Вызовы молодежной политики: здоровье молодежи
Здоровье молодого поколения является важным показателем здоровья и благосостояния нации. С позиций молодежной политики важнейшими направлениями здесь являются пропаганда здорового образа жизни и предотвращение поведения, влекущего угрозу здоровью. Прежде всего, это относится к употреблению наркотиков и психотропных средств.
Заболеваемость детей и подростков наркоманией представлена в табл. 3.
Таблица 3. Заболеваемость детей в возрасте 0‑14 лет и подростков в возрасте 15‑17 лет наркоманией (человек)*
Годы | |||||||||
Число заболеваний с впервые в жизни установленным диагнозом: | |||||||||
дети | … | ||||||||
подростки | |||||||||
на 100000 человек населения соответствующего возраста1): | |||||||||
дети | … | 0,83 | 0,13 | 0,21 | 0,13 | 0,13 | 0,09 | 0,04 | 0,03 |
подростки | 5,7 | 81,8 | 13,8 | 14,9 | 12,7 | 10,7 | 7,4 | 4,7 | |
Численность больных, состоящих на учете в лечебно-профилактических учреждениях (на конец года): | |||||||||
дети | … | ||||||||
подростки | |||||||||
на 100000 человек населения соответствующего возраста 1): | |||||||||
дети | … | 1,2 | 0,2 | 0,3 | 0,2 | 0,2 | 0,3 | 0,1 | 0,03 |
подростки | 7,6 | 120,7 | 21,1 | 21,4 | 22,5 | 19,2 | 11,9 | 10,5 | |
Кроме того, численность больных, состоящих на профилактическом учете в связи с употреблением с вредными последствиями наркотических веществ: | |||||||||
дети | … | ||||||||
подростки | |||||||||
на 100000 человек населения соответствующего возраста 1): | |||||||||
дети | … | 5,3 | 3,4 | 3,2 | 2,3 | 2,5 | 1,7 | 1,5 | |
подростки | 45,6 | 218,4 | 110,6 | 117,9 | 119,3 | 116,1 | 114,4 | 102,8 | 93,8 |
* За 2005‑2010 гг. показатели рассчитаны с использованием численности населения, пересчитанной с учетом итогов ВПН‑2010.
На первый взгляд, табл. 3 свидетельствует о резком снижении наркомании среди детей и подростков: если в 2000 г. было выявлено 6,1 тысяч подростков, страдающих наркоманией, то в 2005 г. уже только 750, а затем, после небольшого всплеска в 2006 и 2007 годах, произошло резкое снижение до 208 случаев. Аналогично вели себя и другие показатели, демонстрирующие уменьшение потребления наркотиков детьми и подростками. Представляется, однако, что борьба с наркоманией совсем не столь эффективна, как это показывает медицинская статистика. Напротив, если судить по социологическим данным[13], то потребление наркотиков в подростковой среде растет, но все меньше «замечается» системой здравоохранения.
Несколько более полную картину по сравнению с табл. 3 дает табл. 4, хотя она охватывает только 2000‑2009 гг.
Таблица 4. Заболеваемость молодежи психическими расстройствами и расстройствами поведения, связанными с употреблением
психоактивных веществ, человек
Социально-демографическая группа | 15‑17 лет | 18‑19 лет | ||||
Годы | ||||||
Всего, человек | ||||||
Алкоголизм и алкогольные психозы | ||||||
Городские поселения и сельская местность | ||||||
в том числе сельская местность | ||||||
в том числе алкогольные психозы | ||||||
Городские поселения и сельская местность | ||||||
в том числе сельская местность | ||||||
Наркомания | ||||||
Городские поселения и сельская местность | ||||||
в том числе сельская местность | ||||||
Токсикомания | ||||||
Городские поселения и сельская местность | ||||||
в том числе сельская местность | ||||||
Употребление с вредными последствиями: | ||||||
алкоголя | ||||||
Городские поселения и сельская местность | ||||||
в том числе сельская местность | ||||||
наркотических веществ | ||||||
Городские поселения и сельская местность | ||||||
в том числе сельская местность | ||||||
ненаркотических веществ | ||||||
Городские поселения и сельская местность | ||||||
в том числе сельская местность |
Таблица 4 также фиксирует снижение потребления наркотиков и психотропных средств, при этом она не только детализирует таблицу 3, но и показывает угрозу как наркомании, так и таксикомании и алкоголизма среди подростков 15‑17 лет и молодежи 18‑19. Вместе с тем и в этом более детальном раскладе не учитывается значительное число малолетних наркоманов и таксикоманов, которые не попадают в поле зрения официальной медицины и правоохранительных органов.
Данные многолетних социологических исследований показывают значительно большую вовлеченность молодежи в потребление наркотиков (рис. 11).
Рис. 11. Численность молодежи 11‑24 лет, пробовавших или потребляющих наркотики, млн. человек
По оценкам социологов, в возрастной группе 11‑24 года численность регулярно потребляющих наркотики (т.е. не реже 2‑3 раз в месяц) составляет 2,6 млн. человек, при этом больными наркоманией является не менее 515 тыс. человек[14].
Возрастная структура молодежи 11‑24 лет, регулярно потребляющих наркотики, хотя и с разной частотой, представлена на рис. 12.
Рис.12. Возрастная структура регулярно (с разной частотой) потребляющих наркотики среди молодежи 11‑24 лет
При пролонгации сложившихся тенденций сохраняется угроза дальнейшей широко понимаемой наркотизации молодежи (наркомания, таксикомания, алкоголизм), что требует активизации государственной молодежной политики в этом плане. При этом тактика и стратегия указанной работы должны быть кардинально пересмотрены, именно в связи с растущей массовостью потребления наркотиков и снижением возраста потребляющих наркотики.
Существенное занижение цифр медицинской статистики по наркомании и таксикомании, отсутствие регистрации многих случаев задержания молодых людей с наркотиками ведет к усугублению данной социальной болезни. Кроме того, высокий уровень молодежной наркомании чреват распространением в молодежной среде ВИЧ инфекции и тяжелых форм гепатита. Здесь проблема также состоит в том, что значительная часть инфицированных не состоит на учете и не получает необходимой медицинской помощи. Соответственно, борьба с наркоманией должна снизить и риск роста заболеваемости тяжелыми инфекциями.
Еще один вызов молодежной политики со стороны здоровья молодежи – табакокурение. Принятый в 2013 г. Закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»[15] направлен на сокращение курения в публичных местах, рост акцизов на сигареты и, соответственно, повышение цены на них рассматриваются как экономический стимул к отказу от курения. Между тем Россия – страна с ранним началом курения и широким распространением этой привычки среди молодых женщин, что негативно влияет на здоровье как самих матерей, так и их детей (рис. 12).
Рис. 12. Распространенность табакокурения (по данным обследования курения табака в России, 2012 г.), %
В более детальной развертке табакокурение молодежи 11‑24 лет в 2000-е годы характеризовалось следующими показателями (рис.13).
Рис. 13. Удельный вес и численность курящих в возрастной группе 11‑24 лет
Таким образом, почти половина возрастной группы 11‑24-летних курила на постоянной основе. При сохранении указанной тенденции нарастает вероятность развития сопутствующих курению заболеваний, прежде всего, органов дыхания, в том числе онкологических.
Резкое снижение численности молодежи в перспективе 10‑12 лет означает, что сохранение потенциала развития России требует одновременного и быстрого роста качества молодого поколения, его производительности в самом широком понимании этого слова. А этого невозможно достичь без существенного снижения в молодежной среде наркомании, таксикомании и табакокурения.
***
В целом состояние российской молодежи, перспективы ее развития в средне- и долгосрочной перспективе порождает целый ряд вызовов для молодежной политики. Важнейшими среди них являются:
‑ снижение человеческого капитала молодежи и нации в целом;
‑ усиление дифференциации человеческого капитала молодежи по территории страны,
‑ криминализация молодежной среды в регионах с молодежной безработицей;
‑ рост потребления наркотиков и алкоголя, сохранение на высоком уровне табакокурения;
‑ рост националистических и ксенофобских настроений в обществе (не только среди молодежи);
‑ рост экстремистской деятельности молодежных групп, повышение угрозы массовых беспорядков;
‑ усиление противостояния местной молодежи и приезжей молодежи, прежде всего, в регионах и городах с дефицитом рабочих мест.
‑ рост негативного отношения молодежи более развитых регионов к молодежи слаборазвитых регионов и наоборот (формирование представления о молодежи «первого» и «второго» сортов или рост таких представлений);
‑ рост заболеваемости молодежи, снижение общего уровня здоровья молодого поколения,
‑ снижение продуктивности молодежи как экономической (производительность труда), так и в воспроизводстве населения, рост врожденных заболеваний у детей, связанный с распространением вредных привычек у их матерей и отцов (наркомания, таксикомания, курение);
‑ отток образованной молодежи на работу в развитые страны, замена их на российском рынке труда дешевыми трудовыми ресурсами из ближнего зарубежья с низким уровнем образования и квалификации.
Указанные вызовы требует смены сложившейся модели молодежной политики, повышение ее адресности, разработки и внедрения новых инструментов, которые позволили бы существенно повысить эффективность деятельности молодежных организаций как на федеральном, так и на региональном (муниципальном) уровнях.
[1] Такой пенсионный возраст взят по следующим соображениям: 1) до 65 лет включительно большинство пенсионеров в России продолжает работать, 2) повышение возраста выхода на пенсию до 65 лет будет стимулироваться новой пенсионной реформой, 3) это позволит сопоставлять российскую ситуацию с аналогичными ситуациями в ведущих развитых странах, где пенсионный возраст наступает не ранее 65 лет (Германия, США, Великобритания).
[2] Это могут быть программы по типу «свой – другой».
[3] В настоящее время такие программы обсуждаются для мигрантов из других стран. Представляется, что они могут быть не менее продуктивными для мигрантов внутри страны. При этом организацию такой деятельности можно отдать региональным центрам молодежной политики при координации их деятельности на федеральном уровне (Росмолодежь и Минобрнауки России).
[4] Представляется, что возраст молодежи был первоначально определен с 14 лет, т. к. в этом возрасте подростки в СССР заканчивали 8 классов и могли либо идти работать (уже не ребенок), либо переходить в старшую школу, либо получать начальное профессиональное образование.
[5] Следует отметить, что затраты на оплату труда в бюджетных расходах на молодежную политику и оздоровление детей, не превышают 2,5‑3%, что значительно ниже аналогичных расходов в других бюджетных сферах деятельности.
[6] Классификацию российских регионов, разработанную Н.А. Зубаревич, см. http://www.socpol.ru/atlas/typology/Typology_tabl.htm
[7] http://www.gks.ru/bgd/regl/B11_04/IssWWW.exe/Stg/d03/2-rin-trud.htm
[8] Росстат относит 30-летних к группе 30‑39 лет, что не позволяет более точно определить занятость молодежи.
[9] Для сравнения: самый высокий уровень занятости отмечался среди населения в возрасте 40‑44 лет ‑ 86,9%.
[10] http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/infraction/#
[11] Здесь и далее цитировано по Молодежь в России 2010. Стат. сб. Юнисеф - Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2010.
[12] Подробнее см. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический потрет. М.: ЦСПиМ,2010, сс.366‑482. Наркомания сильно «помолодела» ‑ потребление и распространение наркотиков в молодежной среде начинается в заметных масштабах с 11 лет.
[13] См. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Цит. произв.
[14] Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический потрет. М.: ЦСПиМ, 2010, с.385
[15] Федеральный закон от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».