Основные теории образования Древнерусского государства

Норманнская (Байер, Миллер, Шлёцер) Антинорманнская (М.В. Ломоносов)
Основатели Древнерусского государства - норманны, которых славяне призвали для управления ими. У восточных Славян шел процесс складывания государства до прихода варягов.
Название «Русь» скандинавского происхождения. влияние скандинавов на образование государства незначительно.
Славяне не способны к созданию своей государственности. «Русь» имеет славянское происхождение (от племени «рось» жившего по Днепру).

Принятие христианства

Причины Значение
Необходимость объединения племен в единое государство. Объяснение возникшего социального неравенства. Повышение международного авторитета. Расширение международных связей. Развитие духовной и материальной культуры (письменности, живописи, архитектуры). Закрепление феодальных отношений.

Причины феодальной раздробленности (начало XII – XV вв.)

Натуральный характер экономики Укрепление местного боярства Рост феодального землевладения Незрелость государственных структур на местах
Феодальная раздробленность – закономерный этап в развитии феодализма и исторического развития человеческого общества
Положительные последствия Отрицательные последствия
· Подъем экономики. · Рост городов, ремесла, торговли. · Расцвет местной культуры. · Политическая стабилизация на местах.   · Разорительные междоусобицы. · Отсутствие единой системы обороны – внешнеполитическая опасность для каждого княжества. · Центробежные тенденции.
Основы для последующего объединения
Единая религия и церковная организация Единый язык и общность культуры Единые правовые нормы – «Русская Правда» Осознание общей исторической судьбы

Дополнительная литература

Анохин Г.И. Новая гипотеза происхождения государства на Руси // Вопросы истории. 2000. № 3.
Горский А.А. Политические центры восточных славян и Киевской Руси: проблемы эволюции // Отечественная история. 1993. № 6.
Гумилёв Л.Н. От Руси до России. М.,1992.
Кузьмин А.Г. Падение Перуна: становление христианства на Руси. М., 1988.

Кучкин В.А. Дмитрий Донской // Вопросы истории. 1995. № 5-6.

Кучкин В.А. Русь под игом: как это было. М.,1991.
Ловмянский Х. Русь и норманны. М., 1985.
Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. М.,1974.
Мавродин В.В. Образование Древнерусского государства и формирование древнерусской народности. М.,1971.
Откуда есть пошла Русская земля. Века VI - X. Кн. 1,2. М.,1986.

Похлебкин В.В. Татары и Русь: 360 лет отношений Руси с татарскими государствами в XIII - XVI вв., 1238 - 1598 гг.: (От битвы на р. Сить до покорения Сибири): Справочник. М., 2000.

Пашуто В.Г. Александр Невский. М., 1995.
Романов Б.А. Люди и нравы Древней Руси // От Корсуня до Калки. М.,1990.
Рыбаков Б.А. Мир истории: начальные века русской истории, 2-е изд. М., 1987.

Шишов А.В. Александр Невский. Ростов н/Дон, 1999.
Славяне и Русь: Проблемы и идеи. М., 1998.
Седов В.В. Восточные славяне в VI-ХIII вв. М., 1982.
Фроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории. Л.,1980.

Тема № 3. Московское государство в XIV – XVI вв.

Цель занятия:сформировать повышенный уровень овладения компетенциями ОК-1, ОК-2, ОК-5.

В результате студент должен знать:

 сущность ордынского владычества на Руси;

 причины и особенности объединения русских земель в единое государство;

Уметь:

- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

- критически анализировать источник исторической информации;

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, схема, аудиовизуальный ряд);

- различать в исторической информации факты и мнения, исторически описания и исторические объяснения;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений.

Владеть:

 навыками публичной речи, ведения дискуссии и полемики, способностью к сотрудничеству и разрешению конфликтов; к толерантности;

 умением анализировать социально-значимые проблемы и процессы, способностью использовать на практике методы гуманитарных наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

Вопросы для самоподготовки

1. Образование Московского княжества и причины возвышения Москвы.

2. Влияние Золотой Орды на внутриполитические отношения в русских княжествах. Освобождение от вассальной зависимости от Золотой Орды.

3. Завершение формирования Русского централизованного государства. «Собиратели земли русской».

4. Иван IV - первый русский царь. Реформы Избранной Рады. Сословно-представительская монархия.

5. Опричнина: причины, сущность и последствия.

Наши рекомендации