О типах правления и лучшей из них
Монтескье классифицировал типы правления на основе двух критериев: характера правления (институциональное деление верховной власти) и принципа правления (“душа”, “пружина” государства). Он различал три типа правления: республику, монархию и деспотию. Демократическая республика – это классическая модель демократии: прямая демократия, подчинение меньшинства большинству, небольшая территория.
Столкнувшись с конфликтом между требованиями его собственной социальной теории демократии и развитием общества, Монтескье отказался от классической модели демократии в пользу монархии. Это должно быть смешанное правление, в котором, кроме монарха, участвуют посредники: дворяне, духовенство и магистратура, усмиряющие минутную и капризную волю данного человека. Скорее, такая форма правления напоминала аристократическую демократию.
О привлечении людей из народа в состав суда
Демократия является умеренной формой правления, которой присущи такие организации, как:
- народное собрание;
- институт судей.
Если народ выбирает в Совет должностных лиц и путем голосования принимает решение по вопросам управления, то институт судей должен быть независимо от должностных лиц.
Ж. Ж. Руссо (1712 – 1778 г.)
Идея народного суверенитета
Он рассматривал ассоциацию, возникающую посредством заключения общественного договора, как моральное и совокупное тело общественного человека, которое приобретает свое единство, общую идентичность, жизнь и волю в результате отчуждения своих прав членами создателями. Это тело имеет свою собственную волю, которую нельзя идентифицировать с эмпирической волей отдельного индивида. Передавая в общее достояние свою личность, “каждый член превращается в нераздельную часть целого”.
Идея прямого народовластия
В рамках подлинного народовластия Руссо признавал лишь одну форму государства – республику. Вместе с тем он различал разные формы организации правительства: монархия, аристократия и демократия – в зависимости от числа участвующих в управлении лиц. По его мнению, при народовластии даже монархия становится республикой, ибо монарх, по сути дела, выполняет роль главы правительства.
О праве народа на замену государственной власти
Руссо обосновал право народа на свержение абсолютизма и деспотизма, необходимость использования прямого волеизъявления народа и достижения социально – политического равенства граждан, подлинной свободы, демократии и справедливости.
Имущественное неравенство как препятствие для демократии
Происхождение общественного неравенства Руссо связывает с появлением частной собственности, прежде всего земельной. Очередной виток общественного неравенства связан с возникновением государства. “Богатые” и “бедные” заключили договор, ведущий к образованию государственной власти, что, по убеждению Руссо, стало уловкой для закабаления бедных.
И. Кант (1724 – 1804 гг.)
Развитие идеологии либерализма
Кант определяет государство как объединение множества людей, подчиненных правовым законам. Такая трактовка государства через право есть отражение интересов “третьего сословия”, обоснование идей либерализма, свойственных классу буржуазии.
О правовом государстве
Акцентирование Кантом необходимости для государства опираться на право дает основание считать мыслителя одним из основателей концепции правового государства, хотя такого термина Кант не употреблял. Его заменяет термин “республиканское устройство” и “чистая республика”.
О соотношении политики и морали
Большое значение имел сформулированный Кантом принцип о примате морали над политикой. Этот принцип был направлен против аморальной политики власть имущих. Первейшим средством против безнравственной политики Кант считает публичность, гласность всех политических действий. Кант утверждал, что “право человека должно считаться священным, каких бы жертв не стоило это господствующей власти”.
О разделении власти
Кант углубляет теорию Монтескье о разделении власти в государстве, но не поддерживает идею последнего о равноправии властей. “В каждом государстве” - пишет философ, существуют три власти, т.е. всеобщим образом объединенная воля в трех лицах: верховная власть (суверенитет) в лице законодателя, исполнительная власть в лице правителя (правящего согласно закону) и судебная власть (присуждающая свое согласно закону) в лице судьи.
Идея вечного мира
Кант выдвинул проект установления “верного мира”, которого можно достичь в отдаленном будущем путем создания всеохватывающей федерации самостоятельных, равноправных государств, построенных по республиканскому типу. По его убеждению, образование такой федерации в рамках мирового правового порядка в конце концов неминуемо. Залогом тому будет просвещение и добрая воля правителей, а также экономические потребности нации.
Т. Джефферсон (1743 – 1826 гг.)