Тема 5: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ КИЕВСКОЙ РУСИ В 972-1019 гг.
План
1. Первая междоусобная война.
2. Князь Владимир (Святой). Религиозная реформа, принятие христианства, борьба с печенегами.
3. Вторая междоусобная война.
1. Первая междоусобная война
972-980 гг. - это время первой междоусобной войны. Вели ее сыновья князя Святослава. В Киеве Святослав оставил великим князем своего старшего сына Ярополка, в древлянскую землю отправил сына Олега, а в Новгород по просьбе послов города и Добрыни, дяди Владимира, - своего внебрачного сына Владимира (Святого).
Ярополк мстил за смерть Люта, сына Свенельда, воеводы Святослава и убил Олега, а после начал наступление на Новгород. Владимир бежал в Швецию и вскоре вернулся с наемной варяжской дружиной для борьбы с Ярополком за киевский престол. Сначала он подчинил себе Полоцкое княжество, где правил дружественный Ярополку князь Рогволод. Полоцк взяли приступом, Рогволод и два его сына были убиты, а Рогнеда стала женой Владимира. Далее Владимир направил войска на Киев. Воевода Ярополка - Блуд изменил князю, и тот покорился Владимиру.
Владимир обещал Ярополку почетное положение при своем дворе и земельные пожалования. Но, видимо, по инициативе воеводы Блуда, вскоре Ярополк был убит двумя варягами, когда прибыл на переговоры с Владимиром.
2. Князь Владимир (Святой). Религиозная реформа, принятие христианства, борьба с печенегами
С 980 по 1015 г. Владимир правил в Киеве. Он попытался сделать языческую веру государственной религией. Начало правления ознаменовано тем, что он «поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Самаргла и Макоши. И приносили им жертвы, называя богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей...». Мысли о религии очень занимали Владимира. К нему приходили проповедники из разных стран, всех он расспрашивал об их вере.
Принять христианство Владимира подтолкнули конкретные политические события. В 987 г. византийский полководец Варда Фока поднял мятеж против императоров Василия и Константина. Императоры обратились за помощью к Владимиру, а тот потребовал отдать ему в жены их сестру Анну. Братья предложили Владимиру креститься до бракосочетания. Он согласился, помог разгромить Варду Фоку, но креститься не стал. Медлили и братья. Тогда Владимир осадил в 989 г. византийский город Корсунь (около города Севастополя). Оттуда он послал представителей к императорам и, помимо воли Анны, те отправили ее к Владимиру. Корсунь был взят. Здесь состоялась свадьба Анны и Владимира. Затем князь с женой и войском вернулся в Киев и принял крещение. По Киеву были посланы глашатаи, которые приказали всем горожанам наутро принять крещение. После этого началось строительство церквей, особенно там, где раньше стояли языческие идолы и святилища. В Киеве была построена церковь св. Василия (в честь Владимира, принявшего христианское имя - Василий).
Однако христианская вера в Киевской Руси утверждалась вплоть до XII в.
Принятие христианства в качестве государственной религии -главная заслуга Владимира. Причины принятия христианства:
ü единому государству должна была соответствовать единая для всей страны религия, а языческие порядки, обычаи и традиции противоречили этому. Без их устранения единое государство не могло существовать и развиваться;
ü языческая вера препятствовала налаживанию международных отношений Киевской Руси, особенно с христианскими странами Европы, которые не хотели заключать политические соглашения и династические браки с язычниками-князьями, а также торговать с ними.
Князь Владимир ходил против радимичей, ятвягов, вятичей, на Волынь, где выбил поляков из Перемышля и Червена. Здесь он основал город Владимир (современный Владимир-Волынский). Ходил на болгар (неизвестно каких, волжских или дунайских). «Повесть временных лет» и другие летописи рассказывают о борьбе князя Владимира с печенегами, которая шла с переменным успехом. Для защиты южных границ он приказал строить города-заставы по рекам Сула, Стугна, Трубеж, Десна. «Нехорошо, что мало городов около Киева». «И стал набирать мужей лучших от словен, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей, и ими населил города, так как была война с печенегами. И воевал с ними, и победил их». Набеги печенегов следовали один за другим. В 993 г. князь Владимир отбил очередное нападение. Но в 996 г. -новое сражение с печенегами. «Владимир с малою дружиною вышел против них и сразился с ними. И не мог он выстоять против них, дружина побежала и едва укрылась от противника (в городе Васильеве). Он был почти настигнут печенегами, но спрятался под мост, под которым и отсиделся, оглушаемый топотом вражеских коней».
Постоянные нападения вынудили земледельцев уйти из опасных южных земель на север, в места, укрытые лесом. Чтобы прекратить набеги печенегов, Владимир построил десятки пограничных крепостей и создал дозорную службу. Немецкий миссионер-архиепископ Бруно, направленный к печенегам для проповеди христианской веры, писал германскому императору Генриху II: «Мы направили путь к жесточайшим из всех язычников, печенегам. Князь руссов, имеющий обширные владения и большие богатства, удерживал меня месяц, стараясь убедить, чтоб я не шел к такому дикому народу... Не могли убедить меня: он пошёл провожать меня до границ, которые он оградил от кочевников самым крупным частоколом (или завалами) на очень большое пространство». Борьбу с печенегами Владимир продолжал до конца дней своих. В 1015 г., когда он тяжело заболел, печенеги в большом количестве вторглись в Киевскую Русь. Владимир послал против них своего сына Бориса. Однако кочевники уклонились от сражения и покинули пределы государства.
Деятельность Владимира Святого положительно оценивают летописи и специалисты-историки. Так, по «Повести временных лет», Владимир имел широкую душу, любил слова книжные и Евангелие. Сам он грамоты не знал.
Вторая междоусобная война
После смерти князя Владимира с 1015 по 1019 г. в государстве проходила вторая междоусобная война (между его сыновьями). Инициатором этой войны, по «Повести временных лет», стал старший сын Святополк, прозванный Окаянным (по библейской притче о Каине и Авеле). Он, по летописи, убивает Бориса, ростовского князя, Глеба, муромского князя, Святослава, древлянского князя. (Борис и Глеб - первые славянские святые). Следующего он должен был убить Ярослава, который решил бежать в Швецию к родственникам своей жены Ингигерды (Ирины). Однако новгородцы удержали его. С их помощью и при поддержке варягов он начинает войну со Святополком. В битве под Любечем Ярослав разбил Святополка, и тот бежал в Польшу к своему тестю, королю Болеславу Храброму. Затем Святополк при поддержке Болеслава выбил князя Ярослава из Киева. Далее война шла с переменным успехом. Впоследствии союзниками Святополка стали печенеги, которые вторглись на Русь. В 1019 г. в решающей битве на реке Альте Святополк и печенеги потерпели полное и окончательное поражение. Святополк, по одной версии, умер от ран, по другой - погиб от рук варяга Эймунда, который принес его голову Ярославу, по третьей - бежал в Польшу или к печенегам. А князь Ярослав вошел в Киев и с 1019 г. стал великим киевским князем. Правил он 35 лет - до 1054 г.