По обеспечению режима военного положения
Роль Правительства Российской Федерации в осуществлении режима военного положения является очень важной. Данный вывод основан на положениях Конституции Российской Федерации (п. "д" ч. 1 ст. 114), которой установлено, что Правительство Российской Федерации осуществляет меры по обеспечению обороны страны и государственной безопасности. Закон РФ "О Правительстве Российской Федерации" закрепляет и развивает данную конституционную норму. Правительство Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и указами Президента Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безо-
1 СЗРФ. 1997. №9. Ст. 1014. 154
пасности, внутренних дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций, которыми непосредственно руководит Президент Российской Федерации как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации. Отсюда следует, что в пределах своих полномочий Правительство Российской Федерации несет ответственность за обеспечение режима военного положения при введении его Президентом Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным можно сделать вывод, что основные полномочия Правительства Российской Федерации в области осуществления режима военного положения во многом уже определены ст. 6 Закона РФ "Об обороне", ст. 6 Закона РФ "О мобилизации и мобилизационной подготовке" и ст. 6 Закона РФ "О гражданской обороне". Они имеют значительный объем и включают:
1) руководство деятельностью по вопросам обеспечения режима военного положения подведомственных Правительству Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти;
2) разработку и представление в Государственную Думупредложений по расходам на обеспечение режима военного положения в федеральном бюджете;
3) организацию оснащения Вооруженных Сил РоссийскойФедерации, других войск, воинских формирований и органов материальными средствами, энергетическими и другими ресурсами, услугами, вооружением и военной техникой, необходимыми для использования в условиях военного положения;
4) утверждение положения о воинском учете, призыве на военную службу, подготовке граждан Российской Федерации к военнойслужбе, проведении военных сборов, военно-врачебной экспертизе,а также перечня военно-учетных специальностей;
5) определение организации, задач и осуществление общегопланирования гражданской и территориальной обороны;
6) определение порядка расходования средств, выделяемых на осуществление режима военного положения из федерального бюджета, а также источников финансирования Вооруженных СилРоссийской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, привлекаемых к выполнению задач, связанных с осуществлением режима военного положения;
7) руководство мобилизационной подготовкой и мобилизацией в Российской Федерации в пределах своих полномочий,
8) организацию разработки мобилизационных планов дляудовлетворения потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов,специальных формирований и нужд населения в условиях военногоположения;
9) организацию разработки и выполнения планов перевода(мобилизационных планов) федеральных органов исполнительнойвласти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны наработу в условиях военного положения, а также планов созданиязапасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;
10) осуществление контроля за созданием воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти и подготовкой транспортных средств, подлежащих передаче ВооруженнымСилам Российской Федерации на период военного положения;
11) организацию согласованного функционирования и взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в условиях военного положения;
12) разработку проектов нормативных правовых актов, подлежащих введению в действие в период мобилизации и в условияхвоенного положения;
13) осуществление при объявлении военного положения контроля за проведением мероприятий по переводу Вооруженных СилРоссийской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований на организацию и состав военного времени;
14) организацию при объявлении мобилизации в установленном порядке перевода экономики Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на работу в условиях военного времени;
15) организацию бронирования на период мобилизации и военного времени граждан, пребывающих в запасе и работающих ворганах государственной власти, местного самоуправления, организациях и учреждениях;
16) определение порядка выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной властисубъектов Российской Федерации, органами местного самоуправле-
ния, организациями независимо от форм собственности, а также собственниками транспортных средств военно-транспортных обязанностей, подготовки граждан Российской Федерации к военной службе, воинского учета, призыва на военную службу и альтернативную гражданскую службу, проведения военно-врачебной экспертизы и военных сборов;
17) установление порядка компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с использованием их имущества для нужд обороны в условиях военного положения.
Кроме того, отдельные полномочия Правительства Российской Федерации в области осуществления режима военного положения регламентированы указами Президента Российской Федерации. Так, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 мая 1996 г. № 784 "Вопросы гражданской обороны Российской Федерации"1 Председателем Правительства Российской Федерации устанавливается порядок реорганизации штабов по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, а также утверждаются ежегодные планы основных мероприятий Российской Федерации по вопросам гражданской обороны2. Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 1997 г. № 1227 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти в области мобилизационной подготовки и мобилизации" Правительству Российской Федерации делегировано право установления полномочий министерств и ведомств в области мобилизационной подготовки и мобилизации3. Несомненно, данные полномочия Правительства Российской Федерации тесно связаны с обеспечением режима военного положения, включающего проведение мероприятий по гражданской обороне.
Таким образом, приведенный анализ действующего законодательства бесспорно свидетельствует о том, что полномочия Правительства Российской Федерации по осуществлению режима военного положения в отличие от полномочий Президента Российской
1СЗРФ. 1996. №22. Ст. 2671.
2 СЗ РФ. 1997. № 46. Ст. 5281.
3 См., например: постановление Правительства Российской Федерации от16 октября 1997 г. № 1326 "О плане основных мероприятий Российской Федерации по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидациичрезвычайных ситуаций на 1998 год" // СЗ РФ. 1997 № 42 Ст 4796
Федерации, носящих преимущественно распорядительный характер, в большей степени связаны с осуществлением координирующих, финансово-материальных и иных (в том числе правовых и контрольных) функций по непосредственному обеспечению режима военного положения, то есть имеющих в основном "прикладной" характер.
На наш взгляд, в законе о военном положении должны быть конкретизированы и закреплены в отдельной статье главные функции Правительства Российской Федерации по обеспечению режима военного положения, а именно:
1) организация проведения мероприятий по переводу экономики Российской Федерации, субъектов Российской Федерации имуниципальных образований на работу в условиях военного положения;
2) организация разработки мер, направленных на удовлетворение потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований федеральных органов исполнительной власти, а также на обеспечение нужд населения в период военного положения;
3) определение порядка заключения договоров (контрактов)на выполнение организациями мобилизационных заданий (заказов)в условиях военного положения и на обеспечение указанных заданий (заказов) материально-техническими ресурсами;
4) определение порядка и источников финансирования потребностей государства, Вооруженных Сил Российской Федерации,других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований, а также нужд населения в период военного положения;
5) издание в пределах своей компетенции нормативных правовых актов о военном положении;
6) осуществление в пределах своей компетенции при введении военного положения контроля за проведением мероприятий попереводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск,воинских формирований и органов на организацию и состав, предусмотренные для военного времени;
7) определение порядка использования мобилизационныхзапасов, материальных средств мобилизационного и государственного резервов, неснижаемых запасов продовольственных товаров инефтепродуктов в период военного положения;
8) определение порядка сохранения и использования в период военного положения страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию,объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населенияи объекты, являющиеся национальным достоянием;
9) осуществление руководства органами исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации, на территории которыхвведено военное положение.
Кроме того, представляется, что в период военного положения Правительство Российской Федерации может осуществлять и иные полномочия, возложенные на него федеральными законами или указами Президента Российской Федерации.
Введение военного положения и необходимость реализации при его осуществлении ряда новых задач неизбежно потребуют не только уточнения полномочий Правительства Российской Федерации, но и существенной корректировки правового статуса федеральных органов исполнительной власти, что, как уже отмечалось, является общепринятым условием и в мировой практике.
Как известно, в рамках военного положения полномочия исполнительной власти в целом ряде зарубежных государств значительно расширяются.
Определенные основания для этого предусмотрены и законодательством Российской Федерации, однако они требуют значительного уточнения и конкретизации. Так, Законами РФ "Об обороне", "О гражданской обороне" и "О мобилизационной подготовке и мобилизации" предусматривается проведение государственными органами комплекса мероприятий по обеспечению защиты государства от вооруженного нападения и удовлетворению потребностей и нужд государства в военное время, что непосредственно связано с осуществлением режима военного положения.
Конечно, в первую очередь это касается Вооруженных Сил Российской Федерации, пограничных войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожных войск Российской Федерации, войск Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации и войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожностроительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти, Службы внешней разведки Российской Фе-
дерации, органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, а также иных создаваемых на военное время специальных формирований.
Вместе с тем значительный объем работы по созданию условий для обеспечения режима военного положения должен быть осуществлен военными комиссариатами, которые являются территориальными военно-мобилизационными органами Министерства обороны Российской Федерации в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, а также в районах и городах (без районного деления)1. Военные комиссариаты должны выполнять следующие основные задачи:
1) проведение призыва людских ресурсов, поставку транспорта в сроки и объемах, установленных мобилизационным планомв условиях военного положения;
2) накопление людских ресурсов с целью комплектованиясоединений, воинских частей, подразделений Вооруженных СилРоссийской Федерации и других войск по мобилизационному плану вусловиях военного положения;
3) разработку планов проведения мобилизации людских итранспортных ресурсов, предложений по вопросам удовлетворениямобилизационных потребностей для Вооруженных Сил РоссийскойФедерации и других войск за счет местных ресурсов исходя из возможностей республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, района или города(без районного деления), а также совершенствование базы мобилизационного развертывания в условиях военного положения;
4) осуществление воинского учета граждан, пребывающих взапасе и подлежащих призыву на военную службу, учета автотранспортных средств предприятий и индивидуальных владельцев, которые могут быть использованы в условиях военного положения вВооруженных Силах Российской Федерации и других войсках;
L
См.: п.п. 1-3, 7 Положения о военных комиссариатах, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 1994 г. № 979 // СЗ РФ. 1997. № 43. Ст. 4983.
5) участие в работе по бронированию рабочих и служащих за предприятиями на обслуживаемой территории в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск.
Вместе с тем, как свидетельствует опыт Великой Отечественной войны и зарубежная практика, основная нагрузка по поддержанию режима военного положения будет возложена на Вооруженные Силы Российской Федерации и непосредственно на Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации. Важно отметить, что и в мирное время Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации наделен достаточно широкими полномочиями а области оперативного управления войсками, в том числе, имеет право:
1) разрабатывать с участием федеральных органов исполнительной власти, в составе которых или при которых имеются другиевойска, воинские формирования и органы, план применения Вооруженных Сил Российской Федерации и мобилизационный план Вооруженных Сил Российской Федерации;
2) устанавливать количественные нормы призыва гражданРоссийской Федерации по мобилизации от субъектов РоссийскойФедерации;
3) организовывать и координировать действия сил и применение средств при выполнении задач территориальной обороны,
4) координировать оперативную и мобилизационную подготовку других войск, воинских формирований, органов и создаваемыхна военное время специальных формирований;
5) анализировать и координировать проведение в Российской Федерации мероприятий по воинскому учету, подготовке граждан Российской Федерации к военной службе и их призыву на военную службу;
6) осуществлять текущее и перспективное планированиеобеспечения основными видами вооружения, военной техники и другими материальными средствами мобилизационного развертыванияВооруженных Сил Российской Федерации, а также накопления иразмещения в мирное время запасов этих обеспечивающих средств
7) участвовать в разработке плана гражданской обороны
8) организовывать мобилизационное и стратегическое развертывание Вооруженных Сил Российской Федерации, других войсквоинских формирований и органов.
1-580
161
На основе анализа сущности военного положения в период Великой Отечественной войны мы считаем, что реализация перечисленных функций в значительной степени связана с непосредственным осуществлением режима военного положения.
В соответствии с ч. 3 ст. 19 Закона РФ "Об обороне" Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации при введении военного положения является органом оперативного управления Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами, которые в свою очередь в соответствии с законодательством Российской Федерации также наделены определенными полномочиями оборонного характера, часть из которых может быть использована при поддержании режима военного положения.
В ст. 3 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. № 4524-1 "О федеральных органах правительственной связи и информации"1, разработанного без учета норм позднее принятой Конституции Российской Федерации, употребляется термин "особый период", включающий, без сомнения, при определенных условиях и военное положение. Предусматривается, что в этот период федеральные органы правительственной связи и информации обязаны обеспечивать высшие органы государства специальной информацией, необходимой для принятия решений в области обороны и безопасности.
В Положении о Главном управлении специальных программ Президента Российской Федерации (ГУСП), утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 1996 г. № 3492, установлено, что одной из основных функций ГУСП является обеспечение готовности к функционированию в условиях военного положения пунктов управления и других специальных объектов мобилизационного назначения федеральных органов государственной власти.
В этой связи ГУСП осуществляет меры по обеспечению постоянной готовности специальных объектов к переводу на работу в условиях военного положения, включая контроль за оперативно-технической готовностью к работе пунктов управления федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В п. 6 Положения о Федеральной пограничной службе Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 2 марта 1995 г. № 232 (в ред. Указа Президента Рос-
I
2 СЗ РФ. 1996. № 11. Ст. 1033. |
Ведомости РФ. 1993. № 12. Ст. 423. СЗ
сийской Федерации от 19 июля 1997 г. № 732)1, определено, что одной из основных функций ФПС РФ является участие в выполнении отдельных задач в области обороны. К таким задачам может относиться и осуществление определенных мероприятий по поддержанию режима военного положения.
Также заслуживают внимания вопросы организации территориальной и гражданской обороны, ведение которых непосредственно связано с обеспечением режима военного положения. Территориальная оборона организуется в целях поддержания режима военного положения, защиты населения, объектов и коммуникаций от действий противника, диверсионных или террористических актов.
Система гражданской обороны организуется в целях защиты населения и организаций от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. В этой связи п. 5 ст. 16 Закона РФ "О гражданской обороне" предусмотрено, что с момента введения военного положения осуществляется деятельность войск гражданской обороны.
Положением о войсках гражданской обороны, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 27 мая 1996 г. № 784 "Вопросы гражданской обороны Российской Федерации", установлено, что основными задачами войск гражданской обороны в военное время (соответственно, и в условиях военного положения) являются:
1) ведение радиационной, химической и неспецифическойбактериологической (биологической) разведки в очагах поражения,зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления, атакже на маршрутах выдвижения к ним,
2) проведение аварийно-спасательных и других неотложныхработ в очагах поражения, зонах загрязнения (заражения) и катастрофического затопления;
3) проведение работ по санитарной обработке населения,специальной обработке техники и имущества, обеззараживаниюзданий, сооружений и территорий,
4) обеспечение ввода сил гражданской обороны в очаги поражения, зоны загрязнения (заражения) и катастрофического затопления;
I
СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 863; 1997. № 30. Ст. 3598.
163
5) участие в мероприятиях по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из очагов поражения, зон загрязнения (заражения) и катастрофического затопления;
6) участие в проведении работ по восстановлению объектовжизнеобеспечения населения, выполнении отдельных задач территориальной обороны, связанных с восстановлением аэродромов,дорог, переправ и других важных элементов инфраструктуры тыла.
Основной порядок выполнения возложенных на войска гражданской обороны задач определяется в военное время Планом гражданской обороны Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Непосредственное управление войсками гражданской обороны осуществляет Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, являющийся по должности первым заместителем начальника гражданской обороны Российской Федерации. Это связано с тем, что Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий1 предусмотрено осуществление этим федеральным органом исполнительной власти государственного управления, координации и контроля в области гражданской обороны, включая организацию обучения населения и подготовку должностных лиц органов и формирований гражданской обороны к действиям в чрезвычайных ситуациях. Одной из главных задач МЧС России, также непосредственно связанной с осуществлением режима военного положения, является обеспечение выживания населения в условиях военного времени.
Значительное место в общей системе мер федеральных органов исполнительной власти по поддержанию режима военного положения принадлежит внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, задачи которых установлены Законом РФ от 6 февраля 1997 г. "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" (далее - Закон РФ "О внутренних войсках")2 и заключаются в обеспечении режима чрезвычайного положения, участии в территориальной обороне Российской
Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 457 (с последующими изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 1994. № 4. Ст. 361; 1996. № 43. Ст. 4920; 1997. № 9. Ст. 1100. 2СЗРФ. 1997. №6. Ст. 711.
Федерации, охране важных государственных объектов и специальных грузов, что непременно должно быть учтено по аналогии и при правовом регулировании обеспечения режима военного положения. В частности, соединения и воинские части оперативного назначения внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации должны участвовать:
1) в локализации и блокировании районов чрезвычайного положения или районов вооруженных конфликтов, изъятии оружия унаселения, проведении мероприятии по разоружению незаконныхвооруженных формирований, а в случае оказания ими вооруженногосопротивления - в их ликвидации;
2) в принятии мер по усилению охраны общественного порядка и укреплению общественной безопасности в районах, примыкающих к районам чрезвычайного положения или районам вооруженных конфликтов;
3) в пресечении массовых беспорядков в населенных пунктах;
4) в принятии неотложных мер по спасению людей, охранеимущества, оставшегося без присмотра, обеспечению охраны общественного порядка при чрезвычайных ситуациях и других чрезвычайных обстоятельствах, а также в обеспечении режима чрезвычайного положения;
5) в охране общественного порядка посредством несенияпатрульно-постовой службы в населенных пунктах.
Естественно, что перечисленные мероприятия должны осуществляться внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации и при поддержании режима военного положения. В этих целях представляется необходимым после принятия федерального конституционного закона о военном положении внести соответствующие дополнения и в Закон РФ "О внутренних войсках". Приведенные данные объективно свидетельствуют о необходимости привлечения для обеспечения режима военного положения не только соединений и воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации, но и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
Юридическим основанием для этого может являться специальный указ Президента Российской Федерации, как Главы государства и Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской
Федерации. Представляется, что такая норма должна быть обязательно закреплена в законе о военном положении. Аналогичным образом должны быть определены и основные задачи привлекаемых для обеспечения режима военного положения соединений, воинских частей и органов, которые, исходя из отечественного и зарубежного опыта, могут заключаться в следующем:
1) поддержание особого режима въезда и выезда;
2) участие в спасении и эвакуации населения, аварийно-спасательных и других неотложных работах, проведении санитарно-противоэпидемических, противоэпизоотических и других мероприятий;
3) охрана военных и специальных объектов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, функционированиетранспорта, а также представляющих повышенную опасность дляжизни и здоровья людей и окружающей природной среды;
4) участие в охране общественного порядка и общественнойбезопасности, проведении мероприятий по обеспечению режимавоенного положения;
5) участие в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований, террористов и диверсантов.
В связи с этим в целях создания соответствующих условий для успешного выполнения перечисленных задач представляется необходимым распространить на военнослужащих соединений, воинских частей и органов (независимо от их ведомственной принадлежности и подчиненности) положения ст.ст. 24-30 и 39 Закона РФ "О внутренних войсках", то есть предоставить им права военнослужащих внутренних войск при несении боевой службы, включая применение физической силы, специальных средств, оружия, боевой и специальной техники, а также законодательно установить обязательность выполнения гражданами и должностными лицами законных требований военнослужащих при исполнении ими служебных обязанностей по поддержанию режима военного положения.
На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что при разработке законодательства о военном положении необходимо иметь в виду, что военнослужащим внутренних войск при несении боевой службы предоставляются следующие права, которые необходимо распространить и на военнослужащих частей и подразделений, принимающих участие в поддержании режима военного положения:
1) пресекать преступления, административные правонарушения и действия, препятствующие исполнению военнослужащимислужебных обязанностей, требовать от граждан соблюдения общественного порядка;
2) проверять у граждан документы, удостоверяющие их личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;
3) составлять протоколы об административных правонарушениях и направлять их в орган или должностному лицу, которыеуполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях;
4) осуществлять административное задержание лиц, совершивших административные правонарушения, с передачей задержанных в подразделения милиции,
5) принимать необходимые меры по обеспечению сохранности следов преступления до прибытия представителей органов дознания;
6) задерживать и доставлять в подразделения милиции лиц,совершивших преступления или административные правонарушенияили покушающихся на их совершение, либо в целях установления ихличности;
7) задерживать на срок до трех часов и содержать в служебных помещениях до передачи в подразделения милиции лиц, посягавших на охраняемые войсками важные государственные объекты,сооружения, коммуникации, склады, военные базы, органы военногоуправления, военные учреждения, производить личный досмотрданных лиц, досмотр их транспортных средств и вещей, изъятие ууказанных лиц документов и предметов, запрещенных для храненияи использования;
8) производить досмотр транспортных средств, плавучихсредств (судов), нарушивших правила, установленные на охраняемых войсками объектах;
9) входить беспрепятственно в любое время суток на территорию и в помещения охраняемых предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и осматривать их в целях пресечения преступлений или административных правонарушений, угрожающих общественному порядку и безопасности гражданпоиска и задержания лиц, противоправным способом проникших наохраняемые объекты или покинувших их;
10) производить оцепление (блокирование) участков местности, отдельных строений и других объектов при преследовании и розыске лиц, противоправным способом проникших на охраняемые территории или покинувши их; при пресечении массовых беспорядков и групповых нарушений общественного порядка.
По аналогии с положениями Закона РФ "О внутренних войсках", регламентирующими полномочия военнослужащих внутренних войск по обеспечению режима чрезвычайного положения, командованию воинских частей, участвующих в обеспечении режима военного положения, целесообразно также предоставить следующие дополнительные права:
1) временно запрещать или ограничивать движение транспортных средств и пешеходов, осуществлять их досмотр в целяхзащиты жизни, здоровья и имущества граждан;
2) использовать транспортные средства граждан, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственностидля проезда к месту чрезвычайных ситуаций, доставления в лечебные учреждения граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, преследования лиц, совершивших преступление, и доставления их в милицию;
3) не допускать граждан в целях защиты их жизни, здоровьяи имущества на отдельные участки местности и объекты, обязыватьих оставаться на указанных участках местности и объектах или покинуть их;
4) пользоваться беспрепятственно в служебных целях линиями, каналами и средствами связи, принадлежащими предприятиям, учреждениям, организациям независимо от форм собственности;
5) получать безвозмездно от предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности информацию, необходимую для исполнения военнослужащими служебных обязанностей;
6) осуществлять при необходимости проверку у граждан документов, а в исключительных случаях (при имеющихся данных оналичии у граждан оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ,взрывных устройств, специальных средств и др.) производить личный досмотр граждан, досмотр их вещей, жилых и иных помещений,транспортных средств;
7) задерживать граждан, нарушивших режим комендантскогочаса, до его окончания, а лиц, не имеющих при себе документов,
удостоверяющих их личность - до установления личности, но не более чем 1} срок, установленный соответствующим федеральным законом.
Одновременно представляется необходимым распространить на всех военнослужащих, участвующих в поддержании режима военного положения, предусмотренные Законом РФ "О внутренних войсках" гарантии личной безопасности военнослужащих внутренних войск и членов их семей. Они заключаются не только в возможности применения оружия и специальных средств, но и в том, что в интересах личной безопасности военнослужащих и членов их семей нельзя допускать распространения в публичных выступлениях, средствах массовой информации сведений о местах дислокации или о передислокации соединений и воинских частей, а также следует обеспечивать конфиденциальность данных о военнослужащих, принимавших участие в осуществлении режима военного положения, и членах их семей.
Порядок выполнения соединениями и воинскими частями (подразделениями) возложенных на них задач также должен (хотя бы в общих чертах) определяться законом. В этой связи представляется целесообразным рассмотреть вопрос о распространении на военнослужащих, участвующих в поддержании режима военного положения, гарантий, льгот и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации для военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах1, включая.
- зачет выслуги лет (военнослужащим, проходящим военную службу в условиях военного положения по контракту) и трудового стажа (военнослужащим, проходящим военную службу в условиях военного положения по призыву) для назначения пенсии из расчета один месяц военной службы в условиях военного положения за три месяца;
1 См.. Закон РФ от 21 января 1993 г. № 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при воору женных конфликтах", с изменениями и дополнениями, внесенными Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5481- I и Законом РФ от 19 ноября 1997 г Ш 146-ФЗ // Ведомости РФ. 1993. № 6. Ст. 181; № 34. Ст. 1395. СЗ РФ 1997 N» 47 Ст. 5343.
- распространение на военнослужащих, ставших инвалидамивследствие ранения, контузии, заболевания, полученных в результате выполнения задач в условиях военного положения, прав и льгот,установленных законодательством Российской Федерации для инвалидов Великой Отечественной войны;
- зачет времени выполнения задач в условиях военного положения в срок прохождения военнослужащими военной службы ввоинском звании на льготных условиях - один месяц военной службыза три месяца;
- установление повышенных должностных окладов и окладовпо воинским званиям (в тройном или двойном размере - только приобъявлении военного положения в случае угрозы агрессии в мирноевремя);
- установление дополнительных денежных выплат в порядкеи размерах, устанавливаемых федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (только при объявлении военногоположения в случае угрозы агрессии в мирное время);
- предоставление дополнительного отпуска: военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (10 календарныхдней за каждые три месяца военной службы в условиях военногоположения), и военнослужащим, проходящим военную службу попризыву (по истечении шести месяцев службы в условиях военногоположения старшинам и серж