Административные полномочия сотрудников полиции и военнослужащих внутренних войск РФ.
Административные полномочия сотрудников полиции и военнослужащих внутренних войск в процессе осуществления служебной деятельности регламентируются ФЗ «О полиции», ФЗ «О внутренних войсках МВД РФ» и КоАП РФ. Сотрудники имеют право на применение необходимых административно-предупредительных и контрольно-предупредительных мер (проверка у граждан документов, временное запрещение или ограничение движения транспорта и другие меры), участие в реализации административно-восстановительных мер (например, при сносе самовольно возведенных строений), применение мер административного пресечения и обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, а также применение мер административных наказаний к лицам, виновным в совершении административных правонарушений. Сотрудники полиции и военнослужащие внутренних войск имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на них обязанностей. Применять имеющиеся на вооружении полиции и внутренних войск специальные средства они могут в следующих случаях: для отражения нападения на граждан и сотрудников органов внутренних дел, для пресечения оказываемого им сопротивления; для задержания лиц; для освобождения насильственно удерживаемых лиц и т.д. В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении: 1) доставление; 2) административное задержание; 3) личный досмотр, досмотр вещей, досмотр транспортного средства, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; 4) изъятие вещей и документов; 5) отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида; 6) медицинское освидетельствование на состояние опьянения; 7) задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; 8) арест товаров, транспортных средств и иных вещей; 9) привод.
Административный надзор: понятие, виды, органы, осуществляющие административный надзор ( по ФЗ от 6 апреля 2011г. «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», от 21.12.1994 «о пожарной безопасности», положению о Госавтоинспекции и др. законодательству.
Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления разнообразных специальных норм, общеобязательных правил, закрепленных в законах и подзаконных актах (правила дорожного движения, пожарной безопасности, торговли, санитарные, природоохранительные и др.). Он осуществляется в отношении органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан. Субъектами административного надзора являются органы федерального надзора, отдельные государственные комитеты, государственные инспекции, федеральные службы. Особенности административного надзора состоят в том, что, во-первых, между субъектами и объектами надзора отсутствует организационная соподчиненность, то есть деятельность органов надзора распространяется, как правило, на поднадзорные объекты, независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности. Следовательно, административный надзор по своему характеру является надведомственным. Во-вторых, субъекты надзора вправе, при соответствующих обстоятельствах, применять к объектам надзора меры административного принуждения. Виды: Как правило, административный надзор имеет отраслевую (по отраслям хозяйства) специализацию: строительный надзор, экологический надзор, транспортный надзор, ветеринарный надзор, санитарно-эпидемиологический надзор, технический надзор, надзор в области дорожного движения. Соответственно каждый вид надзора осуществляется с целью обеспечения экологической, транспортной, строительной, производственной и др. безопасности.
88. Понятия и общая социально-правовая характеристика сферы юстиции как объекта государственного управления. Система Министерства юстиции РФ и компетенция органов и учреждений юстиции.
Традиционно к сфере юстиции относится государственная деятельность судов по осуществлению правосудия, организационное обеспечение судебной деятельности, а также сопровождающие правосудие и способствующие ему другие виды юридической деятельности — адвокатуры, судебно-экспертных учреждений, органов ЗАГСа, нотариата и некоторых других органов и учреждений, осуществляющих аналогичные функции. В соответствии с Законом РФ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. В соответствии с Законом РФ от 11 февраля 1993 г. № 4462-1 «Основы законодательства РФ о нотариате» нотариальные действия от имени РФ осуществляют нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой. В систему Минюста РФ входят его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность. Руководство деятельностью Минюста России осуществляет Президент РФ, а Правительство РФ координирует деятельность этого Министерства и его взаимоотношения с другими федеральными органами исполнительной власти. Основными задачами Минюста России являются: реализация государственной политики в сфере юстиции; обеспечение прав и законных интересов личности и государства; обеспечение правовой защиты интеллектуальной собственности; обеспечение установленного порядка деятельности судов; обеспечение исполнения актов судебных и других органов; обеспечение исполнения уголовных наказаний. Для решения этих задач Минюст России наделен всеми необходимыми функциональными полномочиями, осуществляемыми в нескольких основных направлениях во взаимодействии с функциональными структурами аппарата Министерства, функционально-отраслевыми структурными подразделениями, ответственными за конкретное направление деятельности Минюста России, а также действующими в его системе Федеральной службой судебных приставов, Федеральной службой исполнения наказаний и Федеральной регистрационной службой.