Правовые отношения и правовые факты.
Сущность права, причины его возникновения и функции.
Право— это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.
Причины возникновения:
1ая - до возникновения гос-ва регуляторами жизни были правила поведения первобытного общества - обычаи родовые/племенные
2ая - с возникновением гос-ва были созданы правила поведения в обществе, названные - "юридическими нормами"
для их соблюдения создали спец гос органы
3я- нормы права закрепляются письменно в официальных актах гос-ва и все они образуют правовую систему.
Осн функции: 1-регулятивная, 2-охранительная
Выделяют две группы функции права.
1. Общесоциальные:
а) экономическую функцию — например, гражданско-правовые договоры обеспечивают процесс перемещения материальных благ;
б) политическую функцию — право регулирует деятельность субъектов политической системы;
в) коммуникативную функцию — посредством права обеспечивается связь между объектами управления;
г) экологическую функцию.
2. Специально-юридические функции:
а) регулятивная выражается в воздействии права на общественные отношения путем определения правил поведения людей в различных ситуациях; обеспечение общественного порядка;
б) охранительная направлена на охрану наиболее значимых общественных отношений, реализуется путем применения специальных охранительных норм;
в) оценочная — позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.
г) воспитательную функцию — право отражает определенную идеологию, воздействует на поведение людей;
В зависимости от сферы общественных отношений, попадающих под функциональное воздействие права, и внутреннего строения права выделяют:
общеправовые функции, относящиеся ко всей внутригосударственной системе права, которая объединяет на согласованных началах норм, институты, отрасли права;
межотраслевые функции, действующие в отношении таких отраслевых семей, как публичное или частное право, материальное или процессуальное право;
отраслевые, связанные, в частности, с конституционным правом (функция закрепления прав и свобод человека и гражданина), уголовным правом (функция определения деяний, признаваемых преступлениями, и установления наказаний за их совершение);
функции отдельных норм права, имеющие специфическую направленность, связанную, например, с действием запрещающих норм в уголовном праве; поощрительных норм в трудовом праве, обязывающих — в административном и др.
Все рассмотренные функции права обеспечивают в жизни общества нормативные начала, выражая многосложный процесс правового регулирования и правового воздействия.
Система права. Норма права. Источники права. Предмет и метод правового регулипрования.
Система права - это внутреннее строение структурных элементов права..
Система права. Включает в себя три основных компонента: нормы права, институты права, отрасли права. Могут быть также выделены субинституты и подотрасли.
СИСТЕМА
Отрасли материального права:
1) Конституционное право – совокупность норм права, регулирующая политические отношения, закрепляющие основы строя, правовые положения личности.
2)Административное право – нормы его регулируют управленческие отношения в сфере деятельности органов исполнительной власти (относится только к Исполнительной ветке власти).
3)Финансовое – регулирует сбор налогов, формирование госбюджета, расходы и проч распределения.
4) Гражданское – совокупность норм, регулирующих имущественные отношения.
5) Семейное – нормы права, которые регулируют имущественные и личные не имущественные отношения (- ток в брачно-семейной сфере).
6) Трудовое – нормы устанавливающие возникновении, существование и прекращение трудовых отношений меж работником и работодателем.
7) Уголовное – нормы, определяют какие деяния опасны для общества и какие наказания за них нужны.
8) Земельное – регулирует отношения землепользования.
9) Экологическое – область использования природных ресурсов и охрана окружающей среды.
Отрасли процессуального права:
10) гражданское – установленный порядок применения норм гражданского права и некоторых др (уголовный…)
11) Уголовно-исполнительное право (представляет собой систему юридических норм, регулирующих общественные отношения)
Норма права — это признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права, обязанности и ответственность участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения. Норма права - это закрепленное в законе правило поведения, исполнение которого обеспечивается силой государства.
Все нормы права в совокупности составляют объективное право, а регулирующие лишь определённый круг общественных отношений — отрасль права. Внутри отраслей нормы также группируются по институтам и субинститутам.
Предметом правового регулирования принято считать общественные отношения, регулируемые данной совокупностью норм права. Каждой отрасли соответствует свой предмет регулирования, т.е., каждая отрасль отличается предметным своеобразием, спецификой регулируемых общественных отношений. Предмет регулирования складывается объективно и не зависит от усмотрения законодателя. Не любые общественные отношения могут выступать предметом правового регулирования. Необходимо, чтобы эти отношения отличались 1- устойчивостью и повторяемостью; 2-заинтересованностью общества и государства в том, чтобы эти отношения существовали именно в правовой форме и подлежали правовой защите со стороны государства; 3-способностью к внешнему контролю, например, со стороны судебных, административных органов. Так, внутренние семейные отношения, как правило, не поддаются внешнему контролю, поэтому их трудно урегулировать нормами права.
Метод правового регулирования — это обусловленный предметом способ воздействия права на общественные отношения.
Методы правового регулирования характеризуются тремя обстоятельствами:
а) порядком установления субъективных прав и обязанностей субъектов общественных отношений;
б) средствами их обеспечения (санкциями);
в) степенью самостоятельности (усмотрения) действий субъектов.
В соответствии с этими критериями в юридической науке выделяют два главных метода правового регулирования:
1)Императивный метод (его еще называют авторитарным, властным) основан на подчиненности, субординации участников общественных отношений. Этим методом жестко регулируется поведение (действия) субъектов, они, как правило, ставятся в неравное положение, например, — гражданин и административный орган. Этот метод характерен для уголовного, административного, налогового права.
2)Диспозитивный метод (автономный), устанавливая права и обязанности субъектов, одновременно предоставляет им возможность выбрать вариант поведения или дополнительно своим соглашением урегулировать свои взаимоотношения. Этот метод присущ гражданскому, семейному, трудовому праву.
3. Система Российского законодательства.(??)Условия и порядок вступления в силу нормативных правовых актов.
Законодательство РФ основывается на Конституции, включает общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, федеральные законы (федеральное законодательство), конституции (уставы) и законы субъектов РФ.
- Гражданский кодекс РФ
- Семейный кодекс РФ
- Уголовный кодекс РФ
- Бюджетное законодательство РФ
- Уголовно-процессуальное законодательство РФ
- Уголовно-исполнительное законодательство РФ
Законодательство в широком понимании — система нормативных правовых актов, действующих в стране, включая не только законодательные, но и подзаконные нормативные акты — указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти и т. п.
Обязательные условия вступления в силу нормативных правовых актов:
1. Официальное опубликование
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан. Государство не может требовать от граждан соблюдения законов, содержание которых не доведено до их сведения.
Чтобы определить, с какого момента вступает в силу НПА, необходимо выяснить, что считается официальным опубликованием и какие условия должны быть соблюдены для того, чтобы НПА признавался официально опубликованным.
1-официальное опубликование должно проводиться путем помещения текста документа в общедоступном издании, которое должно свободно распространяться среди населения по неограниченной подписке.
2- помещение текста НПА в общедоступном издании только тогда имеет статус официального опубликования, когда это издание законодательно определено в качестве источника официального опубликования для данного вида НПА.
3- НПА должен быть опубликован в официальном издании полностью.
=> под официальным опубликованием НПА следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.
2. Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в Министерстве юстиции РФ
С 15 мая 1992 года Постановлением Правительства РФ от 08.05.1992 N 305 была введена госрегистрация нормативных актов министерств и ведомств, затрагивающих права и интересы граждан и носящих межведомственный характер.
В настоящее время вопросы госрегистрации и вступления в силу ведомственных НПА регулируются Указом Президента РФ от 23.05.1996 N 763 и Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009. Так, в соответствии с пунктом 10 Правил, утвержденных указанным Постановлением, госрегистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
Зарегистрированные НПА подлежат официальному опубликованию в "Российской газете" в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента РФ (пункт 9 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763).
Порядок вступления в силу Федеральных конституционных законов и федеральных законов
С 15.06.1994 по настоящее время федеральные конституционные законы и федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.
Официальные источники опубликования: "Российская газета", "Собрание законодательства Российской Федерации", дополнительно с 26.10.1999 - "Парламентская газета".
Основание: Федеральный закон от 14.06.1994 N 5-ФЗ.
Правовые отношения и правовые факты.
Правоотношения – возникающие на основе норм права правовые связи, участники которых наделены взаимными субъективными юридическими правами и обязанностями.
Структура правоотношения:
1. Субъекты – лица, стороны, участники.
Виды субъектов:
1-физические лица (правоспособность и дееспособность).
2-колективные – объединения людей, гос и общественные организации, фирмы и т.д. Есть право и дееспособность с момента принятия устава/регистрации.
Среди организаций выделяют юр-лица, у кот должны быть обязательные признаки:
-имущество в обособленности и собственности;
-возможность осущевствлять сделки с этим имуществом;
-баланс/смета;
-несёт ответственность по своим долгам;
-может выступать в суде как истец/ответчик.
Субъектом может быть государство в целом.
2. Субъективное право – возможность определять поведение.
Юридическая обязанность – поведение должное/необходимое.
3. Объект правоотношения – материальные и нематериальные блага по поводу, кот субъекты права вступают в данные правоотношения.
Юридические факты – те, жизненные обязательства, с кот закон связывает наступление различных юр-последовательностей.
Виды:
1-правообразующие
2-правоизменяющие
3-праворегулирующие.
Подразделяются на:
1)события – факты имеющие место независимо от воли тех, для кого наступает юр-последствия.
2)действие – зависящие от воли субъектов и совершенные по их воли (правомерные и неправомерные).