Роль церкви в политической системе, в общественной жизни
В разные исторические периоды РПЦ МП играла существенную и не всегда однозначную роль в жизни российского общества. В настоящее время ее социальная активность – это объективный фактор жизни нашего государства, с которым нельзя не считаться. Коренные преобразования, произошедшие и происходящие в нашей стране на протяжении уж более двадцати лет, значительным образом затронули и РПЦ МП: ее статус и роль в социальной структуре общества претерпели значительные изменения. Сегодня РПЦ МП, все чаще участвует в общественно-политической жизни страны и ее роль и влияние на политическую ситуацию неизменно возрастает.
В современных государствах граждане участвуют в процессе управления страной путем голосования. Значительная их часть принадлежит к политическим партиям, движениям, союзам, блокам и иным подобным организациям, созданным на основе различных политических доктрин и взглядов. Эти организации, стремясь организовать жизнь общества согласно политическим убеждениям своих членов, имеют одной из своих целей достижение, удержание или реформирование власти в государстве. В ходе осуществления полномочий, полученных вследствие волеизъявления граждан на выборах, политические организации могут участвовать в деятельности структур законодательной и исполнительной власти.
Наличие в обществе различных, порой противоречащих друг другу политических убеждений, а также разнодействующих интересов порождает политическую борьбу, которая ведется как законными и нравственно оправданными методами, так подчас и методами, противоречащими нормам государственного права, христианской и естественной морали.
Религия в современном российском обществе, прежде всего в лице РПЦ МП, начинает занимает все более важное место. Её деятельность охватывает широкий спектр общественных отношений: духовных, культурных, правовых, экономических и политических.
Религиозный фактор оказывает влияние на развитие многих общественных процессов в области межнациональных и межконфессиональных отношений, способствует формированию нравственных ценностей в сознании общества.
Анализ взаимоотношений Русской Православной Церкви Московского Патриархата с государственными структурами Российской Федерации позволяет сделать ряд выводов относительно тех перемен в этих отношениях, которые произошли в период существования новой российской государственности.
К середине 1990-х гг. в России складывается принципиально новая модель взаимоотношений между РПЦ МП и государством. Впервые, в XX веке, после установления Советского власти, РПЦ МП получила возможность влиять, хоть и очень опосредованно, на политический курс страны. Шаг за шагом, церковь получала все больше и больше свободы в своих действиях. Начиная с всеобщего и публичного празднования 1000-летнего юбилея крещения Руси и избрании на первых свободных выборах Патриарха Алексея II, заканчивая передачей имущества религиозного назначения во владение РПЦ МП, и законодательном оформлении особого статуса православия в нормативно-правовых актах Российской Федерации.
Государственная власть постсоветской России создала РПЦ МП самые благоприятные условия для возрождения всех традиционных для нее форм церковной жизни. Это привело к тому, что всего лишь за 20 лет число епархий Московского патриархата удвоилось по сравнению с дореволюционным временем, количество архиереев достигло дореволюционного уровня, а число митрополитов возросло в 7 раз. К дореволюционному уровню приближается количество открывшихся монастырей и церковных учебных заведений всех модификаций.
Современные власти предоставили РПЦ МП возможность заниматься помимо богослужебно-ритуальных деяний и другими формами деятельности, которые были для нее традиционны в Советском Союзе, благотворительностью, религиозным образованием и просвещением, делами милосердия, обслуживанием военных и заключенных, предпринимательством и коммерцией, культурно-просветительской работой и т.п. Это существенно повысило ее престиж в глазах простого гражданина и степень ее воздействия на различные сферы государственной и общественной жизни.