Тема 15. Правонарушение. Юридическая ответственность.
1. Правомерное поведение и его разновидности.
2. Понятие и основные признаки правонарушения.
3. Юридический состав правонарушения.
4. Виды правонарушений.
5. Понятие, признаки и виды юридической ответственности.
6. Принципы юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Основания освобождения от юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Практическое задание
Тест
1. По степени общественной опасности правонарушения подразделяются на:
А) умышленные и неосторожные;
В) публично-правовые и частноправовые;
С) проступки и преступления;
D) гражданско-правовые и уголовно-правовые.
2. Какое определение раскрывает понятие юридической ответственности:
А) виновное противоправное общественно опасное поведение
праводееспособного индивида;
В) осуждение правонарушителя со стороны общества, коллектива;
С) все перечисленное;
D) обязанность претерпевать меры государственного принуждения,
предусмотренные санкциями правовых норм.
3.Что является основанием возникновения юридической ответственности:
А) общественная опасность личности;
В) решение компетентного органа;
С) все перечисленное;
D) совершение правонарушения.
4. Расположите правонарушения в порядке увеличения общественной опасности:
А) дисциплинарное;
В) гражданское;
С) административное;
D) уголовное.
5. Субъективная сторона, объективная сторона, субъект и объект преступления в целом составляют:
А) содержание уголовного правоотношения;
В) состав правонарушения;
С) противоправность деяния;
D) понятия преступления;
6. Возраст с которого, по общему правилу, наступает уголовная ответственность в РФ:
А) 18 лет;
В) 16 лет;
С) 14 лет;
D) 21 год.
7. Какое из указанных положений раскрывает все признаки преступления:
А) виновность и наказуемость;
В) противоправность и наказуемость;
С) общественная опасность, противоправность, виновность;
D) ни одно из указанных положений не раскрывает.
8. Субъектами преступлений являются:
А) физические и юридические лица;
В) государственные органы, граждане и юридические лица;
С) вменяемые граждане, достигшие определенного возраста;
D) только юридические лица.
9. Какой из указанных признаков относится к объективной стороне преступления:
А) вменяемость;
В) время совершения преступления;
С) вина;
D) ни один не относится.
10. Правонарушения, совершаемые в сфере служебных отношений, называются:
А) административными проступками;
В) дисциплинарными проступками;
С) уголовными правонарушениями;
D) гражданскими проступками.
11. Подберите понятие к данному определению: «Общественно вредное, противоправное и виновное деяние деликтоспособного лица, которое в качестве факта является основанием правовой ответственности».
А) Правомерное поведение.
В) Поведение, безразличное для права.
С) Правонарушение.
D) Правореализующее поведение.
12. Подберите понятие к данному определению: «Возникающее в связи с правонарушением особое правоотношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается ответственность претерпевать предусмотренные законом лишения и неблагоприятные последствия за совершенное правонарушение».
А) Персональная ответственность.
В) Политическая ответственность.
С) Юридическая ответственность.
D) Социальная ответственность.
13. Что из представленного относится к элементам состава правонарушения?
А) Причина и следствие.
В) Базис и надстройка.
С) Деяние и вредоносный результат.
D) Объект и субъект.
Методические указания по подготовке студентов к практическому занятию
Готовиться к семинару и практическому занятию следует заранее, а не накануне его проведения. Для этого необходимо внимательно ознакомиться с планом семинара, вопросами, выносимыми на практическое занятие и другими материалами, уяснить вопросы, содержание занятия и цели его проведения. Рекомендуется составить план подготовки к семинару, обращая внимание не только на то, что надо сделать, но и в какие сроки, каким путем. Затем нужно подобрать литературу и другой необходимый материал.
Прежде всего студентам необходимо обратиться к своим конспектам лекции и соответствующему разделу учебника. После этого можно приступить к изучению нормативного материала, специальной литературы. Изучение всех источников должно идти под углом зрения поиска ответов на вынесенные на семинар вопросы: нужно законспектировать первоисточники, выписать в словарь и выучить термины.
Завершающий этап подготовки к семинару состоит в составлении развернутых планов выступления по каждому вопросу семинара (конкретного задания). Студент должен быть готов к докладу по каждому вопросу плана семинара (8―10 минут) и к участию в обсуждении и дополнении докладов (3―5 минут).
Желательно иметь специальную тетрадь для подготовки к семинарам либо вести все записи (конспекты лекций и записи к семинарам) в одной тетради.
Следует помнить, что докладчики и содокладчики назначаются преподавателем — руководителем семинара заблаговременно и, как правило, из числа желающих. При необходимости с ними проводится дополнительная консультация. Доклады делаются устно, разрешается обращаться к записям (нормативным правовым актам, материалам правоприменительной практики, конспекту, выпискам из книг, к первоисточникам и др.). Однако нужно избегать сплошного чтения написанного текста. Следует стремиться к выражению мыслей своими словами, путем свободной устной речи.
Докладчику задаются вопросы, главным образом студентами. После ответов на них желающие вносят коррективы и дополнения (до 5 минут). Руководитель семинара может вызвать студентов для ответов на отдельные вопросы при обсуждении доклада. Обсуждение докладов проводится в свободной форме, в плане развития дискуссии, творческого обсуждения вопросов темы. Семинар может быть проведен также и в порядке развернутой беседы, и в форме обсуждения письменных докладов (рефератов), заранее подготовленных отдельными студентами по заданию преподавателей, и в виде своеобразной читательской конференции по заранее прочитанной книге или ее разделам.
Форма проведения семинара объявляется студентам заранее, чтобы у них была реальная возможность успешно подготовиться к активному участию в семинаре.
Перед проведением семинара могут быть назначены консультации. Консультации могут быть индивидуальными и групповыми, устными и письменными, В консультациях могут нуждаться все студенты, в том числе и наиболее активные из них, желающие углубить свои знания по тому или иному вопросу. Но особенно потребность в них ощущают те студенты, которые встретились с затруднениями при изучении отдельных вопросов учебной программы курса, при написании курсовой работы, научного доклада, при подготовке к зачету, экзамену и т.д.
При изучении литературы, нормативного и иного материала следует выделять вопросы, которые остались непонятными или требуют дополнительного усвоения. Практика показывает, что консультациями пользуются далеко не все, кто в них нуждается, поэтому иногда консультация проводится по инициативе преподавателя — тогда она становится обязательной для студента. Обязательная консультация заключается в индивидуальной беседе преподавателя с каждым вызванным студентом по тому кругу вопросов и проблем, которые вызвали трудности.
Консультации могут быть введены непосредственно в расписание занятий. В этом случае они являются общими для всей группы (нескольких групп) или всего курса в целом.
На групповых консультациях могут быть рассмотрены вопросы организации работы студентов (например, по подготовке курсовых работ) либо обсуждены конкретные проблемы.
В ходе консультации важно получить ответ на поставленные вопросы. Следует иметь в виду, что преподаватель может и не дать полного и исчерпывающего ответа, но в этом случае он обязательно порекомендует для самостоятельного изучения соответствующую учебную литературу, другие источники.
В случае пропуска семинарского (практического) занятия студент обязан подготовить материал семинара и отчитаться по нему перед руководителем семинара в обусловленное время. Студент не допускается к экзамену, если у него есть задолженность по семинарским и практическим занятиям.
Требования к выступлению студента
В ответах студентов должна быть самостоятельность, творческое отношение к содержанию освещаемого вопроса, убежденность в излагаемых взглядах. Выступления студентов должны быть грамотными в литературном отношении.
При изложении доклада на семинаре студент должен продемонстрировать знание монографий, научных статей, законодательных и иных нормативных правовых актов, справочной литературы, содержащей комментарии, результаты социологических исследований и т.п. Особое внимание следует обратить на использование законов, иных нормативных правовых актов, действующих в последней редакции.
Доклад должен свидетельствовать о знании студентом материала по избранной теме, а если проблема носит комплексный характер, то и по смежным темам, наличии определенного опыта умелой передачи его содержания в устной форме, умении делать обобщения и логичные выводы.
В докладе желательно раскрыть содержание основных концепций, наиболее распространенных позиций ученых, а также высказать свое аргументированное мнение по важнейшим проблемам данной темы. Доклад должен носить творческий, поисковый характер, содержать элементы научного исследования.
Активность каждого участника семинара проявляется в том, как внимательно он слушает всех выступающих, замечает ли пробелы в их выступлениях, готов ли он вступить в дискуссию по обсуждаемому вопросу.
При решении практической (ситуационной) задачи студент должен продемонстрировать понимание проблемы, навыки работы с нормативными правовыми актами, справочной литературой, материалами правоприменительной практики, уметь обосновывать свою позицию.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Теория государства и права (модуль 1)» для заочной формы обучения (ускоренной программы обучения) 1 курс 1 семестр
1. Теория государства и права как наука. Предмет теории государства и права.
2. Структура теории государства и права.
3. Функции теории государства и права.
4. Методология теории государства и права.
5. Соотношение теории государства и права с другими науками.
6. Место теории государства и права в системе юридических наук.
7. Значение теории государства и права для науки и практики в современных условиях.
8. Общая характеристика теорий происхождения государства и права.
9. Первобытное общество (экономика, структура, власть) и его развитие.
10. Власть и социальные нормы в первобытном обществе.
11. Особенности возникновения государства у разных народов (восточный путь, западный путь).
12. Общие закономерности происхождения государства и права.
13. Понятие и признаки государства.
14. Сущность государства: современные подходы.
15. Понятие типа государства; формационный и цивилизационный подходы типологии.
16. Исторические типы государства.
17. Понятие функций государства, их классификация.
18. Формы осуществления функций государства.
19. Механизм и аппарат государства, их соотношение.
20. Принципы организации и деятельности государственного аппарата.
21. Органы государства, их классификация.
22. Государственная власть: понятие общие черты.
23. Методы осуществления государственной власти.
24. Понятие формы государства и ее элементы.
25. Форма правления (понятие, виды).
26. Монархия: понятие, признаки и виды.
27. Республика: понятие, признаки и виды.
28. Форма государственного устройства (понятие, виды).
29. Государственный (политический) режим (понятие, виды).
30. Понятие, принципы и формы демократии.
31. Понятие политической системы общества и ее структура.
32. Место государства в политической системе общества.
33. Понятие сущность и признаки социального государства.
34. Проблемы формирования социального государства в России.
35. Правовое государство. Признаки и принципы правового государства.
36. Социальные условия формирования правового государства в России.
37. Перспективы, пути и средства формирования Российского правового государства.
38. Человек, личность, гражданин: соотношение понятий «правовой статус» и «правовое положение» личности.
39. Права человека и права гражданина.
40. Юридические обязанности человека и гражданина
41. Роль государства в обеспечении прав и свобод личности.
42. Гражданское общество: понятие и признаки.
43. Сущность и основные принципы гражданского общества.
44. Государство, право и экономика.
Вопросы к экзамену по дисциплине «Теория государства и права (модуль 2)» для заочной формы обучения (ускоренной программы обучения) 1 курс 2 семестр
1. Социальные нормы: понятие и виды.
2. Основные теории возникновения права
3. Причины возникновения права.
4. Современные подходы к пониманию права. Значение нормативного, социологического и философского понимания права для юридической науки и практики.
5. Право, его признаки и сущность.
6.Принципы права.
7. Функции и ценность права
8. Право в объективном и субъективном смысле, их соотношение.
9. Норма права, ее признаки и виды.
10. Классификация норм права.
11. Структура норм права. Формы изложения правовых норм. Соотношение нормы права и статьи закона.
12. Понятие и виды источников (форм) права.
13. Источники права современной России.
14. Нормативно-правовой акт как источник права: понятие, признаки, виды.
15. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
16. Понятие и виды правотворчества. Правотворческий процесс: понятие, стадии, принципы, пути совершенствования.
17. Пробелы в законодательстве и способы их преодоления.
18. Реализация норм права: понятие, формы (виды).
19. Применение права: понятие, особенности, отличие от других форм реализации права.
20. Индивидуальные правовые акты (акты правоприменения) и требования к ним.
21. Субъекты, стадии и принципы правоприменения.
22. Толкование норм права: понятие, способы (методы), виды.
23. Понятие, признаки и структура правоотношения.
24. Субъекты правоотношений. Правовой статус индивидуальных и коллективных субъектов. Правосубъектность.
25. Субъективные права и юридические обязанности.
26. Объекты правоотношений: понятие и виды.
27. Юридические факты: понятие, виды.
28. Виды правоотношений.
29. Система права: понятие, структура.
30. Критерии выделения отраслей права. Основные отрасли российского права.
31. Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право.
32. Система законодательства и ее соотношение с системой права.
33. Систематизация законодательства: понятие, виды (инкорпорация, кодификация, консолидация нормативно-правовых актов).
34. Основные правовые системы современности: правовые семьи, признаки и тенденции развития.
35. Понятие, черты и виды правомерного поведения.
36. Правонарушение: понятие, признаки.
37. Юридический состав правонарушения; его элементы.
38. Виды правонарушений.
39. Юридическая ответственность: понятие, признаки, виды.
40. Основание юридической ответственности. Основания освобождения от юридической ответственности.
41. Законность и правопорядок, их соотношение. Роль законности и правопорядка в жизни общества. Пути и средства их обеспечения.
42. Правовое сознание: понятие структура, соотношение с правовой культурой.
43. Правовая культура: понятие структура, соотношение с правовым сознанием.
44. Правовое регулирование. Юридический механизм действия права, его структура.
Курсовая работа: общая характеристика деятельности и примерная тематика
Студенты первого курса в соответствии с учебным планом выполняют и представляют на кафедру курсовую работу, которая является первой и самостоятельно подготовленной научной работой на основе углублённого изучения избранной темы. Курсовая работа по теории государства и права является одной из важнейших форм самостоятельного изучения студентами научной литературы, нормативного материала, даёт возможность самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации, оценивать общественные явления и процессы.
Выполнение курсовой работы по теории государства и права помогает студентам вырабатывать навыки логического анализа содержания монографических работ, нормативного материала (особенно положений Конституции), учебной литературы, развивает умение правильно формулировать и раскрывать теоретические положения, способствует овладению правовой терминологией, даёт возможность высказывать практические рекомендации, предложения, делать самостоятельные выводы, что имеет важное значение для юриста, в конечном счёте, направлено на более глубокое и прочное усвоение учебного программного материала.
Курсовая работа по дисциплине ТГП выполняется студентами во втором семестре. Курсовая работа выполняется в соответствии с требованиями установленными кафедрой.
Примерная тематика курсовых работ
1. Теория государства и права в системе общественных и юридических наук. Значение теории государства и права для науки и практики в современных условиях.
2. Предмет, метод и функции теории государства и права. Развитие теоретической науки о государстве и праве в современных условиях.
3. Методология теории государства и права, тенденции ее развития.
4. Значение теории государства и права в правовой подготовке специалиста-юриста.
5. Теория государства и права, проблема преодоления идеологизации юридической науки.
6. Общая характеристика основных теорий происхождения государства и права.
7. Особенности возникновения государства у разных народов (восточный путь, западный путь).
8. Общие закономерности происхождения государства и права.
9. Понятие, признаки и сущность современного государства.
10. Государственная власть: понятие и признаки.
11. Типология государств (формационный, цивилизационный подходы).
12. Форма государства (форма правления, форма государственного устройства, политический режим)
13. Эволюционные и революционные изменения в форме (устройстве) государства.
14. Политико-правовой режим в различных типах государства.
15. Монархическая форма правления. Виды монархий.
16. Республиканская форма правления. Современные виды республик.
17. Унитарная форма государственного устройства.
18. Федеративная форма государственного устройства. Виды федераций (исторические и современные)
19. Государственный, политический режим. Основные классификации: политических режимов.
20. Партии в политической системе общества, правовое регулирование их деятельности.
21. Функции государства: понятие и виды.
22. Орган государства: понятие и признаки. Виды органов государства.
23. Механизм и аппарат государства, их соотношение.
24. Место и роль государства в политической системе общества.
25. Основные принципы организации и деятельности современного государства.
26. Государство и гражданское общество.
27. Государство и церковь. Правовое регулирование их взаимоотношений.
28. Демократическое государство.
29. Правовое государство.
30. Презумпция и государственная гарантированность прав и свобод человека.
31. Принцип разделения властей.
32. Социальное государство.
33. Светское государство.
34. Виды политических систем. Развитие политической системы современной России.
35. Происхождение права, его признаки и сущность.
36. Соотношение права и морали: единство, различие, взаимодействие и противоречия.
37. Нормы права и другие социальные нормы.
38. Современные подходы к пониманию права. Значение нормативного, социологического и философского понимания права для юридической науки и практики.
39. Принципы, функции и ценность права.
40. Типы правоприменения.
41. Государство и парламентаризм
42. Управление и самоуправление в государстве.
43. Формирование правового государства в современной России.
44. Механизм реализации функций государства.
45. Коллизии в праве.
46. Государственно- национальная структура общества.
47. Государство и экономика.
48. Государство и личность.
49. Форма государственного устройства: понятие и виды.
50. Государственно-политический режим: понятие и виды.
51. Механизм государства: понятие и структура.
52. Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата.
53. Функции государства и государственно-правовые формы их осуществления.
54. Понятие, основные признаки и сущность права.
55. Основные концепции сущности права.
56. Принципы права, их классификация.
57. Право и государство. Их соотношение.
58. Взаимосвязь права и политики, права и экономики.
59. Понятие правовой системы. Основные правовые системы современности, их характеристика.
60. Механизм правового регулирования общественных отношений: понятие и основные элементы
61. Нормативные акты: понятие и виды.
62. Закон: понятие, признаки и виды.
63. Нормы права.
64. Формы и способы изложения правовых норм в статьях нормативно-правовых актов
65. Понятие и виды источников (форм) права.
66. Источники права современной России.
67. Пределы государственной деятельности и правового регулирования общественных отношений. Объективное и субъективное в праве.
68. Пробелы в законодательстве и способы их преодоления.
69. Система права и система законодательства.
70. Понятие и виды правотворчества. Правотворческий процесс: понятие, стадии, принципы, пути совершенствования.
71. Правовое сознание: понятие структура, соотношение с правовой культурой.
72. Правовая культура: понятие структура, соотношение с правовым сознанием.
73. Реализация норм права: понятие, формы (виды).
74. Применение права: понятие, особенности, отличие от других форм реализации права.
75. Правоприменение. Субъекты, стадии и принципы правоприменения.
76. Толкование норм права: понятие, способы (методы), виды.
77. Механизм правового регулирования.
78. Правоотношение. Понятие, признаки и структура правоотношения.
79. Стороны правоотношения. Правовой статус индивидуальных и коллективных субъектов. Правосубъектность.
80. Юридические факты: понятие, виды.
81. Виды правоотношений. Проблема реализации норм права вне правоотношений.
82. Система права и правовая система: понятие, структура, соотношение.
83. Основные отрасли российского права. Критерии выделения отраслей права.
84. Система законодательства и ее соотношение с системой права.
85. Публичное и частное право.
86. Систематизация законодательства: понятие, виды
87. Основные правовые системы современности: их семьи, признаки и тенденции развития.
88. Понятия человек, личность и гражданин, их соотношение.
89. Личность и право. Правовой статус и правовое положение личности.
90. Роль государства в обеспечении прав и свобод личности.
91. Понятие правонарушение, его признаки и виды.
92. Юридический состав правонарушения; его элементы.
93. Социальная ответственность: понятие и виды.
94. Юридическая ответственность: понятие, признаки, виды, причины.
95. Понятие, черты и виды правомерного поведения.
96. Понятие законности и правопорядка, их соотношение.
97. Роль законности и правопорядка в жизни общества. Пути и средства их обеспечения.
98. Историческое развитие идеи правового государства.
99. Признаки и принципы правового государства.
100. Социальные условия формирования правового государства.
101. Перспективы, пути и средства формирования российского правового государства.
102. Правовой статус личности. Современное видение проблемы защиты прав, свобод и законных интересов личности.
103. Правовое сознание и правовая культура. Профессиональное сознание и профессиональная культура юриста.
104. Взаимовлияние государства, права, экономики. Роль государства и права в регулировании экономики современной России.
105. Государство, право и гражданское общество. Проблемы формирования гражданского общества в России.
106. Пути и условия формирования правового Российского государства.
107. Соотношение общества и государства. Гражданское общество.
108. Экологическая и другие глобальные проблемы современности. Роль государства и права в их разрешении.