Компетенция главы местной государственной администрации
Как уже указывалось, деятельностью местной государственной администрации руководят на принципах единоначалия:
глава государственной администрации района - аким.
Аким назначается Премьер-министром Кыргызской Республики по предложению районного кенеша из числа кандидатур (не менее 3), представленных Премьер-министром Кыргызской Республики.
Районный кенеш в течение 15 рабочих дней со дня внесения соответствующих представлений Премьер-министром Кыргызской Республики отбирает одного из представленных кандидатур и вносит Премьер-министру Кыргызской Республики для назначения на должность акима.
Отбор кандидатуры для предложения к назначению на должность акима осуществляется депутатами районного кенеша путем тайного голосования. В случае если до истечения срока, указанного в законе, районный кенеш не внесет соответствующее предложение по кандидатуре для назначения на должность акима. Премьер-министр Кыргызской Республики в течение 20 рабочих дней представляет новые кандидатуры (не менее 3) в районный кенеш.
Аким является главным государственным должностным лицом на территории района.
Аким несет персональную ответственность перед Правительством Кыргызской Республики за социально-экономическое развитие района.
Глава местной государственной администрации несет персональную ответственность за социально-экономическое развитие подведомственной территории перед Президентом и Правительством.
Аким может быть освобожден от занимаемой должности Премьер-министром Кыргызской Республики:
1) на основании личного заявления;
2) за невыполнение или ненадлежащее исполнение законов, нормативных правовых актов, установленное органами прокуратуры;
3) в случае ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей, приведшего к ухудшению социально-экономической и общественно-политической ситуации в районе, а также за совершение порочащего проступка - с согласия сессии районного кенеша большинством голосов от общего числа депутатов;
4) на основании вступившего в силу обвинительного приговора суда;
5) в случае признания его судом недееспособным;
6) в случае вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим, безвестно отсутствующим, а также смерти;
7) в случае выезда на постоянное место жительства за пределы Кыргызской Республики;
8) в случае выхода из гражданства Кыргызской Республики, утраты гражданства Кыргызской Республики или принятия гражданства иностранного государства;
9) в случае невозможности исполнять свои должностные обязанности в результате стойкой нетрудоспособности;
10) в случае выражения недоверия двумя третями голосов от общего числа депутатов районного кенеша;
11) в случае избрания нового созыва районного кенеша. До назначения нового главы местной государственной администрации аким продолжает исполнять свои обязанности.
2. В случае выражения недоверия акиму депутатами районного кенеша Премьер-министр Кыргызской Республики вправе принять решение об освобождении его от должности либо не согласиться с решением районного кенеша.
3. В случае если депутаты районного кенеша в течение 3 месяцев повторно примут решение о выражения недоверия акиму, Премьер-министр Кыргызской Республики освобождает его от занимаемой должности.
4. В случае освобождения акима от должности Премьер-министр Кыргызской Республики до назначения новой кандидатуры может назначить исполняющего обязанности акима.
Определяя полномочия главы местной государственной администрации, следует отметить, что аким:
1) организует деятельность государственной администрации на территории района и отвечает в установленном порядке за ее результаты;
2) координирует деятельность территориальных подразделений министерств, государственных комитетов, административных ведомств, дает согласие на назначение и освобождение от занимаемой должности их руководителей, кроме судей, прокуроров, руководителей территориальных подразделений государственного органа национальной безопасности, органов государственной статистики Кыргызской Республики, а также вносит представления об отстранении от должности вышеуказанных должностных лиц в случае ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей;
3) назначает и освобождает от должности работников аппарата местной государственной администрации, принимает к ним меры поощрения и дисциплинарного взыскания;
4) не реже одного раза в год отчитывается перед районным кенешем о результатах своей деятельности и положении дел на соответствующей территории;
5) представляет на утверждение районного кенеша проект бюджета соответствующей территории и отчет о его исполнении;
6) вносит наиболее важные вопросы на рассмотрение районного кенеша, а также вправе поставить вопрос о созыве сессии любого местного кенеша в пределах района и участвовать в ее работе с правом совещательного голоса;
7) представляет соответствующую территорию в отношениях с вышестоящими государственными органами и в международных отношениях;
8) принимает решения о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
9) оказывает содействие в учете и полном сборе платежей в государственные социальные (пенсионные, страховые) фонды;
10) оказывает содействие налоговым службам в учете налогоплательщиков и сборе налогов;
11) в установленном законом порядке освобождает от занимаемой должности главу исполнительного органа местного самоуправления;
12) осуществляет иные полномочия, возлагаемые на него Правительством и Премьер-министром Кыргызской Республики.
2. В случае несогласия акима с кандидатурой руководителя территориального подразделения соответствующего министерства, государственного комитета или административного ведомства вопрос окончательно решается Премьер-министром Кыргызской Республики.
В случае несогласия руководителя министерства, государственного комитета или административного ведомства с представлением акима об освобождении руководителя территориального подразделения соответствующего министерства, государственного комитета или административного ведомства вопрос окончательно решается Премьер-министром Кыргызской Республики.
3. Аким осуществляет на подведомственной территории государственный контроль за выполнением территориальными подразделениями государственных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности Конституции, законов, решений Правительства, Премьер-министра Кыргызской Республики и полномочного представителя.
4. В случаях принятия территориальными подразделениями государственных органов исполнительной власти решений, не соответствующих законам, актам Президента и Правительства Кыргызской Республики, аким вправе приостанавливать исполнение таких решений с одновременным извещением об этом органов прокуратуры, соответствующих вышестоящих государственных органов управления.
5. Аким в пределах своей компетенции издает распоряжения.
6. Аким в установленном порядке ходатайствует перед полномочным представителем о награждении государственными наградами и присвоении почетных званий Кыргызской Республики.