Нормы служебного поведения ГиМС
Многие условия современной жизни способствуют дегуманизации служебного поведения чиновников. Бюрократические рутинные технологии управленческой деятельности, иерархическое подчинение приводят к тому, что служащие начинают относиться к службе и друг к другу обезличенным образом. Служебная практика, разделяет служащих внутри аппарата по принципу принадлежности (непринадлежности) к определенному кругу, приводит к развитию отчуждения, которое также способствует дегуманизации поведения. Устанавливаемые нормы служебного поведения призваны снизить неизбежные негативные последствия организации управленческой служебной деятельности.
На службе объективно существует система определенных стандартов поведения служащих, обеспечивающих реализацию властных функций при исполнении должностных обязанностей.
Эти стандарты не регламентируют личную жизнь гражданских и муниципальных служащих, не ограничивают их права и свободы, а лишь определяют нравственную сторону их деятельности, устанавливают четкие этические нормы служебного поведения, представляющие собой ценности. Предвосхищение гордости собой или ожидание критики за действия, которые соответствуют или, напротив, не соответствуют усваиваемым нормам поведения, служит как регулятор в отношении поведения служащего. При этом нормативная регламентация служебного поведения имеет целью обеспечение стабильности службы путем сознательной разработки внутриорганизационных параметров деятельности, обязанностей, прав, используемых ресурсов, уровня компетенции и ответственности.
Полифоничность этических требований, предъявляемых к служащему, находит отражение в ролевой структуре его личности. В сферу службы человек приходит со своим этическим багажом и набором ролей. Организация, формальные и неформальные группы, в которые он включается, «задают» ему определенный тип поведения, «правила игры». Они обогащают его ролевую структуру новыми ролями: служебными, неслужебными (но в рамках той же организации).
Эффект суммирования ролей и их этических требований, их совпадение, «наложение» на личностные ценности служащего поднимают его на новый уровень освоения профессии, способствуют удовлетворению личной потребности в самореализации. Это помогает чиновнику идентифицировать себя со своей социальной средой, коллективом, обществом, жить в гармонии с самим собой. И наоборот, конфликт этических требований, конфликт ролей приводят к состоянию психологического дискомфорта, глубокой неудовлетворенности, следствием которых может стать приспособление, чреватое деградацией личности. Появляется пассивность, инертность, утрата смысла деятельности, провоцирующая иррациональные формы поведения на службе (потерю присутствия духа, депрессию или, напротив, агрессивность, бессмысленный бунт).
В деловом общении «сверху вниз», в отношении руководителя к подчиненному, искусство и успех во многом определяются этическими нормами, которые руководитель соблюдает в отношениях с подчиненными. Здесь под нормами имеется в виду то, какое поведение на службе этически приемлемо, а какое – нет. Эти нормы касаются, прежде всего, того как и на основе чего отдаются распоряжения в процессе управления, в чем выражается служебная дисциплина, определяющая деловое общение. Без соблюдения этики общения между руководителем и подчиненным большинство чувствуют себя в коллективе дискомфортно, нравственно незащищено.
Отношение руководителя к подчиненным влияет на весь характер общения, во многом определяет его нравственно-психологический климат. Именно на этом уровне формируются в первую очередь нравственные эталоны и образцы поведения. Человек только тогда будет чувствовать себя нравственно и психологически комфортно, когда произойдет его идентификация с коллективом. Вместе с тем каждый стремится остаться индивидуальностью и хочет, чтобы его уважали таким, каков он есть.
Нормы служебного поведения могут быть переданы служащему либо через пример других служащих, либо через научение, хотя обычно эти два способа действуют одновременно.Служащие, особенно руководители, далеко не всегда поступают в жизни так, как сами проповедуют. Противоречивая практика, при которой руководители снисходительны к себе или отдельно избранным сотрудникам, а для других устанавливают строгие стандарты, снижает вероятность того, что установленные нормы служебного поведения будут усвоены и исполнены всеми служащими.
В настоящее время российский законодатель не предусматривает способы воздействия на этическое поведение государственных и муниципальных служащих с точки зрения как дисциплинарного, так и публичного права. Это связано и с тем, что не существует целостного учения дисциплинарного и публичного права. Тем не менее, следует подчеркнуть, что ярко выраженная социально-статусная ориентация и ценностное единство работников в аппаратах органов власти являются определенными феноменом, поскольку в абсолютном большинстве других социально-профессиональных групп работников, занятых как в бюджетной, так и во внебюджетной сфере, корпоративное единство, выраженное в столь высокой степени, наблюдается крайне редко.
Анализ практики принятия этически неправильных управленческих решенийуказываетна4-е основных аргумента, которые могут стать причиной неправильного служебного поведения. Это уверенность в том, что данная деятельность:
1. не выходит за рамки этических и юридических норм, т.е. что на самом деле не является нелегальной или аморальной;
2. отвечает интересам чиновника или службы и что от служащего ожидают именно подобных действий;
3. «безопасна», так как никогда не будет обнаружена и обнародована;
4. помогает организации, а значит, руководство отнесется снисходительно и даже защитит служащего, который ею занимается.
Чтобы новому сотруднику успешно адаптироваться на службе, ему необходимо изучить систему норм и поведенческих стереотипов, характерных для службы. Особенно важно знать те из них, которые являются ключевыми на первом этапе взаимодействия служащего с организационным окружением и без знания которых могут возникнуть неразрешимые конфликты между ним и этим окружением. Установление системы таких норм и ценностей служебного поведения чиновников и их соответствующее описание являются важной задачей политического руководства государства.
Речь идет о целевых установках, которыми должны руководствоваться должностные лица в служебной деятельности, об их нравственных принципах, гражданских качествах и ряде других социально значимых черт, в которых выражается степень соответствия должностных лиц выполняемым ими обязанностям. На формирование именно этих качеств ориентирует такой документ как «Общие принципы служебного поведения государственных служащих», утвержденный Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885. Содержание этого документа частично вошло в текст ст. 18 «Требования к служебному поведению гражданского служащего» Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Основная цель конкретизации этических принципов служебного поведения чиновников – повысить доверие общества к властным институтам, обеспечить условия для добросовестного и эффективного исполнения всеми служащими должностных обязанностей и исключения злоупотреблений на службе. В ст. 18 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» обозначены 15 ключевых принципов поведения гражданских служащих в демократическом государстве.