Государственное управление в области связи

Информация распространяется с помощью связи – электрической, почтовой, электронной, фельдъегерской, специальной (соответствующими НПА регулируются отношения, связанны с созданием и эксплуатацией всех сетей связи и сооружений связи, использованием радиочастотного спектра, оказанием услуг электросвязи и почтовой связи на территории РФ и на находящихся под ее юрисдикцией территориях, а также отношения, связанные с функционированием фельдъегерской и специальной связи).

Приоритетные задачи государства в этой сфере – повышение уровня информатизации общества, создание возможности для полноценной интеграции РФ в мировое информационное сообщество путем совершенствования существующих информационных технологий и техники связи, а также освоение новых с учетом требований информационной безопасности.

ФЗ «О связи» (определяет полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в деятельности в этой области или пользующихся услугами связи); цель закона:

1) создание условий для оказания услуг связи на всей территории РФ;

2) обеспечение эффективной и добросовестной конкуренции на рынке услуг связи;

3) защита интересов пользователей услугами связи и осуществляющих деятельность в области связи хозяйствующих субъектов;

4) создание условий для развития российской инфраструктуры связи, обеспечения ее интеграции с международными системами связи;

5) обеспечение централизованного управления российскими радиочастотными ресурсами (в том числе орбитально-частотными) и ресурсами нумерации;

6) создание условий для обеспечения потребностей в связи для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.

Услуги общедоступной электрической и почтовой связи – естественные монополии (закон декларирует перечень конкретных универсальных услуг, предоставление которых гарантируется государством).

Почтовая связь (распоряжением Правительства одобрена Концепция, определяющая перспективы развития российского рынка услуг почтовой связи и роль государственного управления в процессе его развития на период до 2010 года).

Министерство информационных технологий и связи РФ (Мининформсвязи России) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере информационных технологий, электросвязи и почтовой связи, в том числе в области использования информационных технологий при формировании государственных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним, развития систем телевизионного вещания и радиовещания, использования и конверсии радиочастотного спектра.

Мининформсвязи выступает в качестве почтовой администрации РФ и выполняет функции администрации связи РФ при осуществлении международной деятельности в области связи.

Мининформсвязи самостоятельно принимает НПА, определяющие требования:

1) к сетям связи в части задействования ресурсов нумерации;

2) к построению сетей связи, применяемым средствам связи и управлению сетями связи;

3) к нумерации, защите сетей связи от несанкционированного доступа к ним и передаваемой по ним информации;

4) к использованию радиочастотного спектра;

5) к порядку пропуска и маршрутизации трафика;

6) к проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации сетей связи и сооружений связи;

7) порядок предоставления операторами связи служебной электросвязи;

8) порядок приема и передачи почтовых отправлений и денежных средств между организациями почтовой связи;

9) перечень мест международного почтового обмена.

Федеральная служба по надзору в сфере связи (Россвязьнадзор) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи.

Россвязьнадзор осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Россвязьнадзор осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением:

1) требований к построению сетей электросвязи и почтовой связи, требований по проектированию, строительству, реконструкции и эксплуатации сетей и сооружений связи;

2) порядка распределения ресурса нумерации единой сети электросвязи РФ;

3) организациями федеральной почтовой связи порядка фиксирования, хранения и представления информации о денежных операциях, подлежащих контролю.

Федеральное агентство связи (Россвязь) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере электросвязи и почтовой связи, в том числе в области создания, развития и использования сетей связи, спутниковых систем связи, систем телевизионного вещания и радиовещания.

Россвязь организует:

1) выполнение мероприятий по управлению и восстановлению единой сети электросвязи РФ при чрезвычайных ситуациях;

2) издание и распространение государственных знаков почтовой оплаты;

3) проведение расчетов с почтовыми администрациями иностранных государств за международный почтовый обмен в соответствии с актами Всемирного почтового союза;

4) систему сертификации в области связи;

5) проведение экспертизы с целью определения возможности использования радиоэлектронных средств и электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми к использованию радиоэлектронными средствами гражданского назначения;

6) обеспечение проведения международной процедуры координации использования радиочастотных присвоений, в том числе орбитально-частотных позиций для космических аппаратов;

7) осуществляет присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств на основании решения Государственной комиссии по радиочастотам;

8) формирование Государственной коллекции знаков почтовой оплаты.

Билет № 24

Предмет АдП

АдП – отрасль правовой системы РФ, призванная регулировать особую группу общественных отношений (их особенность – они возникают, развиваются и прекращаются в сфере государственного управления (в связи с организацией и функционированием системы исполнительной власти на всех национально-государственных и территориальных уровнях страны)).

В этих отношениях:

1) опосредуется закрепленная КРФ государственная политика признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;

2) выражается содержание особого вида государственной деятельности по практической реализации исполнительной власти (исполнительная или государственно-управленческая деятельность);

3) выражается приоритет публично-правовых интересов в регулируемой сфере и соответствующие им государственно-правовые средства воздействия на общественные связи.

Данные отношения – управленческие – предмет АдП (они связаны с государственно-управленческой деятельностью).

Не все общественные отношения, являющиеся управленческими, относятся к предмету АдП (не относятся отношения, возникающие в связи с функционированием негосударственных формирований). Нормы АдП оказывают регулирующее воздействие на эти отношения в случаях, предусмотренных законодательством. В отдельных случаях АдП регламентирует некоторые стороны жизни негосударственных формирований, может предоставлять возможность использовать за пределами их внутренней организации определенную долю полномочий внешне властного характера.

АдП выступает в качестве юридической формы реализации задач, функций, методов и полномочий, возлагаемых КРФ и законодательством РФ на субъектов исполнительной власти.

Обстоятельства, влияющие на место АдП в правовой системе:

1) оказывает регулятивное воздействие на управленческие общественные отношения, придавая им упорядоченный характер (в центре -–отношения, непосредственно связанные с практическим выполнением задач и функций государственно-управленческой деятельности) (данная область общественных отношений – сфера государственного управления);

2) регулирует отношения с участием соответствующих субъектов исполнительной власти, складывающиеся по поводу осуществления ими возложенных именно на них управленческих функций;

3) управленческими по сути могут быть общественные отношения, входящие в предмет трудового, финансового, гражданского права (что не исключает их из механизма административно-правового регулирования).

При определении предмета АдП необходимо учитывать:

1) сферу государственного управления (охватывает любые проявления государственно-управленческой деятельности);

2) наличие в ней действующего субъекта исполнительной власти (или иного исполнительного органа);

3) практическую реализацию ими распорядительных полномочий (предоставленных для осуществления государственно-управленческой деятельности).

Виды управленческих отношений (в зависимости от особенностей их участников):

1) между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне (вышестоящие и нижестоящие органы);

2) между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на одинаковом организационно-правовом уровне (два министерства, две администрации субъектов);

3) между субъектами исполнительной власти и не находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями, организациями;

4) между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении (ведении) государственными объединениями, организациями (по вопросам финансового контроля, административного надзора);

5) между субъектами исполнительной власти и исполнительными органами системы местного самоуправления;

6) между субъектами исполнительной власти и негосударственными хозяйственными и социально-культурными объединениями, организациями;

7) между субъектами исполнительной власти и общественными объединениями;

8) между субъектами исполнительной власти и гражданами.


Виды управленческих отношений (с учетом государственного устройства РФ):

1) между органами федеральной исполнительной власти и исполнительными органами субъектов РФ;

2) между органами исполнительной власти различных одноуровневых субъектов РФ;

3) между органами исполнительной власти разноуровневых субъектов РФ.

Виды управленческих отношений (в зависимости от конкретных целей возникновения и административно-правового регулирования):

1) внутренние (внутриорганизационные, внутрисистемные) (связаны с формированием управленческих структур, определением основ взаимодействия между ними и их подразделениями, с распределением прав и ответственности между работниками органа управления – выражают интересы самоорганизации всей системы исполнительной власти);

2) внешние (связаны с непосредственным воздействием на объекты, не входящие в систему исполнительной власти).

Предмет АдП охватывает однотипные общественные отношения, управленческие по своей природе:

1) в рамках которых непосредственно реализуются задачи, функции и полномочия исполнительной власти;

2) внутриорганизационного характера (возникающие в процессе деятельности субъектов законодательной и судебной власти, органов прокуратуры – делопроизводство, планирование, подготовка материалов);

3) возникающие с участием субъектов местного самоуправления;

4) организационного характера, возникающие в сфере внутренней жизни общественных объединений и других негосударственных формирований.

АдП – отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, предназначенных для регулирования общественных отношений, возникающих в связи и по поводу практической реализации исполнительной власти (в широком смысле – в процессе осуществления государственно-управленческой деятельности).

АдП ориентировано на практическую реализацию законов в общегосударственном масштабе (оно регулирует не исполнительную власть (функция законодательства), а ее внешние проявления).

Исполнительная власть практически реализуется в рамках общественных отношений, регулируемых АдП.

Наши рекомендации