Марксистский историко-формационный подход: концепция экономических формаций
Формационный анализ исторического развития общества и культуры оформился в рамках материалистического понимания истории К. Маркса и Ф. Энгельса в 40-50-е гг. XIX в., получил свое наиболее полное выражение в «Капитале» Маркса, в «Анти-Дюринге» и «Происхождении семьи, частной собственности и государства» Энгельса.
Экономическая общественная формация является центральным элементом в марксовом членении истории.
ФОРМАЦИЯ – этап общественного развития, в основе которого лежит определенный способ производства.
Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность: 1)производственных отношений, 2)производительных сил, 3)общественных связей, 4)политического строя; 5) формы собственности.
Согласно такому подходу, вся история человечества делится на три самых больших периода – три общественные формации (макроформации):
1) доклассовое (догосударственное) общество – архаическая формация – первобытнообщинный строй;
2) классовое (государственное) общество – это государственно-организованное классовое общество, основанное на эксплуатации;
3) бесклассовое (безгосударственное) общество – это коммунизм, в котором нет места ни государству, ни классам, ни частной собственности, ни эксплуатации.
В экономической формации выделяют три периода (ОЭФ):
1) рабовладельческий;
2) феодальный;
3) буржуазный;
Согласно этим формациям выделяют три типа эксплуататорских государств: рабовладельческий, феодальный и буржуазный.
Бесклассовое (безгосударственное) общество – коммунизм должно прийти на смену буржуазному эксплуататорскому государству пройдя период – социалистической ОЭФ, которому соответствует социалистическое государство.
Таким образом, можно выделить четыре исторических типа государства – рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое, и все они определяются в первую очередь своей классовой принадлежностью.
4. Цивилизационный подход.
«Цивилизация» – (от лат. civilis – гражданский, государственный). определенная ступень общественного развития, обусловленная зрелостью материальной и духовной культуры.
Цивилизационный подход к решению вопроса о соотношении государства и социально-экономического строя исходит из стремления покончить с абсолютизацией материально-экономического начала, из взгляда на государство с предельно широких позиций определяющего воздействия на него, прежде всего духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. В отличие от формационной теории, обосновывающей наличие тотальной детерминации государства экономическими причинами, цивилизационная теория доказывает наряду с ней и существование столь же общей детерминации духовными факторами. Духовно-культурные и нравственные факторы могут блокировать или, наоборот, поощрять развитие государства.
Критериев типологии цивилизаций в настоящее время достаточно много.
Цивилизационная типология условно может быть разделена на два вида:
1) социокультурный (социокультурные факторы);
2) и универсалистский (технологические факторы).
В рамках социокультурного подхода выделяют концепции цивилизаций Н. Я. Данилевского (1822-1885), О. Шпенглера (1880-1936), А. Дж- Тойнби (1889-1975).
Русский социолог и естествоиспытатель Н. Я. Данилевский вычленил 11 цивилизаций, или культурно-исторических типов общества: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, халдейский (древнесемитический), индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический, или аравийский, романо-германский, или европейский.
Немецкий философ О. Шпенглер, в отличие от Данилевского (и Тойнби), не отождествлял, а противопоставлял культуру и цивилизацию (цивилизация есть продукт вырождения и перерождения культуры). О. Шпенглер в книге «Закат Европы» выделил восемь «плодоносных» и «мощных» культур (и соответствующих государств): египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская (аполлоновская), византийско-арабская (магическая), западноевропейская (фаустовская) и культура майя.
Кроме того, он писал о возможности появления еще нерожденной русско-сибирской культуры.
Обстоятельной и получившей распространение в научном мире была теория цивилизаций А. Тойнби, изложенная в его 12 томном труде «Постижение истории» (1934-1961).
Согласно Тойнби, цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках. Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 37.
Основных цивилизаций А. Тойнби насчитывает 21 и пять живых цивилизаций:
1) христианскую (западное общество);
2) православно-христианскую (Россия, Украина, Белоруссия и другие страны);
3) исламскую (страны Северной Африки и Среднего Востока);
4) индуистскую (Индия);
5) буддистскую (Китай и другие страны).
36. Формационный подход к типологии государства.
Формационный анализ исторического развития общества и культуры оформился в рамках материалистического понимания истории К. Маркса и Ф. Энгельса в 40-50-е гг. XIX в., получил свое наиболее полное выражение в «Капитале» Маркса, в «Анти-Дюринге» и «Происхождении семьи, частной собственности и государства» Энгельса.
Экономическая общественная формация является центральным элементом в марксовом членении истории.
ФОРМАЦИЯ – этап общественного развития, в основе которого лежит определенный способ производства.
Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность: 1)производственных отношений, 2)производительных сил, 3)общественных связей, 4)политического строя; 5) формы собственности.
Согласно такому подходу, вся история человечества делится на три самых больших периода – три общественные формации (макроформации):
1) доклассовое (догосударственное) общество – архаическая формация – первобытнообщинный строй;
2) классовое (государственное) общество – это государственно-организованное классовое общество, основанное на эксплуатации;
3) бесклассовое (безгосударственное) общество – это коммунизм, в котором нет места ни государству, ни классам, ни частной собственности, ни эксплуатации.
В экономической формации выделяют три периода (ОЭФ):
1) рабовладельческий;
2) феодальный;
3) буржуазный;
Согласно этим формациям выделяют три типа эксплуататорских государств: рабовладельческий, феодальный и буржуазный.
Бесклассовое (безгосударственное) общество – коммунизм должно прийти на смену буржуазному эксплуататорскому государству пройдя период – социалистической ОЭФ, которому соответствует социалистическое государство.
Таким образом, можно выделить четыре исторических типа государства – рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое, и все они определяются в первую очередь своей классовой принадлежностью.
37. Типология государств при цивилизационном подходе.
Цивилизационный подход.
«Цивилизация» – (от лат. civilis – гражданский, государственный). определенная ступень общественного развития, обусловленная зрелостью материальной и духовной культуры.
Цивилизационный подход к решению вопроса о соотношении государства и социально-экономического строя исходит из стремления покончить с абсолютизацией материально-экономического начала, из взгляда на государство с предельно широких позиций определяющего воздействия на него, прежде всего духовно-нравственных и культурных факторов общественного развития. В отличие от формационной теории, обосновывающей наличие тотальной детерминации государства экономическими причинами, цивилизационная теория доказывает наряду с ней и существование столь же общей детерминации духовными факторами. Духовно-культурные и нравственные факторы могут блокировать или, наоборот, поощрять развитие государства.
Критериев типологии цивилизаций в настоящее время достаточно много.
Цивилизационная типология условно может быть разделена на два вида:
1) социокультурный (социокультурные факторы);
2) и универсалистский (технологические факторы).
В рамках социокультурного подхода выделяют концепции цивилизаций Н. Я. Данилевского (1822-1885), О. Шпенглера (1880-1936), А. Дж- Тойнби (1889-1975).
Русский социолог и естествоиспытатель Н. Я. Данилевский вычленил 11 цивилизаций, или культурно-исторических типов общества: египетский, китайский, ассиро-вавилоно-финикийский, халдейский (древнесемитический), индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический, или аравийский, романо-германский, или европейский.
Немецкий философ О. Шпенглер, в отличие от Данилевского (и Тойнби), не отождествлял, а противопоставлял культуру и цивилизацию (цивилизация есть продукт вырождения и перерождения культуры). О. Шпенглер в книге «Закат Европы» выделил восемь «плодоносных» и «мощных» культур (и соответствующих государств): египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская (аполлоновская), византийско-арабская (магическая), западноевропейская (фаустовская) и культура майя.
Кроме того, он писал о возможности появления еще нерожденной русско-сибирской культуры.
Обстоятельной и получившей распространение в научном мире была теория цивилизаций А. Тойнби, изложенная в его 12 томном труде «Постижение истории» (1934-1961).
Согласно Тойнби, цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках. Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 37.
Основных цивилизаций А. Тойнби насчитывает 21 и пять живых цивилизаций:
1) христианскую (западное общество);
2) православно-христианскую (Россия, Украина, Белоруссия и другие страны);
3) исламскую (страны Северной Африки и Среднего Востока);
4) индуистскую (Индия);
5) буддистскую (Китай и другие страны).
38. Понятие и структура механизма государства.
39. Принципы деятельности механизма государства. Принцип разделения властей.
Принципы организации и деятельности механизма государства.
Принципы организации и деятельности механизма государства - это законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации и функционирования механизма (аппарата) государства. Они подразделяются на:
1) общие принципы,относящиеся к механизму государства в целом;
2) частные принципы,действие которых распространяется лишь на некоторые звенья государственного механизма, отдельные органы или группы органов.
1. Общие принципы делят на две группы:
Первая группа включает принципы, которые закреплены в Конституции РФ.
Второй группы - принципы, сформулированы в ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» и иных федеральных законах (Федеральный закон РФ от 21.07.1997 №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»).
К первой группе относятся следующие принципы:
1. Принцип народовластия проявляется в демократической организации государства, республиканской форме правления, при которых носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации - многонациональный народ.
Народ осуществляет власть непосредственно - на референдумах, плебисцитах, выборах или опосредованно, передавая ее на строго определенный срок своим представителям, избранным путем всеобщего голосования.
2. Принцип гуманизма означает, что государство служит человеку, обществу, создается для обеспечения благополучия и прав человека и гражданина.
3. Принцип разделения властей, согласно которому государственная власть осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, предусматривает самостоятельность органов, относящихся к различным ветвям власти (ст. 10 Конституции РФ). Принцип разделение власти следует понимать не как противостояние, а как форму разделения управленческих функций, чтобы они не концентрировались в одних руках.
4. Принцип федерализма в формировании и деятельности государственного механизма определяется тем, что Российская Федерация состоит из равноправных субъектов, каковыми являются республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа.
5. Принцип законности заключается в том, что сформулированная населением государственная власть должна действовать, соблюдая определенные правила.
Общие конституционные принципы организации и деятельности механизма государства получают свое подкрепление, развитие и конкретизацию во второй группе принципов, закрепляемых в федеральных законах. Комплексное выражение эта группа получила в Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации». В этом нормативно-правовом акте сформулированы следующие принципы:
1) верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативно-правовыми актами;
2) приоритет прав и свобод человека и гражданина;
3) обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
4) равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
5) обязательность для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и на основе законодательства Российской Федерации;
6) профессионализм и компетентность госслужащих;
7) гласность в осуществлении государственной службы;
8) ответственность служащих за принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
9) внепартийность государственной службы; отделение религиозных объединений от государства.
К числу этих принципов следовало бы также отнести сочетание коллегиальности и единоначалия, экономичность государственной службы.
2. Частные принципы. Это специфические требования, предъявляемые к различным элементам государственного аппарата. Например, принцип коллегиальности характерен преимущественно для деятельности законодательных и высших судебных органов, где решения принимаются большинством членов этих органов. В свою очередь, принцип единоначалия присущ деятельности исполнительных органов власти, занимающихся решением повседневных вопросов и поэтому требующих оперативности.
Принципы осуществления таможенными органами таможенного дела. Отдельного внимания заслуживают принципы осуществления таможенными органами таможенного дела. В их числе можно выделить следующие принципы.
1. Принцип законности деятельности таможенных органов. Решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц должны соответствовать требованиям актов таможенного законодательства, иных правовых актов, а также нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела.
2. Принцип невмешательства в деятельность таможенных органов. Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций (п. 2 ст. 401 ТК).
3. Принцип должностной индивидуализации. Данный принцип заключается в том, что любые юридически значимые решения могут приниматься только конкретными уполномоченными должностными лицами таможенных органов.
4. Принцип обязательности решений таможенных органов.
5. Принцип обязательности требований таможенного органа. В соответствии с данным принципом требования таможенного органа обязательны для исполнения лицами, к которым они направлены.
Действие частных принципов достаточно избирательно. Например, принцип внепартийности характерен для деятельности судов, исполнительных органов и не свойствен для представленных органов, создаваемых на основе партийной принадлежности депутатов законодательных собраний. Или принцип несменяемости, характерный для судебных органов, нецелесообразно использовать для организации деятельности законодательных органов.
Принцип разделения властей
Теория разделения властей была создана несколькими исследователями политики: идея высказывалась Аристотелем, теоретически была развита и обоснована Джоном Локком (1632-1704), в классическом виде она была разработана Шарлем Луи Монтескье (1689-1755) и в ее современной форме – Александром Гамильтоном, Джеймсом Мэдисоном, Джоном Джеем – авторами «Федералиста».
Основные положения теории разделения властейследующие:
1) разделение властей закрепляется конституцией;
2) согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным людям и органам;
3) все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой;
4) никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти;
5) судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции.
Принцип разделения властей воспринят теорией и практикой всех демократических государств. Как один из принципов организации государственной власти в современной России, он был провозглашен Декларацией «О государственном суверенитете Российской Федерации» 12 июня 1990 г., а затем получил законодательное закрепление в ст.10 Конституции РФ, которая гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
Разделение властей в России заключается в том, что законодательная деятельность осуществляется Федеральным Собранием: федеральные законы принимаются Государственной Думой (ст. 105 Конституции), а по вопросам, перечисленным в ст. 106,– Государственной Думой с обязательным последующим рассмотрением в Совете Федерации, исполнительную власть осуществляет Правительство РФ (ст. 110 Конституции); органами судебной власти являются суды, образующие единую систему, возглавляемую Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ. Согласованное функционирование и взаимодействие всех ветвей и органов государственной власти обеспечивается Президентом РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции).
40. Понятие государственного аппарата и классификация государственных органов.
Центральное место в механизме государства занимает государственный аппарат, представляющий собой систему взаимосвязанных органов государства, наделенных властными полномочиями, и занятых в них государственных служащих, которые практически осуществляют государственную власть.
Государственный орган - это составная часть механизма государства, тесно связанная с другими его органами, которая обладает установленной законом структурой, выполняет конкретные функции и наделена для этого властными полномочиями.
Орган государства обладает специфическими признаками, которые отличают его, с одной стороны, от государственных учреждений и предприятий, с другой - от негосударственных органов.
1. Орган государства обладает властными полномочиями.Властные полномочия органа государства выражаются в его компетенции, т.е. в закреплении за органом государства:
1) определенного законом круга вопросов,
2) основных направлений его деятельности,
3) а также его полномочий, т.е. прав и обязанностей, в их осуществлении.
Государственно-властные полномочия проявляются в том, что орган государства наделен правом издавать нормативно-правовые акты, обязательные для исполнения.
2.Орган государства представляет собой относительно самостоятельную, структурно обособленную и юридически оформленную часть механизма государства, которая характеризуется определенной структурой и состоит из государственных служащих. Госслужащие являются физическим воплощением государственного органа.
3.Орган государства образуется от имени государства и действует по его поручению.
4.Каждый государственный орган наделен определенной компетенцией, т.е. строго закрепленными за ним задачами, функциями, правами и обязанностями.
5.Орган государства образуется в порядке, установленном законом.
6.Для осуществления своих функций государственный орган обладает необходимыми материальными и организационными средствами (ценностями, вспомогательными учреждениями и предприятиями и т.д.).
41. Законодательные органы в современном государстве.
42. Исполнительные органы государственной власти.
43. Роль и место таможенных органов в системе государственных органов России.
В настоящее время властным субъектом таможенных правоотношений являются таможенные органы РФ, которые составляют единую федеральную централизованную систему.
Принимая во внимание, что все товары, перемещаемые через таможенную границу РФ, являются объектом для обложения таможенными пошлинами и налогами, т.е. подлежат оформлению и контролю, осуществляемому таможенными органами России, трудно переоценить значение и роль данных органов исполнительной власти в укреплении нашего государства.
Выполняя возложенные на них функции, таможенные органы, в конечном итоге, обеспечивают укрепление российской экономики и обороноспособности, способствуют развитию социальных программ, повышению благосостояния и безопасности граждан нашей страны. По официальным данным ФТС России, за пять месяцев 2012 г. сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами, составила 2619,7 млрд руб. Учитывая это, руководство РФ уделяет большое внимание вопросам развития и оптимизации деятельности таможенных органов.
Можно сказать, что, как и в далеком прошлом, все функции таможенных органов призваны обеспечить выполнение основной из них – фискальной.
Проводя таможенный контроль, таможенные органы РФ в конечном счете отслеживают, насколько точно, полно и своевременно уплачиваются таможенные платежи за перемещаемые через таможенную границу РФ товары.
Ведение таможенной статистики помогает таможенным органам оптимизировать применение таможенно-тарифного метода регулирования ВЭД, что также способствует пополнению доходной части бюджета РФ.
Содействие развитию экспортного и транзитного потенциала России и защита местного товаропроизводителя также косвенно влияет на пополнение бюджета путем формирования его доходной части за счет налогов, уплачиваемых российскими предпринимателями.
Информируя и консультируя по вопросам таможенного дела, а также разъясняя заинтересованным лицам их права и обязанности в области таможенных правоотношений, таможенные органы обеспечивают соблюдение порядка перемещения через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств, что ускоряет товарооборот через таможенную границу. Таким образом, очевидно – большому объему перемещаемых товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ будет соответствовать большой объем взимаемых таможенных платежей.
Основная цель активной борьбы таможенных органов РФ с контрабандой и административными правонарушениями в области таможенного дела заключается в том, чтобы исключить случаи перемещения через таможенную границу товаров вне таможенного оформления и таможенного контроля, т.е. без уплаты причитающихся таможенных платежей или с нарушением действующего валютного законодательства.
Таким образом, указанные меры не только напрямую выполняют фискальную функцию, но и играют важную воспитательную и профилактическую роль, т.е. тоже обеспечивают порядок при перемещении через таможенную границу РФ товаров, обеспечивают наполнение бюджета РФ.
44. Тоталитаризм как политический режим: понятие, признаки, условия возникновения, механизм функционирования.
Наиболее общим принципом типологии режимов является деление их на демократические и авторитарные, все остальные рассматриваются как их модификации Кроме того, существуют и другие подходы. Наиболее распространенной является классификация, согласно которой все режимы делятся на:
1) тоталитарные;
2) авторитарные;
3) демократические.
Также выделяют еще ряд промежуточных или переходных типов.
Политический режим означает совокупность средств и методов осуществления государственной власти. Он выражает степень политической свободы личности и характер отношения ее с властью.
Термин «тоталитаризм» происходит от средневекового латинского слова totalis, что означает «весь», «целый», «полный».
Тоталитаризм - это режим полного контроля и жесткой регламентации со стороны государства всех сфер жизнедеятельности общества, каждого человека посредством прямого вооруженного насилия.
Тоталитаризм представляет собой принципиально новый тип диктатуры, возникший в XX в. В нем особую роль играют государство и идеология. Государство поглощает все общество и конкретного человека. При этом власть на всех уровнях формируется закрыто, как правило, одним человеком или узкой группой лиц из правящей элиты. Термин «тоталитарный» ввел в политический лексикон лидер итальянских фашистов Б. Муссолини (1883-1945).
Возникновению тоталитаризма способствовали объективные процессы, развивавшиеся в конце XIX в. - начале XX в. Опыт показывает, что тоталитарные режимы, как правило, возникают при чрезвычайных условиях, нарастающей нестабильности в обществе; глубоком кризисе, охватывающем все стороны жизни; наконец, при необходимости решения стратегической задачи, исключительно важной для страны.
В западной политической науке выделяют следующие признаки тоталитаризма:
1) единственная массовая партия;
2) монопольно существующая и признанная всеми идеология;
3) монополия на средства массовой информации;
4) монополия на средства вооруженной борьбы;
5) террористический контроль со стороны политической полиции;
6) централизованная система контроля и управления экономикой.
Тоталитаризм имеет две разновидности:
1) «левый» тоталитаризм, моделью которого был советский коммунизм в СССР и других странах социализма;
2) «правый» тоталитаризм был представлен японским, испанским и латиноамериканским фашизмом, итальянским, германским национал-социализмом.
Различие между «правым» и «левым» тоталитаризмом связано с их отношением к частной собственности: правый тоталитаризм сохраняет частную собственность, а «левый» национализирует ее.
Возможно выделение разновидностей тоталитарных режимов: левый тоталитаризм (социализм), правый тоталитаризм (фашизм), религиозный тоталитаризм (исламский фундаментализм).
45. Авторитаризм: признаки, особенности, конкретные формы, достоинства и недостатки.
Политический режим означает совокупность средств и методов осуществления государственной власти. Он выражает степень политической свободы личности и характер отношения ее с властью.
Авторитаризм обычно рассматривается как тип режима, который занимает промежуточное положение между тоталитаризмом и демократией.
При определении авторитаризма сущностно значимым является характер отношений государства и личности: они построены больше на принуждении, чем на убеждении.
Признаки авторитарного режима:
1) либерализирует общественную жизнь, не стремится навязывать обществу четко разработанной официальной идеологии, допускает ограниченный и контролируемый плюрализм в политическом мышлении, мнениях и действиях, мирится с существованием оппозиции.
2) руководство различными сферами жизни общества не столь тотально, нет строго организованного контроля над социальной и экономической инфраструктурами гражданского общества, над производством, профсоюзами, учебными заведениями, массовыми организациями, средствами массовой информации.
3) не требует демонстрации преданности со стороны населения, как при тоталитаризме, достаточно отсутствия открытого политического противостояния.
4) режим беспощаден к проявлениям реальной политической конкуренции за власть, к фактическому участию населения в принятии решений по важнейшим вопросам жизни общества.
5) подавляет основные гражданские права.
Черты авторитаризма свидетельствуют об известном сходстве его с тоталитаризмом. Однако самое существенное различие между ними состоит в характере отношений власти с обществом и индивидом. Если при авторитаризме эти отношения дифференцированы и опираются на «ограниченный плюрализм», то тоталитаризм вообще отвергает всякий плюрализм и разнообразие социальных интересов. Тоталитаризм стремится ликвидировать не только социальный, но и идеологический плюрализм, инакомыслие. Авторитаризм не оспаривает права на автономное самовыражение различных групп общества.
Одна из современных типологий авторитарных режимов принадлежит немецкому политологу Д. Берг-Шлоссеру. Он выделяет следующие разновидности авторитаризма:
1. Традиционные абсолютистские монархии - режимы, в которых отсутствует разделение власти, политическая конкуренция, власть сконцентрирована в руках узкой группы лиц, господствует идеология аристократического класса. Примером могут служить режимы в странах Персидского залива, а также в Непале, Марокко и т.д.
2. Традиционные авторитарные режимы олигархического типа преобладают в Латинской Америке. Как правило, экономическая и политическая власть при таких режимах сосредоточена в руках нескольких влиятельных семейств. Один лидер сменяет другого при помощи переворота или фальсификации итогов выборов. Элита тесно связана с Церковью и военной верхушкой (например, режим в Гватемале).
3. Гегемонистский авторитаризм новой олигархии создавался как режим, выражавший интересы компрадорской буржуазии, то есть той части буржуазии экономически отсталых, зависимых стран, которая осуществляла посредничество между иностранным капиталом и национальным рынком. Такие режимы существовали при президентстве Маркоса на Филиппинах (1972-1985), в Тунисе, Камеруне и т.д.
Среди авторитарных режимов выделяются военные режимы. Они бывают трех видов:
1) обладающие строго диктаторской, террористической природой и персональным характером власти (например, режим И. Амина в Уганде);
2) военные хунты, проводящие структурные реформы (например, режим генерала Пиночета в Чили);
3) однопартийные режимы, существовавшие в Египте при Г.А. Насере, в Перу при X. Пероне и т.д.
Еще одна разновидность авторитаризма - теократические режимы, при которых политическая власть концентрируется в руках духовных лиц. Примером такого типа может быть режим аятоллы Хомейни в Иране.
46. Демократический режим и либеральный режим: соотношение, признаки, отличия.
Политический режим означает совокупность средств и методов осуществления государственной власти. Он выражает степень политической свободы личности и характер отношения ее с властью.
«Демократия» (от греч. demos - народ и kratos - власть, властвование) означает власть народа.
Демократия- политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.
Демократия представляет собой самый сложный тип политического режима.
Современные демократии, а они существуют примерно в 35 странах, обладают рядом общих характеристик и структурных атрибутов. К ним относятся:
1) общераспространенная законность, которая основывается на подтверждении ее народом в форме периодических выборов и в том, что основную роль в принятии решений играют всенародно избранные представители в законодательные и исполнительные органы. Сама демократическая система институтов поддерживается сложным конституционным устройством и судебной системой;
2) конкурирующая политика - главным при демократии является честная и всеобъемлющая конкуренция (соревновательные выборы) и процесс представительства с целью обеспечить трансляцию воли народа и ее последующее исполнение;
3) партийная система - партии служат основным механизмом, облегчающим процесс формирования воли народа, его осмысленный выбор и влияние на правительство;
4) гарантированность гражданских, политических и социальных прав личности.
Как особый тип политического режима в литературе выделяется еще либерально-демократический режим. Это переходный тип, который устанавливается в обществе на этапе его трансформации из тоталитарных и авторитарных режимов в демократические. При этом режиме отчуждение от власти носит относительный характер. Власть, как правило, готова обсуждать с обществом свои решения, но она сама определяет меру, степень и характер участия масс в политической жизни общества. Роль общества еще сильно ограничена. Оно может влиять на процесс принятия решений, но не может выбирать, может советовать, но не может требовать, может думать, но не может решать. При либерально-демократическом режиме особая роль придается гласности, просвещению, нравственности, но часто недооценивается роль формальных структур власти, правовых и демократических процедур. С точки зрения допустимого и запретного действует принцип «позволено все, что не ведет к смене власти». Искусство либеральной политики состоит в том, чтобы, силой охраняя власть от тоталитарной ностальгии и притязаний тоталитаризма, поощрять ростки демократии, не ошибиться в оценке состояния власти и общества, постепенно и добровольно отдавать власть.
47. Политический режим в современной России: критерии типологии, характер власти, проблема эффективности.
Политический режим современной России как переходный, скорее всего либерально-авторитарный. Основанием для такого вывода является сочетание в политической характеристике российского общества элементов, характерных для различных политических режимов.
В частности, наряду с признанием на конституционном уровне естественного происхождения прав и свобод человека и гражданина, их неотъемлемости и высшей ценности, приоритета норм международного законодательства перед национальным, со стремлением России к построению правового государства, характеризующегося господством закона, установлением разделения властей, конституционного правосудия, режима прямого действия конституции, имеется устойчивая тенденция к сохранению авторитарных (полицейских) методов управления страной. Она выражается в расширении конституционных полномочий Президента в ущерб полномочиям Парламента; попытках подменить законодательные функции п