Виды политического менеджмента

1. Имиджмейкинг, то есть создание определенного образа политического субъекта, работа над положительным имиджем. Имиджмейкинг может быть как индивидуальным, так и коллективным. В первом случае речь идет о том, чтобы создать положительный имиджа конкретного лица. В качестве примера имиджмейкинга в странах постсоветского пространства можно привести стремление лидеров правых партий облачиться в национальные костюмы, сделать соответствующие прически и т.д. Хотя это только верхушка айсберга, поскольку создание имиджа включает в себя и распространение мнения о семейных и личных ценностях лидера и о многом-многом другом.

Коллективный или корпоративный имиджмейкинг, предполагает формирование позитивного образа партии в сознании масс. Использование данной методики можно проследить по предвыборным роликам политических партий: общий сюжет, использование общих для всех посылов, даже цветовое решение оформления каждой сцены.

2. Электоральные технологии – системные методы организации предвыборной кампании. Подразумевают оказание комплексного воздействия на избирателей.

3. Технология политического союза – объединение сторонники и оппонентов политической силы или лидера. Итогом использования данной технологии является возникновение блоков в законодательных органах и вне этих органов. Очень часто этот вид политического менеджмента проявляет себя накануне очередных выборов.

4. Технология разрешения политического конфликта заключается в поиске выхода из политического противостояния или снижения напряжения в нем. Может заключаться в предоставлении преференций той или иной стороне конфликта, в поиске компромисса.

5. Лоббизм – работа, которая направлена на оказание воздействия на лиц, имеющих право принимать управленческие решения.

Таким образом, можно прийти к выводу, что методика реализации функций политического менеджмента очень специфична. Ведь субъект не может опереться на государственное принуждение, применить те или иные общеобязательные санкции. От того, насколько эффективным окажется политическое управление, зависит успех партии или общественного объединения на политической арене.

--------------------

Перечисленные виды политического менеджмента различаются по целям, которые может ставить перед собой субъект политического управления.

Выделение в обществе особых видов профессий, связанных с политическими технологиями, дало основание для классификации политического менеджмента по профессиональному признаку.

Принято выделять следующие виды: аналитическое обеспечение политических кампаний; политическая реклама; политический PR как информационное обеспечение политических кампаний; имид-жмейкинг в узком смысле слова, включающий работу консультантов с политиком с целью коррекции его поведения; спичрайтинг или написание текстов выступлений для политика; организация и проведение массовых политических акций.

Приведенный перечень видов политического менеджмента не является исчерпывающим. Сегодня на свет появляются новые профессии - ньюсмейкер (создатель событий, новостей или информационных поводов), спин-доктор (организатор пропагандистской кампании, направленной на снижение роли негативной для политического деятеля информации), которые неизбежно приведут и к появлению новых видов политического менеджмента.

Таким образом, политико-технологическое управление не только дифференцируется по видам решаемых задач, но и усложняется по профессиональному признаку.


Существует несколько основных подходов к принятию политических решений.

1) Структурно-функциональный подход (М. Вебер, Т. Парсонс) классифицирует решения по соотношению их с целями, ценностями, традициями или аффектом.

В соответствии со степенью осознанности политических действий выделяются политические решения, в основе которых лежат: аффективность, традиционность, целерациональность и ценностная ориентированность.

Основными элементами политического действия являются: субъект, ситуация действия, ориентация самого субъекта. Эффективность решения определяется принципом полезности.

2) Концепция двух шкал. Создаются 2 шкалы. На одной шкале располагается любое состояние мира, любой выбор человека, государства, которые оцениваются по принципу пользы (вреда) для субъекта в зависимости от совпадения с его интересами. На другую шкалу наносятся варианты развития событий в зависимости от степени вероятности их наступления.

Субъект заинтересован в наступлении определенных ситуаций, соответствующих его интересам, однако он должен соизмерять свои желания с возможностями своего влияния на ход событий. Согласно данному подходу, процесс принятия решений представляется соотнесением целей и издержек (затрат на их осуществление).

3) Концепция сценарного анализа акцентирует внимание на роли стратегических целей в процессе принятия решений. Однако здесь порой слабо учитывается изменчивость условий реализации этих целей, заставившая прибегать к корреляции (правке, видоизменению) самих целей.

4) Нормативная концепция исходит из рациональной роли принятия решения, из важного значения правил, процедур, институтов в деле принятия и осуществления принятых решений. Однако принятие решения никогда не является однозначно рациональным актом: на него налагают отпечаток личные качества правящей группы, субъективные представления и предпочтения, межличностные связи, опыт и интуиция управленцев.

5) Бихевиористская концепция учитывает объективные и многочисленные субъективные факторы принятия решений, стремится смоделировать этот процесс.

Перевод политических интересов в политические решения и их последующая реализация осуществляются в 3 стадии (этапа).

Первый этап – подготовительный. На нём осуществляются выявление требований и проблем, требующих вмешательства государственных органов, определение социальной значимости этих проблем, их классификация по показателям сложности, возможность оперативного решения, затрат, последствий.

Второй этап – принятие решения. На этом этапе формулируются политические цели, избираются средства их решения, с учетом динамики внешней среды, типа политической системы, уровня жизни населения, степени однородности культурной среды и т. д. При выборе средств реализации политических решений нецелесообразно действовать методом «проб и ошибок» (издержки превысят полезность действия); правильнее полагаться на научное исследование, здравый смысл и интуицию. Одним из оптимальных вариантов является рационально-универсальный метод – решение проблемы на основе изучения и учета всесторонней информации, разумного поведения групп, отсутствия внешних помех (на практике этот метод осложняется вследствие противоречий природы самого человека, мобильности его интересов). Более прагматичен метод ветвей, исходящий из поэтапного решения проблемы, «пилотирования» на маршруте к цели, допускающий отступления и возвраты для решения возникающих «по ходу», не менее важных, задач. «Метод ветвей» позволяет просчитывать эффективность затрат, вносить коррективы в стратегию движения к цели.

Третий этапреализация решения.Здесь важно добиться социальной поддержки принятому решению и методам его осуществления путем умелого пропагандистского обеспечения, доказательства достоинств и преимуществ избранного варианта решения проблемы. Для поддержки своих действий власть должна опираться на устойчивые стереотипы поведениябольшинства членов общества, на существующие ценности и представления большей части населения.

Наши рекомендации