Форма проведения государственного экзамена
Государственный экзамен по направлению проводится: для студентов очной и заочной форм обучения – письменно.
Оценочные средства
Государственный экзамен по направлению проводится по билетам. В каждом билете содержится два вопроса: один вопрос относятся к дисциплинам базовой части, другой вопрос - к дисциплинам вариативной части программы.
После ответа (сдачи письменного ответа на вопросы билета) последнего студента под руководством председателя ГЭК проводится обсуждение и выставление оценок.
Оценивание происходит на основании ответов на вопросы перед государственной экзаменационной комиссией по программе экзамена.
Критерии оценок
Критерии оценок вопросов, выносимых на экзамен, разработаны с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования.
Ответы на вопросы оцениваются дифференцированно: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно». По каждому студенту решение о выставляемой оценке должно быть единогласным. При этом члены комиссии имеют право на особое мнение по оценке ответа отдельных студентов.
Пересдача экзамена на повышенную оценку запрещается.
Оценка «отлично»: Ответы на поставленные вопросы в билете излагаются логично, последовательно и не требуют дополнительных пояснений. Студент показывает не только высокий уровень теоретических знаний по дисциплинам, включенным в государственный экзамен, но и видит междисциплинарные связи. Умеет увязывать знания, полученные при изучении различных дисциплин, анализировать практические ситуации, раскрывать причинно-следственные связи между государственными, политическими и экономическими явлениями и событиями, принимать соответствующие решения. Демонстрируются глубокие знания базовых нормативно-правовых актов.
Ответ построен логично, материал излагается четко, ясно, аргументировано, уместно используется информационный и иллюстрированный материал (примеры из практики, таблицы, графики, формулы и т.д.). На вопросы студент отвечает кратко, аргументировано, уверенно, по существу. Соблюдаются нормы литературной речи.
Оценка «хорошо»: Ответы на поставленные вопросы излагаются систематизировано и последовательно. Демонстрируется достаточный уровень профессиональных знаний, свободное оперирование понятиями, методами оценки принятия решений, имеется представление о междисциплинарных связях, увязываются знания, полученные при изучении различных дисциплин, анализируются практические ситуации.
Раскрыты причинно-следственные связи между государственными, политическими и экономическими явлениями и событиями. Базовые нормативно-правовые акты используются, но в недостаточном объеме.
Ответ построен логично, материал излагается уверенно, привлекается информативный и иллюстрированный материал, но при ответе допускаются некоторые погрешности, не все выводы носят аргументированный и доказательный характер. Вопросы не вызывают существенных затруднений. Соблюдаются нормы литературной речи.
Оценка «удовлетворительно»: Допускаются нарушения в последовательности изложения. Студент показывает достаточный уровень знаний учебного и лекционного материала, владеет практическими навыками, привлекает иллюстрированный материал, но чувствует себя неуверенно при анализе междисциплинарных связей.
Имеются упоминания об отдельных базовых нормативно-правовых актах. Неполно раскрываются причинно-следственные связи между государственными, политическими и экономическими явлениями и событиями. Демонстрируются поверхностные знания вопроса, а имеющиеся практические навыки с трудом позволяют решать конкретные задачи.
В ответе не всегда присутствует логика, аргументы привлекаются недостаточно веские. Имеются затруднения с выводами и с ответами на поставленные вопросы. Допускаются нарушения норм литературной речи.
Оценка «неудовлетворительно»: Материал излагается непоследовательно, сбивчиво, не представляет определенной системы знаний по дисциплине. Студент показывает слабый уровень профессиональных знаний, затрудняется при анализе практических ситуаций и ответе на вопросы.
Не раскрываются причинно-следственные связи между государственными, политическими и экономическими явлениями и событиями.
Неуверенно и логически непоследовательно излагается материал. Не проводится анализ. Выводы отсутствуют. Имеются заметные нарушения норм литературной речи.
Рекомендации обучающимся по подготовке к государственному экзамену
Подготовку к сдаче государственного экзамена по направлению необходимо начать с ознакомления с перечнем вопросов, выносимых на государственный экзамен. При подготовке ответов необходимо пользоваться рекомендованной литературой, а также личными лекционными конспектами.
Во время подготовки к экзамену рекомендуется помимо лекционного материала, учебников, рекомендованной литературы просмотреть выполненные в процессе обучения задания для индивидуальной и самостоятельной работы, задачи, лабораторные и курсовые работы.
В процессе подготовки ответа на вопросы необходимо учитывать изменения, которые произошли в законодательстве, увязывать теоретические проблемы с практикой сегодняшнего дня.
Обязательным является посещение обзорных лекций, которые проводятся перед государственным экзаменом по направлению подготовки.