Индивидуальные финансовые интересы отдельных руководителей заставят их действовать
на благо всей организации. Лоран, основатель компании "Дженерал моторс", а также
предшественник Слоуна Пьер Дюпон действовали как раз по этому плану. С приходом
Слоуна отказ своевольных руководителей подразделений от корпоративной работы
Фактически сигнализировал развал компании.
Слоун достаточно быстро понял, что это не было мелкой и преходящей проблемой для
Недавно созданной посредством слияний компании. Это была проблема, присущая всему
Большому бизнесу. Слоун понимал, что большой бизнес нуждается в единстве действий,
Централизованном регулировании и высшем руководстве, обладающем широкими
Полномочиями. Одновременно большой бизнес нуждается в энергии людей, их
Энтузиазме и четкой работе. Ему было ясно и многое другое. Оперативным руководителям
Должна быть предоставлена свобода маневра. Они должны быть ответственны за все то,
Что происходит на вверенном им участке. Им необходимо дать возможность показать, на
Что они способны, и оценивать их по заслугам. Все это, как быстро понял Слоун,
Становилось еще более важным по мере ухода в отставку ветеранов компании, что
Вызывало необходимость подготовки собственного сильного управленческого состава.
До Слоуна эта проблема рассматривалась всеми как проблема личностей, разрешаемая в
Процессе борьбы за власть, в результате которой побеждал кто-то один. Слоун же
Рассматривал это как конституционную проблему, то есть видел ее решение в
Структурной перестройке, децентрализации, которая бы сбалансировала местную
Автономию в операциях с централизованным регулированием направления и политики.
Эффективность этого решения ярче всего проявляется при сравнении, то есть на
контрасте по отношению к одной области, в которой компании "Дженерал моторс" не
Удалось достичь выдающихся результатов. По крайней мере начиная с середины
Тридцатых годов, компания не была сильна в прогнозе и понимании политических
Настроений американского народа, а также направлений и политики правительства. Эта
область, однако, не подвергалась "децентрализации" в "Дженерал моторе". Начиная
Примерно с 1935 года, это было немыслимо для высшего руководства компании, которое
Состояло исключительно из консервативных республиканцев.
В решениях Слоуна и Вейла много общего, хотя они и относятся к совершенно разным
Областям и привели к особым результатам. Эти два руководителя рассматривали свои
Проблемы на высочайшем концептуальном уровне. Они оба тщательно анализировали
Свои решения, а уж затем вырабатывали принципы подхода к ним. Другими словами, их
Решения были спорными. Все пять решений напрямую противоречили всему тому, что
было "всем известно" в то время.
Интересно, что поначалу совет директоров компании "Белл систем" не утвердил Вейла
На посту президента. Его концепция обслуживания как основная задача компании
казалась почти сумасшедшей всем тем, кто "знал", что единственной целью деятельности
Является извлечение прибылей. Его уверенность в том, что регулирование пойдет на
Пользу компании и, более того, является фактором ее выживания, казалась глупой и даже
аморальной тем людям, кто "знал", что регулирование - это "ползучий социализм" и с
Ним надо бороться всеми силами. Только годы спустя, уже после 1900 года, когда эти
Люди были совершенно справедливо напуганы нарастающей волной требований
Национализации телефонной сети, они обратились к Вейлу с просьбой возглавить
Компанию. Но его решение вкладывать деньги в преобразование процессов и технологий,
Дававших огромную прибыль компании, и организация с этой целью крупной
Исследовательской лаборатории, а также его отказ следо-. вать новейшим веяниям