Правовое гос-во и гражданское общество.
Гражданское общество представляет собой систему обеспечения жизнедеятельности соц., культурной и духовной сфер, воспроизводства и передачи ценностей от поколения к поколению. Это система самостоятельных и независимых от гос-ва общественных институтов и отношений, которые призваны удовлетворять индивидуальные и коллективные потребности. Среди институтов гражданского общества выделяют:– семью;– церковь;– систему образования;– научные, проф. объединения;– объединения по интересам, спортивные организации;– профсоюзы;– фонды, ассоциации.Гражданское общество – это совокупность соц. образований, групп, коллективов, объединенных специфическими интересами – экономическими, этническими, культурными, реализуемыми вне сферы деятельности гос-ва. Гражданское общество в узком смысле – это общество на определенном этапе своего развития, когда оно выступает соц.-экономической основой демократического и правового гос-ва.Если для гос. власти и гос. структур характерны вертикальные отношения подчинения, то гражданское общество строится на отношениях по горизонтали – солидарности и справедливой конкуренции свободных и равноправных партнеров. .Правовое гос-во –полит. организация, при которой осуществляется максимально возможная соц. и политико-юридическая защищенность интересов и прав каждого человека, гарантируется и охраняется нормальное функционирование гражданского общества. Главное в правовом гос-ве – верховенство закона во всех сферах общественной жизни и связанность гос-ва и его органов законами.Право – механизм, форма регулирования поведения людей, соц. общностей, которые устанавливаются гос-ом в целях достижения и осуществления общественной стабильности и порядка. Правовое гос-во можно определить как правовую форму организации и деятельности полит.власти и ее взаимоотношений с индивидами как субъектами права. Оно выступает основой взаимной соц. ответственности личности и общества.Принципы правового гос-ва:. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина, создание для личности режима правового стимулирования. Правовое гос-во должно последовательно исполнять свое главное предназначение – гарантировать каждому гражданину возможность всестороннего развития личности. Гос-во должно разработать такую систему соц. действий, при которой права человека и гражданина явл. первичными, естественными, в то время как возможность осуществления функций гос. власти выступает вторичной, производной. Например, в ст. 2 Конституции РФ установлено, что «человек, его права и свободы явл. высшей ценностью». Современная правовая наука в виде естественных признает систему гражданских (личных), полит., экономических, соц. и культурных прав личности, которые содержатся во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и других международных актах..Идея правового гос-ва – это идея взаимоуправления гражданского общества и гос-ва, предполагающая разрушение монополии гос-ва на власть с одновременным изменением соотношения свободы гос-ва и общества в пользу последнего и отдельной личности.Становление правового гос-ва – длительный процесс, зависящий от целого ряда факторов. Наиболее существенными из них являются:– уровень соц.-экономического и культурного развития общества;– наличие истор. традиций правовой жизни и правовой культуры, которые приобретаются обществом под воздействием гос-ва и общественной морали на протяжении веков;– совершенство самого права, регулирующего общественную жизнь.Правовое гос-во – это «идеальный тип» гос-ва, к становлению которого стремится прогрессивное человечество. Оно сочетает в себе все лучшее, что есть в богатой мировой теории и практике гос. строительства. Созданию и укреплению правового гос-ва могут способствовать следующие меры.
Совершенствование существующего законодательства путем его модификации и систематизации – создание широкого круга новых законодательных актов, обеспечивающих правовые основы регулирования жизнедеятельности общества.Формирование у граждан и должностных лиц устойчивого правового сознания – привычка к правовой дисциплине, к пониманию необходимости соблюдения закона как гаранта благополучия членов общества
19 Основы государственно-конституционного строя в РБ. «Конституция» лат. «constitution» - установление, устройство. Конституция- это Основной Закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.Конституция РБ принята15 марта 1994. Внесены изменения и дополнения: 24 ноября 1996г, 17 октября 2004г.Содержит преамбулу, 8 глав, 9 разделов.Конституция обладает высшей юридической силы. Законы, декреты, указы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с Конституцией РБ. В случае расхождения закона, декрета или указа с Конституцией действует Конституция.Вопрос об изменении и дополнении Конституции рассматривается палатами Парламента по инициативе Президента или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающих избирательным правом.В соответствии с конституцией политической основой РБ является: унитарным, демократическим, социальным и правовым государством.
20 Глава государства и его рль в структуре высших органов гос власти Президент является Главой гос-ва, он гарант конституции, прав и свобод граждан, обеспечивает реализацию основных направлений внутр и внеш политики, представляет страну за рубежом, является высшим арбитром в спорах, гарантирует нац безопасность и террит целостность страны. В РБ президент был избран 10 июля 1994 г. Пр республики не являясь главой Правительства, фактически является главой исполнительной власти. Он определяет структуру правительства, самостоятельно формирует его, согласовывая с парламентом лишь кандидатуру премьер-министра, отправляет в отставку министров, председательствует на заседаниях Правительства, вправе отменять акты правительства, формирует местную исполнит власть. ПР РБ наделен существенными полномочиями в области законод власти. Обладает правом законод инициативы, правом подписывать законы, возвращать их в парламент для повторного рассмотрения. Уполномочен издавать декреты, имеющие силу закона. Он не ответственен перед парламентом и вправе его распускать. В судебно-правовой сфере – ПР предлагает к избранию или назначает и освобождает от должности председателей Высшего Хоз.Суда, Конст.суда, Генерального прокурора, имеет право помилования.У президента широкие полномочия в осуществлении внешней политики, является Главнокомандующим Вооруженными Силами. За ним закреплено право на объявление референдума. РБ по форме правления является президентской республикой, в которой Президент обладает большими полномочиями. В отношении полномочий Президента Конституцией предусматривается механизм сдержек и противовесов. Парламент может ограничивать действия Президента с помощью законов.Только Парламент досрочно освобождает или смещает с должности Пр.
21.Парламент: основные напрвления деятельности, структура, полномочия.Парламент– высший законодательный орган гос-ва, общенациональный представительный институт, избираемый в современных демократических странах на основе всеобщего и равного избирательного права путем тайного голосования. Современные парламенты состоят из двух палат. Двухпалатная система позволяет сочетать в парламенте федеративного гос-ва представительство населения страны в целом с представительством субъектов федерации. Нижние палаты формируются всеобщими прямыми выборами. Верхние формируются более сложными механизмами. В РФ в Совет Федерации входят по два представителя от каждой области или республики – губернатор, избираемый населением, и глава регионального законодательного собрания. В Англии в Палату лордов входят пэры наследственные, пожизненные и не передающие титул по наследству, а также представители англиканской церкви.Судебная власть выступает гарантом соблюдения законности деятельности законодательных и исполнительных институтов, а также арбитром в случае трудноразрешимых проблем. В демократических странах надзор за соблюдением конституции, соответствием ей нормативных правовых актов законодательной и исполнительной властей возлагается на специальный судебный орган Высшим органом законодательной власти является парламент До референдума 24 ноября 1996 г. высшим представительным и законодательным органом власти в РБ. Был Верховный Совет (260 депутатов на 5 лет)В результате изменений и дополнений, внесенных в Конституцию, белорусский парламент был переименован в Национальное собрание (численность 174 чел., срок полномочий – 4 года) и разделен на две палаты — Палату представителей и Совет Республики. Палата представителей (ПП) состоит депутатов рассматривает проекты законов, назначает выборы Президента, принимает его отставку и др. (СТ.97 КРБ). Совет Республики (CP) является палатой территориального представительства и состоит из 64 депутатов. Национальное собрание РБ работает в сессионном порядке. Заседания открытые. Любой законопроект рассматривается вначале в ПП, а затем в СР. Полномочия палат парламента могут быть прекращены досрочно:-при отказе в доверии правительству;-в случае вотума недоверия правительству-при двукратном отказе дать согласие на назначение Премьер-министра.
22.Правительство – высший орган исполнительной и распорядительной власти государства Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство- Совет Министров Республики Беларусь -центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь. Правительство состоит из Премьер-министра, его заместителей и министров. В состав Правительства могут входить и руководители иных республиканских органов государственного управления. Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей. Правительство Республики Беларусь:-Руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти;-Разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;-Разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о егоисполнении;-Издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Р.Б
23. Местное управление и самоуправление . Судебная власть На основе внутреннего разделения властей (между регионами и центром) выделяют несколько основных систем управления местными делами. 1 самоуправление . Главные признаки данных органов местного самоуправления – их выборность, полномочность, самостоятельность и независимость по отношению к центральной власти, финансовая автономность, управление от лица своего населения.. Центр власть осуществляет над ними иерархический и надзирающий контроль.2 построена по принципу передачи представителям центральной власти наместах достаточно широких полномочий по управлению регионами при сохранении иерархической зависимости региональной власти от центральной. 3 модель предполагает прямое администрирование: вся региональная администрация входит в систему гос власти, полностью зависит от центра и все важные решения принимаются им. В2-х последних моделях органы власти формируются сверху, являются органами местного управления , а не самоуправления. Местное управление осущ-сячерез исполнит и распорядит органы: исполкомы и администрации. Структура органов управления имеет вертикальныйхар-р построения снизу доверху, региональная власть иерархически зависит от центральной. Судебная власть - средство, связывающиегос власть в единое целое. Судебная власть следит за строгим соблюдением конституции и других законов гражданами, физическим и юридическими лицами, самой законодательной и исполнительной властью, Президентом. Система судов состоит из Констит. Суда, общих и хоз судов, выполняющих функцию соц защиты населения.
ВОПРОС 24 Бюрократия и бюрократизм. Бюрократия (власть конторских служащих) – это иерархическая структура не обладающая властными полномочиями, специализирующаяся на выполнении определенных управленческих и исполнительных функций в процессе реализации власти теми, кому она принадлежит. Бюрократия тип организации, для которой характерно: четкая управленческая иерархия, жесткие правила и стандарты деятельности, специализация и разделение труда, владение служащими средствами коммуникаций и оргтехникой, уважение к чести мундира, преданность служебному долгу. Бюрократия не только орудие управления, но и особая соц группа со специфическими взглядами, ценностями и интересами. Не обладая властными интересами чиновники проявляют заинтересованность в расширении сферы своего влияния, использовании полит власти в собственных интересах. Отсутствие действенного контроля за этой системой со стороны власти и народа , приводят к тому что большая часть общества и институты власти зависят от чиновников. Таким образом бюрократический аппарат становится самовластным и автономным. Такие перегибы системы управления приводят к появлению бюрократизма. – такой способ функционирования аппарата управления, при котором он обслуживает не столько интересы общества и гос-ва, сколько собственное благополучие. Бюрократизму присущи такие черты как самоуправство, произвол, волокита, консерватизм, бездушие, круговая порука, мздоимство, запутанность процедур.