Юридический состав административного правонарушения
Названные выше признаки (особенности) административного правонарушения необходимо отличать от его юридического состава.
В законодательстве отсутствует понятие состава административного правонарушения, однако под составом правонарушения в административном праве, как и в других отраслях права, понимается совокупность таких элементов, как объект и объективная сторона, субъект и субъективная сторона. При отсутствии какого-либо из этих элементов ответственность исключается. Каждый элемент состава, в свою очередь, представляет собой систему присущих ему признаков.
Объект – это то, на что посягает правонарушение. В качестве объекта административного правонарушения выступают общественные отношения в сфере государственного управления, урегулированные нормами административного и других отраслей права и охраняемые мерами административной ответственности. Такими объектами могут быть общественный и государственный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный порядок управления. Конкретные объекты административных правонарушений предусмотрены соответствующими статьями Особенной части КоАП.
Например, ст. 158 предусматривает ответственность за мелкое хулиганство, т.е. нецензурную брань, приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан. При посягательстве на отношения, не регламентированные правом, речь может идти только об аморальном, безнравственном поведении, а не о противоправном деянии.
Объективная сторона проступка заключается во внешних проявлениях деяния, запрещенного нормами права. Конкретные его признаки излагаются в соответствующей правовой норме. К ним относятся: способ, характер, условия совершения (или несовершения) деяния; наступившие вредные последствия; причинная связь между деянием и последствиями; неоднократность и иные обстоятельства, характеризующие деяние. Например, ст. 76 КоАП устанавливает разные меры административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности в лесах, в зависимости от последствий пожара. Однако большинство составов административных проступков можно назвать формальными: административная ответственность наступает, как правило, независимо от того, есть ли непосредственные отрицательные последствия данного нарушения или нет, – достаточно самого факта нарушения правил, установленных нормативными актами.
Субъектом проступка является лицо, его совершившее: граждане (в том числе иностранные); несовершеннолетние и их родители (замещающие их лица): должностные лица; военнослужащие и иные лица, отвечающие в соответствии с дисциплинарными уставами; юридические лица (организации).
Согласно КоАП, ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. При этом к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются, как правило иные, чем к взрослым, меры воздействия – меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних[1]. Случаи, когда несовершеннолетние (от 16 до 18 лет) отвечают на общих основаниях, определены в ст. 14 КоАП. Родители и лица, их заметающие, несут ответственность не за правонарушения детей, а за то, что не контролировали их поведение (ст. 19 Положения).
Что касается должностных лиц, работающих в государственных органах, то они, согласно ст. 15 КоАП, несут ответственность не только за прямое нарушение общеобязательных правил, но и за некоторые правонарушения, считающиеся упущениями по службе. Сюда относятся административные правонарушения (проступки), связанные с несоблюдением установленных правил в сфере охраны порядка управления, государственного и общественного порядка, природы, здоровья населения и других правил, обеспечение выполнения которых входит к их служебные обязанности.
В ст. 16 КоАП определен порядок привлечения к административной ответственности военнослужащих, призванных на сборы военнообязанных, а также лип рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Эти категории государственных служащих несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам. Но за нарушение правил режима Государственной границы РФ, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и за контрабанду они несут административную ответственность на общих основаниях. Однако к ним не могут быть применены исправительные работы и административный арест, а к военнослужащим, кроме того, – штраф и лишение права управления транспортными средствами.
Административная ответственность юридических лиц регулируется не КоАП. а иными нормативными актами, которые будут рассматриваться в главе 9.
Ясно, что круг субъектов административного правонарушения может не совпадать с кругом субъектов административной ответственности. Например, лицо, совершившее административное правонарушение, но не достигшее к этому моменту 16-летнего возраста, не может быть привлечено к административной ответственности. К таким лицам применяются иные меры воздействия.
Следует также иметь в виду, что в правовой норме могут быть названы специальные признаки субъекта, которые отражают особенности правового статуса граждан (водитель, военнослужащий и др.). Следовательно, к соответствующей ответственности может привлекаться только тот, кто имеет эти признаки.
Субъективная сторона состава административного правонарушения – это вина, т.е. психическое отношение лица к совершенному им противоправному деянию и возможным его последствиям. Вина может проявляться в форме умысла или неосторожности.
Административное правонарушение признается умышленным, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало их наступление (ст. 11 КоАП).
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало их предотвратить либо не предвидело возможности наступления этих последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (ст. 12 КоАП).
В некоторых правовых нормах содержатся также указания на мотив и цель административного правонарушения, характеризующие субъективную сторону его юридического состава.
В большинстве случаев формулировка административного правонарушения предполагает, что оно совершается в форме умысла.
[1] Ведомости РСФСР. 1967. № 23. Ст. 536; 1977. № 12. Ст. 259; 1985. Ст. 40. Ст. 1398.
***********************************