Понятие политического режима
Великий древнегреческий мыслитель Аристотель рассматривал государство как высшее проявление главного стремления человека – стремления к общению. Философ писал о том, что все виды общения стремятся к тому или иному благу. Не является исключением и тот вид общения, который Аристотель считал наиболее важным и сложным: политическое сообщество, государство. Качественная сторона этого общения отражена в понятии политического режима, котороевключает следующие характеристики:
1) Система методов осуществления политической власти. Методы могут быть демократическими, авторитарными, тоталитарными.
2) Реальное положение граждан, общественных объединений, организаций, социальных групп,. Либо существуют гражданское общество и соответствующий ему правопорядок.. Либо гражданское общество еще не «доросло» до демократии и поэтому в той или иной степени подчиняется авторитарной (самодержавной) власти. Или гражданского общества нет, и в стране господствуют деспотические порядки (деспотия - неограниченная власть).
3) Политическое сознание членов общества, их социальное «самочувствие». Осознают ли себя люди свободными и в то же время законопослушными гражданами? Умеют ли защищать свои неотъемлемые права и выполняют ли обязанности? Стремятся к расширению гражданских прав и свобод, если они сильно ограничены властью? Или привыкли кдиктатуреи не помышляют о лучших порядках?
Политический режим – это определенный политический климат в стране. Понятие политического режима характеризует качественную сторону политической жизни общества, его ориентацию на свободное развитие общества или на диктатуру. Политический режим определяется множеством разнообразных факторов. Сказываются традиции и особенности исторического развития, политическая культура народа, конкретные обстоятельства социальной борьбы, личность лидера и многие другие обстоятельства.
Разумеется, качественный облик политической власти в немалой степени обусловлен уровнем развития экономики и собственностью на средства производства. Нищий, обездоленный народ не может быть свободным и защитником свободы. Социальную основу гражданского правопорядка составляют собственники, заинтересованные в общественных делах граждане, налогоплательщики. Собственность дает человеку возможность осознавать и защищать гражданские права.
Вместе с тем право собственности только в том случае действует как фактор свободы и правопорядка, если жизнь людей, обладающих этим правом, не лишена духовного, нравственного содержания. Недопустимо использование своих прав и возможностей в ущерб другим людям. Крайне опасна поляризация общества, т. е. резкое разделение народа на очень богатых и очень бедных.
Важно, чтобы собственниками было большинство общества. В развитых демократических странах Европы и Америки преобладает не олигархия и не бюрократия, а средний класс. Монополистические тенденции сдерживаются: а) действенным законодательством; б) хорошо продуманной социальной политикой, системой социальных гарантий; в) разумной приватизацией, в которой равные стартовые возможности получают все субъекты экономики; г) эффективностью правоохранительных органов; д) контролем со стороны гражданского общества. В таких условиях право собственности действительно обусловливает демократию.
Во многих странах движущей силой правовых и демократических преобразований выступил именно средний класс, основу которого составляют свободные производители – собственники. Например, в Федеративной Республике Германии после Второй мировой войны были быстро проведены глубокие реформы. В результате были построены социальная рыночная экономика, гражданское общество и демократическое правовое государство. Правительство федерального канцлера К. Аденауэра (руководил страной в 1949–63 гг.) опиралось на заинтересованную поддержку новых собственников, становлению которых власть активно способствовала.
Федеральное правительство Германии способствовало не просто повышению уровня доходов населения, но именно накоплению, приобретению трудящимися реальной собственности. Вместе с тем руководство ФРГ уделяло внимание не только социально-экономическому, но и духовному, нравственному возрождению нации. Не случайно реформы проводились именно христианскими демократами (в послевоенной Германии правящей партией стал Христианско-демократический союз). В результате преобразований впервые в истории Германии возникли устойчивый гражданский правопорядок, демократическое государство.
В противоположность приведенному выше позитивному примеру, в истории были случаи «людоедского» понимания частной собственности, примером которого является фашизм. Наращивание собственности с помощью воровства, ограбления других людей и народов противоречит свободе и правопорядку. При тоталитарном режиме собственность не обеспечивает человеку свободы и прав. Собственники включаются в систему тотального бюрократического диктата. Именно так было в Германии времен нацистской диктатуры.
Итак, экономические условия общества в значительной степени определяют политический режим, но и власть оказывает значительное воздействие на социальное развитие. Важно, каким нравственным содержанием наполнена жизнедеятельность человека. Собственность и благосостояние должны способствовать духовному возвышению человека, но могут и ввергнуть его в безудержную погоню за материальными благами. Без духовного роста личности и собственность, и политика, и все права утрачивают свой гуманистический смысл.
Продолжим определение понятия политического режима. Данный термин составляет один из трех элементов более общего понятия «форма государства». Она включает форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
При всем историческом многообразии форм государства можно выделить три основных типа политического режима: демократический, авторитарный и тоталитарный. При этих режимах могут существовать разные формы правления и формы государственного устройства. Приведем несколько примеров.
Демократический режим
Формы правления
1. Республики:а) президентские (Россия, США, Южная Корея, государства Латинской Америки); б) президентско-парламентские (Франция, Греция, Финляндия, Австрия); в) парламентские (Италия, Индия, Германия, Швейцария).
2. Конституционные монархии (Великобритания, Бельгия, Дания, Нидерланды, Люксембург). Абсолютных монархий в демократическом мире нет.
Формы государственного устройства
1. Унитарные государства: Польша, Греция, Венгрия, Болгария (форма правления республиканская); Великобритания, Швеция, Нидерланды, Норвегия (форма правления монархическая).
2. Федерации: США, Россия, Индия (форма правления республиканская); Бельгия, Канада, Австралия (форма правления монархическая).
Авторитарный режим
Формы правления
1. Республики: а) президентские (Чили при президенте-диктаторе А Пиночете (1980–1989), Аргентина при военной диктатуре (1976–1983); б) президентско-парламентские (Южно-Африканская Республика во времена авторитарного режима белого меньшинства до реформ начала 1990-х гг.; Союзная Республика Югославия при президенте С. Милошевиче в 1990-е гг.; Греция при диктатуре «черных полковников» в 1970-е гг.). в) парламентские (Польша в 1920–1930-е гг., Португалия во времена авторитарных диктатур 1932–1974).
2. Монархии: а) конституционные (Южно-Африканский Союз
1950–1961 гг.; Япония в период реакционных военных диктатур 1-й половины ХХ в.); современные Иордания и Марокко; б) абсолютные (Саудовская Аравия, Оман, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты).
С точки зрения формы государственного устройства, авторитарные режимы существуют, как правило, в унитарных государствах. Но есть и примеры федеративных государств с авторитарными режимами: Пакистан во времена военных диктатур, Мьянма (бывшая Бирма, где в течение многих лет также существует военная диктатура), Объединенные Арабские Эмираты.
Тоталитарный режим
Форма правления
1. Республики: а) президентская (некоторые государства СНГ); б) парламентских республик с тоталитарным режимом история не знает; в) президентско-парламентская (формально такой республикой оставалось Германское государство во времена нацистской диктатуры 1933–1945 гг., причем должности президента и главы правительства с 1934 г. совмещались в одном лице).
2. Монархии: а) конституционные (Италия в период фашистской диктатуры 1922–1943 гг.; Камбоджа 1970-х гг. в начальный период диктатуры коммунистов – «Красных кхмеров», не сразу отменивших монархию); б) абсолютных монархий с тоталитарными режимами нет.
В социалистических странах сложились особые формы правления: советская республика, республики «народной демократии», «демократической диктатуры народа» и т. п. Иные из этих республик, по существу, представляли собой абсолютные монархии с правом наследования престола.
В 1969 г. в Китае маршал Линь Бяо был объявлен официальным преемником Мао Цзэдуна (правда, престола маршал не получил, был обвинен в заговоре и погиб в авиакатастрофе при попытке бежать в СССР). В Северной Корее политическим преемником «великого вождя товарища Ким Ир Сена» стал
в 1994 г. его сын, «дорогой руководитель товарищ Ким Чен Ир».
По форме государственного устройства некоторые из тоталитарных государств были или являются унитарными (Народная Социалистическая Республика Албания, Республика Куба, КНДР – Северная Корея). Другие были федерациями. Так, в период сталинского режима формально сохранялось федеративное устройство СССР и социалистической Чехословакии. Во второй половине ХХ в. существовала Социалистическая Федеративная Республика Югославия.
Таким образом, один и тот же политический режим может существовать в государствах, весьма различных по форме правления и форме государственного устройства. С другой стороны, одинаковые или сходные формы бывают при различных режимах. Реальное содержание политической жизни страны, именно ее качество выражаются в понятии политического режима.
Демократический режим
Демократия (от греч. demos – народ) – власть народа, т. е. сообщества полноправных граждан. Демократический режим – это политический режим гражданского общества. Такое общество провозглашает и признает следующие принципы:
1. Личность и законные интересы человека представляют собой высокую ценность. Стремление человека реализовать себя как личность должно быть защищено.
2. Гражданин является субъектом, т.е. обладателем прав, а также имеет обязанности. Он может быть ограничен в правах только судом.
3. Гражданин подчинен закону, а не произволу должностных лиц.
4. Граждане равны перед законом.
5. В обществе сосуществуют различные социальные и индивидуальные интересы, не всегда и не во всем совпадающие. Граждане имеют право объединяться по интересам, в том числе политическим, если такое объединение не посягает на конституционный порядок и общественную мораль.
6. Правомерно и гарантировано существование негосударственных общественных объединений и организация, подчиненных закону, а не воле государственных чиновников.
Чтобы эти принципы действовали, необходимо наличие ряда реально существующих признаков гражданского общества:
а) экономика свободных производителей-собственников, развивающаяся по естественным законам рынка. Это не исключает, а предполагает регулирующую роль государства в деловом мире. Государство должно защищать законные права и устанавливать общие для всех субъектов хозяйственной жизни правила, а также гарантировать соблюдение этих норм;
б) политический плюрализм. Это концепция власти, признающая: множественность, многообразие социальных групп и интересов; демократические выборы в рамках закона как единственно правомерный способ борьбы за власть;
в) консенсус, т. е. согласие общества по основополагающим вопросам: признание Конституции, уважение прав человека, патриотизм;
г) правовое государство, в котором существует приоритет (первенство ) закона. Государство – для человека, а не человек – для государства. Цель государства - всеобщее благо, т. е. совокупность социальных условий, позволяющих всем людям реализовать себя как личность в законных пределах;
д) принцип дополнительности. Народ строит свое государство на договорных началах, выбирает политическую власть на основе Конституции. Кроме того, граждане создают социальные объединения (горизонтальные структуры: партии, профсоюзы, различные общественные организации, движения). Эти объединения, конечно, не могут быть полностью независимы от государства, но не обязаны во всем подчиняться воле государственных должностных лиц. Общественные объединения автономны, самоуправляемы. Все, что не запрещено законом, разрешено, В государственных структурах действуют повелительные нормы права, нормы административного права. В горизонтальных социальных объединениях, в деловом мире действуют уполномочивающие нормы права: как граждане договорились между собой, так пусть и будет, лишь бы соглашение не противоречило закону и морали.
Итак, согласно принципу дополнительности, в обществе граждан действуют различные объединения, сообщества. Создавая их, люди стремятся сообща осуществить свои интересы. Большие сообщества образуются для достижения целей, которых не могут самостоятельно достичь сообщества малые. Человек создает семью, чтобы достичь целей, которых он не достигнет в одиночку. Человек создает затем и более крупные социальные объединения для решения задач, которые не может решить семья. Все эти сообщества соединяются в государство, устанавливающего для всех общих правовой порядок и защищаемого этот порядок.
Меньшее сообщество передает структуре более крупной только те права и функции, которые действительно необходимы для работы последнего. Меньшее объединение поручает сообществу большему решение только тех задач, которые само решить не может. Следовательно, и крупная структура не имеет права вторгаться в область компетенции меньшей, нарушая ее права. Все это справедливо и в смысле соотношения государства и общественных организаций, и применительно к самому государству. Политическая властьрассредоточена по различным уровням (например) федерация – штат – муниципалитет. Нижестоящие органы власти передают вышестоящим только те функции, которые сами не могут осуществлять.
Принцип дополнительности применим и к семье. Она не может вторгаться в область внутреннего духовного мира личности, ее индивидуального сознания без согласия этой личности.
Таким образом, жизнедеятельность гражданского общества осуществляется не по приказам «сверху», а на основе естественного стремления людей к самореализации и защите своих законных интересов:
е) независимая информационная сеть, не подлежащая правительственной цензуре;
ж) идеологическая свобода, т. е. отсутствие официальной, обязательной для всех политической идеологии. Существует свобода проявления политической, религиозной, философской и иной мысли, за исключением человеконенавистнических идей (например, типа фашистских).
з) суверенитет (верховная власть) народа. Общество граждан
не подчинено никому, кроме силы и воли своего собственного объединения, т. е. государства. Взаимоотношения общества и государства определены Конституцией, законами.
Названные выше черты гражданского общества определяют демократический режим. Основные признаки демократии:
1. Власть исходит от народа. Иначе говоря, народ является творцом своей политической власти и правовых норм. Президент США (руководил страной в 1861–1965 гг.) А. Линкольн так определил демократию: «Правление народа, избранное народом и для народа».
2. Органы политической власти формируются посредством выборов, в которых могут принимать участие все полноправные граждане. В государствах современной демократии голосование является тайным. Выборы проводятся по принципу «один человек – один голос».
3. Полноправные граждане имеют право быть избранными в органы политической власти.
4. В обществе реально существуют политические свободы. Государство признает и защищает права гражданина как субъекта политики. Есть гарантии свободы слова, печати, собраний.
5. Осуществляется разделение властей – система сдержек и противовесов.
Демократия бывает прямой (непосредственной) и представительной.
Прямая демократия осуществляется народными сходами, собраниями (в современных странах – на уровне местного самоуправления); референдумами – всенародными голосованиями, результаты которых обязательны к выполнению. Иногда проводятся плебисциты (лат. plebiscitum – решение народа) – народные голосования, не имеющие правовой силы, но важные для учета общественного мнения. Представительная же демократия проявляется в том, что народ посредством честных и справедливых выборов делегирует (поручает) властные полномочия своим депутатам и должностным лицам, которые осуществляют управление в интересах и под контролем общества.
Обе формы демократии имеют многовековую историю. Демократические порядки существовали в городах-государствах Древней Греции, отчасти в Древнем Риме. Были элементы народовластия и в средневековой Европе, особенно в период сословно-представительной монархии (ХIV–ХVI вв.). Но только в результате становления современного, зрелого гражданского общества народам удалось построить современную передовую демократию. Ведь именно это гражданское общество признало свободную (способную делать сознательный выбор) личность высшей социальной ценностью.
Современная демократия по своей социальной природе является буржуазной. В то же время, в отличие от ранней буржуазной демократии, она может быть названа всенародной. Субъектом политической власти выступают собственники. В развитых капиталистических странах они составляют большинство народа.
На ранних стадиях развития капиталистического строя была фактически не демократия, а плутократия – власть богатых. В ХVIII – первой половине ХIХ в. буржуазные правительства старались строго придерживаться антирабочего законодательства, запрещавшего забастовки, профсоюзы и коллективные договоры между рабочим и предпринимателями, ограничивающие права работодателей. Правом голоса пользовались всего несколько процентов населения. Экономические основы общества еще не давали возможности зажиточной жизни большинству людей наемного труда и крестьян. Развитие буржуазного общества часто становилось глубоко противоречивым и временами даже катастрофическим. Одной из трагедий было беспрецедентно жестокое подавление Парижской Коммуны в 1871 г. Незрелый и потому взрывоопасный капиталистический строй содержал в себе опасность пролетарских революций. Именно это обстоятельство дало К. Марксу основания для вывода об исторической обреченности буржуазных порядков. Казалось бы, последующие события подтверждали прогноз К. Маркса. Капитализм породил две мировые войны и множество войн локальных (местных). Не удалось предотвратить наступление крайне правых диктатур, фашизма.
Но по мере постепенного экономического и культурного прогресса положение в буржуазных обществах менялось в лучшую сторону. Если в середине ХХ в. лишь около 1/3 населения было зажиточным, то к концу столетия – более 2/3. Стал преобладать не пролетариат, а «средний класс» (собственники). В ходе реформ совершенствовалась избирательная система, было установлено всеобщее и равное избирательное право. Гарантированы права рабочего движения. Есть развитое трудовое законодательство, система социального страхования. Обеспечены активное участие работников в самоуправлении на предприятиях и по месту жительства, участие трудящихся в распределении доходов, в том числе через покупку акций. Укрепилась развитая система сдержек и противовесов в государстве. Все это свидетельствует о том, что развитое буржуазное общество выбралось из очень опасной полосы кризиса. Капиталистический строй не погиб в огне мировой революции. Он постепенно, исподволь развивался в сообщество свободных производителей, граждан-собственников. К тому же во всех капиталистических странах есть действенное антимонопольное законодательство. Первыми в этом отношении оказались США, принявшие такой закон еще в 1890 г.
В мире развитого капитализма уже нет реакционных диктатур. В 1970-е гг. прекратили существование режим «черных полковников» в Греции, диктатура Ф. Франко в Испании и фашистская власть в Португалии. Все эти изменения наступили там практически бескровно. Объективных оснований для подрыва демократии в развитых буржуазных странах сейчас нет. Исчезла питательная социальная почва фашизма и вульгарного коммунизма, в политике уже не играют заметной роли обездоленные и озлобленные пролетарские массы. Зато более актуальными являются проблемы борьбы с терроризмом, исходящим из бедных и экономически отсталых стран Азии и Африки. Современные демократии, пусть и не всегда успешно, объединяют усилия в защите мира и международной безопасности. В этом сотрудничестве принимает участие и Россия.
Авторитарный режим
Слово «авторитаризм» происходит от латинского autoritas – власть, влияние. Сущность авторитарного режима состоит в том, что устанавливается монополия чиновничества в системе власти. В демократическом государстве бюрократия выполняет лишь служебные функции, готовит документацию, организует для органов политической власти необходимые условия нормальной работы. Чиновничество при демократии не играет и не должно играть никакой самостоятельной политической роли. Иное дело, если в стране не укрепились основы гражданского общества, а политическая культура населения не развита. Если не хватает естественных регуляторов жизнедеятельности общества, рыночная экономика плохо развита или сильно подорвана какими-либо потрясениями, то эта неразвитость восполняется бюрократическим контролем. Чиновничество начинает играть активную самостоятельную роль в политике, проявляя готовность навязывать органам политической власти решения, диктовать свою волю. Если демократия не имеет устойчивых оснований, господствующие позиции в политике занимает бюрократия.
Чиновничество способно оказать большое влияние на традиции и нормы политической жизни. Это влияние, однако, отнюдь не во всем отрицательно.
К положительным чертам бюрократического влияния на общество можно отнести: приверженность букве закона; признание определенной социальной иерархии (системы, в которой нижестоящие элементы подчинены вышестоящим точно установленным способом); соблюдение дисциплины; управление социальными процессами. Эти положительные черты бюрократии пытались использовать в царской России выдающиеся реформаторы (особенно П. А. Столыпин), чтобы силой власти пробить, проложить дорогу необходимым преобразованиям.
Но если не действует система демократического контроля («сдержки и противовесы»), бюрократия формирует авторитарный режим, опирающийся на силу, Авторитарный порядок проявляется в диктатуре главы государства, исполнительной, административной власти над всеми другими элементами политической системы, над судом и законодательством.
Такой режим существует во многих странах Азии, Африки, в недавнем прошлом – Латинской Америки.
Авторитарная власть может быть установлена и в обстановке смуты, упадка государственности, гражданских конфликтов. Например, диктатуры Ф. Франко в Испании (1939–1975), А. Пиночета в Чили (1973–1990), «черных полковников» в Греции (1967–1974).
В условиях диктаторской власти все более проявляются отрицательные черты бюрократии: чинопочитание, культ кресла начальника, узость политического мышления. Происходят серьезные негативные изменения в общественном сознании в самочувствии народа. Немецкий ученый Альфред Вебер писал, что в социальной жизни разрастается громадный аппарат, бездушный, стремящийся подчинить себе все свободное и самопроизвольно существующее. Он стремится все схематизировать и умертвить индивидуальность. Происходит поглощение живых сил бюрократическим аппаратом. Работник превращается в придаток машины, человек – в придаток канцелярии. Бюрократия изымает из трудовой жизни культурной, образованной части народа все лучшее: независимость, свободное мужество, непрерывное развитие сил. Бюрократическому механизму требуются, с одной стороны, рационалист, а с другой – ограниченный честолюбец.
В обществе, следовательно, нарастает стремление бежать, удаляться из области политики в частную жизнь. Так бывает не только при авторитарной диктатуре, но и при искаженных формах демократии. Если она становится лицемерной, оказывается в плену демагогии, люди легко могут разочаровываться и в народовластии, в демократической системе ценностей. В Древних Афинах жил великий философ Сократ, учивший добру и познанию самого себя. Суд по ложным обвинениям приговорил его к смертной казни. Сократ предостерегал народ от увлечения корыстолюбивой, демагогической политикой. Занимавший ранее ответственные должности, этот мыслитель счел возможным произнести в суде следующее: «Нет, тот, кто в самом деле ратует за справедливость, тот, если ему суждено уцелеть хоть на малое время, должен оставаться частным человеком, а вступать на общественное поприще
не должен».
Авторитарный режим опирается на административную чиновничью власть. В этом его сила и слабость. Он может удерживаться в течение многих лет и десятилетий. Одно дело, если в стране существуют частная собственность и предпринимательство, средний класс, сохраняются и постепенно крепнут элементы гражданского общества, не подчиненные административному диктату. Тогда авторитарный режим рано или поздно уходит, начинается становление демократии. Так произошло в Чили, в Португалии, Испании, Греции. Другое дело, если авторитарному режиму не удалось укрепить условия для эффективного развития экономики. Население в большинстве своем остается бедным и неполноправным. Тогда наступает кризис, а затем и крах существующего режима. На смену ему может прийти тоталитарная власть.
Тоталитарный режим
Латинское слово totalis – означает «весь», «полный», «целый». Тоталитарным называется режим всепоглощающего властвования. Власть стремится поставить под свой контроль все стороны жизни общества и человека.
Понятие тоталитаризма ввел итальянский философ Дж. Джентиле – один из теоретиков фашизма. Он писал: «Для фашизма все заключено в государстве. Ничто человеческое или духовное не существует само по себе, в еще меньшей степени это обладает какой-либо ценностью вне государства.
В этом смысле фашизм тоталитарен…»
Фашисты рассматривали тоталитарные порядки как положительное и жизненно важное условие процветания народа. В первой трети ХХ в. развитие капитализма было еще в значительной мере стихийным, разорительным для средних слоев населения, для рабочих и крестьян. Экономику европейских стран поражали кризисы. Свирепствовала инфляция. Было много людей обездоленных, отчаявшихся. Люди не находили точки опоры в социально-экономическом хаосе «дикого» капитализма, утрачивали веру в себя и надежду на будущее. Не существовали или плохо работали системы социального обеспечения. В этих условиях возникло фашистское движение, обещавшее государственные гарантии, изобилие, спокойствие и порядок. Правда, с непременным условием полного подчинения индивида всепоглощающему государственному контролю.
В Италии и Германии тоталитаризм возник в результате катастрофического развития буржуазного строя. Но частную собственность он не отменял. Фашисты стремились диктаторскими методами осуществлять государственно-монополистическое регулирование экономики, модернизировать промышленность, транспорт, армию, чтобы подготовиться к борьбе за передел мира.
В России, Китае и ряде других стран установление тоталитарных порядков явилось закономерным следствием «пролетарских революций». Была подорвана или вовсе уничтожена частная собственность на средства производства. Следовательно, подавлены или погублены первые робкие ростки гражданского общества. Капитализм уничтожен, а для более передового строя исторических условий не оказалось. В этих условиях послереволюционные порядки неизбежно стали тоталитарными.
Деспотическая власть существовала во многих странах древнего мира и в Средние века. Но лишь в эпоху научно-технической революции могла возникнуть подлинно тоталитарная власть. Новейшие средства сообщения и массовой информации, технические возможности органов государственной безопасности, полиции и армии обеспечивали материальную основу полного властного контроля над обществом и отдельным человеком. Как и авторитарный режим, тоталитаризм представляет собой господство бюрократии, Но она уже не только носитель власти, но и субъект собственности, Тоталитаризм—это крайняя степень авторитаризма. Это не ограниченное какими-либо законами и политическими силами всевластие бюрократии.
Тоталитарному режиму свойственны следующие черты.
1. Бюрократический этатизм в экономике (фр. etat – государство), т. е. огосударствление экономической жизни, ее подчинение диктату чиновников. Степень этого диктата бывает различной. В гитлеровской Германии и фашистской Италии сохранялись частная собственность и свободные производители, рыночная экономика. Но субъекты экономики полностью подчинялись тоталитарной власти. Отраслями народного хозяйства и предприятиями руководили назначенные режимом «вожди», часто из числа предпринимателей – членов партии. В тех тоталитарных государствах, где строились социализм и коммунизм, власти уничтожали частную собственность, негосударственное предпринимательство вытеснялось и ликвидировалось. Были догматически восприняты и применены на практике некоторые взгляды В. И. Ленина, высказанные задолго до введения НЭП. Ленин одно время предполагал, что социалистическое государство должно представлять собой монополию, работающую на благо всех членов общества. Граждане будут наемными работниками этой монополии. Народное хозяйство должно быть превращено в «единую фабрику», а управление – в «единую контору». Должны быть равенство труда и равенство оплаты. Напрашивается вывод, что специально уполномоченные лица должны следить за тем, чтобы все распределялось «правильно». Так и получилось: одни распределяли, находясь у власти, другие жили в нищете и бесправии.
В таких условиях исчезает питательная почва гражданского общества, творческая активность производителей резко ограничена монопольной государственной собственностью на средства производства.
2. Огосударствление политической жизни. Человек лишен права вступать в неконтролируемые властью социальные отношения. Режим подавляет любую политическую деятельность, происходящую не по инициативе властей. В стране действует единственная массовая партия – «руководящая и направляющая» сила общества. В партии установлена иерархия, система господства и подчинения. В большевистской партии такая дисциплина называлась «демократическим централизмом». Во главе партии находится вождь: индивидуальный (фюрер, дуче, Председатель или Секретарь Центрального Комитета) либо также и коллективный (Большой фашистский совет, Политбюро и др.). Партия превращена в часть государственной структуры, а государственный аппарат – в придаток партии. Иногда режим допускает существование нескольких других партий, но они малочисленны и вынуждены признавать политическое господство «руководящей и направляющей» силы с ее «единственно правильной» идеологией.
3. Отсутствуют политические права и свободы рядовых членов общества. Нет соревновательных выборов. Если людей приглашают иногда принять участие в голосовании, то фактически это «выборы без выбора». Складывается такое положение, будто бы народ добровольно передает свои политические права правящим страной вождям. Выдвигаются соответственно лозунги: «Народ и партия едины», «Народ – партия – фюрер», «Фашистская и пролетарская Италия, вперед!». Идеологи режима не отрицают понятия свободы личности, но свобода толкуется как познанная необходимость, т.е. необходимость следовать законам истории, «открытым» и «понятым» теоретиками официальной идеологии. От рядового человека власть требует «активной жизненной позиции». В первую очередь она должна проявляться в единодушной поддержке» партии, «чувстве глубокого удовлетворения» и благодарности за ее «заботу», а также в непримиримости к «отщепенцам», «врагам народа».
4. Отсутствует не зависящая от правительства информационная сеть. Пресекается любая информация, исходящая не от властей. Установлена жесткая цензура в средствах массовой информации и в издательствах.
5. Принудительно внедряется официальная идеология, обязательная для всех жителей страны. Инакомыслие в любых его проявлениях подавляется всеми доступными власти методами – пропагандистскими и репрессивными.
6. Общественному сознанию навязывается вера во всесилие власти. Насаждается волюнтаризм в решении многих вопросов. Власть стремится (или делает вид, что стремится) как можно быстрее «осчастливить» человека, народ и даже иногда все человечество. Крайнее самомнение, попытки произвольно решать сложнейшие проблемы, стремление «покорить» природу и построить самый передовой в мире, самый правильный общественный порядок – таковы черты тоталитарных режимов.
Мир воспринимается тоталитарным сознанием как простой, вполне открытый и всецело доступный рациональному познанию и перестройке по плану, по произволу политиков. Но в действительности мир неизмеримо сложнее, чем его представляет тоталитарное сознание. Поэтому неизбежно терпят крушение попытки власти направить развитие мира по ее «научному» усмотрению.
Чем более очевидны неудачи режима, тем сильнее его амбиции и его стремление объяснить трудности происками врагов. Поэтому тоталитарному взгляду на жизнь свойственно черно-белое, упрощенное восприятие действительности, конфронтационный подход к человечеству. Гитлеровцы различали расы полноценные и неполноценные, Китайские коммунистические лидеры противопоставляли «революционные» бедные страны «реакционным» богатым. Бывший диктатор африканского государства Гвинея А. Секу Туре делил население страны на «народ» и «антинарод»…
7. Неудачи тоталитарной власти в ее попытках «преобразования мира» усиливают стремление режима применять насильственные методы. В «социалистических» странах насаждался официальный тезис о неизбежности усиления классовой борьбы по мере продвижения к коммунизму. Так обосновывалось проведение массовых репрессий. В СССР были догматически восприняты идеи В. И. Ленина о том. что сопротивление эксплуататоров начинается до их свержения и обостряется после с других сторон. Борьба ведется до победы коммунизма. Концепцию обострения классовой борьбы сталинское руководство использовало и для уничтожения революционеров-ленинцев. Ведь в бюрократическом тоталитарном государстве они оказались не ко двору.
В Китае репрессии стали особенно масштабными во время «Великой пролетарской культурной революции» 1966–1976 гг. После того, как потерпела неудачу попытка построить коммунизм за несколько лет («большой скачок»), Мао Цзэдуну надо было найти и объяснить народу причины голода и разрухи. Еще древние китайские политические мыслители утверждали, что чиновники могут быть плохими, а император – никогда. «Виновниками» были объявлены «лица, облеченные властью и идущие по капиталистическому пути» (сокращенно «каппутисты»), т. е. – враждебная народу «феодальная» и «буржуазная» интеллигенция, захватившая командные посты в партии. Он