Понятие и происхождение государства
Считается, что термин «государство» в политический и научный лексикон в Западной Европе ввёл в ХVI в. Н. Макиавелли. До него термина «государство» как универсального понятия не существовало. Его заменяли такие слова, как respublika (общественное дело), «империя», «царство», «королевство», «княжество», «земля», «владение» и др. Макиавелли объединил все вышеназванные и другие близкие к ним понятия, обозначив их абстрактным термином stati, происходящим от латинского status - положение, состояние. Именно от слова status в западноевропейских языках возник термин «государство» (stato, staat», state, e¢tat). В русском языке этот термин происходит от слова «государь», т.е. хозяин, владелец страны, единовластный правитель. Таким образом, в отличие от россиянина, слово «государство» в сознании западноевропейца или американца ассоциируется не с единым правителем, и даже не с центральной властью, а с «политическим статусом народа, организованного в территориальной замкнутости» (К. Шмитт).
В науке понятие «государство» имеет несколько значений. В наиболее абстрактном, социально-философском аспекте государство понимается как политическая форма организации общества, вне его конкретно-исторических проявлений. С этой точки зрения под государством подразумевается политическая общность, политическое единство людей, организованное под началом государственной власти. Понимание государства как единого политического сообщества по сути отождествляется с самим обществом. Если подобную трактовку государства перенести на конкретно-исторические политические сообщества, то можно говорить, например, о российском, американском, германском или любом другом государстве. В этом значении понятие государства используется в истории, социологии и других общественных науках.
В политологии государство понимается в более узком смысле и трактуется как центр политической системы, как институт власти, распространяющейся на всё общество, однако не тождественный всему обществу, а составляющий лишь часть его.
В узком смысле государство рассматривается и в юридических науках, где оно трактуется как источник права и закона, упорядочивающих жизнь общества и деятельность самого государства и его структур.
Таким образом, термин «государство» является достаточно сложным, многозначным и многоаспектным понятием. Содержание понятия государства, выявление его сущности нельзя сводить к какой-то одной трактовке или раскрывать одним определением. Такой подход способен выявить какой-то один аспект (или аспекты), но оставить неохваченными другие аспекты.
Вопрос о происхождении государства в науке пока остаётся открытым. Существуют различные научные и ненаучные концепции возникновения государства. С позиции теологической концепции появление государства является актом божественной воли. Например, Гегель связывал возникновение государства с «шествием Бога в мире». Патриархальная концепция уподобляет государство большой семье, в которой отношения монарха и его подданных отождествляется с отношениями старшего из мужчин – отца (патриарха) с членами своей семьи. Согласно этой концепции, государство возникло как результат механического объединения родов, т. е. малых семей в более крупные семьи – племена, а племена – в одну большую семью – государство. Отношение между правителями и подданными, по мнению авторов данной концепции (Конфуция, Р. Филмера), должны строиться по принципу отеческой власти над своими детьми, т. е. подданные обязаны полностью повиноваться правителю, а тот, в свою очередь, должен заботиться о них.
В CVII - CVIII вв. в европейской науке была распространена договорная теория происхождения государства, авторами которой были Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. - Ж. Руссо. Возникновение государства объяснялось как осознание необходимости учреждения политического сообщества людьми, жившими в естественном (догосударственном) состоянии. С позиции договорной концепции, государство образуется в результате общественного договора между большинством членов общества, пришедших к взаимному согласию и решивших создать правление, добровольно передав (полностью или частично) свои естественные права носителям политической власти, которая тем самым обретает верховенство или суверенитет.
В первой половине CIC в. появилась теория «завоевания» (Ф. Оппенгеймер, Л. Гумпилович), согласно которой государство возникает в процессе покорения одних, более слабых и политически неорганизованных народов другими, более организованными и более сильными. С точки зрения Л. Гумпиловича, государство в его первоначальной форме являлось организацией господства победителей над побежденными.
В середине CIC в. возникла марксистская теория происхождения государства, которая в советскую эпоху была единственной официально признанной в отечественной науке. Возникновение государства, с позиции марксизма, связанно с определённым уровнем развития материального производства, появлением частной собственности и разделением общества на антагонистические классы, прежде всего по принципу отношения к собственности на средства производства. По определению Ф. Энгельса, «экономически господствующий класс становится также политически господствующим классом и приобретает таким образом новые средства для подавления и эксплуатации угнетённого класса». С точки зрения марксистской теории, государство исторически возникло как орудие классового господства, классового угнетения.
Не умаляя вклада марксистской теории в решении проблемы возникновения государства, отметим, что в настоящее время большинство специалистов, занимающихся вопросами генезиса государства, всё же не связывают происхождение государства непосредственно с появлением частной собственности и расколом общества на классы. Так, страны Древнего Востока не знали института частной собственности на основные средства производства и классов в марксистском понимании этого термина. Альтернативой господствующему классу здесь было само государство в лице организованного аппарата власти. Многочисленные данные истории, археологии, антропологии, этнографии и др. наук свидетельствуют о том, что и в ряде других стран, например, в древних цивилизациях Латинской Америки, возникновение государства предшествовало появлению классов и способствовало классообразованию в обществе.
Поэтому современная наука не склонна выделять какую-то причину возникновения государства в качестве единственной и определяющей. Возникновение государства обусловлено совокупностью причин и условий, которые также необходимо учитывать. Это прежде всего географические, экологические и демографические факторы, играющие немаловажную роль в становлении государственной формы организации общества.
В то же время возникновение государства – явление конкретно-историческое. Самые ранние государства появились в IV - III тысячелетиях до н. э. в Месопотамии, Египте и Горном Перу. Большинство европейских государств возникло в I тысячелетии н. э. Это означает, что происхождение каждого государства обусловлено не только общими закономерностями, но и специфическими особенностями развития того или иного социума, что и нашло в какой-то мере своё отражение в различных концепциях возникновения государства.
В рассмотренных выше концепциях можно обнаружить две основные тенденции, определяющие сущностную природу государства: общесоциальную и классовую. В общесоциальном аспекте государство как организация политической власти должно обеспечивать стабильность и порядок в социуме, создавая необходимые условия для социально-экономического и духовного развития всех членов общества. Другими словами, государство призвано реализовывать идущую из глубокой древности идею «общего блага». С другой стороны, государство как основной носитель политической власти является средством выражения интересов правящего класса, которые в первую очередь обусловлены собственностью на средства производства. В процессе эволюции общества и государства, на определённых этапах развития доминирует либо общесоциальная тенденция, либо классовая тенденция.
Современная демократия пришла к выводу, что наилучший способ обеспечения «классового господства» состоит в постепенном вовлечении все более значительной части населения в состав правящего класса, что способствует преодолению отчуждения народа от собственности и власти. На смену идеологии конфронтации приходят идеи социального компромисса, консенсуса, взаимных уступок. Таким образом, рассматривая сущностные характеристики государства в его развитии, необходимо учитывать обе тенденции, поскольку абсолютизация любой из них (классовой или общесоциальной) ведёт к искажённому пониманию природы государства.