Возникновение государственности
Материалы различных источников свидетельствуют о том, что восточнославянское государство возникло на юге, в богатой и урожайной лесостепной полосе Среднего Приднепровья. Здесь за тысячу лет до Киевской Руси было известно земледелие. Даже в XII в., когда юг и север во многом уже сравнялись, у южан их северные, лесные соседи вызывали иронические высказывания из-за «звериного» образа жизни. Однако объединение восточных славян в единое государство - Киевскую Русь произошло именно с севера, и ведущую роль в этом сыграли варяги (норманны).
У восточных славян были опасные соседи на юге. В низовье Волги находился могущественный Хазарский каганат, которому подчинялись и платили дань поляне, северяне, радимичи, вятичи (союзы восточнославянских племен). На севере постоянные набеги совершали варяги - воинственные жители Скандинавского полуострова и Дании. «Повесть временных лет» сообщает, что северные славянские и финно-угорские племена - кривичи, словене новгородские, чудь, меря - были подчинены варягам и обложены данью. Но в конце концов, отмечает летописец, славяне «изгнали варягов за море». Однако вскоре между ними начались усобицы: «И воевать начали сами с собой». Не в силах справиться со своими внутренними проблемами, словене, кривичи, чудь и меря решили отправить посольство к варягам и найти князя, который бы «владел и правил... по праву». Послы обратились к варягам со словами: «Земля наша велика и обильна, а наряда (порядка) в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». Три брата - Рюрик, Синеус, Трувор - «со своими родами» согласились на это предложение. Рюрик стал княжить в городе Ладоге, а затем в Новгороде, Синеус - в Белоозере, Трувор - в Изборске. Начало княжения Рюрика в Новгороде относится, по «Повести временных лет», к 862 г., который принято считать началом правления династии Рюриковичей.
Два года спустя Синеус и Трувор умерли, а Рюрик стал единственным правителем. По сведениям «Повести временных лет», двое из воинов Рюрика - Аскольд и Дир - отпросились у него пойти служить византийскому императору в город Царьград (Константинополь). На Днепре они осели и стали княжить в городе Киеве - древнем центре полян. Далее, по «Повести временных лет», в 879 г. Рюрик умер, оставив своего маленького сына Игоря родственнику Олегу, ставшему опекуном и правителем (регентом).
3. Норманнская теория
События, связанные с призванием варягов, получили в исторической литературе название норманнской теории или норманнской проблемы. Эта теория была создана во второй четверти XVIII века немецкими учеными Байером, Миллером и другими, работавшими в Петербургской академии наук. Ее авторы считали варягов (норманнов) основателями государства у восточных славян. Однако существует предположение, что имена Синеус и Трувор - это не имена собственные, а переводятся с древнешведского языка как «свой род» и «верная дружина», но сам Рюрик, по мнению большинства историков, являлся реальной фигурой. Раскопки, которые были произведены в районе Новгорода, показали, что варяги жили здесь примерно с середины IX в.
В середине IX в., когда варяги появились на Руси, по всей Европе о них уже ходили страшные рассказы. Не было церкви, где бы ни возносили молитвы, прося избавления от ярости варягов. Они в VIII-IX вв. разграбили побережье Англии, напали на Ирландию, разорили Париж, Лиссабон, Севилью, Гамбург. Позже, в IX-XI веке, варяги появились во Франции, Англии, Германии, Испании, Италии, Сицилии, Византии, Северной Африке. Предприняли колонизацию Исландии, освоили Гренландию и за много веков до Колумба проникли в Америку (Випланд). В середине IX в. по пути «из варяг в греки» варяги проникли в земли восточных славян и открыли для себя Русь, которая поразила их числом городов и богатством. Они назвали ее «Гардарик» - страна городов.
Можно предположить, что варягов могли пригласить в качестве наемников для борьбы между различными славянскими и финно-угорскими племенами. Возможно, они были призваны не на княжение, а для защиты земель от набегов своих же северных племен. Но позже, вероятно, варяги силой захватили власть в Новгороде и покорили северные славянские племена.
Тема 3: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ КИЕВСКОЙ РУСИ В 882-945 гг.
План
1. Русь «во время Олегово».
2. Правление князя Игоря (Старого).
Русь «во время Олегово»
Князь Олег (Вещий), родственник и опекун Игоря, правил с 879 по 912 г. Он объединил север и юг и создал единое славянское государство, которое территориально представляло собой узкую полосу на пути «из варяг в греки». В 882 г. Олег решил овладеть Киевом и во главе варягов, кривичей, ильменских словен, чуди, мери и веси отправился в поход. По пути он захватил Смоленск и Любеч, оставив там своих наместников.
Киев Олег взял хитростью. Под видом купцов он с частью воинов подплыл к городу и отправил посольство к Аскольду и Диру. Послы пришли к киевским правителям безоружными и сказали: «Мы купцы и идем в Греки от Олега и княжича Игоря. Придите к нам, к родичам своим». Когда Аскольд и Дир вышли к ладьям, выбежали вооруженные люди, а Олег сказал: «Не князья вы и не княжеского рода! А я княжеского рода!» И, показав на маленького Игоря, добавил: «Вот он, сын Рюрика!». Аскольд и Дир были убиты и похоронены в Киеве. Олег провозгласил Киев столицей своего государства и стал там править. 882 год принято считать годом образования Киевской Руси. Объединение северного и южного союзов славянских племен состоялось.
По своей форме возникшее государство было раннефеодальной монархией (до середины XI в.). Раннефеодальной она являлось потому, что главной задачей было укрепление феодальных отношений, так как основная масса крестьян была свободной, и процесс деления общества еще не завершился, а аппарат власти только создавался (вече - князь, ополчение - дружина, народный суд - суд князя или дружинников).
Годы правления князя Олега ознаменовались следующими событиями:
1) он освободил от власти Хазарского кагана и подчинил Киеву некоторые восточнославянские племена (полян, древлян, радимичей, северян, кривичей, словен ильменских) и ряд финно-угорских племен севера. «Повесть временных лет» описывает эти события так: «Начал Олег воевать с древлянами, и победил их и стал брать дань по черной кунице с дыма (со двора). Идет Олег на северян, и победил северян, и возложил на них дань легкую...». Послал к радимичам спросить: "Кому дань даете?" Они сказали: "Хазарам". И сказал Олег: "Не давайте хазарам, а давайте мне"». Однако подчинил Олег эти племена не окончательно, так как впоследствии, по летописным источникам, его преемникам приходилось вновь восстанавливать зависимость племен. Это можно объяснить тем, что подчинение было только на время правления того или иного князя. И только в конце X в. сопротивление ряда племен было окончательно подавлено;
2) организовал защиту рубежей государства от внешних врагов. Для обороны от кочевников Олег «начал города ставить» и раздавать земли «мужам» (приближенным);
3) совершил поход в 907 г. на Византийскую империю, на город Царьград (Константинополь), чтобы обеспечить выгодные условия для торговли с Византией.
В 907 г. князь Олег отправился в поход на Константинополь. Для этого он собрал варягов, а также северные и южные племена славян: древлян, полян, кривичей, радимичей, тиверцев, словен новгородских, чудь, мерю, дулебов. Плыли на 2 000судов, на каждом было по 40 воинов, а конница двигалась берегом. Город не сумел оказать сопротивление. Воины опустошили пригород, забрали богатства и пленных, а затем, согласно «Повести временных лет», Олег приказал сделать колеса и поставить на них ладьи, которые при попутном ветре, развернув паруса, двинулись к стенам города. Это, видимо, было сделано, чтобы защитить воинов от стрел. Греки запросили мир. Военные действия были остановлены. В Константинополь для переговоров с императорами Львом и Александром, правившими совместно, было направлено посольство из пяти человек: Карл, Фарлоф, Рулав, Вельмуд, Стемид. Был заключен мир, договор оформили на двух языках: греческом и славянском. Сохранился только греческий вариант. В соответствии с этим мирным соглашением было осуществлено следующее:
1. греки выплатили дань по 12 гривен на корабль, а не на каждого воина или на «уключину» (весло), как просил Олег;
2. славянских и варяжских купцов освободили от уплаты «мыта», т. е. торговых пошлин;
3. империя выплачивала «уклады» (дань) на города Киев, Чернигов, Полоцк, Переяславль, Любеч, Ростов и на «прочие города», где правили князья, подчинённые Олегу;
4. Славянские послы получали посольское содержание, а купцы - «месячину», т. е. помесячное содержание в виде хлеба, мяса, рыбы, овощей, фруктов, вина в течение шести месяцев. Они располагались недалеко от города, в монастыре св. Мамы. Списки составляли греки и потом платили «месячину». Послы и купцы должны были проходить в город через определенные им ворота в сопровождении греческого чиновника, без оружия и не более 5-10 человек. В обратную дорогу их обеспечивали едой и корабельными снастями - парусами, якорями и т. д. («сколько им будет нужно»). Послы и купцы могли мыться в византийских банях (термах). Этим правом пользовались только жители города.
Византийцы целовали крест в знак верности данному соглашению, а Олег и его дружинники поклялись оружием и богами - Перуном и Велесом. В знак победы Олег прибил свой щит на воротах города. По его требованию были сшиты паруса для кораблей из шелка (для варягов) и полотна (для славян).
Мирное соглашение, заключенное князем Олегом в 907 г. с таким могущественным государством средневековья, как Византия, позволило ему расширить свое влияние и укрепить власть.
Через четыре года, в 911 г., в Византию направляется новое посольство из 15 человек. В ходе переговоров было заключено соглашение, дававшее еще большие привилегии послам и купцам.
В «Повести временных лет» в 898 г. отмечен интересный и уникальный факт европейской истории - бегство мадьяр (венгров) от нападений печенегов. «Шли угры (венгры) мимо Киева горою, которая прозывается теперь Угорской, и пришли к Днепру, и стали вежами: ходили они так же, как теперь половцы. И, придя с востока, устремились через великие горы, которые прозвались Угорскими (Карпаты), и стали воевать против живших там волохов и славян. ...Угры прогнали вол охов, унаследовали ту землю и поселились со славянами. ...И с тех пор прозвалась земля Угорской». Эти события называются в истории Венгрии «обретением родины». Однако венгерские источники и историки утверждают, что у стен Киева произошло сражение между венгерскими племенами и войском Олега. В той битве Олег был разбит и укрылся в Киеве. Затем, в ходе мирных переговоров, было заключено соглашение о союзе. Князь Олег обеспечил венгров едой и снаряжением, а те, в свою очередь, обязались оказывать военную и иную помощь. Судя по дальнейшим событиям, это соглашение успешно действовало в течение нескольких, веков.
Князь Олег умер в 912 г. Летопись повествует о его смерти от укуса змеи. Предание о гибели князя из-за верного друга, боевого коня, легло в основу стихотворения А. С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге». Место захоронения Олега, по одним сведениям, находится в Киеве: «Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его и похоронили на горе, что зовется Щековицей». По другим данным, он похоронен в Ладоге: «И есть могила его в Ладоге». По третьим источникам - князь погиб где-то за морем.
2. Правление князя Игоря(Старого)
После смерти князя Олега стал править сын Рюрика Игорь (Старый) (912 – 945 гг.). Началом его княжения стала война с древлянами, которые, воспользовавшись смертью Олега, хотели «отложиться» от Киева и «затворились» от Игоря в укреплённых городах. Он разгромил древлян и «возложил на них дань больше прежней».
Воевал князь и с появившимися на границах кочевниками - печенегами. «Повесть временных лет» сообщает, что в 915 г. печенеги были впервые замечены на границах, но сражения с ними не было. В 920 г. произошло первое вооруженное столкновение, печенеги были отброшены в степь.
Князь Игорь совершил два похода на Византию" (в 941 и 944 гг.). В 941 г. он повел по Днепру и Черному морю 10-тысячную эскадру кораблей. Варяги и славяне опустошили побережье империи, которая, срочно мобилизовав войска, в жестокой сухопутной битве вышла победительницей. Византийцы отогнали дружину Игоря от Царьграда, используя «греческий огонь» - зажигательную смесь в горшках
В 944 г. князь Игорь предпринял второй поход на Византию. Он нанял конницу печенегов, собрал все славянские племена и на кораблях, а конница по берегу, направился к Царьграду. Византийская разведка донесла императору о приближении войска Игоря, На реке Дунай его встретили послы от императора с предложением о мире за огромный выкуп. Игорь и его дружина согласились: «Что нам еще нужно - не бившись взять золото, серебро, паволоки (шелковые ткани)? Разве знает кто, кому одолеть, нам ли, им ли? Или с морем кто сговорился? Не по земле ведь ходим, но по глубине морской: всем общая смерть». В том же году в Киеве и Царьграде был подписан мир, правда, менее выгодный, чем мир 907 или 911 гг. При его заключении в Киеве греки и христиане-славяне целовали крест в церкви св. Ильи на Подоле, а язычники-славяне клялись Перуном и оружием на языческих капищах.
В Киевской Руси князь Игорь с дружиной объезжал подвластные ему земли и осуществлял сбор дани (полюдье), размер которой не был определен. Это была плата князю и его дружине за защиту от внешних врагов и за выполнение ими административных функций. Полюдье иногда превращалось в грабительскую операцию, против чего выступали крестьяне и горожане, как это произошло в 945 г. на древлянской земле.
Сбор дани с древлян Игорь поручил воеводе и боярину Свенельду. В 945 г. Свенельд с дружиной взял богатую дань, чем, видимо, вызвал зависть у дружинников Игоря. «Отроки Свенельда изоделись оружием и одеждой, - жаловались они Игорю, - а мы наги! Пойдем, князь, с нами за данью, и ты добудешь, и мы!» Поддавшись настойчивым уговорам своей дружины, Игорь отправился в древлянские земли. У князя древлян Мала, вероятно, не было сил для борьбы, поэтому он выплатил еще одну дань. Караван отправился в Киев, а князь решил с небольшим отрядом (историки говорят о шести воинах) вернуться в город Искоростень и потребовать еще дани. Древляне поняли, зачем Игорь идет в их землю, закрыли ворота Искоростеня. Однако решили выслать послов, чтобы уговорить князя удовлетвориться уже собранным и уйти в Киев. Но Игорь потребовал впустить его. Тогда жители, вооружившись, вышли из города, окружили князя и его дружинников и убили их. Игоря древляне подвергли мучительной казни. Они привязали его к двум согнутым деревьям, а затем отпустили их (об этом говорит византийский автор Лев Диакон в своей книге «История»).