Тема 2. Объединение Руси. Начало образования централизованного Российского государства 4 страница

Вопрос четвёртый. Внешнеполитический курс Н.С. Хрущёва значительно отличался от сталинского. В основу внешней политики нового руководства были положены принципы мирного сосуществования двух социальных систем, возможности предотвращения мировых войн, различных форм перехода к социализму. Однако принцип мирного сосуществования не означал отказ от идеологической борьбы. Н.С. Хрущёв приоткрыл «железный занавес». В чём это проявилось? СССР в одностороннем порядке пошёл на сокращение численности армии. Каковы последствия? Однако новому руководству СССР не удалось избежать конфронтации с развитыми западными странами, что проявилось во время Карибского кризиса 1962 г. Расскажите об этом. Развенчание культа личности Сталина, произвело большое впечатление на страны, которые пошли по социалистическому пути развития. У одних это вызвало недовольство (Китай, Северная Корея, Албания, Румыния), в других же странах (Польша, Венгрия), - начались волнения, направленные на углубление демократических процессов. Какую позицию в обоих случаях заняло советское руководство? В чём причина конфликта с руководством КПК? По отношению к странам, освободившимся от колониального ига, советское руководство проводило политику, направленную на укрепление с ними всестороннего сотрудничества, расширение лагеря «неприсоединившихся» стран, оказание помощи тем государствам, которые взяли курс на социализм.

Какие изменения произошли во внешней политике при Л.И. Брежневе и его преемниках? Почему СССР вместе с четырьмя странами ввёл войска в Чехословакию в 1968 г.? В середине 60-х гг. холодная война получила дополнительный импульс. Это было вызвано американо-вьетнамской войной. Но после вывода американских войск из Вьетнама в первой половине 70-х гг. начался период так называемой «разрядки». В чём это выразилось? Однако введение советских войск в Афганистан привело к новому витку в развитии холодной войны. Каковы итоги холодной войны?

Вопрос пятый. Отставка Хрущева в 1964 г. привела к смене политического курса и возвращению к прежней системе, но в более мягкой форме. Нарастание застойных явлений в экономической области заключалось в том, что темпы роста постепенно сокращались. После прихода к власти Л.И. Брежнева, некоторое время экономический рост был даже значительным, что было следствием проведения в 1965 г. экономической реформы. Расскажите, какие меры были предприняты для интенсификации производства в промышленности и сельском хозяйстве? Изучите цифровые показатели экономического развития СССР по пятилетним планам. Обратите внимание, что высокие темпы экономического роста восьмой пятилетки, постепенно сменяются все более низкими показателями. Почему произошел отказ от принципов реформы 1965 г.? Нарастание застойных явлений проявилось, также, в политической и общественной жизни страны. Подтвердите это фактами. Что Вам известно о принятии Конституции 1977 г. Какое место отводилось КПСС по 6-й статье? В эти годы в стране появляется диссидентское движение. В чем оно видело свою задачу? Назовите имена наиболее известных представителей диссидентства. Какие попытки были предприняты, чтобы вывести страну из стагнации? Каковы результаты?

Основная литература:

1. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учеб. пособие / А.П. Деревянко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 363-421, 520-534.

2. История России: новейшее время (1945-1999): Учебник для вузов / Под ред. А.Б. Безбородова. – М.: «Олимп». «Издательство АСТ», 2001. – С. 15-254.

3. История России. Учебник. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – С. 416-451, 478-490.

4. История России. XX век / А.Н. Боханов, М.М. Горинов, В.П. Дмитренко и др. – М.: Издательство АСТ, 1996. – 466-559.

5. История России: Учеб. для вузов / А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов. М.Н. Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – М.: Высш. шк., 2001. – С. 376-422.

6. Отечественная история: учеб пособие / под ред. Р.В. Дегтерёвой, С.Н. Полторака. – М.: Гардарики, 2007. – С. 313-337.

Дополнительная литература:

1. Аксютин Ю.В., Волобуев О.В. XX cъезд КПСС: новации и догмы / Ю.В. Аксютин. – М., 1991.

2. Безбородов А.Б. Власть и научно-техническая политика в СССР середины 50-х – середины 70-х годов / А.Б. Безбородов. – М., 1997.

3.

4. Боффа Дж. История Советского Союза. Т. 2. От Отечественной войны до положения второй мировой державы. Сталин и Хрущев. 1941-1964 гг.: Пер. с итал. / Дж. Боффа. - М.: Междунар. Отношения, 1990. С. 251-545.

5. Волкогонов Д.А. Семь вождей. – В 2-х книгах / Д.А. Волкогонов. – М.: АО «Издательство «Новости», 1996.

6. Восленский М.С. Номенклатура. Господствующий класс Советского Союза / М.С. Восленский. – М.: «Советская Россия» совм. с МП «Октябрь», 1991.

7. Вощенков К.П. СССР в борьбе за мир. Международные конференции 1944-1974 гг. / К.П. Вощенков. – М.: «Междунар. отношения, 1975.

8. Никита Сергеевич Хрущев: Материалы к биографии / Сост. Ю.В. Аксютин. – М.: Политиздат, 1989.

Тема 14. Советский Союз в 1985-1991 гг.

1. «Перестройка» М.С. Горбачева.

2. Новый внешнеполитический курс СССР.

3. ГКЧП. Распад СССР.

Методические рекомендации

Вопрос первый. В апреле 1985 г. к руководству Советским государством пришел М.С. Горбачев. Началась эпоха «перестройки», содержанием которой была попытка глобальной реформы политической системы при сохранении социалистического пути развития. В осуществлении «перестройки» следует выделить следующие этапы: апрель 1985 – 1986 гг., 1987 – 1989 гг., 1990-1991 гг. На первом этапе предполагалось осуществить ускорение социально-экономического развития за счет технического перевооружения промышленности и «человеческого фактора». Что это означало? В то же время была выдвинута идея «нового политического мышления». Расскажите о внешнеполитических инициативах советского руководства. К концу 1986 г. руководством страны был сделан вывод, что перемены в экономике невозможны без проведения глубоких политических перемен. Второй период начинается январским 1987 г. Пленумом ЦК КПСС, на котором было заявлено о необходимости демократизации внутрипартийной и общественной жизни. Характерным явлением этого времени стала массовое участие людей в обсуждении политических событий, «митинговый» период. Возросшая общественная активность во многом была следствием нарастающих экономических трудностей. Летом 1987 г. началась экономическая реформа, подготовленная Л.И. Абалкиным. Какие изменения она предполагала? Одновременно началось проведение политической реформы. Какие решения приняла в этом вопросе XIX партийная конференция? Какие изменения были внесены в советскую политическую систему? В это время начинается формирование многопартийности. Расскажите о проведении в стране в 1989 г. выборов по новому избирательному закону. Во второй половине 80-х гг. происходит обострение национального вопроса. Какие Вы видите тому причины? В этих условиях КПСС все больше теряет роль лидера реформ, в обществе нарастает критическое отношение. Стремясь удержать власть и стабильность, М.С. Горбачев соглашается на введение в стране должности Президента СССР. Когда он был избран на эту должность? Этим событием начинается последний этап «перестройки». После проведения выборов в республиках начинается «парад суверенитетов». В чем это нашло выражение? Этот процесс шел на фоне стремительного нарастания экономического кризиса и падения жизненного уровня населения страны. Начинается массовое забастовочное движение. Чтобы удержать страну от развала летом 1990 г. была начата подготовкапроекта нового союзного договора. Расскажите о его основных положениях. Когда должно было состояться его подписание? Расскажите о событиях 19 – 21 августа 1991 г. Каковы были планы путчистов? Чем закончились эти события? Каковы итоги перестройки? Почему она потерпела поражение?

Вопрос второй. В середине 80-х гг. в основу внешней политики СССР была положена концепция «нового политического мышления». Её стержнем стал тезис о глобализации международных отношений, сближении интересов государств с различными социальными системами. Универсальным способом решения межгосударственных вопросов провозглашался баланс интересов. Основные идеи новой советской внешней политики были озвучены на XXVII съезде КПСС в 1986 г. Раскройте их. Важнейшей составляющей международных отношений являлось существование двух сверхдержав: СССР и США. Что изменилось в их отношениях? Какие договоренности были достигнуты? В конце 80-х гг. советское руководство проело серию крупных мероприятий по сокращению военного присутствия СССР за рубежом. Расскажите об этом. В это же время были нормализованы советско-китайские отношения. Что вы знаете об этом? Важным условием успешного претворения в жизнь нового внешнеполитического курса объявлялась деидеологизация внешней политики. Что под этим подразумевалось? Ключевым вопросом в отношениях с западноевропейскими странами для советского руководства стал вопрос о Германии. Как он был разрешен? Каковы итоги нового внешнеполитического курса?

Вопрос третий. Политический кризис 1991 г. привёл к распаду СССР. Как это произошло? Каковы причины? При ответе на последний вопрос следует обратить внимание, что распад СССР был обусловлен не только социально-экономическими и политическими процессами второй половины 80-х гг., но и ошибками, допущенными при образовании СССР. Назовите их. Как произошло образование СНГ? Какие республики вошли в него? Расскажите о начале его деятельности.

Основная литература:

1. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учеб. пособие / А.П. Деревянко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 422-440.

2. История России: новейшее время (1945-1999)6 Учебник для вузов / Под ред. А.Б. Безбородова. – М.: «Олимп». «Издательство АСТ», 2001. – С. 255-323.

3. История России. Учебник. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – С. 452-464.

4. История России: Учеб. для вузов / А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов. М.Н. Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – М.: Высш. шк., 2001. – С. 423-436.

5. Отечественная история: учеб пособие / под ред. Р.В. Дегтерёвой, С.Н. Полторака. – М.: Гардарики, 2007. – С. 338-346.

Дополнительная литература:

1. Анисимов Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты / Е.В. Анисимов. – СПб.: Питер, 2007. – С. 515-523.

2. Волкогонов Д.А. Семь вождей. – В 2-х книгах. – Кн. 2 / Д.А. Волкогонов. – М.: АО «Издательство «Новости», 1996.

3. Волобуев О.В., Кулешов С.В. Очищение = История и перестройка / О.В. Волобуев. – М.: Изд-во Агентства печати Новости, 1989.

4. Россия. Полный энциклопедический иллюстрированный справочник / Авт.-сост. П.Г. Дейниченко / Под редакцией А.А. Красновского. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Звездный мир, 2005. – С. 312-322.

5. Хоскинг Дж. Россия и русские: В 2 кн. Кн. 2. Пер с англ. / Дж. Хоскинг. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Транзиткнига», 2003. С. 340-373.

Тема 15. Становление и развитие нового государства –

Российская Федерация

1. Формирование новой российской государственности. Конституция 1993 г.

2. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации.

3. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.

4. Культура в современной России.

Методические рекомендации

Вопрос первый. После распада СССР и образования суверенного российского государства, первоочередной задачей стала задача предотвращения распада уже России. Начался «парад суверенитетов». Многие субъекты Федерации задерживали или прекратили отчисление налогов в федеральный бюджет. В Чечне появились незаконные вооружённые формирования во главе с Д. Дудаевым, которые разогнали Верховный Совет Чечено-Ингушской автономной республики и объявили об отделении Чечни от России. В этих условиях необходимо было принять меры для сохранения нового государства. Что было сделано для этого? Каковы основные положения федеративного договора от 31 марта 1992 г.? Все ли субъекты Федерации подписали его?

В конце 1992 г. возникает новая опасность для Российского государства: противостояние законодательной и исполнительной власти. В условиях растущей социально-экономической напряженности, центром объединения сил, недовольных ходом реформ, стал Верховный Совет РСФСР (законодательная ветвь власти). Кто являлся его председателем? В ходе обсуждения проекта Конституции, ещё больше обострился конфликт между законодательной и исполнительной ветвями власти. Последняя была представлена Президентом и Правительством. В чем причина конфликта? В этих условиях арбитром могла выступить только судебная власть. Председатель Конституционного суда В.Д. Зорькин предложил «нулевой вариант». В чём заключалась его суть? Как прореагировали на предложения Председателя конституционного суда противоборствующие стороны? Расскажите о событиях 3 – 4 октября 1993 г. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Совет Федерации и Государственную Думу, одновременно был проведен референдум по проекту Конституции РФ. Расскажите об итогах выборов. Каким партиям досталось большинство мест в Думе? Дайте характеристику основным положениям российской Конституции. В 1996 г. в стране состоялись выборы Президента РФ. Кто одержал победу на этих выборах? Политическая жизнь России второй половины 90-х годов характеризовалась нестабильностью: частая смена правительств, борьба финансовых группировок за влияние на президента. Начавшаяся по инициативе Госдумы кампания по отрешению Б.Н. Ельцина от должности, закончилась тем, что 31 декабря 1999 г. он объявил о сложении с себя полномочий президента. Президентом становится В.В. Путин? Какие изменения в общественно-политической жизни страны произошли за восемь лет его правления? Как был решён «чеченский вопрос»? Дайте расстановку основных политических сил в стране. С какими трудностями общественно-политического характера столкнулся новый президент Д.А. Медведев?

Вопрос второй. В январе 1992 г. в стране началась крупномасштабная экономическая реформа, цель которой заключалась в создании рыночной экономики. Программа реформы народного хозяйства страны была разработана группой ученых-экономистов под руководством Е.Т. Гайдара, который и возглавил правительство России. Первым шагом на этом пути было освобождение цен от государственного контроля на большинство товаров и услуг. К чему это привело? Последствия этих действий были неоднозначны, с одной стороны, исчезли пустые полки магазинов, рынок быстро наполнился товарами, с другой стороны, привели к резкому взлету цен, при отставании роста зарплаты. С конца 1992 г. началась приватизация государственной собственности. Что такое приватизация? Какова была ее цель? Следует подчеркнуть, что она должна была привести к созданию в стране широкого среднего слоя, дать государству средства на осуществление социальной поддержки малоимущих людей. На первом этапе была осуществлена приватизация небольших предприятий, главным образом, сферы обслуживания. Переход к рыночным отношениям сопровождался глубочайшим кризисом в тяжелой промышленности и сельском хозяйстве. Приведите цифры, свидетельствующие об этом.

Почему в декабре 1992 г. произошла смена правительства? Руководителем правительства был назначен В.С. Черномырдин, которомуудалось к началу 1995 г. снизить темпы инфляции. Начался второй этап приватизации. Расскажите о его содержании и итогах. В 1995-1996 гг. экономический спад усилился. Росли инфляция, внешний долг, задолженность по зарплатам, пенсиям и социальным выплатам. Недостаток средств правительство пыталось восполнить за счет внешних займов, а так же путем введения государственных краткосрочных обязательств (ГКО). Эти меры не могли переломить ситуацию, так как правительство должно было выплачивать держателям ГКО огромные суммы. В апреле 1998 г. Кабинет министров возглавил С.В. Кириенко, который пытался предотвратить финансовую катастрофу, но этого достичь не удалось. 17 августа 1998 г. разразился кризис – государство объявило о том, что оно не в состоянии выплачивать по ГКО и отменило «валютный коридор». Каковы были последствия кризиса для страны и населения? Что такое дефолт? Правительство Е.М. Примакова, направилосвоиусилия на преодоление последствий кризиса. В 1999 г. в развитии экономики появились позитивные тенденции, что было связано с резким скачком мировых цен на энергоносители. Приведите факты, свидетельствующие об этом. Тем не менее, к концу 90-х годов стало ясно, что надежды на быстрое преодоление трудностей, связанных с переходом экономики на рыночные рельсы, не оправдались. Охарактеризуйте основные экономические проблемы настоящего времени. Что такое монетизация льгот? Каковы её последствия? Какие изменения произошли в социальной структуре российского общества? Расскажите о том, как идет формирование «среднего класса». Подчеркните, что главной социальной проблемой остается существование значительной части населения, живущей за чертой бедности.

Вопрос третий. После распада СССР Россия оказалась в принципиально новом геополитическом положении. Её окружали бывшие союзные республики, которые по-разному относились к новой России. Необходимо было по-новому выстраивать отношения с ними. Взаимоотношения России со странами СНГ стали регулироваться Соглашением, подписанным парламентами этих государств 27 марта 1992 г. Какие усилия предприняло руководство России для развития интеграционных процессов в СНГ. Сравните, как складывались отношения Российской Федерации с Белоруссией и Украиной. Дайте характеристику взаимоотношений России с республиками, не вошедшими в состав СНГ. Расскажите о взаимоотношениях Российской Федерации с бывшими социалистическими странами. Какие изменения произошли во взаимоотношениях России и стран Западной Европы? Раскройте проблемы развития отношений между Россией и США. Покажите участие Российской Федерации в борьбе с мировым терроризмом и агрессией. Каковы перспективы развития отношений России с другими странами евразийского мира. Обратите внимание, что Российская Федерация отстаивает на международной арене концепцию многополярного мира.

Вопрос четвёртый. Становление новых социально-экономических отношений оказало глубокое воздействие на развитие российской культуры. Студенты должны понять, что новая социокультурная ситуация, отличается своей неопределённостью, сложностью и противоречивостью. С одной стороны, экономическая и политическая свободы, культурный плюрализм, отмена цензуры, свобода творчества; с другой, - «рынок», коммерциализация культуры, её экономическая зависимость, криминализация общества. На смену единственно допустимой коммунистической идеологии приходит духовный вакуум. С одной стороны попытки возрождения русской духовности. Усиление роли православной церкви в обществе, с другой, – американизация российской культуры, формирование «рыночной» личности, готовой быть тем, на что имеется спрос. Отсюда, какие задачи и проблемы стоят перед современной российской культурой? Какие программы общероссийского и регионального значения приняты в последние годы? Что предпринимается по их выполнению? Приведите примеры. Какие новые моменты появились в художественной культуре? Что делается по поддержанию традиций народной культуры? Студентам стоит уяснить, что народ существует до тех пор, пока сохраняется народная национальная культура.

Основная литература:

1. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учеб. пособие / А.П. Деревянко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 441-471, 534-540.

2. История России: новейшее время (1945-1999): Учебник для вузов / Под ред. А.Б. Безбородова. – М.: «Олимп». «Издательство АСТ», 2001. – С. 324-422.

3. История России. Учебник. / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – С. 465-477, 490-492.

4. История России: Учеб. для вузов / А.А. Чернобаев, И.Е. Горелов. М.Н. Зуев и др.; Под ред. М.Н. Зуева, А.А. Чернобаева. – М.: Высш. шк., 2001. – С. 436-464.

5. Отечественная история: учеб пособие / под ред. Р.В. Дегтерёвой, С.Н. Полторака. – М.: Гардарики, 2007. – С. 3347-361.

Дополнительная литература:

1.Анисимов Е.В. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты / Е.В. Анисимов. – СПб.: Питер, 2007. – С. 525-543.

2.Озерский В.В. Правители России. От Рюрика до Путина. История в портретах. / В.В. Озерский. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – С. 321-340.

Наши рекомендации