Формируемые в результате освоения дисциплины

Игошина О.Ю.

Методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям

по дисциплине «История Отечества»

Учебно-методическое пособие

Самара 2013

Рецензенты:

доктор исторических наук, профессорЕ.Л. Храмкова(каф. Отечественной истории и археологии, Поволжская государственная социально-гуманитарная академия, г. Самара);

кандидат юридических наук, доцентН.К. Елина(зав. кафедрой гуманитарных дисциплин МИ «РЕАВИЗ»).

Игошина О.Ю.

Методическое пособие для подготовки к семинарским занятиям по дисциплине «История Отечества»:учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений / Игошина О.Ю. – Самара: НОУ ВПО МИ «РЕАВИЗ», 2013 –

Пособие содержит учебно-методические материалы по дисциплине «История Отечества» для подготовки к семинарским занятиям студентов.

В учебное пособие помимо традиционных вопросов для самоподготовки и списка литературы включены справочные материалы по каждой теме (даты, термины, определения, опорные конспекты в виде таблиц и схем), в которых сжато и доступно изложена информация, необходимая студентам для подготовки не только к семинарским занятиям, но и к итоговому зачету.

Пособие подготовлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка_____ 4

Тема №1. Введение в дисциплину _______________________________________________________ 6

Тема №2. Восточные славяне. Киевская Русь в IX – XIII вв.__________________________________ 8

Тема №3. Московское государство в XIV – XVI вв.___________________________________________ 11

Тема №4. Россия в XVII в._______________________________________________________________ 14

Тема №5. Российский абсолютизм в XVIII в._______________________________________________ 17

Тема №6. Россия в XIX в. _______________________________________________________________ 20

Тема №7. Россия на рубеже XIX – XX вв.(1894 – 1917 гг.)____________________________________ 23

Тема №8. Становление Советского государства (1917 – 1930-е гг.) ____________________________ 26

Тема №9.Вторая мировая война (1939-1945 гг.). Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) ____ 30

Тема №10. СССР и мир в послевоенный период (1945 – 1953 гг.) _____________________________ 33

Тема №11. СССР в эпоху глобализации всемирной истории (1954 – 1991 гг.) ___________________ 35

Тема №12. Россия на рубеже XX – XXI вв._________________________________________________ 39

Вопросы к зачету _________ 42

Тестовые задания _________ 43

Требования к оформлению реферата _________________________________________________________ 44

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение гуманитарных дисциплин составляет важную часть общеобразовательной и мировоззренческой подготовки современных специалистов. К важнейшим общественным наукам относится История Отечества.

Целями данного учебного курса является изучение российской истории в контексте мировой цивилизации, выявление общего и особенного в российской истории, формирование представления об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дней. Курс построен по проблемно-хронологическому принципу. Это позволяет студентам получить представление об основных этапах мирового цивилизационного процесса. Вместе с тем, первоочередное внимание в курсе уделяется изучению характерных особенностей исторического развития России.

В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий по различным наукам, так как представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления общения.

Семинар – это форма организации обучения, при которой на этапе подготовки доминирует самостоятельная работа студентов с учебной литературой и другими дидактическими средствами над серией вопросов, проблем и задач, а в процессе семинара идут активное обсуждение, дискуссии и выступления студентов, где они под руководством преподавателя делают обобщающие выводы и заключения.

Готовясь к семинару, студенты должны:

1. Познакомиться с рекомендованной литературой.

2. Рассмотреть различные точки зрения по вопросу.

3. Выделить проблемные области.

4. Сформулировать собственную точку зрения.

5. Предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионный вопрос.

Данное учебное пособие помимо планов семинарских занятий, списка литературы содержит справочные материалы к каждой теме (даты, термины, определения, опорные конспекты в виде таблиц и схем), в которых сжато и доступно изложена информация, необходимая студенту для подготовки не только к семинарскому занятию, но и к зачету. Особенно актуальны подобные материалы для студентов, обучающихся на заочной и индивидуальной формах обучения.

План проведения семинарского занятия:

I. Вводная часть

а. Обозначение темы и плана семинарского занятия.

б. Предварительное определение уровня готовности к занятиям.

в. Формирование основных проблем семинара, его общих задач.

г. Создание эмоционального и интеллектуального настроя на семинарском занятии.

II. Основная часть

а. Организация диалога между преподавателями и студентами и между студентами в процессе разрешения проблем семинарского занятия.

б. Конструктивный анализ всех ответов и выступления студентов.

в. Аргументированное формирование промежуточных выводов, и соблюдение логики в последовательном соблюдении событий.

III. Заключительная часть

а. Подведение итогов.

б. Обозначение направления дальнейшего изучения проблем.

в. Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов.

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ,

ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

- Способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных наук (ОК-1).

- Способность и готовность к анализу мировоззренческих, социально-значимых и личностно значимых проблем; к самосовершествованию (ОК-2).

- Способность и готовность к анализу значимых политических событий и тенденций, ответственное участие в политической жизни, овладение основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, уважительное и бережное отношение к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства; знать историко-медицинскую терминологию (ОК-3).

 Способность и готовность анализировать экономические проблемы и общественные процессы (ОК-4).

- Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5).

 Способность сформировать новые личностные качества: критически относится к себе, к своим стереотипам и привычкам, обладает гибким мышлением; способность сотрудничать и вести диалог, критически оценивать информацию, уметь и анализировать и синтезировать информацию, быть нравственно ответственным за порученное дело, быть способным к творческой адаптации в реальной обстановке (ОК-6).

 Способность сформировать новые личностные качества: критически относится к себе, к своим стереотипам и привычкам, обладает гибким мышлением, способен сотрудничать и вести диалог, критически оценивать информацию, уметь и анализировать и синтезировать, быть нравственно ответственным за порученное дело, способен к творческой адаптации в реальной обстановке (ОК-7).

 Способность к аргументации, ведению дискуссии, к социальному взаимодействию с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами; к толерантности, уважению и принятию другого индивидуума, социальной мобильности (ОК-8).

 Способность к кооперации с коллегами и работе в коллективе, организовать работу исполнителей, принимать оптимальные управленческие решения (ОК-9).

 Способность осуществлять свою деятельность в различных сферах общественной жизни с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм (ОК-11).

 Способность грамотно использовать в профессиональной деятельности компьютерную технику, готов применять современные информационные технологии для решения профессиональных задач (ОК-12).

Основная литература по дисциплине

1. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиевв Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. – М., 2013.

2. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России. – М., 2009

3. Некрасова М.Б. Отечественная история. – М.: Юрайт, 2010.

4. Кузнецов И.Н. Отечественная история. – М.: «Дашков и К», 2008.

5. Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до наших дней. В 2-х томах. М.: Проспект, 2013.

6. Фортунатов В.В. История. – СПб., 2013

Интернет-ресурсы

http:// www.studmedlib.ru – электронная библиотека медицинского вуза

http://www.hrono.ru – сайт всемирной истории

http://www.hist.msu.ru/ER/index.html - историческая библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова

http://www. sbiblio.com - Библиотека учебной и научной литературы

http://www.gumer.info/ - Библиотека Гумер – гуманитарные науки

http://historylinks.ru/ - каталог исторических сайтов

Тема № 1: Введение в дисциплину

Цель занятия:сформировать повышенный уровень овладения компетенциями ОК-2, ОК-3.

В результате студент должен знать:

- концепции исторического развития: цивилизационная и формационная;

- функции исторической науки;

- сущность и виды исторических источников.

Уметь:

- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

- критически анализировать источник исторической информации;

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, схема, аудиовизуальный ряд);

- различать в исторической информации факты и мнения, исторически описания и исторические объяснения;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений.

Владеть:

 умением проводить анализ мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, готовностью к самосовершенствованию;

 умением анализировать значимые политические события и тенденции, к ответственному участию в политической жизни, готовностью к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства;

-методикой самостоятельной подготовки к практическим занятиям;

- навыками ведения дискуссии.

Вопросы для самоподготовки

1. Предмет, методы и источники изучения истории Отечества.

2. Русская историческая школа и её достижения (Н.М. Карамзин, В.О. Ключевский, С.М. Соловьев и др.).

3. Основные исторические концепции и подходы к изучению истории.

Наши рекомендации