Вопрос №36: Понятие и виды гос. органов.
Государство осуществляет свою деятельность с помощью гос. органов, которые, не смотря на всё их разнообразие, имеют общие черты:
1. каждый из них – составная часть госаппарата.
2. все гос. органы наделены властными полномочиями – гос. орган в пределах своей компетенции принимает решения, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы (иначе – гос. принуждение).
*Этим гос. орган отличается от общественных органов и организаций.
3. никакой гос. орган не может возникнуть произвольно, а только на основе каких-то правовых норм.
4. каждому гос. органу принадлежат свои предметы ведения и полномочия – это определённый круг вопросов, которыми этот гос. орган должен заниматься.
Гос. орган – часть госаппарата, наделённая властными полномочиями и осуществляющая свою деятельность в установленном государством порядке.
Существует множество классификаций гос. органов, выделяемых по разным основаниям:
1) В основу данной классификации положен функциональный признак (т.к. гос. органы осуществляют разные функции) =>поэтому их делят на следующие виды:
a) законодательные (представительные), их функция – принятие законов:
– на федеральном уровне (Федеральное Собрание)
– на уровне субъектов РФ – названия разные (свои парламенты, собрания и т.д., например, Московская Городская Дума, Санкт-Петербургское Городское Собрание, Вологодское областное законодательное собрание).
b) исполнительные гос. Органы. Их функция – исполнять принятые законы:
– на федеральном уровне это правительство, министерства, ведомства
– на уровне субъектов: в республиках – президенты, правительства, министерства; а в других субъектах – департаменты, администрации.
c) судебные гос. органы – система судов разных уровней:
–
|
– суды субъектов РФ (Вологодский Областной Суд)
– суды основного звена (например, городской народный суд).
*Президент РФ занимает особое место в системе гос. органов (см. предпоследний абзац предыдущего билета).
Особое место в системе гос. органов принадлежит прокуратуре: она относится к числу правоохранительных органов, но её главная задача – осуществлять надзор за исполнением законов. Хотя, её деятельность соприкасается с работой судебных органов, полномочиями суда она не обладает.
2) Вторая классификация выводится из принципа федеративного устройства РФ =>исходя из этого, гос. органы делятся на федеральные и органы субъектов РФ.
3) Эта классификация исходит из порядка формирования гос. органов:
a) органы, избираемые гражданами (пример: Федеральное Собрание, Президент, губернаторы, главы администрации)
b) назначаемые сверху органы (пример: органы прокуратуры, министры и т.д.).
4) В её основу положен тот факт, руководит ли один человек этим органом, или орган управляется коллегиально:
a) единоличные (пример: министерства)
b) коллегиальные (пример: правительство).
5) Исходя из внутренней структуры:
a) простые (одно-функциональные, например, комиссии, департамент и т.д.)
b) сложные (многофункциональные, например, правительство, администрация).