Этикет: происхождение и нравственные основы
Термин «этикет» -форма манера поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе. Это сочетание формальных правил поведения в заранее определенных ситуациях со здравым смыслом, рациональность вложенного в них содержания.
Слово «этикет»употреблялось со времен Людовика XIV (1638–1715 гг.).На его приемах гостям вручали карточки, где перечислялись требуемые от них правила поведения. Эти карточки – «этикетки» (ярлыки) – и дали имя этикету. Этикет был поведенческим ярлыком, указывал на принадлежность человека к определенному слою общества.
Этикет как историческое явление возник уже с человеческим обществом. Чтобы выжить, человеку уже с глубокой древности приходилось свои интересы согласовывать с интересами других, учиться понимать окружающих. Так возникали простые правила общения, они передавались из поколения в поколение, формировали нравы. Ни одна эпоха не обходилась без правил и норм человеческого общения.
Этикет как свод правил поведения появился несколько позже, складываясь в ходе расслоения общества. Человек, получавший власть и богатство, требовал к себе особого, почтительного отношения. Он обращался с себе подобными не так, как с теми, кто отличался от него по происхождению и положению.
Древнейшие из известных сведений об этикете – древнеегипетские – около 5 тыс. лет т.н. Так, в «Поучениях Кагемни фараону Снофри» говорится о пользе правил приличия. Во многих древнеегипетских наставлениях подчеркивали необходимость почитания старших, умеренности и скромности. Один из компонентов культуры у египтян - умение красиво есть, пользуясь столовыми приборами.
Древние греки, поклонявшиеся разуму, силе и красоте, в поведении более всего ценили умение владеть собой, особое значение придавали развитию чувства меры. Основополагающим у них часто был принцип «ничего слишком».
В Средневековье очень выделялся этикет Византии, пышный и каноничный, вобравший в себя культуру Запада и Востока. Правила этикета требовали точного выполнения дворцовых церемоний и ритуалов. В средние века появились специальные книги и трактаты по этикету. Наиболее известный трактат о поведении того времени «Дисциплина клерикалис» (1204г.) предназначенный для духовенства. Эта книгаиспанского священника Педро Альфонсо. На ее основе позже вышли пособия по этикету в Великобритании, Голландии, Франции, в немецких и итальянских землях. В их содержании преобладали правила поведения за столом, но затрагивались и другие вопросы – порядок ведения бесед, приема гостей.
В Новое время сфера применения этикета расширилась, и требования этикета из простых норм постепенно преобразовались в сложные ритуализованные формы общения. Со временем это потребовало даже специальных людей – церемониймейстеров, знавших все тонкости этикетных ритуалов, которые не имели права нарушать даже коронованные особы.
Законодатель правил этикета в средние века - церковь, в Новое время – королевские дворы Парижа, Лондона и других европейских столиц. Первоначально тон задавал испанский этикет, затем французский.
Этикет был важным средством регулирования поведения людей высокого происхождения. Долгое время считалось, что этикет – придворное достояние. Этикет пронизывал все сферы жизни высшего сословия, до мелочей регламентировал жизнь двора, имея характер закона. Нарушение норм этикета рассматривалось как преступление. Этикет того времени выступал особой знаковой системой, с помощью которой происходило обособление дворянства от более «низких» слоев общества – крестьян и горожан и др. Этикет давал представителю дворянства ощущение собственной исключительности, социального превосходства, позволяя отличать людей «своего круга» от других. Но и в среде, далекой от двора, были свои правила поведения, которые регулировали поведенческую культуру простых людей, хотя и не назывались этикетом.
Просветители XVIII в. рассматривали придворный этикет как средство власти, социального расслоения общества. Во времена Французской революции 1793 г. дворянский этикет отвергли как лицемерный, искусственный. В частностиотменили обращение «Вы».Ко всем гражданам обращаться следовало на «Ты», не снимать головного убора при приветствии и т. д. Воцарение на императорском престоле Наполеона вернуло великосветский этикет.
Буржуазный этикетразвил заметно более простые правила по сравнению с аристократическим. Он все более принимал характер культурной общепринятой традиции. Существенными в нем оставались национальные особенности.
В России этикет развивался в русле этнических традиций. Значительное влияние на него оказало принятие христианства (православия).В патриархальной России правила этикета существовали в виде предписаний «Домостроя» и религиозных ритуалов. Являясь «духовной наследницей» Византийской империи, Русь приняла ее торжественные и пышные ритуалы, как в религиозных обрядах, так и в придворном этикете, придерживаясь их и тогда, когда страны Европы от них уже отказались.
Огромное внимание развитию светских манер стало уделяться в эпоху Петра I. Популярной в то время была книга «Юности честное зерцало, или Показания к житейскому обхождению». Она была своего рода учебником этикета. Постепенно европейские нормы этикета укоренялись в среде дворян.
Влияние западноевропейской, особенно французской, культуры на российский быт и нравы усилилось в эпоху Елизаветы Петровны (прав. 1741–1761 гг.). Официальной частью русской культуры стал французский язык. Дворянский этикет отмечался особой пышностью, роскошью, сословной замкнутостью. Дворяне сохраняли этикетную дистанциюк другим сословиям.
Впоследствии этикетные нормы стали входить в быт и представителей других слоев общества. В обществе стал формироваться тип интеллигента – человека образованного, несущего в себе лучшие черты, идеалы и ценности своей эпохи. В среде интеллигенции вырабатывались свои каноны достойного поведения. Для интеллигентных людей главным становились не внешние манеры сами по себе, а нравственное, духовное начало.
Октябрьская революция 1917 г. отменила прежние правила этикета. Более того, соблюдение норм этикета стало опасным, свидетельствовало о воспитанности, образованности, культуре людей, их не рабочем и не крестьянском происхождении. В целях личной безопасности люди порой отказывались даже от элементарных норм приличия.
Этикет «реабилитировали» лишь в годы хрущевской «оттепели», когда стали налаживаться международные связи. Появились и книги по этикету, благодаря которым советские люди могли знакомиться с правилами поведения, принятыми во всем мире.
Этикетные правила – часть системы нравственной сферы жизнедеятельности человека. Они позволяют пользоваться уже сформированными формами вежливости, принятой в данном обществе различными группами людей и на различных уровнях. Современный этикет расписывает и поведение людей в быту,и на службе, и на официальных мероприятиях — приемах, переговорах.