Модели правового государства: либеральная, социальная и социалистическая.

1. Либеральная концепция правового государстваберет свое начало с теории естественного права и английской политической экономии, у истоков которой стоял Адам Смит.

1) право частной собственности – это естественное право, независимое от государства;

2) экономика и государство – это отдельные сферы;

3) личность имеет первенство по отношению к обществу, а общество – по отношению к государству;

4) государство не имеет собственных целей, оно играет роль «ночного сторожа»: защищает частную собственность, свободу личности, в экономические и социальные отношения не вмешивается, от всякой заботы о благосостоянии граждан воздерживается;

5) делается ставка на индивидуализм, на активность личности, которая в условиях свободы сама себя всем обеспечивает;

6) за гражданами признаются политические права, социально-экономические права отрицаются;

7) экономическая и социальная функции за государством не признаются.

2. Социальное правовое государство –это государство с социально ориентированной экономикой, которое создает реальные условия для обеспечения достойного уровня жизни своих граждан и свободного развития человека.

Признаками (принципами) социального правового государства являются:

1) верховенство закона во всех сферах жизни;

2) соответствие закона праву, т.е. господство не всяких, а только правовых законов, которые согласуются с принципами и природой права;

3) реальное действие принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную;

4) взаимная ответственность личности и государства;

5) реально действующий характер прав и свобод граждан;

6) признание социальных прав в качестве основных и закрепление их в конституционном законодательстве;

7) социально ориентированный характер экономики, который предполагает создание таких условий, при которых собственниками бы выступало большинство людей, а не узкий их слой, а также возможность отчуждения собственности в установленном законом порядке и на возмездных началах для общественных нужд;

8) сильная социальная политика государства, важнейшей составляющей которой является социально ориентированная бюджетная политика.

Ценность социального правового государства заключается в том, что оно обеспечивает партнерские взаимоотношения различных групп людей, создает фактическую основу для реализации принципов правового государства и придает власти подлинно гуманистический характер.

Положение о социальном государстве прямо записано в конституциях Франции (ст. 2), ФРГ (ст. 28), Италии, Португалии, Испании, Греции, Швеции, Дании, Нидерландов, Турции, Японии, России. В статье 7 Конституции РФ записано: «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».

Все социальные программы, которые сегодня выполняются правительством, получили приоритетное развитие и направлены на охрану труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых людей, развитие системы социальных служб, повышение государственных пенсий и пособий, улучшение жилищных условий и иных социальных гарантий.

3. Задача формирования социалистического правового государства была поставлена на XIX всесоюзной конференции КПСС (28 июня – 1 июля 1988 г.). Ее реализация должна была осуществляться по следующим направлениям:

1) максимальное обеспечение прав и свобод советского человека;

2) повышение ответственности государства перед гражданином;

3) возвышение авторитета закона, его строгое соблюдение всеми государственными органами;

4) проведение правовой реформы и др.

XIX партийная конференция отметила, что новое право должно служить не государству, а обществу и осудила административно-командные методы руководства, подчеркнула необходимость создания правовой базы для проведения экономических реформ и защиты прав граждан.

На основе решений конференции были:

1) внесены изменения в конституции СССР и союзных республик;

2) приняты новые законы о выборах;

3) выбраны на демократических началах Верховные Советы, которые, приняв новые законы, продолжили реформы;

4) принят ряд законов и указов, направленных на дальнейшую демократизацию общественной жизни: «О порядке организации и проведения собраний, уличных шествий и демонстраций», «О прессе и средствах массовой информации», «О въезде и выезде из СССР», «Об общественных организациях» и др.;

5) начинается легализация частной предпринимательской деятельности в ряде производственных и сервисных областей;

6) в марте 1990 г. принимается закон «О собственности в СССР», вводивший собственность граждан, коллективную и государственную. Закон допускал и смешанные формы собственности;

7) приняты законы в сфере политических прав граждан;

8) стала формироваться многопартийность;

9) были созданы Комитет конституционного контроля СССР, Конституционный Суд РСФСР;

10) проводились подготовительные работы по проведению судебной реформы.

Формирование социалистического правового государства было прервано событиями 1991 и 1993 гг., уходом с политической арены Коммунистической партии Советского Союза, развалом СССР.

35. Типология государств: понятие, основные подходы к делению государства на типы.

Типология – высший и наиболее сложный вид классификации, являющейся, как известно, необходимым шагом на пути познания явлений.

Тип государства– это система наиболее общих и устойчивых свойств, присущих определенному этапу исторической эволюции государства, отражающих его социальную сущность, содержание и назначение.

Наши рекомендации