за отдельными национальностями самого широкого права на удовлетворение и защиту своих куль­турных нужд в пределах, допустимых идеей государственности и интересами других национальностей, такое положение, отрицаю­щее идею федерализма в применении к русскому государствен­ному строю, вполне допускает объединение отдельных местностей Империи в областные союзы для разрешения задач, входящих в пределы местного самоуправления, и нисколько не препятствует местным особенностям и интересам различных национальностей найти себе выражение и удовлетворение в законодательстве и уп­равлении, основанных на признании безусловного равенства в пра­вах всех русских граждан. Исключительно за Финляндией призна­ется особое положение, дающее ей право на известное автоном­ное государственное устройство при условии сохранения государ­ственной связи с Империей.

2. Развитие и укрепление начал конституционной монархии с народным представительством, основанным на общем избирательном праве

Это положение обязывает к признанию начала общего изби­рательного права, открывающего возможность всем русским граж­данам участвовать в осуществлении государственной власти. Это положение далее призывает к коренному преобразованию наше­го государственного строя на началах конституционных и к прочно­му закреплению за народным представительством дарованных ему манифестом прав деятельного участия, рядом с Монархом, в за­конодательных трудах и управлении страной.

Это же положение признает и закрепляет за монархическим началом в изменившихся условиях политической жизни России новый государственно-правовой характер. Прежний неограниченный Само­держец, всемогущий по идее, но связанный в действительности все­ми путами приказного строя, слабый вследствие отчужденности от него народа, становится конституционным Монархом, который, хотя и находит пределы своей вопи в правах народного представительства, но в самом единении с народом, в союзе с землей в новых условиях государственного строя получает новую мощь и новую высокую задачу быть верховным вождем свободного народа. Явля­ясь в народном сознании по-прежнему воплощением государствен­ного единства, служа неразрывной связью преемственно сменяющихся поколений, священным стягом, вокруг которого в ми­нуту грозной опасности собирается народ русский, монархическое начало отныне получает новую историческую миссию величайшей важности. Возвышаясь над бесчисленными частными и местными интересами, над односторонними целями различных классов, со­словий, национальностей, партий, монархия именно при настоящих условиях призвана осуществить свое предназначение — явиться уми­ротворяющим началом в той резкой борьбе, борьбе политической, национальной и социальной, для которой открывается ныне широ­кий простор провозглашением политической и гражданской свобо­ды. Укрепление в русской политической жизни этих начал, противодействие всякому посягательству, откуда бы оно ни шло, на права Монарха и на права народного представительства, как эти права определяются на почве Манифеста 17 октября, должно вхо­дить в задачи Союза. Только этим путем единения Монарха с наро­дом может быть создана та сильная, уверенная в себе правительственная власть, которая сумеет вернуть нам мир.

Наши рекомендации