Понятие метода управления как элемента управленческого процесса. Классификация методов управления.
Метод управления — это подход, способ решения управленческих вопросов, осуществления функций управления в процессе реализации исполнительной власти. Методы упр-ия можно классифицировать по нескольким основаниям: по масштабу применения; по характеру и направленности организующего взаимодействия; по видам применяемых средств управленческого воздействия и некоторым другим. По масштабу применения методы управления делятся на всеобщие (применяются во всех областях гос упр-ия - методы убеждения, принуждения) и частные(применяются в некоторых областях упр-ия, для решения отд.задач). По характеру и направленности организующего взаимодействия следует выделить правовые и неправовые методы взаимоотношений управляющих субъектов с управляемыми объектами, а среди тех и других — еще целый ряд их разновидностей: методы идеологического воздействия, социальных концепций и других идеологических средств группового воздействия; методы психологического воздействия; методы экономического воздействия. По видам применяемых средств воздействия на управляемые объекты и подчиненных лиц методы управления делятся на методы убеждения, стимулирования и принуждения.
Убеждение и принуждение как всеобщие методы управления. Правила применения принуждения.
Убеждение направлено на то, чтобы объект управления добровольно исполнял волю субъекта управления. Благодаря убеждению достигается единство воли субъекта и объекта управления.Убеждение — это такое воздействие, которое затрагивает ум и эмоции в их единстве, изменяет неправильные взгляды, формирует новые, соответствующие требованиям науки или моральным требованиям общества. Убеждение как метод воздействия, по существу, является процессом активного воздействия убеждающего и убеждаемого при ведущей роли первого. Убеждение применяется всеми субъектами управления. Что касается принуждения, то оно применяется специально уполномоченными субъектами управления - государственными органами и общественными формированиями на основании правовых норм и норм общественных организаций в установленном ими порядке. Основными видами убеждения являются: разъяснение, обсуждение, агитация, предостережение, показ положительного опыта, поощрение и др. Принуждение состоит в утверждении воли субъекта управления вопреки воле управляемого. В случае неисполнения воли субъекта управления последний воздействует на моральную, имущественную, организационную, физическую сферу объекта управления с целью преобразования его воли, подчинения воле субъекта управления. Принуждение в управлении выражается в применении государственных и общественных принудительных мер. К государственным принудительным мерам, которые могут применяться в целях поддержания государственной дисциплины, обеспечения законности и правопорядка субъектами государственного управления, относятся меры дисциплинарного, административного, материального и уголовного принуждения. Административный метод основан на властно-распорядительных полномочиях руководителя, которые сочетают организационную и распорядительную деятельность в определенной форме воздействия, точную постановку задания и регламентацию способов его выполнения; установление ответственности за достижение результата. Вместе с тем использование этого метода не должно подавлять инициативу исполнителя, его необходимо применять в сочетании с другими методами.
Дисциплина и законность как основа правопорядка в обществе и государстве (понятие, виды, соотношение).
Дисциплина – это совокупность требований, отвечающих социальным нормам, которые сложились в обществе и предъявляются к поведению людей. Выделяют следующие виды дисциплины. 1. Государственная – это дисциплина, связанная с выполнением тех требований, которые предъявляются к государственным гражданским служащим. 2. Воинская – это дисциплина, возникающая по поводу соблюдения правил, установленных военными законами, уставами и приказами. 3. Трудовая – это дисциплина, которая возникает в процессе производства материальных благ. Она регулируется нормами трудового законодательства. 4. Финансовая – это дисциплина, устанавливающаяся по поводу соблюдения субъектами правоотношений бюджетных, налоговых и иных финансовых правовых предписаний. 5. Технологическая – это дисциплина, возникающая в процессе производства при соблюдении субъектами технологических предписаний. 6. Договорная – это дисциплина, возникающая при соблюдении субъектами правоотношений, обязательств, предусмотренных в договорах. Нормы, которые регламентируют дисциплину: правовые нормы; организационные; политические; социальные; нормы морали и т. д. Дисциплина имеет тесное взаимоотношение с законностью, правопорядком, общественным порядком: 1) дисциплина и законность представляют собой похожие явления правовой деятельности, так как дисциплина представляет собой совокупность предъявляемых к обществу требований, а законность – совокупность строгих требований, которые все органы государственной власти, органы МСУ, должностные лица, учреждения, граждане одинаково понимают и соблюдают без каких-либо исключений при применении законодательства; 2) в отличие от законности, дисциплину связывают непосредственно лишь с трудовой деятельностью. Она, проникая в производственные отношения, придает им стабильность и направленность; 3) результатом дисциплины является общественный порядок, а результатом законности – правопорядок. Таким образом, дисциплина – это составная часть общественного порядка, представляющего собой совокупность упорядоченных и организованных общественных отношений, регулируемых нормами права, морали, традициями, обычаями и т. д. Законность - политико-правовое явление, характеризующее процесс совершенствования государственно-правовой формы и реализации идеи социальной справедливости путем строгого и неуклонного соблюдения и исполнения действующею законодательства. Принципы законности: она должна быть единой для всех; должна гарантировать основные права и свободы граждан; должна обеспечивать неотвратимость наказания за совершенное правонарушение; не должна противостоять целесообразности; должна быть взаимосвязана с воспитанием правовой культуры.
45. Понятие, особенности законности и дисциплины в сфере управленческой деятельности и административно-правового регулирования.
Требование соблюдения действующего законодательства, норм и правил деятельности обязанных субъектов является всеобщим принципом орг-ции и функционирования всего гос аппарата, органов всех ветвей власти и видов гос деятельности. В обеспечении правопорядка в сфере гос управления имеются некоторые особенности: 1.большинство подлежащих исполнению норм и правил деятельности в управленческой сфере сформулировано и закреплено не столько в законах, сколько в подзаконных правовых актах субъектов исполнительной власти, что ведет к практической необозримости административного законодательства и основанного на нем нормотворчества, недостаточной его кодификации и систематизации, а так же отсутствию систематического единообразного толкования административного законодательства и практики его применения; 2.численность потенциальных субъектов адм-правовых отношений чрезмерно велика и крайне разнообразна по своему составу, а участники конкретных адм-правовых отношений в большинстве своем не юристы и не обязаны быть таковыми, что также создает проблемы в правильном понимании и применении норм и правил деятельности обязанных субъектов; 3.в сфере реализации исполнит власти, многие управленческие решения и действия могут совершаться по усмотрению, когда управляющие субъекты на вполне законных официальных основаниях руководствуются в своей деятельности не только требованиями законности, но и целесообразности своих решений и действий. В основу практического решения вопроса о взаимосвязи и соотношении законности и целесообразности тех или иных решений и действий управляющих субъектов должны быть положены следующие положения науки АП: при наличии закона и иных основанных на нем четких правовых предписаний необходимо руководствоваться только этим правовым предписанием, исходя из презумпции, что в точном исполнении действующего закона заключена высшая целесообразность; В рамках правовых предписаний можно и нужно выбирать наиболее целесообразный, оптимальный вариант поведения по своему усмотрению; При отсутствии же правового предписания по тому или иному управленческому вопросу надо действовать по усмотрению исходя из целесообразности.
46. Контроль как способ обеспечения законности и дисциплины. Его виды.
Контроль – это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения его отклонения от заданных параметров. Формы контрольной деятельности: заслушивание отчетов, информации и сообщений, проверки, экспертизы, наблюдение за действиями контролируемого, изучение деловых и личных качеств кандидатов на замещение должностей, координация деятельности контрольных органов, рассмотрение жалоб и т. п. Сущность контроля заключается: 1) в наблюдении за функционированием соотв. под. контр. объекта 2) в получении объективной и достоверной информации о состоянии законности и дисциплины 3) в принятии мер по предотвращению и устранению нарушений законности и дисциплины 4) в выявлении причин и условий, способствующих правонарушению 5) в принятии мер по привлечению к ответственности лиц, виновных в нарушении законности и дисциплины. Признаки контроля: 1. между контролируемым органом и подконтрольным объектом существуют отношения подконтрольности. 2. объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого. Контролирующий вправе вмешиваться в текущую хоз. деятельность контролируемого. 3. контролирующий часто наделяется правом отменять решения контролируемого. 4. контролирующий вправе применять меры воздействия к контролируемому за допущенные правонарушения. Виды: 1.Государственный контроль, осуществляется органами законодательных, исполнительных и судебных властей. Существуют 3 вида контроля исполнительной власти: а) общий контроль осуществляют органы исполнительной власти в общей компетенции. б) ведомственный осуществляют органы отраслевой компетенции в отношении подведомственных им объектов. в) специализированный контроль осуществляется органами межотраслевой компетенции. 2. Судебный контроль. 3. Общественный контроль. Субъектами общественного контроля являются общественные объединения граждан, политические партии, профсоюзы, молодежные и другие организации, органы общественной самодеятельности, трудовые коллективы, а также отдельные граждане как частные лица.
47. Надзор как способ обеспечения законности и дисциплины. Его виды.
Надзор как способ обеспечения законности в сфере исполнительной власти – постоянное, систематическое наблюдение специальными государственными органами за деятельностью не подчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законности. При этом оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности. Поэтому при надзоре, в отличие от контроля, вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного не допускается. Прокурорский надзор осуществляется за единообразным исполнением и соблюдением законов всеми органами государства и его должностными лицами, а также негосударственными объединениями и их должностными лицами. Административный надзор – специфическая разновидность государственного контроля, суть которого состоит в наблюдении за исполнением специальных норм, общеобязательных правил федеральными надзорами. Виды полномочий органов, осуществляющих административный надзор: 1) по предупреждению правонарушений; 2) по пресечению правонарушений; 3) по нормотворчеству; 4) по привлечению к юридической ответственности правонарушителя.