Возникновение государственности

Материалы различных источников свидетельствуют о том, что восточнославянское государство возникло на юге, в богатой и уро­жайной лесостепной полосе Среднего Приднепровья. Здесь за ты­сячу лет до Киевской Руси было известно земледелие. Даже в XII в., когда юг и север во многом уже сравнялись, у южан их се­верные, лесные соседи вызывали иронические высказывания из-за «звериного» образа жизни. Однако объединение восточных славян в единое государство - Киевскую Русь произошло именно с севера, и ведущую роль в этом сыграли варяги (норманны).

У восточных славян были опасные соседи на юге. В низовье Волги находился могущественный Хазарский каганат, которому подчинялись и платили дань поляне, северяне, радимичи, вятичи (союзы восточнославянских племен). На севере постоянные набеги совершали варяги - воинственные жители Скандинавского по­луострова и Дании. «Повесть временных лет» сообщает, что се­верные славянские и финно-угорские племена - кривичи, словене новгородские, чудь, меря - были подчинены варягам и обложены данью. Но в конце концов, отмечает летописец, славяне «изгнали варягов за море». Однако вскоре между ними начались усобицы: «И воевать начали сами с собой». Не в силах справиться со свои­ми внутренними проблемами, словене, кривичи, чудь и меря ре­шили отправить посольство к варягам и найти князя, который бы «владел и правил... по праву». Послы обратились к варягам со словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Три брата - Рю­рик, Синеус, Трувор - «со своими родами» согласились на это предложение. Рюрик стал княжить в городе Ладоге, а затем в Новгороде, Синеус - в Белоозере, Трувор - в Изборске. Начало княжения Рюрика в Новгороде относится, по «Повести времен­ных лет», к 862 г., который принято считать началом правления династии Рюриковичей.

Два года спустя Синеус и Трувор умерли, а Рюрик стал един­ственным правителем. По сведениям «Повести временных лет», двое из воинов Рюрика - Аскольд и Дир - отпросились у него пойти служить византийскому императору в город Царьград (Константинополь). На Днепре они осели и стали княжить в го­роде Киеве - древнем центре полян. Далее, по «Повести времен­ных лет», в 879 г. Рюрик умер, оставив своего маленького сына Игоря родственнику Олегу, ставшему опекуном и правителем (регентом).

3. Норманнская теория

События, связанные с призванием варягов, получили в исто­рической литературе название норманнской теории или норман­нской проблемы. Эта теория была создана во второй четверти XVIII века немецкими учеными Байером, Миллером и другими, ра­ботавшими в Петербургской академии наук. Ее авторы считали варягов (норманнов) основателями государства у восточных сла­вян. Однако существует предположение, что имена Синеус и Тру­вор - это не имена собственные, а переводятся с древнешведского языка как «свой род» и «верная дружина», но сам Рюрик, по мнению большинства историков, являл­ся реальной фигурой. Раскопки, которые были произведены в районе Новгорода, показали, что варяги жили здесь примерно с середины IX в.

В середине IX в., когда варяги появились на Руси, по всей Ев­ропе о них уже ходили страшные рассказы. Не было церкви, где бы ни возносили молитвы, прося избавления от ярости варягов. Они в VIII-IX вв. разграбили побережье Англии, напали на Ир­ландию, разорили Париж, Лиссабон, Севилью, Гамбург. Позже, в IX-XI веке, варяги появились во Франции, Англии, Германии, Ис­пании, Италии, Сицилии, Византии, Северной Африке. Предпри­няли колонизацию Исландии, освоили Гренландию и за много ве­ков до Колумба проникли в Америку (Випланд). В середине IX в. по пути «из варяг в греки» варяги проникли в земли восточных славян и открыли для себя Русь, которая поразила их числом го­родов и богатством. Они назвали ее «Гардарик» - страна городов.

Можно предположить, что варягов могли пригласить в ка­честве наемников для борьбы между различными славянскими и финно-угорскими племенами. Возможно, они были призваны не на княжение, а для защиты земель от набегов своих же северных племен. Но позже, вероятно, варяги силой захватили власть в Новгороде и покорили северные славянские племена.

Тема 3: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ КИЕВСКОЙ РУСИ В 882-945 гг.

План

1. Русь «во время Олегово».

2. Правление князя Игоря (Старого).

Русь «во время Олегово»

Князь Олег (Вещий), родственник и опекун Игоря, правил с 879 по 912 г. Он объединил север и юг и создал единое славянское государство, которое территориально представляло собой узкую полосу на пути «из варяг в греки». В 882 г. Олег решил овладеть Киевом и во главе варягов, кривичей, ильменских словен, чуди, мери и веси отправился в поход. По пути он захватил Смоленск и Любеч, оставив там своих наместников.

Киев Олег взял хитростью. Под видом купцов он с частью вои­нов подплыл к городу и отправил посольство к Аскольду и Диру. Послы пришли к киевским правителям безоружными и сказали: «Мы купцы и идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда Аскольд и Дир вышли к ладьям, выбежали вооруженные люди, а Олег сказал: «Не князья вы и не княжеского рода! А я княжеского рода!» И, показав на маленько­го Игоря, добавил: «Вот он, сын Рюрика!». Аскольд и Дир были убиты и похоронены в Киеве. Олег провозгласил Киев столицей своего государства и стал там править. 882 год принято считать годом образования Киевской Руси. Объединение северного и юж­ного союзов славянских племен состоялось.

По своей форме возникшее государство было раннефеодаль­ной монархией (до середины XI в.). Раннефеодальной она явля­лось потому, что главной задачей было укрепление феодальных отношений, так как основная масса крестьян была свободной, и процесс деления общества еще не завершился, а аппарат власти только создавался (вече - князь, ополчение - дружина, народный суд - суд князя или дружинников).

Годы правления князя Олега ознаменовались следующими со­бытиями:

1) он освободил от власти Хазарского кагана и подчинил Кие­ву некоторые восточнославянские племена (полян, древлян, ра­димичей, северян, кривичей, словен ильменских) и ряд финно-угорских племен севера. «Повесть временных лет» описывает эти события так: «Начал Олег воевать с древлянами, и победил их и стал брать дань по черной кунице с дыма (со двора). Идет Олег на северян, и победил северян, и возложил на них дань легкую...». Послал к радимичам спросить: "Кому дань даете?" Они сказали: "Хазарам". И сказал Олег: "Не давайте хазарам, а давайте мне"». Однако подчинил Олег эти племена не окончательно, так как впоследствии, по летописным источникам, его преемникам при­ходилось вновь восстанавливать зависимость племен. Это можно объяснить тем, что подчинение было только на время правления того или иного князя. И только в конце X в. сопротивление ряда племен было окончательно подавлено;

2) организовал защиту рубежей государства от внешних вра­гов. Для обороны от кочевников Олег «начал города ставить» и раздавать земли «мужам» (приближенным);

3) совершил поход в 907 г. на Византийскую империю, на го­род Царьград (Константинополь), чтобы обеспечить выгодные ус­ловия для торговли с Византией.

В 907 г. князь Олег отправился в поход на Константинополь. Для этого он собрал варягов, а также северные и южные племена сла­вян: древлян, полян, кривичей, радимичей, тиверцев, словен нов­городских, чудь, мерю, дулебов. Плыли на 2 000судов, на каж­дом было по 40 воинов, а конница двигалась берегом. Город не су­мел оказать сопротивление. Воины опустошили пригород, забра­ли богатства и пленных, а затем, согласно «Повести временных лет», Олег приказал сделать колеса и поставить на них ладьи, которые при попутном ветре, развернув паруса, двинулись к сте­нам города. Это, видимо, было сделано, чтобы защитить воинов от стрел. Греки запросили мир. Военные действия были остановле­ны. В Константинополь для переговоров с императорами Львом и Александром, правившими совместно, было направлено посоль­ство из пяти человек: Карл, Фарлоф, Рулав, Вельмуд, Стемид. Был заключен мир, договор оформили на двух языках: греческом и славянском. Сохранился только греческий вариант. В соответствии с этим мирным соглашением было осуществлено сле­дующее:

1. греки выплатили дань по 12 гривен на корабль, а не на каждого воина или на «уключину» (весло), как просил Олег;

2. славянских и варяжских купцов освободили от уплаты «мыта», т. е. торговых пошлин;

3. империя выплачивала «уклады» (дань) на города Киев, Чернигов, Полоцк, Переяславль, Любеч, Ростов и на «прочие города», где правили князья, подчинённые Олегу;

4. Славянские послы получали посольское содержание, а куп­цы - «месячину», т. е. помесячное содержание в виде хлеба, мяса, рыбы, овощей, фруктов, вина в течение шести месяцев. Они рас­полагались недалеко от города, в монастыре св. Мамы. Списки со­ставляли греки и потом платили «месячину». Послы и куп­цы должны были проходить в город через определенные им воро­та в сопровождении греческого чиновника, без оружия и не более 5-10 человек. В обратную дорогу их обеспечивали едой и кора­бельными снастями - парусами, якорями и т. д. («сколько им бу­дет нужно»). Послы и купцы могли мыться в византийских банях (термах). Этим правом пользовались только жители города.

Византийцы целовали крест в знак верности данному согла­шению, а Олег и его дружинники поклялись оружием и богами - Перуном и Велесом. В знак победы Олег прибил свой щит на воро­тах города. По его требованию были сшиты паруса для кораблей из шелка (для варягов) и полотна (для славян).

Мирное соглашение, заключенное князем Олегом в 907 г. с та­ким могущественным государством средневековья, как Визан­тия, позволило ему расширить свое влияние и укрепить власть.

Через четыре года, в 911 г., в Византию направляется новое по­сольство из 15 человек. В ходе переговоров было заключено согла­шение, дававшее еще большие привилегии послам и купцам.

В «Повести временных лет» в 898 г. отмечен интересный и уникальный факт европейской истории - бегство мадьяр (венгров) от нападений печенегов. «Шли угры (венгры) мимо Киева горою, которая прозывается теперь Угорской, и пришли к Днепру, и ста­ли вежами: ходили они так же, как теперь половцы. И, придя с востока, устремились через великие горы, которые прозвались Угорскими (Карпаты), и стали воевать против живших там волохов и славян. ...Угры прогнали вол охов, унаследовали ту землю и поселились со славянами. ...И с тех пор прозвалась земля Угор­ской». Эти события называются в истории Венгрии «обретением родины». Однако венгерские источники и историки утверждают, что у стен Киева произошло сражение между венгерскими племе­нами и войском Олега. В той битве Олег был разбит и укрылся в Киеве. Затем, в ходе мирных переговоров, было заключено соглашение о союзе. Князь Олег обеспечил венгров едой и снаряжени­ем, а те, в свою очередь, обязались оказывать военную и иную по­мощь. Судя по дальнейшим событиям, это соглашение успешно действовало в течение нескольких, веков.

Князь Олег умер в 912 г. Летопись повествует о его смерти от укуса змеи. Предание о гибели князя из-за верного друга, боевого коня, легло в основу стихотворения А. С. Пушкина «Песнь о Ве­щем Олеге». Место захоронения Олега, по одним сведениям, на­ходится в Киеве: «Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его и похоронили на горе, что зовется Щековицей». По другим данным, он похоронен в Ладоге: «И есть могила его в Ла­доге». По третьим источникам - князь погиб где-то за морем.

2. Правление князя Игоря(Старого)

После смерти князя Олега стал править сын Рюрика Игорь (Старый) (912 – 945 гг.). Началом его княжения стала война с древлянами, которые, воспользовавшись смертью Олега, хотели «отложиться» от Киева и «затворились» от Игоря в укреплённых городах. Он разгромил древлян и «возложил на них дань больше прежней».

Воевал князь и с появившимися на границах кочевниками - печенегами. «Повесть временных лет» сообщает, что в 915 г. пече­неги были впервые замечены на границах, но сражения с ними не было. В 920 г. произошло первое вооруженное столкновение, пе­ченеги были отброшены в степь.

Князь Игорь совершил два похода на Византию" (в 941 и 944 гг.). В 941 г. он повел по Днепру и Черному морю 10-тысяч­ную эскадру кораблей. Варяги и славяне опустошили побережье империи, которая, срочно мобилизовав войска, в жестокой сухо­путной битве вышла победительницей. Византийцы отогнали дружину Игоря от Царьграда, используя «греческий огонь» - за­жигательную смесь в горшках

В 944 г. князь Игорь предпринял второй поход на Византию. Он нанял конницу печенегов, собрал все славянские племена и на кораблях, а конница по берегу, направился к Царьграду. Ви­зантийская разведка донесла императору о приближении войска Игоря, На реке Дунай его встретили послы от императора с пред­ложением о мире за огромный выкуп. Игорь и его дружина согласились: «Что нам еще нужно - не бившись взять золото, се­ребро, паволоки (шелковые ткани)? Разве знает кто, кому одо­леть, нам ли, им ли? Или с морем кто сговорился? Не по земле ведь ходим, но по глубине морской: всем общая смерть». В том же году в Киеве и Царьграде был подписан мир, правда, менее выгодный, чем мир 907 или 911 гг. При его заключении в Киеве греки и христиане-славяне целовали крест в церкви св. Ильи на Подоле, а язычники-славяне клялись Перуном и оружием на языческих капищах.

В Киевской Руси князь Игорь с дружиной объезжал подвласт­ные ему земли и осуществлял сбор дани (полюдье), размер кото­рой не был определен. Это была плата князю и его дружине за за­щиту от внешних врагов и за выполнение ими административных функций. Полюдье иногда превращалось в грабительскую опера­цию, против чего выступали крестьяне и горожане, как это про­изошло в 945 г. на древлянской земле.

Сбор дани с древлян Игорь поручил воеводе и боярину Свенельду. В 945 г. Свенельд с дружиной взял богатую дань, чем, ви­димо, вызвал зависть у дружинников Игоря. «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, - жаловались они Игорю, - а мы наги! Пойдем, князь, с нами за данью, и ты добудешь, и мы!» Поддавшись настойчивым уговорам своей дружины, Игорь отпра­вился в древлянские земли. У князя древлян Мала, вероятно, не было сил для борьбы, поэтому он выплатил еще одну дань. Кара­ван отправился в Киев, а князь решил с небольшим отрядом (ис­торики говорят о шести воинах) вернуться в город Искоростень и потребовать еще дани. Древляне поняли, зачем Игорь идет в их землю, закрыли ворота Искоростеня. Однако решили выслать послов, чтобы уговорить князя удовлетвориться уже собранным и уйти в Киев. Но Игорь потребовал впустить его. Тогда жители, вооружившись, вышли из города, окружили князя и его дружин­ников и убили их. Игоря древляне подвергли мучительной казни. Они привязали его к двум согнутым деревьям, а затем отпустили их (об этом говорит византийский автор Лев Диакон в своей книге «История»).

Наши рекомендации