ОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ регионов СЗФО в 2010 г.
Наименование и номер признака | ||||||||
Регион СЗФО | Площадь территории, тыс. км2 | Численность населения, тыс. чел. | Средне-годовая численность занятых в экономике, тыс. чел. | Средне-душевые денежные доходы (в месяц), руб. | Потреби-тельские расходы в среднем на душу населения (в месяц), руб. | Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, руб. | Валовой региональный продукт, млн. руб. | Основные фонды в экономике (по полной учетной стоимости), млн. руб. |
Республика Карелия | 180,5 | 644,3 | 336,7 | 20056,0 | 106228,5 | |||
Республика Коми | 416,8 | 899,7 | 467,5 | 26139,8 | 301410,0 | |||
Архангельская область | 589,9 | 1225,3 | 607,7 | 22192,1 | 323026,5 | |||
в т.ч. Ненецкий автон. округ | 176,8 | 42,6 | 31,3 | 47349,4 | 130169,6 | |||
Вологодская область | 144,5 | 1201,0 | 598,1 | 18536,4 | 212833,1 | |||
Калининградская область | 15,1 | 941,4 | 471,4 | 18455,4 | 169863,5 | |||
Ленинградская область | 83,9 | 1714,4 | 741,1 | 20768,3 | 425111,1 | |||
Мурманская область | 144,9 | 794,8 | 434,8 | 29307,8 | 201785,4 | |||
Новгородская область | 54,5 | 632,8 | 315,0 | 16750,8 | 117497,1 | |||
Псковская область | 55,4 | 671,3 | 325,8 | 14498,2 | 74550,1 | |||
г. Санкт-Петербург | 1,4 | 4868,5 | 2466,3 | 27189,5 | 1473348,2 |
Вариант | № признака из исходной таблицы |
1 и 2 | |
3 и 4 | |
5 и 6 | |
7 и 8 | |
4 и 5 |
Задание № 2. Тема: «Абсолютные и относительные показатели».
Вариант 1.
Известны следующие данные о внешнеторговом обороте России со странами СНГ, млрд. дол.
Экспорт Импорт | 91,3 31,5 | 87,7 40,3 |
Всего | 122,8 |
Найти относительные показатели структуры экспорта и импорта за два года, относительные показатели координации за два года, сделать выводы.
Вариант 2.
Известны данные о производстве бумаги в РФ:
Годы | Произведено бумаги, тыс. т. |
Определить относительные показатели динамики с постоянной и переменной базой сравнения, сделать выводы по каждому рассчитанному показателю.
Вариант 3.
В третьем квартале товарооборот магазина составил 150 млн. руб. В четвертом квартале планируется товарооборот в 180 млн. руб. Фактически в четвертом квартале товарооборот составил 202,5 млн. руб.
Найти относительный показатель плана и относительный показатель реализации плана.
Вариант 4.
Фирма планировала в 2002 году по сравнению с 2001 годом увеличить оборот на 14,5%. Выполнение плана составило 102,7%. Определить относительный показатель динамики.
Вариант 5.
Имеются следующие данные об урожайности пшеницы в странах (ц/га): Россия – 14,5; Казахстан – 7,2; США – 25,3; Китай – 33,2; Нидерланды – 80,7. Определить относительные показатели сравнения (Россию сравнить с другими странами).
Задание № 3. Тема: «Средние величины».
Вариант 1.
Дано:
Табельный номер рабочего | ||||||
Стаж работы |
Найти средний стаж работы.
Вариант 2.
Дано:
Тарифный разряд | ||||||
Число рабочих, чел. |
Найти средний уровень квалификации рабочих предприятия.
Вариант 3.
Распределение крестьянских хозяйств в РФ по размеру земельного участка:
Размер земельного участка, га | Удельный вес в общем числе хозяйств, % |
до 3 4-5 6-10 11-20 21-50 51-70 71-100 101-200 свыше 200 | 9,7 13,9 15,5 18,7 6,0 5,7 7,0 5,5 |
Найти средний размер земельного участка крестьянского хозяйства.
Вариант 4.
Дано:
№ банка | Ср. процентная ставка | Доход банка, тыс. руб. |
Итого | - |
Найти среднюю процентную ставку.
Вариант 5.
Определить среднюю цену 1 м2 жилья по следующим данным:
Цена 1 м2, дол. | Общая площадь, тыс. м2 |
300-400 400-500 500-600 600-700 700-800 | 29,4 20,5 7,3 7,0 4,0 |
Задание № 4. Тема: «Структурные средние».
Вариант 1.
№ группы | Заработная плата, руб. | Число работников, чел. |
500-600 600-700 700-800 800-900 900-1000 свыше 1000 | ||
Итого | - |
Найти моду и медиану аналитически и графически.
Вариант 2.
Товарооборот, млн. руб. | Число фирм |
до5 5-10 10-15 15-20 20-25 25 и более | |
Итого |
Найти моду и медиану аналитически и графически.
Вариант 3.
Балл | Число оценок, полученных студентами |
Итого |
Найти моду и медиану аналитически и графически.
Вариант 4.
Срок функционирования, лет | Число банков, % |
1-2 2-3 3-4 4-5 5-6 6-7 более 7 | |
Итого |
Найти моду и медиану аналитически и графически.
Вариант 5.
Балл | Число оценок, полученных студентами |
2-4 4-6 6-8 8-10 | |
Итого |
Найти: моду и медиану аналитически.
Задание № 5. Тема: «Вариация, показатели вариации».
Вариант 1.
Средняя величина признака в совокупности равна 20, а средний квадрат индивидуальных значений этого признака – 800. Определите коэффициент вариации.
Вариант 2.
7 % сотрудников фирмы постоянно болеют. Найти: среднее значение, дисперсию и среднее квадратическое отклонение альтернативного признака.
Вариант 3.
О рабочих одной из бригад известны следующие данные:
Тарифный разряд | Число рабочих | Дневная выработка деталей одним рабочим, шт. |
100,120 120,120,140,160 140,160,170,180,200 |
Найти: 1) внутригрупповые дисперсии по выработке деталей одним рабочим, имеющим данный разряд; 2) среднюю из внутригрупповых дисперсий по трем группам рабочих; 3) межгрупповую дисперсию; 4) общую дисперсию; 5) проверить теорему о сложении дисперсий; 5) эмпирическое корреляционное отношение и оценить силу связи между признаками по шкале Чэддока.
Вариант 4.
Дано распределение подростковой преступности в одной из областей РФ:
Возраст правонарушителей, лет | Количество правонарушителей |
Итого |
Найти: 1) средний возраст правонарушителей ( ); 2) размах (R); 3) среднее линейное отклонение (d); 4) дисперсию (D); 5) среднее квадратическое отклонение ( ); 6) коэффициент вариации (К ); 7) оценить однородность двумя способами (при помощи среднего квадратического отклонения и коэффициента вариации); 8) сделать выводы.
Вариант 5.
Распределение коммерческих банков по размеру активов:
Размер активов, млн. руб. | Уд. вес банков, в % к итогу |
До 200 200-300 300-400 400-500 500-600 600 и более | |
Итого |
Найти дисперсию.
Задание № 6. Тема: «Выборочное наблюдение».
Вариант 1.
В целях контроля качества комплектующих из партий изделий, упакованных в 50 ящиков по 20 изделий в каждом, была произведена 10-% серийная выборка. По попавшим в выборку ящикам среднее значение отклонений параметров изделий от нормы соответственно составило 9, 11, 12, 8, 14 мм. С вероятностью 0,954 определите среднее значение отклонений параметров от нормы по всей партии.
Вариант 2.
По данным повторной, собственно-случайной выборки при исследовании незанятого населения:
Возраст, лет | Численность лиц данного возраста |
До 25 25-35 35-45 45-55 старше 55 | |
Итого |
Определите с учетом того, что доверительная вероятность равна 0,954: 1) границы среднего возраста незанятого населения; 2) границы доли лиц, моложе 25 лет, в общей численности незанятого населения.
Вариант 3.
Определите, сколько учащихся первых классов необходимо отобрать в порядке собственно-случайной бесповторной выборки, чтобы с вероятностью 0,997 определить границы среднего роста первоклассников с предельной ошибкой 2 см. Известно, что во всех первых классах школ района обучается 1100 учеников, а дисперсия роста по результатам аналогичного обследования в другом районе составила 24.
Вариант 4.
Среди выборочно обследованных 1000 семей района по уровню душевого дохода (выборка двухпроцентная, механическая) малообеспеченных оказалось 300 семей. Найти с вероятностью 0,997 долю малообеспеченных семей во всем районе.
Вариант 5.
Для определения урожайности зерновых культур проведено выборочное обследование 100 хозяйств региона различных форм собственности (типическая выборка), в результате которых получены данные.
Хозяйства | Количество обследованных хозяйств | Средняя урожайность, ц/га | Дисперсия в группе |
Коллективные | |||
Акционерные | |||
Крестьянские | |||
Итого | - | - |
Определите с доверительной вероятностью 0,954 предельную ошибку выборочной средней и доверительные пределы средней урожайности зерновых культур.
Задание № 7. Тема: «Ряды динамики».
Вариант 1.
Динамика производства стиральных машин:
Месяц | ||||||||||||
Стиральные машины, тыс. шт. |
Произвести укрупнение интервалов; применить метод скользящих средних; сделать выводы.
Вариант 2.
Произвести смыкание динамического ряда на основании следующих данных:
Годы | Объем производства продукции, млн. руб. | |
В старых границах района | В новых границах района | |
20,1 20,7 21,2 | 23,8 24,6 25,5 27,2 |
Вариант 3.
Динамика продажи консервов:
Годы | Консервы, в банках |
Итого |
Определите: 1) средний уровень ряда; 2) средний абсолютный прирост; 3) средний темп роста; 4) средний темп прироста, 5) абсолютный прирост, темп роста, темп прироста с постоянной и переменной базой сравнения.
Вариант 4.
Имеются данные о динамике товарооборота:
Год | Товарооборот, млн. руб. |
Итого |
Определите: 1) средний темп прироста товарооборота; 2) провести аналитическое выравнивание, изобразить графически фактический и выровненный ряды, сделать выводы о выявленной тенденции.
Вариант 5.
Динамика производства продукции:
Год | Продукция, млн. тонн |
10,5 10,0 11,0 10,5 12,0 11,5 | |
Итого | 65,5 |
Произвести аналитическое выравнивание ряда динамики (в качестве аппроксимирующей функции выбрать функцию прямой), сделать вывод о выявленной тенденции.
Задание № 8.
Вариант 1.
Реализация товара в двух регионах:
Регион | Июнь | Июль | ||
Цена, руб. | Продано, шт. | Цена, руб. | Продано, шт. | |
Итого | - | - |
Определите: 1) индекс переменного состава; 2) индекс постоянного состава; 3) индекс структурных сдвигов
Вариант 2.
Наименования товара | Июль | Август | ||
Цена за 1 кг, руб. | Продано, кг. | Цена за 1 кг., руб. | Продано, кг. | |
Черешня Персики Виноград |
Определите: 1) общий индекс физического объема; 2) общий индекс цен; 3) общий индекс стоимости; 4) проверьте правильность вычислений, используя взаимосвязь индексов; 5) сделайте вывод после каждого показателя.
Вариант 3.
Товар | Реализация в текущем периоде, руб. | Изменение цен в текущем периоде по сравнению с базисным, доли ip x 100% - 100% |
Морковь Свекла Лук | 2,3 - 0,8 | |
Итого | - |
Определить средний гармонический индекс цен.
Вариант 4.
Год | Цена за тонну, руб. | Произведено угля, млн. т. |
Определите: 1) цепные индивидуальные индексы; 2) базисные индивидуальные индексы; 3) проверить взаимосвязь индексов.
Вариант 5.
Год | Цена за тонну, руб. | Произведено угля, млн. т. |
Определите: 1) цепные индивидуальные индексы; 2) базисные индивидуальные индексы; 3) проверить взаимосвязь индексов.
Методическое пособие составила:
Копытова Ольга Николаевна, к.э.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления.