Морально-нравственные аспекты бюрократизма на государственной и муниципальной службе

Среди основных факторов трудности становления демократии в России, особая роль в политической жизни общества бюрократии. Естьконфликт между бюрократией и демократией, на возможность которого обратил внимание М. Вебер. Выход из этого противоречия он предлагал искать на пути перехода к «плебисцитной вождистской демократии», основанной на приоритете избранного прямым голосованием народом и независимого от бюрократии харизматического лидера.

Для России антитеза «бюрократии» и «демократии», связанная с широкими возможностями бюрократического аппарата тормозить процесс демократических преобразований, всегда имела особое значение. Антидемократическая суть отечественной бюрократии обусловлена характером абсолютистского государства, захватившего суверенитет личности, ее права и свободы и выступавшего в роли полновластного распорядителя настоящего и будущего миллионов людей. Это характерно для самодержавной монархии в России и для советской партийно-государственной номенклатуры, подавлявшей любые формы политической, экономической и культурной самостоятельности населения.

В научной литературе обращалось внимание на специфические черты русской модели управления и управленческой культуры. В целом для российского менталитета характерно стремление к политической целостности через централизацию власти, что вело к постоянному воспроизводству в массовом сознании необходимости сильной власти единого центра.

По Г. Хофштеде и Д. Боллинже Россия это тип вертикальных управленческих культурс характерным высоким индексом дистанции власти. Это атрибут национальной управленческой культуры, особенность культуры управления и властных отношений в России изначально оправдывала идею неравенства распределения власти в организованных структурах. Отсюда вмешательство сильной власти не воспринималось массовым сознанием как ущемление прав отдельной личности, а виделось как определенное благо. Это стороны, создавало основу для распространения в массовом сознании терпимого отношения к авторитарному стилю управления, воспитало у большинства граждан привычку к чинопочитанию, мало способствовало формированию устойчивой традиции участия широких масс в политической жизни.

Понятие «бюрократия»- буквально власть конторы, господство аппарата управления.

Различные типы общества порождают специфические «модели» бюрократии, которые различаются:

1) по весу бюрократии в обществе;

2) по характеру и способам решения государственных задач;

3) по взаимоотношению бюрократии с политической элитой и политическими лидерами.

Есть два основных типа бюрократии:

1) «имперская» (традиционная) - исторически первый тип бюрократии, азиатских империй (средневековый Китай), где главная опора социального порядка это вера в авторитет традиций, обязательных для исполнения всеми членами общества;

2) рационально-легальная бюрократия - возникает при переходе от традиционного общества к индустриальному.

Современная рациональная бюрократия - социальное образование, опора господства. Еепоявлениекоторой обусловлено не происхождением и имущественным положением, а знанием и применением законов, реализацией функций и задач институтов и органов власти. Рационально организованная бюрократия - одно из важнейших социальных изобретений современной цивилизации.

Понятие «бюрократия» не равноценно понятию«бюрократизм», хотя часто и совпадают.

Сущность бюрократизма - ненормальность и болезнь системы управления. Основные признаки:

• перенос акцентас целей организации на ее средства, в итоге средства (иерархия власти, строгая дисциплина, неукоснительное следование правилам, инструкциям и т.д.) превращаются в самоцель;

• раздутый, запутанный аппарат управления и «бумажный» стиль работы;

• подмена закона инструкциями под видом конкретизации закона;

• чрезмерная, мелочная регламентация и формализм в выполнении обязанностей, произвол и коррупция в аппарате;

• повиновение, превращающееся в верноподданничество к власти.

Это подрывает авторитет власти, государства и его аппарата.

Исторически бюрократия и бюрократизм возникли вместе с возникновением государства. Рост влияния бюрократии в жизни общества объясняется объективными причинами. Он связан, прежде всего, со специфическими особенностями работы органов власти. К ним должно отнести: разрастание и усложнение функций государственного аппарата, владение техникой административной работы, обладание информацией и документацией, возможности составления и интерпретации государственных решений и актов, ведения переписки с населением и т.д. Это делает население и высшие инстанции, зависимым от аппарата чиновников, а сам аппарат – автономным и полновластным.

Трудность борьбы с бюрократизмом в государстве объясняется:

1. слабостью законотворческой практики, противоречивость многих норм права и их изначальная многогранность, отсутствие в НПА прописанного механизма их реализации создают широкие возможности вольной трактовки законов ГиМС.

2.отсутствием в органах исполнительной власти механизмаконтроля за работой чиновников, безнаказанность ГиМС.

В России роль бюрократии и ее методов управления, учитывая особое место государства в системе общественно-политических отношений, изначально была высокой и в дореволюционном периоде с характерными для него этатизацией общества и особой ролью аппарата государственного управления в организации сословного строя, и особенно в послеоктябрьскому советском.

В советской России произошло утверждение командно-административной системы с жестко централизованным хозяйством на базе огосударствленной собственности, с господством больше политических и идеологических регуляторов вместо экономических.

Эволюционируя, российская бюрократия сближалась с той моделью власти и управления, которая сформировалась в древнейших азиатских империях (Китай).

Она отличалась значительной независимостью бюрократии от общества, с одной стороны, и высокой степенью ее зависимости от политической власти – с другой.

Основные черты этого типа бюрократии: четкая внутренняя градация правящего слоя, строгая личная ответственность чиновников, цензорский надзор за администрацией и унификация мышления государственных служащих, систематическое обновление аппарата.

Особенности дореволюционной российской бюрократии сохранились и усилились в советский период. На основе национализации экономики бюрократия приобрела новую организационную форму – «номенклатуры». Отличительная черта советской модели бюрократии - единство администрации и политики, постепенно подчинившей административный сектор. Базовая административная роль изначально принадлежала политикам, а подбор кадров осуществлялся не столько по деловым, сколько по политическим качествам и на основе принципа личной преданности.

Современное российское чиновничество в целом, не изменило своим привычкам. Факты свидетельствуют о том, что демократизация в условиях России в реальности привела к тому, о чем в свое время писал М. Вебер и предупреждал русский мыслитель И. А. Ильин, – к дальнейшей бюрократизации общества.

Политическая элита страны и ее лидеры опасаются, что мы имеем дело с очередной «бюрократической революцией» в России, отличительной чертой которой становится процесс «приватизации чиновничества», сделавший коррупцию в государственном аппарате обычным делом. Служащие государственного аппарата и должностные лица стремятся, во что бы то ни стало извлечь личные выгоды из своего служебного положения, чтобы компенсировать недостаток своего жалованья, что тем более несложно сделать в наших условиях, когда непонятно, где начинаются и где кончаются границы государственного вмешательства в экономические и другие отношения в обществе.

Наши рекомендации