Современные левые идеологии и партии
Рассмотренные выше либеральная и консервативная идеологии, как и основанные на их базе партии, согласно принятой в политической науке терминологии, являются правыми. Иначе говоря, считается, что они отражают интересы тех слоев населения, которые, довольствуясь имеющимися условиями, не хотят существенных изменений в общественной жизни (консерваторы), а если хотят, то главным образом для того, чтобы устранить препятствия для дальнейшего обогащения (либералы). Сложившийся в развитых капиталистических странах либерально-консервативный консенсус не в последнюю очередь объясняется тем, что правые пытаются совместными усилиями противостоять своему общему политическому противнику в лице левых, представленных социал-демократами, социалистами и коммунистами.
Слово «социализм», как и «коммунизм», обычно ассоциируется с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, с той практикой, начало которой в нашей стране положили В. И. Ленин и И. В. Сталин. В действительности, конечно, ни Маркс с Энгельсом не изобретали социализма, ни Ленин со Сталиным не были монополистами в деле реализации социалистической идеи.
Идея эта, предполагающая установление в обществе справедливости и социального равенства, имеет очень древнее происхождение, восходя еще к раннему христианству. Позднее ее проповедовали так называемые социалисты-утописты (Т. Мор, Т. Кампанелла, А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн). На научную основу пытались поставить левое движениеК. Маркс и Ф. Энгельс.
Развивая взгляды теоретиков социализма, их духовные наследники разошлись во мнениях, и теперь в левой идеологии обычно выделяют три основные направления, представители которых, по-разному трактуя взгляды К. Маркса, имеют различные понятия о справедливом общественном устройстве и путях достижения социального равенства.
1. Социал-демократы. Первоначально социал-демократами называли тех, кто пытался осуществить мирные реформы социалистического характера путем легального участия пролетариата в политической жизни общества. Надежды возлагались главным образом на возможности, получаемые в результате введения всеобщего и равного избирательного права. Выдающимся деятелем этого периода былФердинанд Лассаль (1825–1864) — создатель первой действительно массовой рабочей партии в Германии. Позднее термин «социал-демократия» стали связывать с именем и теоретическими работами Эдуарда Бернштейна (1850–1932). Ученик Маркса и Энгельса, после их смерти Э. Бернштейн выступил с критикой всей системы марксизма как устаревшей. Подвергнув ревизии (пересмотру) основные ее положения, Бернштейн доказывал экономическую эффективность частнокапиталистического способа производства и предсказывал, что пролетарская революция, если она разразится, может привести лишь к хаосу и разрушению производительных сил, к падению культуры в обществе. Социализм Бернштейн понимал только как некий этический идеал, недостижимую цель, стремление к которой является благородной, но неразрешимой в сущности задачей. Однако в процессе движения к этой цели, происходящему в рамках капиталистическою строя, рабочий класс добивается серьезных улучшений своей жизни. Отсюда крылатый лозунг бернштейнианцев: «Конечная цель — ничто, движение — все».
В России идеи Бернштейна получили широкое распространение в среде так называемых легальных марксистов, лидером которых былП. Струве(1870—1944). Считая Россию слаборазвитой страной, он призывал «идти на выучку к капитализму», рассматривая его как безусловное благо для народа.
2. Социалисты верили в осуществление социализма и необходимость социалистической революции. Но, по их мнению, она должна будет произойти не раньше, чем в недрах капитализма созреют достаточные для перехода к новому общественному устройству материальные, политические и духовные предпосылки. На этих позициях стоял резко критиковавший Бернштейна за его «отступничество» от марксизмаКарл Каутский (1854–1938). В России подобную точку зрения разделяли социал-демократы — меньшевики и их духовный вождь Г. Плеханов (1856–1918).
3. Коммунисты. В 40-х гг. XIX в. термином «коммунизм» характеризовали пролетарское движение против собственности. Теоретические его основы были изложены в работе Маркса и Энгельса «Манифест Коммунистической партии» (1847). Образованный тогда Союз коммунистов сравнительно быстро распался, и вновь на историческую арену коммунисты вышли лишь в началеXXв.в России как фракция социал-демократов — большевиков. Глава этого направленияВ. Ленин (1870–1924) бичевал за «отказ» от марксизма не только Бернштейна, но и Каутского. По его мнению, главное в учении Маркса — это идея диктатуры пролетариата, т. е. ничем не ограниченной власти, с помощью которой правящая партия даже в недостаточно развитой стране может организовать строительство основ социализма.
События октября 1917 г., знаменуя собой победу в России большевистской, коммунистической линии, привели к окончательному, теперь ужене только идейному, но и организационному размежеванию описанныхвышенаправлений. Осудившие «октябрьский переворот» социал-демократы и социалисты (сторонники Бернштейна и Каутского) объединились в Социалистический рабочий интернационал (с 1951 г. — Социалистический интернационал, Социнтерн); приветствовавшие Великую Октябрьскую социалистическую революцию сторонники Ленина создали в 1919 г. свой Коммунистический интернационал, Коминтерн (распущен в 1943 г.)
В настоящее время социал-демократы и социалисты (разница между ними фактически нивелировалась) представляют собой мощную политическую силу. В Социнтерн входят более 80 партий, которые насчитывают свыше 17 млн членов.
Теоретической основой деятельности современных западных социал-демократов является концепция демократического социализма, главными ценностями которого признаются свобода, справедливость и солидарность. Реализовать их можно лишь посредством экономической, политической и духовной демократии.
Последнее сближает социал-демократов с либералами, придавая их идеологии центристский характер. Сегодня эта идеология выражает интересы самых широких слоев западного общества: рабочих, интеллигенции, предпринимателей. Следствием является то, что нередко в результате парламентских выборов социал-демократы приходят к власти ( в Австрии, Англии, Италии, Испании, Германии, скандинавских странах и т. д.), и тогда проводят реформы в интересах трудящихся. В результате улучшается социальное обеспечение, растет зарплата, сокращается безработица, выделяется больше средств на нужды здравоохранения, образования, и т. д.
Показателен в этом отношении опыт социал-демократических правительств Швеции, давший основание экономистам и политологам говорить о шведской модели социализма, которая казалась привлекательной даже некоторым руководящим деятелям КПСС. Особенное сочувствие у них вызывала популярная среди западных социал-демократов концепция управляемого рынка, возлагающая на государство обязанность стимулировать рост экономики, способствовать научно-техническому прогрессу и одновременно ограничивать его негативные последствия.
В итоге в развитых капиталистических странах произошли изменения, позволяющие многим обществоведам утверждать, что там больше социализма, чем было у нас в Советском Союзе. Причем это касается не только скандинавских или других западноевропейских стран, где традиционно сильны позиции социал-демократов, но даже США, в которых некоторые функции левых, социал-демократических партий вынуждены выполнять господствующие буржуазные партии — Республиканская и Демократическая.
Среди зарубежных коммунистических партий наиболее многочисленны и влиятельны Коммунистическая партия Китая, Трудовая партия Кореи, Компартия Кубы. Остальные или существуют в виде мелких, изолированных от массового общественного движения сект, или сменили названия и идеологические ориентиры, все более сближаясь с социал-демократами и социалистами. Не остались в стороне от этого процесса и компартии Кубы и особенно Китая, где осуществляются реформырыночного толка.
В Российской Федерации окончательно развалившаяся в 1991 г. КПСС породила сразу несколько партий, занявших чуть ли не все политические пространство—от правого фланга до крайне левого.
Так, возникшая на базе Демократической платформы Республиканская партия РФ, исповедовавшая вначале идеи демократического социализма, потом стала солидаризироваться с либеральными партиями и блоками.
А вот Всесоюзная коммунистическая партия большевиков (ВКПБ) но главе со своим лидером (генеральным секретарем) Н. Андреевой продолжает настаивать на необходимости следовать самым догматическим положениям марксизма-ленинизма, ратует за восстановление «доброго имени Сталина» и в конечном счете выступает за «второе издание» социалистической революции в России. Во многом близки к ней Российская коммунистическая рабочая партия (В. Тюлькин), Российская коммунистическая партия (А. Пригарин), Российская партия коммунистов (А. Крючков).
Но самой влиятельной среди действующих сегодня в России партий коммунистического направления является Коммунистическая партия Российской Федерации. Она, единственная из них, представлена фракцией в Государственной Думе; члены КПРФ есть и в органах законодательной власти практически всех субъектов РФ.
Правда, программные установки КПРФ не отрицают ни политического плюрализма, ни рыночной экономики, ни развитой системы частной собственности, что позволяет ортодоксально мыслящим коммунистам обвинять ее руководство (и в первую очередь лидера КПРФ Г. Зюганова) «в социал-демократическом перерождении». Однако, в отличие от социал-демократов, отдающих приоритет частной собственности, коммунисты (в том числе КПРФ), даже провозглашая установку на смешанную экономику, решающую роль в ней все-таки отводят государственному сектору.
Задачу преодолеть раскол среди бывших членовКПСС и объединить коммунистов, живущих в прежних республиках СССР, ставит Союз коммунистических партий — Коммунистическая партия Советского Союза (СКП — КПСС) во главе с О. Шениным. Но по целому ряду как объективных, так и субъективных причин ему это плохо удается.
Что касается социалистов и социал-демократов, то в Российской Федерации влияние их весьма незначительно. На выборах в Госдуму, например, все партии и объединения, претендующие на право выражать эту идеологию, как правило, оказываются в числе аутсайдеров.
Очевидной неудачей закончилась и попытка объединить российских левоцентристов, создав Социал-демократическую партию России (СДПР) во главе с М. С. Горбачевым.